Статья:

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО БАШКИР

Конференция: V Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 1. Искусствоведение

Выходные данные
Назарова А.Р. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО БАШКИР // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. V междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(5). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/5(5).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО БАШКИР

Назарова Азалия Рамзиевна
студент, Стерлитамакский филиал «Башкирский государственный университет», г. Стерлитамак
Жданова Лилия Ульфатовна
научный руководитель, научный руководитель, старший преподаватель, Стерлитамакский филиал «Башкирский государственный университет», г. Стерлитамак

Жить достойно, пользоваться уважением окружающих, хочет каждый из нас. Это возможно если сам уважаешь себя и окружающих, знаешь свою культуру, историю, понимаешь свое место в мире природы и в мире людей. Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством является одним из показателей нравственного и эстетического богатства традиционной культуры.

Мы живем в развивающемся информационном обществе, которое вытесняет «живое» искусство, превращая его в «цифровое», но мы не должны забыть то, что народное искусство — это уникальное средство для воспитания духовно-нравственного человека, в этом и есть актуальность данной темы.

Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры, оно раскрывает художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память, развивается по своим законам, взаимодействует с искусством профессиональных художников и передается из поколения в поколения.

В большой советской энциклопедии дается следующее определение декоративно-прикладного искусства: «Декоративно-прикладное искусство — раздел декоративного искусства; охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта» [5].

Исследователи декоративного искусства К.Г. Вагнер и В.М. Василенко отметили, что декоративно-прикладное искусство имеет большое социальное и художественное значение и является «наглядным эстетическим и морально-этическим кодексом народа».

Бытовые утвари, применяемые повседневно создавались простыми людьми, приносили пользу и радость. Поэтому народное декоративно-прикладное искусство объясняется как область художественного творчества, которое связано с народным творчеством, историей, обычаями и традициями. Народное прикладное искусство отражалось в хозяйственно-промысловой деятельности постройках жилья, изготовлении одежды, утвари, орудий труда [1, с. 7].

У каждого народа, основу декоративного искусства составляет стилизованный декоративный орнаментальный комплекс.

Слово «орнамент» в переводе от латинского означает — узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов, а декоративный — «украшение». Предмет является декоративным, если выполняет функцию украшения, служит цели придания красоты другому предмету. Стилизация достигается путем обобщения, упрощения элементов изображаемых фигур и предметов с помощью условных приемов.

В древние времена разные орнаменты и декоративные украшения считались талисманами и оберегами, которые защищали человека от сглаза злых сил и духов. Спустя через века назначение орнаментов менялось [2, с. 86].

В настоящее время люди воспринимают орнаментальные комплексы как украшение, узор, хотя они являются продуктом многовекового исторического развития, в которых сохранились наслоения различных периодов культур племени и народов.

В башкирском народном декоративно-прикладном искусстве отражены их идеалы. Веками формировался самобытный декоративный стиль. Встречаются орнаментальные комплексы, взятых из мотивов тюркских, монгольских, финно-угорских, сибирских и иранских народов, но и сам башкирский орнамент влиял на развитие декоративно-прикладного искусства других народов мира.

Декоративно-прикладное искусство башкирского народа многообразно: орнаментальные мотивы использовались в декорировании предметов убранства коня, ткачества, вышивки, оружия, одежды, в декоре элементов дома и других объектах материальной культуры, в которых отражается тесная связь с трудом, обычаями и традициями народа. Наиболее характерные формы декоративно-прикладного искусства башкирского народа — это украшения, вырезанные из дерева и красиво, ярко расписаны; вышивка и аппликация; тканине ковров; украшения из кораллов, бисера и монет; вязка узорами. А также орнаментами украшались предметы обихода: из дерева шкатулки, футляры для курая (национальный инструмент), посохи, сундуки, постельное белье, орудия прядения и ткачества; изделия из бересты: посуда предназначенные для меда и масла, разнообразные короба и корзины, колыбели, инструменты пчеловодства. Колыбели, туески, корзины для ягод украшались несложными орнаментами в виде резьбы, шитья и аппликации.

Башкирских ювелирных изделий различными отделками много: серебряными узорами украшались стремена металлические части сбруи, оружия; серебряными и золотым — ножны и рукоятки сабель; гроверовка, чеканка, штампы, чернение применялись при украшении серьгей, перстней, колец, подвесок, застежек, поясных накладок, а также ставками из цветного камня: бирюза и сердолик.

Изготовлением украшений из кораллов, бисера и монет, вышивкой и аппликацией, ковроделе и узорном ткачестве занимались женщины. Праздничная и обрядовая одежда, предметы убранства дома украшались вышивкой. В древности вышивка выполнялись по бересте; войлоку и коже.

Цветовая гамма башкирского орнамента яркая, многоцветная, в которой преобладают: красный (цвет тепла и огня), желтый (цвет изобилия и богатства), черный (цвет земли и плодородия), зеленый (цвет вечной зелени), белый (цвет чистоты помыслов, миролюбие), синий (цвет свободолюбия), коричневый (цвет старости увядания). Хараусы — налобные повязки, они обычно были желто-оранжевого и красно-коричневого цвета. Цвет основы изделий — красный, черный, желтый и белый [1, с. 10].

В орнаментальных композициях встречаются сочетания узоров, образующихся из геометрических, зооморфных и растительных фигур и элементов. Исходя из назначения, орнамент располагается бордюром, отдельными розетками или сплошной сеткой [1, с. 87].

«Кускар» (символ завитых бараньих рогов и символ трав) — основной мотив в башкирском орнаментальном комплексе. В ромбических орнаментах отражается земледельческая деятельность башкир, а ромб постепенно становится идеограммой Жизни и Блага. Кругообразные орнаменты являются упрощенным изображением солнца, которыми украшались еляны (верхняя одежда). Элемент «свастика» является символом плодородия, солнца, скрещенного молота, молний. Он считался хранителем от злых сил, символом солнца, жизни и добра. Символ «сердечко» обозначает гостеприимство, встречается в орнаментах и других народов [4, с. 127—130].

Название элементам давали мастерицы: крупный ромбический элемент называли «поднос», отростки ромба — «птичьи головки», мелкие элементы в виде столбиков и квадратов — «клоп», ромб типа русского репья «цветок», узор из соединенных ромбов — «талия муравья», косой крест с маленьким ромбом в центре «рак», полоска из соединенных углами ромбов — «ветка бадьяна» и другие [2, с. 11].

В народном искусстве башкир Н.В. Бикбулатовым и Р.Г. Кузеевым выделено шесть орнаментальных комплексов, которые соответствуют разным историческим эпохам [4, с. 193—199].

Узоры первого комплекса состояли из прямых линий и простейших геометрических фигур: треугольников, ромбов, квадратов, прямоугольников, кругов, полукружий, зигзагов, «елочек», шевронов, вихревых розеток. Здесь было много бордюрных узоров, пересекающихся линий, вписанных одна в другую фигур. Такими орнаментами украшали кумысную и медовую посуду, старинные кожаные ремни, подпруги, щиты, седла, стремена, сундуки. Орнамент использовался при вышивке, аппликации тканей, в лоскутной мозаике, в украшении кошем, в декоре женской верхней одежды из сукна и тканей и некоторых видов обуви подавляющее большинство декорированных подобным образом этнографических предметов сосредоточено в юго-восточном регионе.

Второй орнаментальный комплекс состоит из криволинейных узоров, представляющие различные спирали, рогообразные и сердцевидные фигуры, бегущие волны, пальметки, стилизованные растительные композиции.

Кроме вышивки и аппликации узоры второго комплекса применялись в тиснении на коже, в украшении металлических накладок на седла, колчаны, конскую сбрую, а также в кошмоделии. Два первых комплекса были распространены в юго-восточной и восточной Башкирии.

Третий орнаментальный комплекс составляли стилизованные цветочно-растительные мотивы, которые применялись в тамбурной вышивке на тканевых бытовых вещах, в вышивке на женских головных уборах, мужских тюбетейках. В XX в. подобным образом украшали женские платья, фартуки, мужские свадебные рубахи, паласы. Растительные орнаменты встречались в ювелирных изделиях: наносили на браслеты, кольца, косные подвески и другие серебряные пластины.

В тамбурной вышивке применялись цветочные орнаменты, в которых сочетались розеточные композиции с бордюрным обрамлением. Старинные вышивки выполнялись обычным или расширенным тамбуром и отличались контурным рисунком; со временем все чаще заполнялись внутренняя поверхность цветов и листьев, изображение становилось объемным. Украшались скатерти, намазлыки, занавесы, наволочки, платки. Тамбурная вышивка в таком стиле была распространена по территории расселения башкир широко; она не была характерна лишь для искусства юго-востока.

Четвертый орнаментальный комплекс использовался в ковроделе, ткачестве паласов, при украшении больших занавесов (шаршау), скатерти, полотенца. Он включал фигуры типа медальонов: шестиугольники, восьмиугольники, угловатые ромбы, звезды и другие сложных сочетаний геометрические построения. Крупные розетки помещались в центре, более мелкие занимали промежутки на центральном поле и выстраивались в ряды на кайме распространенные комплекса, ограничивалось западными районами Башкортостана.

Пятый орнаментальный комплекс объединял композиции из простейших элементов: треугольников, квадратов, ромбов, трапеций, «елочек», крестов, дополнительных окантовкой и завитками. Он получил развитие в вышивках на полотенцеобразных головных уборах «тастарах» и налобных повязках «хараусах». «Тастары» украшались крупным розеточным узором и полосными композициями.

В шестой орнаментальный комплекс состоит из основных узоров браного ткачества и счетной вышивки на хлопчатобумажных тканях, вышивки и вязание. Наиболее распространенными элементами здесь являлись различные квадраты и ромбы — простые, уступчатые, с продолженными сторонами, с парными рогообразными завитками на вершинах, пересеченные крест — накрест восьмиконечные розетки, х-образные и другие фигуры. Элементы выстраивались полосами, использовались также диагональные и другие композиции.

Из выше изложенного можно сказать, что каждый орнаментальный комплекс сопряжен с определенным этапом истории. Первый и второй комплексы отражаются в древнетюркском искусстве юга Сибири и Центральной Азии. Второй комплекс — у тюркоязычных кочевников. На третий и четвертый комплексы повлияли среднеазиатских и переднеазиатских культур средневековья. Пятый и шестой комплексы близки с народами Урало-Поволжья. В пятом комплексе видны древние индо-иранские связи [3].

В заключении, нужно отметить, что башкирский народный орнамент оказал большое влияние на орнаменты других народов и сам обогащался декоративными рисунками, переносимыми из других культур.

Башкирский орнамент сегодня используется для производства ковров, платков, салфеток, деревянной посуды, подарочных сувениров. Башкирский орнамент очень древний, но и сейчас не потерял своей актуальности, их можно увидеть на домах, плакатах.

Дети с младшего школьного возраста в независимости от их национальности должны знать историю, культуру, традицию башкирского народа. Так как благодаря им можно вырастить духовно-нравственного человека: умение видеть и утверждать прекрасное в человеческих отношениях, в природе, труде, эстетического значения вещей, воспитывать любовь к народному творчеству башкир. Поэтому необходимо уделять внимание, на преподавания данного вида искусства начиная с младшего школьного возраста, а, следовательно, и обучению специалистов. Мы, студенты, будущие учителя начальных классов знакомимся многообразием и единством орнаментальных мотивов разных стран и народов на занятиях изобразительного искусства. Особое внимание уделяется знакомству с декоративно-прикладным искусством башкир.

На занятиях знакомимся с историей, культурой, особенностями декоративно-прикладного искусства, объяснять роль народного искусства в жизни человека, а также применять полученные теоретические знания в практической деятельности. На практических занятиях, под умелым руководством преподавателя, мы учимся выполнять различные виды орнаментов, создавать декоративные тематические композиции башкирского орнамента.

В нашем Башкортостане живут люди разных национальностей, все они чтут традиции края и любят свою культуру и мы уверены, что башкирский орнамент будет жить вечно.

 

Список литературы:

  1. Молчаева А.В. Народное декоративно-прикладное искусство Башкортостана — Уфа: Башкирское издательство «Китап», 1995. — 80 с.
  2. Родной Башкортостан: учебник для 6 класса / Азнагулов Р.Г., Аминева Ф.Х., Галлямов А.А. — 2-е изд. — Уфа: Китап, 2008 — 120 с.
  3. Словари и энциклопедии на академике [электронный ресурс] Режим доступа. URL: http://dic.academic.ru.
  4. Хисаметдинов Ф.Г. История и культура Башкортостана: Учеб. Пособие для учащ. ср. спец. Уч. — 2-е изд. — доп. — Уфа: Галем 2003 — 350 с.
  5. Шитова С.Н. Народное искусство: войлоки, ковры и ткани у южных башкир (Этнографические очерки). — Уфа: Китап, 2006. — 200 с.: ил.