ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО БАШКИР
Конференция: V Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: 1. Искусствоведение
V Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО БАШКИР
Жить достойно, пользоваться уважением окружающих, хочет каждый из нас. Это возможно если сам уважаешь себя и окружающих, знаешь свою культуру, историю, понимаешь свое место в мире природы и в мире людей. Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством является одним из показателей нравственного и эстетического богатства традиционной культуры.
Мы живем в развивающемся информационном обществе, которое вытесняет «живое» искусство, превращая его в «цифровое», но мы не должны забыть то, что народное искусство — это уникальное средство для воспитания духовно-нравственного человека, в этом и есть актуальность данной темы.
Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры, оно раскрывает художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память, развивается по своим законам, взаимодействует с искусством профессиональных художников и передается из поколения в поколения.
В большой советской энциклопедии дается следующее определение декоративно-прикладного искусства: «Декоративно-прикладное искусство — раздел декоративного искусства; охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта» [5].
Исследователи декоративного искусства К.Г. Вагнер и В.М. Василенко отметили, что декоративно-прикладное искусство имеет большое социальное и художественное значение и является «наглядным эстетическим и морально-этическим кодексом народа».
Бытовые утвари, применяемые повседневно создавались простыми людьми, приносили пользу и радость. Поэтому народное декоративно-прикладное искусство объясняется как область художественного творчества, которое связано с народным творчеством, историей, обычаями и традициями. Народное прикладное искусство отражалось в хозяйственно-промысловой деятельности постройках жилья, изготовлении одежды, утвари, орудий труда [1, с. 7].
У каждого народа, основу декоративного искусства составляет стилизованный декоративный орнаментальный комплекс.
Слово «орнамент» в переводе от латинского означает — узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов, а декоративный — «украшение». Предмет является декоративным, если выполняет функцию украшения, служит цели придания красоты другому предмету. Стилизация достигается путем обобщения, упрощения элементов изображаемых фигур и предметов с помощью условных приемов.
В древние времена разные орнаменты и декоративные украшения считались талисманами и оберегами, которые защищали человека от сглаза злых сил и духов. Спустя через века назначение орнаментов менялось [2, с. 86].
В настоящее время люди воспринимают орнаментальные комплексы как украшение, узор, хотя они являются продуктом многовекового исторического развития, в которых сохранились наслоения различных периодов культур племени и народов.
В башкирском народном декоративно-прикладном искусстве отражены их идеалы. Веками формировался самобытный декоративный стиль. Встречаются орнаментальные комплексы, взятых из мотивов тюркских, монгольских, финно-угорских, сибирских и иранских народов, но и сам башкирский орнамент влиял на развитие декоративно-прикладного искусства других народов мира.
Декоративно-прикладное искусство башкирского народа многообразно: орнаментальные мотивы использовались в декорировании предметов убранства коня, ткачества, вышивки, оружия, одежды, в декоре элементов дома и других объектах материальной культуры, в которых отражается тесная связь с трудом, обычаями и традициями народа. Наиболее характерные формы декоративно-прикладного искусства башкирского народа — это украшения, вырезанные из дерева и красиво, ярко расписаны; вышивка и аппликация; тканине ковров; украшения из кораллов, бисера и монет; вязка узорами. А также орнаментами украшались предметы обихода: из дерева шкатулки, футляры для курая (национальный инструмент), посохи, сундуки, постельное белье, орудия прядения и ткачества; изделия из бересты: посуда предназначенные для меда и масла, разнообразные короба и корзины, колыбели, инструменты пчеловодства. Колыбели, туески, корзины для ягод украшались несложными орнаментами в виде резьбы, шитья и аппликации.
Башкирских ювелирных изделий различными отделками много: серебряными узорами украшались стремена металлические части сбруи, оружия; серебряными и золотым — ножны и рукоятки сабель; гроверовка, чеканка, штампы, чернение применялись при украшении серьгей, перстней, колец, подвесок, застежек, поясных накладок, а также ставками из цветного камня: бирюза и сердолик.
Изготовлением украшений из кораллов, бисера и монет, вышивкой и аппликацией, ковроделе и узорном ткачестве занимались женщины. Праздничная и обрядовая одежда, предметы убранства дома украшались вышивкой. В древности вышивка выполнялись по бересте; войлоку и коже.
Цветовая гамма башкирского орнамента яркая, многоцветная, в которой преобладают: красный (цвет тепла и огня), желтый (цвет изобилия и богатства), черный (цвет земли и плодородия), зеленый (цвет вечной зелени), белый (цвет чистоты помыслов, миролюбие), синий (цвет свободолюбия), коричневый (цвет старости увядания). Хараусы — налобные повязки, они обычно были желто-оранжевого и красно-коричневого цвета. Цвет основы изделий — красный, черный, желтый и белый [1, с. 10].
В орнаментальных композициях встречаются сочетания узоров, образующихся из геометрических, зооморфных и растительных фигур и элементов. Исходя из назначения, орнамент располагается бордюром, отдельными розетками или сплошной сеткой [1, с. 87].
«Кускар» (символ завитых бараньих рогов и символ трав) — основной мотив в башкирском орнаментальном комплексе. В ромбических орнаментах отражается земледельческая деятельность башкир, а ромб постепенно становится идеограммой Жизни и Блага. Кругообразные орнаменты являются упрощенным изображением солнца, которыми украшались еляны (верхняя одежда). Элемент «свастика» является символом плодородия, солнца, скрещенного молота, молний. Он считался хранителем от злых сил, символом солнца, жизни и добра. Символ «сердечко» обозначает гостеприимство, встречается в орнаментах и других народов [4, с. 127—130].
Название элементам давали мастерицы: крупный ромбический элемент называли «поднос», отростки ромба — «птичьи головки», мелкие элементы в виде столбиков и квадратов — «клоп», ромб типа русского репья «цветок», узор из соединенных ромбов — «талия муравья», косой крест с маленьким ромбом в центре «рак», полоска из соединенных углами ромбов — «ветка бадьяна» и другие [2, с. 11].
В народном искусстве башкир Н.В. Бикбулатовым и Р.Г. Кузеевым выделено шесть орнаментальных комплексов, которые соответствуют разным историческим эпохам [4, с. 193—199].
Узоры первого комплекса состояли из прямых линий и простейших геометрических фигур: треугольников, ромбов, квадратов, прямоугольников, кругов, полукружий, зигзагов, «елочек», шевронов, вихревых розеток. Здесь было много бордюрных узоров, пересекающихся линий, вписанных одна в другую фигур. Такими орнаментами украшали кумысную и медовую посуду, старинные кожаные ремни, подпруги, щиты, седла, стремена, сундуки. Орнамент использовался при вышивке, аппликации тканей, в лоскутной мозаике, в украшении кошем, в декоре женской верхней одежды из сукна и тканей и некоторых видов обуви подавляющее большинство декорированных подобным образом этнографических предметов сосредоточено в юго-восточном регионе.
Второй орнаментальный комплекс состоит из криволинейных узоров, представляющие различные спирали, рогообразные и сердцевидные фигуры, бегущие волны, пальметки, стилизованные растительные композиции.
Кроме вышивки и аппликации узоры второго комплекса применялись в тиснении на коже, в украшении металлических накладок на седла, колчаны, конскую сбрую, а также в кошмоделии. Два первых комплекса были распространены в юго-восточной и восточной Башкирии.
Третий орнаментальный комплекс составляли стилизованные цветочно-растительные мотивы, которые применялись в тамбурной вышивке на тканевых бытовых вещах, в вышивке на женских головных уборах, мужских тюбетейках. В XX в. подобным образом украшали женские платья, фартуки, мужские свадебные рубахи, паласы. Растительные орнаменты встречались в ювелирных изделиях: наносили на браслеты, кольца, косные подвески и другие серебряные пластины.
В тамбурной вышивке применялись цветочные орнаменты, в которых сочетались розеточные композиции с бордюрным обрамлением. Старинные вышивки выполнялись обычным или расширенным тамбуром и отличались контурным рисунком; со временем все чаще заполнялись внутренняя поверхность цветов и листьев, изображение становилось объемным. Украшались скатерти, намазлыки, занавесы, наволочки, платки. Тамбурная вышивка в таком стиле была распространена по территории расселения башкир широко; она не была характерна лишь для искусства юго-востока.
Четвертый орнаментальный комплекс использовался в ковроделе, ткачестве паласов, при украшении больших занавесов (шаршау), скатерти, полотенца. Он включал фигуры типа медальонов: шестиугольники, восьмиугольники, угловатые ромбы, звезды и другие сложных сочетаний геометрические построения. Крупные розетки помещались в центре, более мелкие занимали промежутки на центральном поле и выстраивались в ряды на кайме распространенные комплекса, ограничивалось западными районами Башкортостана.
Пятый орнаментальный комплекс объединял композиции из простейших элементов: треугольников, квадратов, ромбов, трапеций, «елочек», крестов, дополнительных окантовкой и завитками. Он получил развитие в вышивках на полотенцеобразных головных уборах «тастарах» и налобных повязках «хараусах». «Тастары» украшались крупным розеточным узором и полосными композициями.
В шестой орнаментальный комплекс состоит из основных узоров браного ткачества и счетной вышивки на хлопчатобумажных тканях, вышивки и вязание. Наиболее распространенными элементами здесь являлись различные квадраты и ромбы — простые, уступчатые, с продолженными сторонами, с парными рогообразными завитками на вершинах, пересеченные крест — накрест восьмиконечные розетки, х-образные и другие фигуры. Элементы выстраивались полосами, использовались также диагональные и другие композиции.
Из выше изложенного можно сказать, что каждый орнаментальный комплекс сопряжен с определенным этапом истории. Первый и второй комплексы отражаются в древнетюркском искусстве юга Сибири и Центральной Азии. Второй комплекс — у тюркоязычных кочевников. На третий и четвертый комплексы повлияли среднеазиатских и переднеазиатских культур средневековья. Пятый и шестой комплексы близки с народами Урало-Поволжья. В пятом комплексе видны древние индо-иранские связи [3].
В заключении, нужно отметить, что башкирский народный орнамент оказал большое влияние на орнаменты других народов и сам обогащался декоративными рисунками, переносимыми из других культур.
Башкирский орнамент сегодня используется для производства ковров, платков, салфеток, деревянной посуды, подарочных сувениров. Башкирский орнамент очень древний, но и сейчас не потерял своей актуальности, их можно увидеть на домах, плакатах.
Дети с младшего школьного возраста в независимости от их национальности должны знать историю, культуру, традицию башкирского народа. Так как благодаря им можно вырастить духовно-нравственного человека: умение видеть и утверждать прекрасное в человеческих отношениях, в природе, труде, эстетического значения вещей, воспитывать любовь к народному творчеству башкир. Поэтому необходимо уделять внимание, на преподавания данного вида искусства начиная с младшего школьного возраста, а, следовательно, и обучению специалистов. Мы, студенты, будущие учителя начальных классов знакомимся многообразием и единством орнаментальных мотивов разных стран и народов на занятиях изобразительного искусства. Особое внимание уделяется знакомству с декоративно-прикладным искусством башкир.
На занятиях знакомимся с историей, культурой, особенностями декоративно-прикладного искусства, объяснять роль народного искусства в жизни человека, а также применять полученные теоретические знания в практической деятельности. На практических занятиях, под умелым руководством преподавателя, мы учимся выполнять различные виды орнаментов, создавать декоративные тематические композиции башкирского орнамента.
В нашем Башкортостане живут люди разных национальностей, все они чтут традиции края и любят свою культуру и мы уверены, что башкирский орнамент будет жить вечно.
Список литературы:
- Молчаева А.В. Народное декоративно-прикладное искусство Башкортостана — Уфа: Башкирское издательство «Китап», 1995. — 80 с.
- Родной Башкортостан: учебник для 6 класса / Азнагулов Р.Г., Аминева Ф.Х., Галлямов А.А. — 2-е изд. — Уфа: Китап, 2008 — 120 с.
- Словари и энциклопедии на академике [электронный ресурс] Режим доступа. URL: http://dic.academic.ru.
- Хисаметдинов Ф.Г. История и культура Башкортостана: Учеб. Пособие для учащ. ср. спец. Уч. — 2-е изд. — доп. — Уфа: Галем 2003 — 350 с.
- Шитова С.Н. Народное искусство: войлоки, ковры и ткани у южных башкир (Этнографические очерки). — Уфа: Китап, 2006. — 200 с.: ил.