Статья:

ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Конференция: V Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 6. Педагогика

Выходные данные
Резванова В.И., Бадашкеева Е.Т. ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЕЖИ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. V междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(5). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/5(5).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Резванова Виктория Ильгамовна
ученик 10 класса МБОУ Тарасинская СОШ, с. Тараса
Бадашкеева Елена Тимофеевна
студент, Байкальский государственный университет экономики и права, г. Иркутск
Бадашкеев Михаил Валерьевич
научный руководитель, научный руководитель, преподаватель психологии Боханского филиала, Бурятский государственный университет, педагог-психолог Тарасинской средней общеобразовательной школы, п. Бохан

Молодежь — это определенная социально-демографическая группа с характерными для нее возрастными, социально-психологическими особенностями и социальными ценностями, которые обусловлены уровнем социально-экономического и культурного развития конкретного социума. Сельская молодежь — часть сельского населения в возрасте 16—29 лет, одновременно входящая в состав молодежи в целом; выполняющая особую роль в воспроизводстве и устойчивом развитии сельского социума и характеризующаяся особым социальным положением, формирующимся под воздействием ряда факторов, в частности, специфики территориальных условий жизнедеятельности. Сельская молодежь традиционно считается одной из наиболее социально уязвимых групп сельского населения. Именно молодежь наиболее остро реагирует на все дестабилизационные негативные процессы социально-экономического развития сельских территорий [2, с. 3].

В процессе изменения современного общества функции образования все больше определяются социальным заказом. Современные сельские школы не являются замкнутой средой для сельской молодежи, местом приобретения знаний. Идея воспитания высоко образованных, нравственных, толерантных с развитой коммуникативной культурой людей становится одной из основных задач современного села.

В развитие коммуникативной культуры сельской молодежи как системы, имеющей собственную структуру, содержание входят: социальные явления, столкновение интересов и целей, общественные организации, окружающие, социум. В капиталистическом обществе в мире деловых отношений развивается целеустремленность, предметно-мотивированная деятельность, а также индивидуальное эгоистическое мировоззрение. Коммуникативная культура в данном случае проявляется только в случае выгодного субьект-субьектного взаимоотношения [1, с. 134].

Анализ современной научной литературы определяет следующие его структурные элементы:

  • аксиологический потенциал — его структура «аксиологический профиль личности»;
  • акмеологическая интенция — ее уровень профессионально-педагогическое и коммуникативное содержание;
  • самоорганизация — самопознание, устойчивость, развитие интересов, потребностей, ценностей;
  • гуманизм, этическая ответственность — осознанные проявления в коммуникативных процессах, общении, взаимоотношении.

На основании выведенных элементов определяем исходные компоненты коммуникативной культуры у старших сельских школьников и студентов. Развитие коммуникативной культуры мы намечаем с диагностики, которая определила следующие показатели исследуемого процесса:

  • общительность;
  • культура речи;
  • коммуникативная деятельность;
  • коммуникативные способности;
  • коммуникативные умения, навыки.

Производим сопоставление с основными элементами, влияющими на процесс развития коммуникативной культуры. К ним мы отнесли аксиологический потенциал, акмеологическую интенцию, самоорганизацию и самосознание, принцип гуманизма и этичной ответственности.

Анализ состояния коммуникативной культуры может осуществляться методом многофакторного корреляционно-регресивного анализа при помощи компьютерных программ SPSS 8.0. После чего элементы и факторы коммуникативной культуры приобретают количественное значение.

Таблица 1.

Показатели коммуникативной культуры сельской молодежи

Наименование

Школьники, %

Студенты, %

Общительность

32

67

Культура речи

29

68

Коммуникативная деятельность

35

67

Коммуникативные способности

43

74

Коммуникативные умения, навыки

41

74

 

 

После первого этапа исследования мы решили продолжить эксперимент, но включить следующие особенности:

  • Место жительства (поселок, село, деревня);
  • Национально-этническую группу (русские, буряты, татары);
  • Гендерные особенности.

Выросшие в центральных поселках городского типа юноши-школьники и юноши-студенты значительно опережают в коммуникативных элементах общения и взаимоотношения сельских юношей. Данный уровень у девушек примерно равен.

Анализ различий в исходном состоянии коммуникативной культуры у студентов разных национальностей показал, что девушки, юноши русской национальности намного общительнее, коммуникативнее девушек и юношей бурятской и татарской национальностей. Данный элемент объясняется восточным менталитетом бурят и татар, а в некоторых случаях сказывается элемент языкового барьера.

Анализ статистических данных определил следующие закономерности влияния на исходное состояние коммуникативной культуры: социальное влияние окружающих (семья, друзья, соседи), национально-этническая принадлежность и гендерные различия.

На основании вышеизложенного мы определяем три основных направления дифференциации:

  • по принадлежности к социуму;
  • национально-этнической группе;
  • половому признаку.

Например, один юноша-бурят может быть родом из деревни, либо из села, либо из поселка, другой юноша-татарин — родом из деревни, либо из села, либо из поселка, третий юноша-русский — родом из деревни, либо из села, либо из поселка. Такой же схожий элемент — с девушками. Различных индивидуальных вариантов принадлежности каждого человека к той или иной группе в нашем случае насчитывается восемнадцать. В зависимости от многофакторного влияния развития коммуникативной культуры происходит по восемнадцати индивидуальным направлениям, которые в свою очередь дополняют друг друга.

Целенаправленное развитие коммуникативной культуры — это перспективное направление повышения качества взаимодействия сельской молодежи.

 

Список литературы:

  1. Бадашкеев М.В. Особенности развития личности будущего педагога средствами психолого-педагогической подготовки [Текст]: монография М.В. Бадашкеев. — Иркутск, 2009 Изд-во БГУЭП — 160 с.
  2. Правительство Российской Федерации. Распоряжение от 30 ноября 2010 года № 2136-р [Об утверждении Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года] // Информационная сеть «Техэксперт».