ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Конференция: V Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: 6. Педагогика
V Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Молодежь — это определенная социально-демографическая группа с характерными для нее возрастными, социально-психологическими особенностями и социальными ценностями, которые обусловлены уровнем социально-экономического и культурного развития конкретного социума. Сельская молодежь — часть сельского населения в возрасте 16—29 лет, одновременно входящая в состав молодежи в целом; выполняющая особую роль в воспроизводстве и устойчивом развитии сельского социума и характеризующаяся особым социальным положением, формирующимся под воздействием ряда факторов, в частности, специфики территориальных условий жизнедеятельности. Сельская молодежь традиционно считается одной из наиболее социально уязвимых групп сельского населения. Именно молодежь наиболее остро реагирует на все дестабилизационные негативные процессы социально-экономического развития сельских территорий [2, с. 3].
В процессе изменения современного общества функции образования все больше определяются социальным заказом. Современные сельские школы не являются замкнутой средой для сельской молодежи, местом приобретения знаний. Идея воспитания высоко образованных, нравственных, толерантных с развитой коммуникативной культурой людей становится одной из основных задач современного села.
В развитие коммуникативной культуры сельской молодежи как системы, имеющей собственную структуру, содержание входят: социальные явления, столкновение интересов и целей, общественные организации, окружающие, социум. В капиталистическом обществе в мире деловых отношений развивается целеустремленность, предметно-мотивированная деятельность, а также индивидуальное эгоистическое мировоззрение. Коммуникативная культура в данном случае проявляется только в случае выгодного субьект-субьектного взаимоотношения [1, с. 134].
Анализ современной научной литературы определяет следующие его структурные элементы:
- аксиологический потенциал — его структура «аксиологический профиль личности»;
- акмеологическая интенция — ее уровень профессионально-педагогическое и коммуникативное содержание;
- самоорганизация — самопознание, устойчивость, развитие интересов, потребностей, ценностей;
- гуманизм, этическая ответственность — осознанные проявления в коммуникативных процессах, общении, взаимоотношении.
На основании выведенных элементов определяем исходные компоненты коммуникативной культуры у старших сельских школьников и студентов. Развитие коммуникативной культуры мы намечаем с диагностики, которая определила следующие показатели исследуемого процесса:
- общительность;
- культура речи;
- коммуникативная деятельность;
- коммуникативные способности;
- коммуникативные умения, навыки.
Производим сопоставление с основными элементами, влияющими на процесс развития коммуникативной культуры. К ним мы отнесли аксиологический потенциал, акмеологическую интенцию, самоорганизацию и самосознание, принцип гуманизма и этичной ответственности.
Анализ состояния коммуникативной культуры может осуществляться методом многофакторного корреляционно-регресивного анализа при помощи компьютерных программ SPSS 8.0. После чего элементы и факторы коммуникативной культуры приобретают количественное значение.
Таблица 1.
Показатели коммуникативной культуры сельской молодежи
Наименование |
Школьники, % |
Студенты, % |
Общительность |
32 |
67 |
Культура речи |
29 |
68 |
Коммуникативная деятельность |
35 |
67 |
Коммуникативные способности |
43 |
74 |
Коммуникативные умения, навыки |
41 |
74 |
После первого этапа исследования мы решили продолжить эксперимент, но включить следующие особенности:
- Место жительства (поселок, село, деревня);
- Национально-этническую группу (русские, буряты, татары);
- Гендерные особенности.
Выросшие в центральных поселках городского типа юноши-школьники и юноши-студенты значительно опережают в коммуникативных элементах общения и взаимоотношения сельских юношей. Данный уровень у девушек примерно равен.
Анализ различий в исходном состоянии коммуникативной культуры у студентов разных национальностей показал, что девушки, юноши русской национальности намного общительнее, коммуникативнее девушек и юношей бурятской и татарской национальностей. Данный элемент объясняется восточным менталитетом бурят и татар, а в некоторых случаях сказывается элемент языкового барьера.
Анализ статистических данных определил следующие закономерности влияния на исходное состояние коммуникативной культуры: социальное влияние окружающих (семья, друзья, соседи), национально-этническая принадлежность и гендерные различия.
На основании вышеизложенного мы определяем три основных направления дифференциации:
- по принадлежности к социуму;
- национально-этнической группе;
- половому признаку.
Например, один юноша-бурят может быть родом из деревни, либо из села, либо из поселка, другой юноша-татарин — родом из деревни, либо из села, либо из поселка, третий юноша-русский — родом из деревни, либо из села, либо из поселка. Такой же схожий элемент — с девушками. Различных индивидуальных вариантов принадлежности каждого человека к той или иной группе в нашем случае насчитывается восемнадцать. В зависимости от многофакторного влияния развития коммуникативной культуры происходит по восемнадцати индивидуальным направлениям, которые в свою очередь дополняют друг друга.
Целенаправленное развитие коммуникативной культуры — это перспективное направление повышения качества взаимодействия сельской молодежи.
Список литературы:
- Бадашкеев М.В. Особенности развития личности будущего педагога средствами психолого-педагогической подготовки [Текст]: монография М.В. Бадашкеев. — Иркутск, 2009 Изд-во БГУЭП — 160 с.
- Правительство Российской Федерации. Распоряжение от 30 ноября 2010 года № 2136-р [Об утверждении Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года] // Информационная сеть «Техэксперт».