Статья:

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОГО ВОЛОНТЕРА

Конференция: V Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 6. Педагогика

Выходные данные
Захарова Н.В. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОГО ВОЛОНТЕРА // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. V междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(5). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/5(5).pdf (дата обращения: 28.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 22 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОГО ВОЛОНТЕРА

Захарова Наталья Владимировна
студент, Оренбургский государственный университет, г. Оренбург
Кузнецов Владимир Викторович
научный руководитель, научный руководитель, профессор, Оренбургский государственный университет, г. Оренбург

«Волонтерство», или «добровольчество» в современной литературе понимается как благотворительная деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, направленных на достижение социально значимых целей.

Деятельность волонтера связана с новыми для гуманитарной науки понятиями. Это такие понятия как волонтерство, добровольчество, добровольный труд.

Волонтерство имеет свою цель, содержание, свои условия, принципы и свой результат. Целью волонтерской деятельности является решение общественно значимых вопросов посредствам совместного добровольческого труда. Условием следует считать добровольный характер выполнения деятельности. Среди принципов волонтерской деятельности выделяют принцип личной вовлеченности, принцип саморазвития, добросовестности и законности. Результатом следует считать те положительные моменты, которые испытывают люди, которым помогли волонтеры самых разных направлений.

Результат деятельности волонтера несколько отличается от результатов, достигнутых в этой сфере профессионалами, людьми имеющими компетентность в определенной области. Но благодаря особенностям, связанным с принципами и условиями добровольчества этот труд оценивается как источник энергии, необходимой для достижения целей мирового сообщества.

В силу признания и осознания на глобальном уровне уникальных свойств и возможностей труда волонтеров ООН в своих резолюциях настоятельно рекомендовала включать добровольчество компонентом в национальные стратегии социально-экономического развития государств. «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года» рассматривает развитие добровольчества и благотворительности как одно из приоритетных направлений государственной политики [4].

В России волонтерское движение только набирает силу. Сегодня государство ведет активную деятельность по популяризации волонтерства и помощью СМИ, реализует совместные проекты с некоммерческими организациями, развивает идеи добровольчества на базе общественных организаций. Результат — все больше желающих россиян стремятся вступить в ряды добровольцев.

Но несмотря на активность со стороны государства и общества в нашей стране существуют моменты, несколько тормозящие процесс внедрения волонтерства в общество. Во-первых — это отсутствие у граждан привычки к инициативе (особенность менталитета); во-вторых — не до конца проработанная законодательная сторона вопроса и в-третьих — отсутствие школ волонтерства.

Однако, не смотря на все проблемы, волонтерство продолжает активно развиваться и расширять сферы своей деятельности, создавая новые отрасли волонтерства, например корпоративное волонтерство или же добровольчество в школах.

Предметом нашего исследования являются волонтеры, работающие с детьми. Деятельность волонтеров-педагогов, волонтеров-нянечек неоднозначна и по сравнению с другими видами деятельности добровольцев имеет более сложный характер. Ведь если волонтер, не знающий законов дендрологии, неправильно посадит дерево, единственное что потеряет общество — то самое дерево. Его без труда может восстановить на том же месте знающий это дело человек. Но если волонтер — человек в большинстве случаев без образования — работающий с детьми допустит ошибку, последствия могут быть куда более серьезные. И даже опытный педагог не всегда сможет решить образовавшуюся проблему.

Здесь и возникает вопрос о необходимости данного волонтерского направления, о возможности перевести его на более высокий уровень, дабы избежать возможных ошибок.

Рассмотрим волонтера с точки зрения педагогической культуры.

Среди ученых, которые изучали педагогическую культуру, сформировалось единое мнение, что

Во-первых: педагогическая культура базируется на общей культуре личности, которая является частью общечеловеческой культуры.

Во-вторых: общая культура педагога представляет собой совокупность зрелости и развитости социально и профессионально значимых личностных характеристик.

Деятельность волонтера, работающего с детьми, так же требует определенных личностных характеристик. В подтверждение этому необходимо привести слова Ушинского: «Повлиять на личность другого человека сможет лишь высокоразвитая личность».

На основе работ Ирины Зимней [3, с. 20], можно утверждать что фундамент, называемый общей культурой, у волонтеров уже заложен. Волонтеры — это люди с активной жизненной позицией, готовые к выполнению общественно значимых работ. Они осознано несут ответственность за себя и за благополучие окружающих.

Поскольку педагогическая культура волонтера является частью её общей культуры то она, по нашему мнению, представляет собой сложную динам систему, состоящую из таких компонентов как: мировоззренческий, аксиологический, творческий и профессиональный [7, с. 49]. Рассмотрим эти компоненты на примере волонтерских организаций Оренбургской области:

Мировоззренческий компонент

Убеждения, интересы, предпочтения, ориентации преподавателя. «В качестве основания мировоззренческого компонента на сегодняшний день можно принять идеологию прагматизма, которая подразумевает направленность на практические результаты» [7, с. 49].

Мировоззренческий компонент составляют такие общечеловеческие качества как доброта, отзывчивость способность к состраданию.

Волонтеры привыкли смотреть на мир как на общую, принадлежащую всем одновременно ценность.

Благодаря опросу, проведенному среди волонтеров фонда «наши дети» выяснилось, что волонтеры убеждены в необходимости и важности их работы, связанной с детьми, находящимися в сложной жизненной ситуации (болеющие дети, дети, оставшиеся без попечения родителей и т. д.). Они заинтересованы в том, что бы вырастить достойных членов общества (это показывает высокий уровень общей культуры), и готовы ради этой цели помогать медицинским сестрам и нянечкам, ведущим профессиональную работу по воспитанию и обучению детей. Деятельность волонтеров фонда «Наши дети» направлена на наполнение положительными эмоциями жизни детей, находящихся в сложной жизненной ситуации, обогащение их духовной и нравственной культуры. Из результатов опроса мы видим, что мировоззренческий компонент волонтера, работающего с детьми имеет сходства с подобным компонентом педагога-профессионала.

Аксиологический компонент

Или иначе — ценностный компонент. Именно как «мир воплотившихся ценностей» определяет культуру Николай Зурабович Чавчавадзе.

«Каждый педагог несет в себе ценности рукотворного опыта, которые может передать своим ученикам. Ценностный, рукотворный опыт может быть скорректирован в соответствии с требованиями сегодняшнего дня» [7, с. 50].

Этот компонент следует выделить и у волонтера.

Основной ценностью человека, ведущего благотворительную деятельность, связанную с детьми является жизнь ребенка, его интересы и права. Волонтеры фонда «Наши дети» проводят всевозможные акции по сбору средств на лечение детей от заболеваний. Эта деятельность доказывает что, ценность для волонтера — детская жизнь, здоровье, а не материальные блага. Так же волонтеры собственные ценят навыки обращения с детьми, умение найти с ними общий язык.

Общечеловеческие качества, относящиеся к этому компоненту — бескорыстие, гуманность, жертвенность.

И волонтеры готовы тратить свои силы, материальные средства для воплощения в жизнь этих ценностей.

Из этого заключаем, что аксиологический компонент волонтера фонда «Наши дети» сформирован подобно аксиологическому компоненту педагога-профессионала.

Творческий компонент

Заключается в желании привнести в свою работу что-то новое, разнообразить свою деятельность, отойти от «образцов» и «правил».

Педагог с высокой педагогической культурой — автор многих учебных программ, методик, приемов и средств обучения, педагогических инноваций. Самое главное, что он не привык работать «по образцу», «как другие», он хочет ставить свои, а не чужие цели, по своему планировать, организовывать и контролировать учебную деятельность, пишет профессор В.В. Кузнецов [7, с. 51]

Элементами общей культуры, на которых базируется этот компонент, являются воодушевленность, вовлеченность, изобретательность.

Добровольчество же само по себе ограждено от штампов, образцов. Как однажды заметил один из основателей фонда «Наши дети»:

«Волонтерство — это реакция души» — то есть порыв, который сам по себе наполнен творчеством.

Примером творчества в волонтерской деятельности, связанной с работой с детьми может служить посещение реабилитационного центра «гармония» добровольцами молодой гвардии ЕР. Посещение было связанно с днем начала Сталинградской битвы (17 июля). В связи с этим днем волонтерами было подготовлено полноценное выступление, включающее информационный доклад, мультимедиа презентацию, для более наглядного восприятия, и в завершение были прочитаны стихотворения, посвященные сталинградской битве.

Практическая деятельность волонтера, несомненно, требует творческого потенциала и сформированного творческого компонента.

Практический компонент

Раскрывает характер взаимодействия педагога с воспитанником, методы, формы преподавания, педагогические технологии, а так же владение педагогической техникой, современными средствами обучения.

«В практический компонент педагогической культуры обязательно входят чисто профессиональные основания, связанные с владением педагогом той деятельности, которой он обучает» [7, с. 50].

Волонтеру этот компонент так же необходим. Работа с детьми требует определенных практических знаний и навыков. А так же таких личностных качеств как вдумчивость, направленность, инициативность.

Исходя из практики и наблюдений, можно сказать, что данный компонент у волонтеров развит не в достаточной степени. Часто волонтерам не хватает знаний по психологии личности ребенка, по ведению диалога с ребенком, получившим психологическую травму.

В пример нехватки педагогических навыков можно привести День Российского Флага в Оренбурге. Помимо основного мероприятия, проводимого администрацией города, волонтеры молодой гвардии ЕР организовали площадку для детей. Здесь проводились игры, мероприятия развлекательного характера. Здесь, в условиях активного общественного движения, необходимости быстро ориентироваться, и держать ситуацию под контролем система дает сбой. Без определенной подготовки, без заранее продуманного и прописанного плана мероприятия волонтеру трудно работать. Возможно, не каждый человек, который посетил данное мероприятие и даже не каждый родитель, непосредственно следивший за тем, что происходит на площадке заметил недостатки в работе волонтеров. Все потому, что нехватку практических знаний частично восполняет творческий потенциал волонтера. Но это не значит, что данный вопрос можно оставить в неизменном виде. Творчество, несомненно, играет важную роль в любом виде деятельности, в том числе и в волонтерстве. Творческий поиск способен принести результаты. Но для этого потребуется достаточно много сил и времени. Мы считаем, что не стоит открывать то, что уже открыто. Наработки, проекты которые мы имеем по педагогике необходимо превратить в стартовую базу и для волонтера.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

  1. Педагогическая культура современного волонтера это понятие, которое требует научного обоснования, научных исследований профессиографического характера.
  2. Волонтерство — новый вид деятельности, который в Российском обществе приобретает популярность и практическую значимость.
  3. Волонтер, работающий с детьми, может добиться определенных успехов в педагогической деятельности т. к. осознанно и с интересом подходит к своей работе.
  4. Научное обоснованное представление о педагогической культуре современного волонтера позволит найти способы и средства повышения качества деятельности людей, занимающиеся добровольным трудом.

Список литературы:

  1. Бенин В.Л. Педагогическая культура и ее формирование при подготовке учителя: сб. статей. Вып. 1—3 / под ред. В.Л. Бенин. Уфа: Башкир. гос. пед. ин-т, 1995—1998.
  2. Екимова С. Волонтерское движение в гуманитарном вузе С. Екимова // Высшее образование в России, 2006. — № 12. — С. 95—97. — Библиогр.: с. 97 (2 назв.).
  3. Зимняя И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня, 2005. — № 11. — С. 14—20. — Ил.: 2 фот. — Библиогр.: с. 20.
  4. История добровольного служения в России — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.gazetaprotestant.ru/2013/02/istoriya-dobrovolnogo-sluzheniya-v-rossii/.
  5. Кашина М.В. Воспитываем нравственных профессионалов / М.В. Кашина // Профессиональное образование, 2005. — № 5. — С. 26. 
  6. Кудринская Л.А. Социологические исследования, Кудринская Л.А. Добровольческий труд: сущность, функции, специфика. 2006. — № 5. — С. 15—22. — Библиогр.:
  7. Кузнецов В.В Введение в профессионально-педагогическую специальность Кузнецов В.В/ Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Академия, 2007. — 176 с.
  8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. — М.: Политиздат, 1975. — 304 с. — Прил.: с. 235—302.