ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ(3 УР.Р.Р.)
Конференция: V Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: 6. Педагогика
V Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ(3 УР.Р.Р.)
Проблема формирования лексики у старших дошкольников является актуальной на данном этапе развития логопедии в нашей республике. В силу увеличения числа детей с нарушениями речевого развития, увеличилось число детей с общим недоразвитием речи. Данное нарушение является одним из распространённых и поэтому требует наибольшего внимания и необходимости в детальном изучении.
Особое внимание, при изучение особенностей детей с нарушениями речевого развития, а в частности с общим недоразвитием речи, следует уделить уровню развития их лексической стороны речи. В научной литературе неоднократно поднималась проблема особенностей развития лексики детей, имеющих речевую патологию (Т.А. Алтухова, Г.В. Бабина, Т.Б. Барминкова, В.К. Воробьёва, О.Е. Грибова, В.А. Ковшиков, В.Е. Левина, Н.А. Никашина, Г.Б. Чиркина, С.Н. Шаховская и др.)
В специальной литературе проблема формирования лексики у детей с отклонениями в развитии широко представлена в исследованиях (P.M. Боскис, А.И. Граборов, А.Г. Зикеев, К.Г. Коровин, В.И. Лубовский, А.А. Лукашевичене, Н.Н. Малофеев, З.Н. Смирнова, Л.Б. Халилова, Ж.И. Шиф и др.).
К настоящему времени в методической литературе разработаны практические рекомендации способствующие формированию лексики у детей с речевыми нарушениями (Гаркуша Ю.Ф., 1992; Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., 2001; Филичева Т.Б., Туманова Т.В., 1994).
Однако в последнее время наиболее актуальным стал вопрос о значимости формирование и развития эмоциональной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (Кондратенко И.Ю., Дель С.В., Коновалова С.Н., Тверская О.Н., Тишина Л.А., Янченко И.В. и др.)
Эмоциональная лексика важна для старших дошкольников тем, что по средствам её употребления они выражают субъективное отношение к тому или иному предмету, той или иной ситуации, а также средства выражения личных чувств и эмоций, что является немаловажным на данном этапе их личностного развития. В силу того, что речь в данной работе идёт в детях старшего дошкольного возраста, зрелость и сформированность эмоциональной лексики будет одним из немаловажных критериев готовности ребёнка к школе, и успешности овладения им образовательной программы.
Цель исследования: теоретически и экспериментально обосновать, разработать игровые приёмы формирования эмоциональной лексики у старших дошкольников с ОНР (3 ур. р. р.) на логопедических занятиях.
Обобщив результаты исследований полученные из работ ранее перечисленных авторов (Серебрякова Н.В, Кондратенко И.Ю, Тишина Л.А.), были сделаны следующие выводы:
- Ограниченность объёма по сравнению с нормой;
- Для лексики дошкольников с нарушениями речи характерно наличие большого количества вербальных парафазий, замен и смешений слов по семантическому признаку, что свидетельствует о несформированности семантических полей, о недостаточности выделения дифференциальных признаков значений слов, отличающих одно слово от другого [13, с. 72];
- Недостаточность словарного запаса;
- Трудности в понимании и употреблении слов с лексико-грамматическим сходством;
- Ограниченность и однообразие в употреблении некоторых частей речи [15, с. 13—17];
- В глагольном слове у детей с ОНР наблюдается значительное отставание от нормально развивающихся сверстников.
- Дети с речевыми нарушениями затрудняются в различении синонимов и антонимов, низким уровень практического владения процессами словообразования и словоизменения, трудности в пополнении словаря словами, выражающими сложные действия, приводят в недостаточной сформированности навыков программирования и построения грамматически правильного речевого высказывания [15, с. 13—17].
Проанализировав важность данной проблемы и её актуальность на данный момент, мы приступили к экспериментальному исследованию полученных из методической литературы выводов об особенностях формирования эмоциональной лексики у старших дошкольников с ОНР.
Исследование проводилось на базе ДОУ г. Минска в период с марта 2013 до апреля 2013 в II этапа. I этап (организационный) заключался в изучении документации по выбранной проблеме исследования, поиск выбранной категории детей в соответствии с проблемой исследования, поиск базы для проведения исследования, отбор методики для проведения исследования, подготовка необходимой документации для проведения исследования. II этап (диагностический) был направлен на уточнение заключения у выбранной категории детей, экспериментальное выявление особенностей по выбранной проблеме исследования.
Экспериментальная выборка составила 30 детей старшего дошкольного возраста (5—6 лет). Из них 15 детей (контрольная группа) нормальным речевым развитием и 15 детей (экспериментальная группа) с общим недоразвитием речи III уровня. Списки детей представлены в приложении А и Б.
Исходя из цели и задач исследования были отобраны серии заданий для диагностики уровня сформированности эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста:
- Исследование уровня развития лексики у детей дошкольного возраста В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева и М.Н. Едакова [6].
Данная методика была взята из исследования Дель С.В. в соответствующей модификации, в соответствии с возрастными особенностями детей.
Анализируя полученные результаты использованной методики, мы сравнивали показатели в двух выборках детей: I группа (контрольная) — дети старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием; II группа (экспериментальная) — дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III ур. р. р.
В результаты проведённого обследования все результаты контрольной и экспериментальной группы были сравнены в 3 сериях заданий.
По итогам определения объема эмоционально-оценочной лексики (оценка импрессивной лексики) были выявлены следующие данные: в контрольной группе детей имеющих 25 % выявлен 1 ребёнок, однако в экспериментальной группе было выявлено 7 детей. Существенные различия наблюдались в 50 %: контрольная группа 3 человека, экспериментальная — 6 детей; также существенные различия наблюдались в 75 %: контрольная группа — 9 человек, экспериментальная — 2 человека. В экспериментальной группе не было выявлено детей со 100 %, однако в контрольной — 2 человека. Все результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Распределение детей контрольной и экспериментальной группы по объёму эмоционально-оценочной лексики (импрессивной речи)
Выборка |
Уровень |
|||
25 % |
50 % |
75 % |
100 % |
|
Контрольная |
1 |
3 |
9 |
2 |
Экспериментальная |
7 |
6 |
2 |
0 |
Таким образом, можно сказать, что на представленной таблице наглядно представлены результаты исследования по 1 серии заданий, которые в свою очередь подтверждают, что у детей с общим недоразвитием речи выявлены особенности эмоциональной лексики, в частности объёма эмоционально-оценочной лексики (импрессивной речи).
Детально изучив ответы старших дошкольников были выявлены следующие особенности: наиболее затруднительно в экспериментальной группе был произведён подбор слов, при оценке понимания смысла лексемы в задании «Объясни слово». Большие трудности заключались в объяснении смысла таких слов, как «скука», «совесть», «трусость», «честность», «польза», «неприятность», «хитрость», наименьшие трудности вызвали слова «доброта», «радость», «удача». Однако в контрольной группе результаты были показаны выше, чем в экспериментальной, однако имели место свои особенности: дети называли значения не всех слова, однако в толковании значений не ошибались, также больше приводили примеров, чем дети экспериментальной группы.
При проведении исследования умения соотносить лексему и эмоциональное состояние, проявление характера с помощью задания «Кого так можно назвать» наибольшие затруднения в экспериментальной группе вызвали такие слова, как «вредный», «полезный», «успешный», «надёжный», однако все остальные слова не всегда подбирались правильно, отмечались повторы и подбор одинаковых слов к разным исходным словам (нужный молоток, надёжный молоток). У детей контрольной группы наблюдалась незначительная стимуляция и небольшой направляющей помощи, после которой ребёнок правильно подбирал слова.
В результате исследования умения подбирать соответствующие ситуации эмоционально-оценочные лексемы, а также синонимы и антонимы к заданным словам (оценка уровня экспрессной лексики) были получены следующие данные: 25 % было выявлено у 7 детей экспериментальной группы и не выявлено у детей контрольной группы. В свою очередь 50 % было выявлено у 5 детей экспериментальной группы и у 1 ребёнка контрольной группы. Также 75 % были выявлены у 12 детей контрольной группы и 3 детей экспериментальной группы. У 2 детей контрольной группы было выявлено 100 % и не выявлено у детей экспериментальной группы. Все полученные данные представлены в таблице 2.
Таблица 2.
Распределение детей контрольной и экспериментальной группы по умению подбирать соответствующие ситуации эмоционально-оценочной лексемы, а также синонимы и антонимы к заданным словам (экспрессивная лексика)
Выборка |
Уровень |
|||
25 % |
50 % |
75 % |
100 % |
|
Контрольная |
0 |
1 |
12 |
2 |
Экспериментальная |
7 |
5 |
3 |
0 |
Полученные данные позволяют судить о том, что у детей с нормальным речевым развитием умение подбирать соответствующие ситуации эмоционально-оценочной лексемы, а также синонимов и антонимов к заданным словам наиболее развито по сравнению с детьми с общим недоразвитием речи. Таким образом, уровень экспрессивной речи у экспериментальной группы значительно ниже, чем у контрольной, что наглядно демонстрирует полученная таблица.
При детальной изучении результатов исследования отмечаются следующие отличительные особенности контрольной и экспериментальной групп. Во 2 серии заданий проводилось исследование умения ребёнка подбирать лексемы, соответствующие заданной педагогом ситуации, умения использовать эмоциональную лексему в предложениях и исследование овладения ребёнком антонимическими отношениями в области эмоциональной лексики. Дети контрольной группы показали результаты лучше, чем дети экспериментальной группы. Наибольшие трудности экспериментальной группы в задании «Доскажи словечко» были ярко выражены при подборе прилагательных к герою сказки, а именно волку. Дети не учитывали то, что в сказке было сказано, что волк «не собирался обижать зайчика», для них волк всегда был «серый, плохой, зубастый», однако несколько детей ответили, что он был «добрый, вежливый». В экспериментальной группе дети в большинстве случаев называли одни из прилагательных представленных в методике, однако нуждались в небольшой помощи взрослого, несколько детей самостоятельно без помощи подбирали слова к рассказу, сами дополняли его, по итогам проведения данного задания могли ещё раз самостоятельно пересказать рассказ.
При исследовании владения ребёнком антонимическими отношениями в области эмоциональной лексики в задании «Скажи наоборот», были выявлены следующие особенности: в экспериментальной группе наблюдались грубые ошибки и трудности подбора антонимов, чаще всего дети просто молчали, или говорили, что не знают, что сказать. При приведении нами примеров, они самостоятельно не подбирали слов. Однако в контрольной группе результаты выше, в отношении того, что все дети самостоятельно подбирали слова, в большинстве случаев наблюдались лексические замены. В задании «Скажи по-другому», направленное на исследование владения ребёнком синонимическими отношениями в области эмоциональной-оценочного словаря, на основе замены одной лексической единицы другой, близкой по значению были получены следующие результаты. В контрольной группе у 14 детей затруднений не возникало или возникали, но требовали незначительной стимуляции и направляющей помощи педагога, однако в экспериментальной группе наблюдались затруднения подбора синонимов в таких словах, как «грустный», «интересный», «страшный», «испуганный», «вежливый», наблюдались такие ошибки как повторение услышанного раннее, и применение в качестве синонима, к слову, которое получили (добрый — хороший, хороший — добрый), во многих случаях дети не отвечали на вопросы логопеда, при стимуляции замыкались, не зная, что ответить.
При наблюдении за общением детей со сверстниками и взрослыми в рамках образовательного процесса были полученные следующие результаты. В экспериментальной группе с результатами 25 % было выявлено 1 ребёнок, но в контрольной группе таких детей не было. Также с результатом 50 % в экспериментальной группе было исследовано 9 человек, а в контрольной группе — 1 человек. По результатам исследований с результатам 75 % в контрольной группе 11 человек, в экспериментальной — 5 человек. Также с результатом 100 % было выявлено в контрольной группе 3 человека, однако в экспериментальной детей с таким результатом не было. Результаты представлены в таблице 3.
Таблица 3.
Распределение детей контрольной и экспериментальной группы в зависимости за наблюдением во время общением детей со сверстниками и взрослыми в рамках образовательного процесса
Выборка |
Уровень |
|||
25 % |
50 % |
75 % |
100 % |
|
Контрольная |
0 |
1 |
11 |
3 |
Экспериментальная |
1 |
9 |
5 |
0 |
По результатам 3 серий заданий контрольная выборка показала результаты в среднем 75 %, однако экспериментальная выборка показала результаты в среднем 25 %. Данные результаты свидетельствуют о выраженных отличиях развития эмоциональной лексики у старших дошкольниках с нормальным речевым развитием и общим недоразвитием речи.
По результатам качественного анализа полученных при исследовании данных мы сделали следующие выводы: дети экспериментальной группы чаще всего (в основном) употребляют слова общеоценочной лексики (хороший, плохой), однако в контрольной группе преобладало количество частнооценочных лексем (добрый, вкусный, умный, красивая), которые носили характер этических оценок.
В экспериментальной группе дети получившие результат 100 % на данный момент являются выпускниками детского сада, и следовательно группы для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Исходя из результатом исследования видно, что у детей экспериментальной группы наблюдаются выраженные особенности развития эмоциональной лексики, которые требуют соответствующей коррекционно-логопедической работы, и воздействия. В большинстве случаев дети использовали общеоценочные лексемы, либо не использовали их совсем, отказывали от выполнения задания.
Таким образов, основываясь на полученном качественном и количественном анализе, были определены следующие особенности эмоциональной лексики у старших дошкольников с ОНР III ур. р. р.: затруднения в подборе синонимов и антонимов, ограниченность словарного запаса, заменяют слова близкими по ситуации или значению, наблюдались лексические замены, в назывании синонимических и антонимических отношений, такие как: название признаков словосочетанием (радость — когда радуешься, смелость — когда сильный), также наблюдались замены на основе недостаточной дифференциации эмоциональных состояний (неприятность — обидеться, добрый — хороший, хороший — добрый, испуганный — грустный).
Так как в данной работы мы рассматриваем старший дошкольный возраст, то коррекционно-логопедическая работа непосредственно будет проводиться по средствам игровых приёмов, как ведущего вида деятельности в данном возрасте.
Изучение особенностей формирования эмоциональной лексики старших дошкольников имеет большое значение. Основываясь на результатах исследования и изученной методической литературы можно сделать вывод, что данная проблема является одной из основных на этапе формирования и развития речи.
Обобщив результаты изучения материалов по данной проблеме можно говорить о том, что дети с ОНР имеют недостаточность словарного запаса; трудности в понимании и употреблении слов с лексико-грамматическим сходством; ограниченность и однообразие в употреблении некоторых частей речи.
Экспериментально было выявлено, что дети испытывали затруднения в подборе синонимов и антонимов, наблюдалась ограниченность словарного запаса, заменяют слова близкими по ситуации или значению, наблюдались лексические замены, в назывании синонимических и антонимических отношений, такие как: название признаков словосочетанием, также наблюдались замены на основе недостаточной дифференциации эмоциональных состояний.
Одним из методов коррекции при формировании эмоциональной лексики мы модем предложить игру, которая является ведущим видом деятельности в данной возрасте. Однако по нашему мнению данный метод коррекции является недостаточно изученным и включённым в систему логопедической работы с данной категорией детей.
Данный метод коррекции должен закрепляться не только в учреждении образования, но и в ближайшем окружении ребёнка.
Таким образом, систематическая, поэтапная, специально организованная коррекционная работа по формированию эмоциональной лексики позволяет улучшить уровень лексического развития и речевого общения у старших дошкольников с ОНР III ур. р. р.
Список литературы:
- Белопольская Н.Л. Азбука настроений. Эмоционально-коммуникативная игра / Н.Л. Белопольская. — М.: Когито-центр, 2000. — 36 с.
- Вайгла Э.А. Эмоциональная лексика современного русского языка и проблемы её перевода// Э.А. Вайгла/ МГУ им. М.В. Ломоносова. — М. 1978. — 21 с.
- Выготский Л.С. Основные проблемы дефектологии // Выготский Л.С./ Собр. соч. в 5 т. Т. 5. — М.: Педагогика, 1983. — 369 с.
- Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. — 2-е изд., испр. и доп / В.П. Глухов. — М.: Аркти, 2004. — 168 с.
- Дель С.В. Логопедическая система работы, направленная на обогащение эмоциональной лексики детей шести—семи лет с общим недоразвитием речи III уровня в условиях дошкольного образовательного учреждения / С.В. Дель, Д.В. Нечаева // Логопед в дет. саду. — 2012. — № 3.
- Дель С.В. Особенности овладения эмоциональной лексикой детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи/С.В. Дель, Д.В. Нечаева // Логопед в дет. саду.
- Жукова Н.С. Логопедия. Основы теории и практики/ Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. — М.: Эксмо, 2011.
- Иванова С.В. Повышение роли эмоционального воздействия в логопедической работе / С.В. Иванова //Логопед. — 2004. — № 4. — С. 57—64.
- Кондратенко И.Ю. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте/ составитель И.Ю. Кондратенко. — Москва: Айрис-пресс: Айрис-дидактика, 2005. — 218, [1]с. — (Библиотека логопеда-практика).
- Кондратенко И.Ю. Основные направления логопедической работы по формированию эмоциональной лексики у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста / И.Ю. Кондратенко // Дефектология. — 2003. — № 3. — С. 56—69.
- Кондратенко И.Ю. Особенности овладения эмоциональной лексикой детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / И.Ю. Кондратенко // Дефектология. — 2002. — № 6. — с. 51—59.
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). — СПб.: СОЮЗ, 1999. — 160 с.
- Серебрякова Н.В. Развитие лексики у дошкольников со стёртой дизартрией/Н.В. Серебрякова// Методическое пособие. — Спб.: КАРО, 2009. — 224 с. — (Серия «Коррекционная педагогика»).
- Тверская О.Н. Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР / О.Н. Тверская, Ж.В. Зигангирова // Логопед. — 2011. — № 1. — С. 35—48.
- Тишина Л.А. Формирование представлений о слове у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (на примере глагольного словаря)/ Л.А. Тишина, Н.В. Сальникова // Логопедия. — 2007. — № 4. — с. 13—17.
- Янченко И.В. Нарушения эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи как причина затруднений речевого общения / И.В. Янченко, В.А. Моисеенко // Логопедия сегодня. — 2012. — № 1. — С. 43—44.