Статья:

РОЛЬ СТУДЕНЧЕСКОГО НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА В ФОРМИРОВАНИИ УСПЕШНОГО ВРАЧА-ИССЛЕДОВАТЕЛЯ

Конференция: V Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 6. Педагогика

Выходные данные
Олейник В.В., Коровина И.А. РОЛЬ СТУДЕНЧЕСКОГО НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА В ФОРМИРОВАНИИ УСПЕШНОГО ВРАЧА-ИССЛЕДОВАТЕЛЯ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. V междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(5). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/5(5).pdf (дата обращения: 22.04.2018)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 33 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

РОЛЬ СТУДЕНЧЕСКОГО НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА В ФОРМИРОВАНИИ УСПЕШНОГО ВРАЧА-ИССЛЕДОВАТЕЛЯ

Олейник Виктория Владимировна
студент, Оренбургская государственная медицинская академия, г. Оренбург
Коровина Ирина Алексеевна
научный руководитель, научный руководитель, доцент кафедры Оренбургской государственной медицинской академии, г. Оренбург

Современный мир диктует быть успешным во всем. Сегодня мы сталкиваемся с серьезной проблемой — недостатком врачебного профессионализма. Черпинский Н.В. в 1992 г. провел исследование на базе ММА им. Сеченова, показывающее, что лишь 10—20 % молодых специалистов-врачей удовлетворены своими знаниями и умениями, необходимыми для профессиональной деятельности, одна треть из них нуждается в постоянной квалифицированной помощи, остальные имеют пробелы в своей подготовке. Лишь 19 % врачей-интернов успешно справляются с курацией больных, 81 % допускают ошибки часто или в сложных ситуациях. Высшая медицинская школа выдвигает на первый план проблему подготовки компетентных специалистов медицинского профиля, обладающих ответственностью, устойчивым интересом к будущей профессии, стремлением к саморазвитию и самореализации.

Важно понимать, что профессиональную компетентность врача формирует не только предметное содержание наук, но и постоянное совершенствование его профессиональных умений и навыков (Бухарина Т.Л., Аверин В.А. 2002 г.). Основополагающим звеном в подготовке высокопрофессиональных врачей играет исследовательская деятельность, как студентов, так и практикующих врачей любой категории. Так как основы для развития врача-исследователя закладываются преимущественно в период вузовского обучения, очень большое внимание уделяется приобщению студента к научно-исследовательской деятельности. Сейчас научно-исследовательская работа студента поощряется и стимулируется как на уровне ВУЗа (обязательные факультативные занятия, ориентация в процессе обучения педагогом), так и на федеральном уровне (получение гранта для проведения исследований, квоты). Именно эта форма организации в учебном процессе позволяет сформировать такие качества у студента, как самоорганизация, стремление к постоянному поиску ответов на вопросы, возникающие в той или иной области, развитие интеллектуальных и творческих способностей, умение работать в коллективе и т. д., так необходимые для специалистов всех областей медицины. Исследовательская работа студентов начинается с учебно-исследовательской и закрепляется в научно-исследовательской работе, проводимой в рамках студенческого научного общества (СНО). Учебно-исследовательская работа является важнейшим средством совершенствования профессиональной подготовки студентов — как теоретической, так и практической. Для студентов первого курса учебно-исследовательская работа — это первый шаг к научному исследованию (Коровина И.А., 2011 г.).

Студенческое научное общество помогает решить задачу повышения качества подготовки специалистов медицинского профиля путем овладения студентами передовых достижений медицины; расширяет и углубляет знаний студентов в области теоретических основ изучаемых дисциплин. СНО рассматривается как орган управления научной деятельностью студентов ВУЗа, координирующий и согласующий работу со СНО других ВУЗов. СНО — это группа студентов, которое формирует данное общество на добровольных началах, как правило, в него приходят студенты, успешно занимающиеся по всем учебным дисциплинам. Любой студент, независимо от того входит ли он в состав СНО или нет, но который успешно усваивает учебную программу, зачастую проявляет повышенный интерес к научно-исследовательской работе той кафедры, с которой он связывает свою будущую профессиональную деятельность. Результаты своих исследований студенты могут представить на конкурс СНО в той форме, которая близка по манере исполнения.

Каждое студенческое научное общество медицинских ВУЗов предлагает свои конкурсы и требования к выполняемой студентом работе. Рассмотрим возможности реализации исследовательских способностей студентов, предоставляемые студенческим научным обществом Оренбургской государственной медицинской академии (ОрГМА). Деятельность СНО ОрГМА предусматривает проведение следующих конкурсов:

  • Конкурс на лучшую студенческую работу;
  • Конкурс рефератов;
  • Конкурс стендовых докладов;
  • Конкурс наглядных учебных пособий;
  • Конкурс публикаций;
  • Конкурс на лучший студенческий кружок;
  • Конкурс изобретательской деятельности;
  • Фестиваль учебных фильмов.

Важной задачей проведения различных конкурсов является развитие исследовательских умений, навыков творческой деятельности студентов через создание и представление конкурсной продукции.

Один из главных конкурсов — конкурс на лучшую студенческую работу. В этом конкурсе студент отражает результаты законченной, самостоятельно выполненной исследовательской работы, впервые представленной на конкурсе в рамках СНО Оренбургской государственной медицинской академии. Объем такой работы самый большой, выполняется студентом в течение года и более.

Не менее важным является конкурс монотематических конференций. На научно-практических конференциях студенты представляют доклады, в основу которых положены результаты собственных научных и экспериментальных исследований. Учебно-методические конференции освещают теоретические аспекты изучаемого вопроса. Во время выступления на конференциях основными задачами для студентов является полное понимание излагаемого материала, его качественное исполнение, способность ответить на возникающие вопросы аудитории. Кроме того, студенты имеют возможность изложить результаты своих исследований на Всероссийских и Международных конференциях.

Конкурс рефератов предусматривает работу студента с литературой. Здесь закрепляются поисковые навыки, умение выделить главное.

Для реализации своего творческого потенциала студенты могут принять участие в конкурсе стендовых докладов или конкурсе наглядных учебных пособий. В конкурсе стендовых докладов отражают результаты собственных исследований в виде стенда, оформленного по своему желанию. Конкурс выставка наглядных пособий включает следующие секции: «электронно-графическое пособие» представляет собой презентацию учебного материала; «графическое пособие», где учебный материал представлен в виде плакатов, таблиц; «морфологический препарат» в виде анатомического, гистологического микро- и макропрепарата, биологического и зоологического экспоната; «объемная модель» включает учебные модели процессов, явлений, а также неподвижные макеты объектов.

В конкурсе публикаций побеждает тот кружок кафедры, кружковцы которого активно ведут исследовательскую работу, и ее результаты представляют в виде статьи или тезисов. Статья может быть напечатана как в сборнике Итоговой конференции СНО ОрГМА, так и в сборниках других Всероссийских и Международных студенческих конференциях. Преимущество имеют студенты, чьи статьи были опубликованы в сборниках Международных конференций.

В конкурсе учебных фильмов студенты могут представить собственно отснятый фильм, который так или иначе может быть использован как учебное пособие. Оценивается качество снятого материала, его логичность и правильность изображаемой на видео техники выполнения каких либо манипуляций.

Необходимо отметить, что вся организационная часть за проведение конкурсов полностью лежит на студентах, входящие в совет СНО. То есть, помимо хорошей успеваемости по всем учебным дисциплинам, выполнения какой либо научной работы, такие студенты значительную часть времени должны посвящать организации конкурсов и Итоговой конференции СНО ОрГМА. Преподаватели Оренбургской медицинской академии отмечают, что студенты, входящие в совет СНО, несмотря на большую занятость, имеют лучшую подготовку к занятиям, быстрее усваивают новый материал, обладают хорошими коммуникативными данными и в дальнейшем, как правило, не имеют трудностей с поступлением в ординатуру/аспирантуру и трудоустройством.

Участие студентов в СНО помогает выработать им профессионально значимые качества, такие как дисциплинированность, четкость, ответственность, навыки работы в индивидуальном режиме и при коллективных и групповых формах творчества. Это позволяет студентам лучше адаптироваться к профессиональной деятельности, ощутить постоянную потребность в повышении профессионального мастерства и углублении теоретических знаний, необходимых в практической деятельности.

Таким образом, студенческое научное общество ориентировано на профессиональное становление будущего специалиста медика, которое основано на имеющихся достижениях студента с учетом его способностей, интересов и мотивов.

 

Список литературы:

  1. Бухарина Т.Л. Психолого-педагогические аспекты медицинского образования / Т.Л. Бухарина, В.А. Аверин. — Екатеринбург: УрО РАН. — 2002. — 405 с.
  2. Коровина И.А. Студенческое научное общество как пространство самообразовательной деятельности / И.А. Коровина // Интеллект. Инновации. Инвестиции. — Оренбург, 2011. — № 2. — С. 185—188.
  3. Черпинский Н.В. Ориентация на надежную подготовку кадров — один из путей выхода из кризиса здравоохранения // Реформы в здравоохранении и задачи медицинского образования / Под ред. Богина И.Б. и др. М., 1992. С. 12—14.