Статья:

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ (РДА)

Конференция: V Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 7. Психология

Выходные данные
Чесова С.В. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ (РДА) // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. V междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(5). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/5(5).pdf (дата обращения: 06.10.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ (РДА)

Чесова Светлана Валерьевна
студент ОГПУ, г. Оренбург
Глазева Маргарита Алексеевна
научный руководитель, канд. психол. наук, доцент, Оренбургский педагогический государственный университет, г. Оренбург

Ранний детский аутизм (РДА) — это нарушение психического развития. Характеризуется нарушением контакта с окружающими, эмоциональной холодностью, расстройствами речи и моторики, стереотипности деятельности и поведения, приводящими к нарушениям социального взаимодействия. Специфика раннего детского аутизма проявляется следующим образом: дефицит потребности в общении, который в значительной степени зависит от степени тяжести РДА; при всех степенях тяжести у детей с РДА наблюдается аффективная дезадаптация; недоразвитие регуляторных функций у детей с РДА проявляется в выраженных нарушениях поведения; интеллектуальное и речевое развитие при РДА отличаются значительной вариабельностью и специфичностью [1].

Одним из главных особенностей в развитие детей с РДА является нарушение сенсорной интеграции. Все сведения об окружающем мире и о себе самом человек получает в форме зрительных, слуховых, двигательных, кожных, вкусовых, обонятельных ощущений и восприятий. Однако восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений: формирование целостного образа предметов — результат сложного взаимодействия ощущений (часто ощущений, относящихся к нескольким органам чувств) и уже имеющихся в коре головного мозга следов прошлых восприятий.

Сенсорная интеграция — это организация сенсорных сигналов, благодаря которой мозг обеспечивает эффективные реакции тела и перцепцию, формирует мысли и эмоции. Интеграция сортирует, упорядочивает и затем собирает все сенсорные сигналы вместе, формируя тем самым мозговую функцию [1, с. 48]. Сенсорная интеграция является самой важной частью работы сенсорной системы. Она является бессознательным процессом, происходящем в головном мозге и организует информацию, полученную с помощью органов чувств (вкус, вид, звуки, запах, прикосновение, движение, воздействие силы тяжести и положение в пространстве), упорядочивает ощущения. Ощущения можно уподобить пище для мозга: они доставляют мозгу знания, необходимые для управления телом и мышлением. В процессе сенсорной интеграции различные виды сенсорной информации объединяются, формируя функции, необходимые ребенку для достижения успеха и получения удовольствия от жизни. Результатами развития сенсорной интеграции являются: — способность концентрироваться; — способность к самоорганизации; — самооценка; — самоконтроль; — уверенность в себе; — способность к школьному обучению; — способность к абстрактному мышлению и обоснованию; — специализация каждой из сторон тела и полушарий мозга.

Процессы сенсорной интеграции непрерывно протекают в ЦНС, и нарушения обработки и интеграции сенсорных сигналов влияют на такие важнейшие сферы жизни ребенка, как эмоции, игра, социальное взаимодействие, регуляция поведения, обучение, освоение двигательных навыков.Именно это взаимодействие и оказывается нарушенным у детей с РДА.

В таблице 1 представлены уровни процесса сенсорной интеграции [8].

Таблица 1.

Процесс сенсорной интеграции

ощущения

Интеграция сенсорных сигналов

1-й уровень

2-й уровень

3-й уровень

4-й уровень

Слуховые (слух)

 

 

Речь Язык

 

Координация глаз-рука

 

 

Зрительная перцепция

 

Целенаправленная деятельность

Вестибулярные (сила тяжести и движение)

Проприоцептивные

(мышцы и суставы)

Движения глаз

Поза

Равновесие

Мышечный тонус

Противодействие силе тяжести

Перцептивный образ тела

 

Координация обеих сторон тела

Двигательное планирование

Уровень активности

Концентрация внимания

Эмоциональная стабильность

Тактильные

(прикосновение)

Прием пищи

Сосание

Связь мать-ребенок

Тактильный комфорт

Зрительные (зрение)

 

 

 

Чтобы функционировать и участвовать в окружающем нас мире, мы должны использовать наши чувства. Эти чувства предоставляют людям уникальный опыт, и позволяют нам взаимодействовать друг с другом и участвовать в различных событиях. Они помогают нам понимать, что нас окружает, и реагировать на это. Они играют значительную роль в определении того, как мы должны вести себя в той или иной ситуации. У детей с РДА в одно или все чувства становятся крайне интенсивными или вообще пропадают — обычно такое явление называют дисфункцией сенсорной интеграции.

Первым признаком сенсорной дисфункции нередко является гиперактивность или повышенная отвлекаемость, при наличии которой спокойно сидеть и концентрировать внимание для ребенка почти невозможно. Нарушения сенсорной интеграции обуславливают многие проблемы в развитии ребенка с РДА: у него наблюдается немотивированная смена настроения — ребенок то подавлен, то недоволен — его ничего не радует; проигрыш в какой-нибудь игре оборачивается угрозой его несформированной концепции «я», поэтому он может расстроить игру; ему трудно делиться игрушками; стремясь к ощущению успеха и собственной значимости, он не в состоянии думать о нуждах окружающих; может проявляться гиперчувствительность.

Аутичный ребенок крайне связан собственными сложившимися стереотипами. Весь его внутренний мир зажат в жесткие рамки, выход за которые для него является трагедией. Это связано, прежде всего, с так называемой неофобией — боязнью всего нового. Впрочем, фобии у таких детей могут развиться на что угодно. В частности, аутичные дети нередко страдают сенсорной фобией — боятся бытовых электроприборов, издающих резкие звуки, шума воды, темноты или яркого света, закрытых дверей, одежды с высоким воротом и т. д. Когда аутичному ребенку особенно плохо, он может проявить агрессию и самоагрессию. Взрыв отчаяния разрушительной силы направлен обычно против вмешательства в его жизнь и попыток изменить сложившиеся стереотипы. Избирательность в контактах и отсутствие видимой привязанности даже к близким людям проистекает из целой системы страхов, а вследствие этого — запретов и самоограничений [3].

Речь отличает негибкость «сделанность», «механистичность», «попугайность». Поведение, характерное для детей с аутизмом, очень часто является непосредственной реакцией на его сенсорный опыт. Если посмотреть с этой точки зрения, то становится совершенно понятно, почему они создают ритуалы или развивают самостимулирующее поведение, такое как вращение на одном месте, стучание или тряска руками — оно позволяет им почувствовать, что они контролируют ситуацию и обрести безопасность в своем уникальном мире. Именно дисфункцией сенсорной интеграции объясняется «странное» поведение человека с аутизмом: стереотипии, ритуалы, самостимуляция, аутоагрессия, эхолалия. С помощью такой «защиты» ребенок всего лишь старается снизить болезненно-травмирующие ощущения, успокоить себя, почувствовать контроль над ситуацией и обрести безопасность.

Таким образом, новый опыт человек получает посредством органов чувств, воспринимающих ощущения — визуальные (зрение), звуковые (слух), обонятельные (обоняние), вкусовые (вкус), тактильные (осязание), вестибулярные (среднее ухо) и земное притяжение — сенсорная интеграция упорядочивает ощущения, организует информацию, наделяет значением испытываемые наши ощущения, фильтруя информацию и отбирая то, на чем следует сконцентрироваться, позволяет осмысленно действовать и реагировать на ситуацию и формирует базу для социального поведения и теоретического обучения. Все это еще раз подчеркивает чрезвычайную важность развития сенсорной интеграции в детском возрасте [5].

Проблема развития сенсорной интеграции у дошкольников с РДА, несмотря на имеющиеся исследования, продолжает оставаться малоисследованной. Одной из актуальных задач является выбор методов развития сенсорной интеграции. В коррекционно-развивающей работе с детьми с РДА особое значение в качестве здоровьесберегающего средства развития сегодня приобретает фольклор. Фольклор — как способ самореализации — создает наиболее оптимальные условия для раскрепощения, снятия стрессов, самовыражения, внутренней свободы человека, способствует восстановлению и гармонизации всех структур психики, в том числе и сенсорной интеграции, улучшая тем самым качество жизни человека [4].

Существует достаточно много определений феномена фольклора — его определяют и как совокупность культурного продукта, древнейшую форму общественного сознания, в наиболее концентрированном виде и в виде устойчивых формул отражающая образы и отношения социально-культурного филогенетического опыта; и как процесс отражения, спецификой которого является импровизационное воспроизведение (воссоздание) устойчивой формулы обряда [2].

Фольклорные упражнения отличаются тем, что с одной стороны помогают аутичным детям оставаться в своей «комфортной зоне» (обряды, ритуалы, повторения), развивать самостимулирующее поведение, и в то же время охватывают новые «просторы» развития детей с РДА. Применяя эти упражнения, психолог должен фокусироваться на снижении чувствительности ребенка и оказании ему помощи в реорганизации чувственной информации [1].

Наше исследование проводилась со старшими дошкольниками с РДА. Мы использовали групповую психокоррекцию, и упражнения, основанные на использовании фольклора, применялись нами в контексте групповой работы. Признавая важность стереотипности среды для ребенка с РДА, каждое занятие мы начинали и заканчивали определенным ритуалом, основанном на использовании фольклора (присказки, песни) — например, использовали куклу «Бабушка-Погодушка». Психолог показывает куклу детям, сидящим в круге, и говорила присказку — «Бабушка-Погодушка, в сентябрь к нам пришла, листочков хоровод с собою принесла» (стимулируя детей проговаривать эти стихи вместе с ним). После этого психолог с помощью куклы разбрасывает осенние листья, которые дети должны ловить, собирать и складывать в мешочек. Таким образом, происходит одновременно развитие в коррекционном процессе координации движений, концентрации внимания, речи, целенаправленной деятельности и пр.

Выраженным развивающим потенциалом в работе с детьми с РДА обладают различные обряды. Например, на занятии мы инсценировали масленичную обрядовую песню «Ой, блины, блины», где по очереди каждый ребенок повторял вначале действие приготовления блинов, а затем угощал другого ребенка. В этом упражнении дети учились взаимодействовать друг с другом, а также соблюдать порядок действий и тем самым структурировать поведение через обряд.

В процессе фольклорных игр — пальчиковых, подвижных — у детей с РДА развиваются пространственные представления и мелкая моторика — «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» у детей, которые повторяют движения взрослых, происходит активизация моторики рук. В процессе пальчиковых игр, у детей вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, происходит развитие пространственных представлений, возможность ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и пр. «Пальчиковые игры» применялись нами в качестве инсценировки каких-либо рифмованных историй («Сорока-белобока» и др.) Многие пальчиковые игры требуют участия обеих рук, что стимулирует межполушарное взаимодействие [2; 5].

Дети с РДА испытывают трудности в конструктивной деятельности (собирании мозаики, строительстве из кубиков и пр.) — с целью ее развития мы использовали игру «Теремок», в процессе которой дети строили домик (теремок) и поселяли в него персонажей народной сказки.

Трудности в развитии пространственных представлений детей с РДА проявляются в неумении рассчитать шаги, поднимаясь / спускаясь по лестнице, разложить предметы по порядку и пр. Для развития пространственных представлений детей мы использовали потешки; рисование орнаментов народных костюмов.

Для развития сенсорной интеграции у детей с РДА нами были проведены подвижные народные игры. Дети получали удовольствие от процесса игры, вступали в нее без опасений и боязни. Народная игра содержит минимальное количество правил, соблюдать которые не трудно, поэтому она прекрасно подходит для свободного проявления индивидуального «я» ребенка. Детям особенно нравилась игра «Змея кусает хвост», в ходе которой каждый ребенок получал опыт взаимодействия в группе, а также возможность развития зрительных, тактильных, вестибулярных ощущений.

С удовольствием дети водили хороводы, сопровождая движение пением. Также проводились упражнения с народными музыкальными инструментами (бубны, колокольчики, погремушки, трещетки и пр.), в процессе выполнения которых у детей развивалось чувство такта, ритма; они пытались подстроиться друг под друга, учились взаимодействовать, сдерживать свои эмоции; учились расслабляться, отбивая спокойный ритм [6; 7].

Использование фольклора в процессе коррекционно-развивающей работы с детьми с РДА помогло нам достичь определенных положительных результатов в развитии различных компонентах сенсорной интеграции — можно говорить об уменьшении зажимов в поведении детей, улучшении взаимодействия со сверстниками и педагогами; в поведении многих детей была отмечена большая сдержанность, терпеливость, деятельность детей стала более структурирована. У детей отмечается улучшение в развитии графических навыков — уменьшились трудности в раскрашивании замкнутых областей, не выбиваясь за линии контуров. Это отражает улучшение координации глаз-рука, целенаправленности деятельности.

Использование фольклора создает возможность самовыражения всем детям, вне зависимости от выраженности аутистического расстройства, позволяет каждому ребенку ощутить себя в комфортной зоне, что является важным мотивирующим фактором его участия во взаимодействии с психологом.

 

Список литературы:

  1. Джин Айрес Э. «Ребёнок и сенсорная интеграция»// SmithMylesetal, 2000, 360 с.
  2. Зыкова М.Н. Фольклоротерапия//НПО МОДЭК, МПСИ, 2004 г. 160 с.
  3. Зыкова М.Н. Фольклоротерапия: Структурирование жизни через обряд //МПСИ, МОДЭК, 2006 г. 147 с.
  4. Катаева А.А., Стребенева Е.А. Дидактические игры и упражнения. М. Просвещение. 1991. 190 с.
  5. Ковалец И.В. Основные направления работы с аутичными детьми// Дефектология 1998. № 2. с. 63—73.; № 9. с. 45.; № 1. с. 76.
  6. Ковалец И.В. Сравнительное изучение понимания эмоции детьми с аутизмом//Дефектология. 2003. № 2. с. 57.
  7. Коноплева А.Н., Лещинская Т.Л. Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития: Монография//. Мн. НИО. 2003. 232 с.
  8. Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р. Дети с нарушениями общения: ранний детский аутизм.// М. Просвещение. 1989. 95 с.