ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ (РДА)
Конференция: V Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: 7. Психология
V Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ (РДА)
Ранний детский аутизм (РДА) — это нарушение психического развития. Характеризуется нарушением контакта с окружающими, эмоциональной холодностью, расстройствами речи и моторики, стереотипности деятельности и поведения, приводящими к нарушениям социального взаимодействия. Специфика раннего детского аутизма проявляется следующим образом: дефицит потребности в общении, который в значительной степени зависит от степени тяжести РДА; при всех степенях тяжести у детей с РДА наблюдается аффективная дезадаптация; недоразвитие регуляторных функций у детей с РДА проявляется в выраженных нарушениях поведения; интеллектуальное и речевое развитие при РДА отличаются значительной вариабельностью и специфичностью [1].
Одним из главных особенностей в развитие детей с РДА является нарушение сенсорной интеграции. Все сведения об окружающем мире и о себе самом человек получает в форме зрительных, слуховых, двигательных, кожных, вкусовых, обонятельных ощущений и восприятий. Однако восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений: формирование целостного образа предметов — результат сложного взаимодействия ощущений (часто ощущений, относящихся к нескольким органам чувств) и уже имеющихся в коре головного мозга следов прошлых восприятий.
Сенсорная интеграция — это организация сенсорных сигналов, благодаря которой мозг обеспечивает эффективные реакции тела и перцепцию, формирует мысли и эмоции. Интеграция сортирует, упорядочивает и затем собирает все сенсорные сигналы вместе, формируя тем самым мозговую функцию [1, с. 48]. Сенсорная интеграция является самой важной частью работы сенсорной системы. Она является бессознательным процессом, происходящем в головном мозге и организует информацию, полученную с помощью органов чувств (вкус, вид, звуки, запах, прикосновение, движение, воздействие силы тяжести и положение в пространстве), упорядочивает ощущения. Ощущения можно уподобить пище для мозга: они доставляют мозгу знания, необходимые для управления телом и мышлением. В процессе сенсорной интеграции различные виды сенсорной информации объединяются, формируя функции, необходимые ребенку для достижения успеха и получения удовольствия от жизни. Результатами развития сенсорной интеграции являются: — способность концентрироваться; — способность к самоорганизации; — самооценка; — самоконтроль; — уверенность в себе; — способность к школьному обучению; — способность к абстрактному мышлению и обоснованию; — специализация каждой из сторон тела и полушарий мозга.
Процессы сенсорной интеграции непрерывно протекают в ЦНС, и нарушения обработки и интеграции сенсорных сигналов влияют на такие важнейшие сферы жизни ребенка, как эмоции, игра, социальное взаимодействие, регуляция поведения, обучение, освоение двигательных навыков.Именно это взаимодействие и оказывается нарушенным у детей с РДА.
В таблице 1 представлены уровни процесса сенсорной интеграции [8].
Таблица 1.
Процесс сенсорной интеграции
ощущения |
Интеграция сенсорных сигналов |
||
1-й уровень |
2-й уровень |
3-й уровень |
4-й уровень |
Слуховые (слух) |
|
|
Речь Язык
Координация глаз-рука
Зрительная перцепция
Целенаправленная деятельность |
Вестибулярные (сила тяжести и движение) Проприоцептивные (мышцы и суставы) |
Движения глаз Поза Равновесие Мышечный тонус Противодействие силе тяжести |
Перцептивный образ тела
Координация обеих сторон тела Двигательное планирование Уровень активности Концентрация внимания Эмоциональная стабильность |
|
Тактильные (прикосновение) |
Прием пищи Сосание Связь мать-ребенок Тактильный комфорт |
||
Зрительные (зрение) |
|
Чтобы функционировать и участвовать в окружающем нас мире, мы должны использовать наши чувства. Эти чувства предоставляют людям уникальный опыт, и позволяют нам взаимодействовать друг с другом и участвовать в различных событиях. Они помогают нам понимать, что нас окружает, и реагировать на это. Они играют значительную роль в определении того, как мы должны вести себя в той или иной ситуации. У детей с РДА в одно или все чувства становятся крайне интенсивными или вообще пропадают — обычно такое явление называют дисфункцией сенсорной интеграции.
Первым признаком сенсорной дисфункции нередко является гиперактивность или повышенная отвлекаемость, при наличии которой спокойно сидеть и концентрировать внимание для ребенка почти невозможно. Нарушения сенсорной интеграции обуславливают многие проблемы в развитии ребенка с РДА: у него наблюдается немотивированная смена настроения — ребенок то подавлен, то недоволен — его ничего не радует; проигрыш в какой-нибудь игре оборачивается угрозой его несформированной концепции «я», поэтому он может расстроить игру; ему трудно делиться игрушками; стремясь к ощущению успеха и собственной значимости, он не в состоянии думать о нуждах окружающих; может проявляться гиперчувствительность.
Аутичный ребенок крайне связан собственными сложившимися стереотипами. Весь его внутренний мир зажат в жесткие рамки, выход за которые для него является трагедией. Это связано, прежде всего, с так называемой неофобией — боязнью всего нового. Впрочем, фобии у таких детей могут развиться на что угодно. В частности, аутичные дети нередко страдают сенсорной фобией — боятся бытовых электроприборов, издающих резкие звуки, шума воды, темноты или яркого света, закрытых дверей, одежды с высоким воротом и т. д. Когда аутичному ребенку особенно плохо, он может проявить агрессию и самоагрессию. Взрыв отчаяния разрушительной силы направлен обычно против вмешательства в его жизнь и попыток изменить сложившиеся стереотипы. Избирательность в контактах и отсутствие видимой привязанности даже к близким людям проистекает из целой системы страхов, а вследствие этого — запретов и самоограничений [3].
Речь отличает негибкость «сделанность», «механистичность», «попугайность». Поведение, характерное для детей с аутизмом, очень часто является непосредственной реакцией на его сенсорный опыт. Если посмотреть с этой точки зрения, то становится совершенно понятно, почему они создают ритуалы или развивают самостимулирующее поведение, такое как вращение на одном месте, стучание или тряска руками — оно позволяет им почувствовать, что они контролируют ситуацию и обрести безопасность в своем уникальном мире. Именно дисфункцией сенсорной интеграции объясняется «странное» поведение человека с аутизмом: стереотипии, ритуалы, самостимуляция, аутоагрессия, эхолалия. С помощью такой «защиты» ребенок всего лишь старается снизить болезненно-травмирующие ощущения, успокоить себя, почувствовать контроль над ситуацией и обрести безопасность.
Таким образом, новый опыт человек получает посредством органов чувств, воспринимающих ощущения — визуальные (зрение), звуковые (слух), обонятельные (обоняние), вкусовые (вкус), тактильные (осязание), вестибулярные (среднее ухо) и земное притяжение — сенсорная интеграция упорядочивает ощущения, организует информацию, наделяет значением испытываемые наши ощущения, фильтруя информацию и отбирая то, на чем следует сконцентрироваться, позволяет осмысленно действовать и реагировать на ситуацию и формирует базу для социального поведения и теоретического обучения. Все это еще раз подчеркивает чрезвычайную важность развития сенсорной интеграции в детском возрасте [5].
Проблема развития сенсорной интеграции у дошкольников с РДА, несмотря на имеющиеся исследования, продолжает оставаться малоисследованной. Одной из актуальных задач является выбор методов развития сенсорной интеграции. В коррекционно-развивающей работе с детьми с РДА особое значение в качестве здоровьесберегающего средства развития сегодня приобретает фольклор. Фольклор — как способ самореализации — создает наиболее оптимальные условия для раскрепощения, снятия стрессов, самовыражения, внутренней свободы человека, способствует восстановлению и гармонизации всех структур психики, в том числе и сенсорной интеграции, улучшая тем самым качество жизни человека [4].
Существует достаточно много определений феномена фольклора — его определяют и как совокупность культурного продукта, древнейшую форму общественного сознания, в наиболее концентрированном виде и в виде устойчивых формул отражающая образы и отношения социально-культурного филогенетического опыта; и как процесс отражения, спецификой которого является импровизационное воспроизведение (воссоздание) устойчивой формулы обряда [2].
Фольклорные упражнения отличаются тем, что с одной стороны помогают аутичным детям оставаться в своей «комфортной зоне» (обряды, ритуалы, повторения), развивать самостимулирующее поведение, и в то же время охватывают новые «просторы» развития детей с РДА. Применяя эти упражнения, психолог должен фокусироваться на снижении чувствительности ребенка и оказании ему помощи в реорганизации чувственной информации [1].
Наше исследование проводилась со старшими дошкольниками с РДА. Мы использовали групповую психокоррекцию, и упражнения, основанные на использовании фольклора, применялись нами в контексте групповой работы. Признавая важность стереотипности среды для ребенка с РДА, каждое занятие мы начинали и заканчивали определенным ритуалом, основанном на использовании фольклора (присказки, песни) — например, использовали куклу «Бабушка-Погодушка». Психолог показывает куклу детям, сидящим в круге, и говорила присказку — «Бабушка-Погодушка, в сентябрь к нам пришла, листочков хоровод с собою принесла» (стимулируя детей проговаривать эти стихи вместе с ним). После этого психолог с помощью куклы разбрасывает осенние листья, которые дети должны ловить, собирать и складывать в мешочек. Таким образом, происходит одновременно развитие в коррекционном процессе координации движений, концентрации внимания, речи, целенаправленной деятельности и пр.
Выраженным развивающим потенциалом в работе с детьми с РДА обладают различные обряды. Например, на занятии мы инсценировали масленичную обрядовую песню «Ой, блины, блины», где по очереди каждый ребенок повторял вначале действие приготовления блинов, а затем угощал другого ребенка. В этом упражнении дети учились взаимодействовать друг с другом, а также соблюдать порядок действий и тем самым структурировать поведение через обряд.
В процессе фольклорных игр — пальчиковых, подвижных — у детей с РДА развиваются пространственные представления и мелкая моторика — «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» у детей, которые повторяют движения взрослых, происходит активизация моторики рук. В процессе пальчиковых игр, у детей вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, происходит развитие пространственных представлений, возможность ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и пр. «Пальчиковые игры» применялись нами в качестве инсценировки каких-либо рифмованных историй («Сорока-белобока» и др.) Многие пальчиковые игры требуют участия обеих рук, что стимулирует межполушарное взаимодействие [2; 5].
Дети с РДА испытывают трудности в конструктивной деятельности (собирании мозаики, строительстве из кубиков и пр.) — с целью ее развития мы использовали игру «Теремок», в процессе которой дети строили домик (теремок) и поселяли в него персонажей народной сказки.
Трудности в развитии пространственных представлений детей с РДА проявляются в неумении рассчитать шаги, поднимаясь / спускаясь по лестнице, разложить предметы по порядку и пр. Для развития пространственных представлений детей мы использовали потешки; рисование орнаментов народных костюмов.
Для развития сенсорной интеграции у детей с РДА нами были проведены подвижные народные игры. Дети получали удовольствие от процесса игры, вступали в нее без опасений и боязни. Народная игра содержит минимальное количество правил, соблюдать которые не трудно, поэтому она прекрасно подходит для свободного проявления индивидуального «я» ребенка. Детям особенно нравилась игра «Змея кусает хвост», в ходе которой каждый ребенок получал опыт взаимодействия в группе, а также возможность развития зрительных, тактильных, вестибулярных ощущений.
С удовольствием дети водили хороводы, сопровождая движение пением. Также проводились упражнения с народными музыкальными инструментами (бубны, колокольчики, погремушки, трещетки и пр.), в процессе выполнения которых у детей развивалось чувство такта, ритма; они пытались подстроиться друг под друга, учились взаимодействовать, сдерживать свои эмоции; учились расслабляться, отбивая спокойный ритм [6; 7].
Использование фольклора в процессе коррекционно-развивающей работы с детьми с РДА помогло нам достичь определенных положительных результатов в развитии различных компонентах сенсорной интеграции — можно говорить об уменьшении зажимов в поведении детей, улучшении взаимодействия со сверстниками и педагогами; в поведении многих детей была отмечена большая сдержанность, терпеливость, деятельность детей стала более структурирована. У детей отмечается улучшение в развитии графических навыков — уменьшились трудности в раскрашивании замкнутых областей, не выбиваясь за линии контуров. Это отражает улучшение координации глаз-рука, целенаправленности деятельности.
Использование фольклора создает возможность самовыражения всем детям, вне зависимости от выраженности аутистического расстройства, позволяет каждому ребенку ощутить себя в комфортной зоне, что является важным мотивирующим фактором его участия во взаимодействии с психологом.
Список литературы:
- Джин Айрес Э. «Ребёнок и сенсорная интеграция»// SmithMylesetal, 2000, 360 с.
- Зыкова М.Н. Фольклоротерапия//НПО МОДЭК, МПСИ, 2004 г. 160 с.
- Зыкова М.Н. Фольклоротерапия: Структурирование жизни через обряд //МПСИ, МОДЭК, 2006 г. 147 с.
- Катаева А.А., Стребенева Е.А. Дидактические игры и упражнения. М. Просвещение. 1991. 190 с.
- Ковалец И.В. Основные направления работы с аутичными детьми// Дефектология 1998. № 2. с. 63—73.; № 9. с. 45.; № 1. с. 76.
- Ковалец И.В. Сравнительное изучение понимания эмоции детьми с аутизмом//Дефектология. 2003. № 2. с. 57.
- Коноплева А.Н., Лещинская Т.Л. Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития: Монография//. Мн. НИО. 2003. 232 с.
- Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р. Дети с нарушениями общения: ранний детский аутизм.// М. Просвещение. 1989. 95 с.