Статья:

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРАЗДНИКОВ И ПАМЯТНЫХ ДАТ В ГОРОДЕ ЕЛАБУГА В ЭПОХУ «ПЕРЕСТРОЙКИ» 1985—1991-Е ГГ.

Конференция: V Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 2. Краеведение

Выходные данные
Закирова Р.Р. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРАЗДНИКОВ И ПАМЯТНЫХ ДАТ В ГОРОДЕ ЕЛАБУГА В ЭПОХУ «ПЕРЕСТРОЙКИ» 1985—1991-Е ГГ. // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. V междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(5). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/5(5).pdf (дата обращения: 24.09.2018)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРАЗДНИКОВ И ПАМЯТНЫХ ДАТ В ГОРОДЕ ЕЛАБУГА В ЭПОХУ «ПЕРЕСТРОЙКИ» 1985—1991-Е ГГ.

Закирова Резеда Расимовна
студент, Елабужский институт К (П)ФУ, г. Елабуга
Котлова Любовь Александровна
научный руководитель, научный руководитель, доцент, канд. пед. наук, Елабужский институт К (П)ФУ, г. Елабуга

Характерной чертой общественной и культурной жизни елабужан, как и всего советского народа, была ее политико-идеологическая направленность. В социальной сфере одну из главенствующих ролей во все времена занимают государственные праздники и памятные даты. Именно во время празднований проявляется сплоченность народного духа и убеждение, что народ един и неделим. Эпоха «перестройки» — то время, когда народ отмечал праздники, признанные Великой Октябрьской революцией. Одновременно к народу возвращались и старые праздники, в частности, имеющие религиозную окраску (Ураза Гаит, Праздник Покрова, Рождество, Пасха и др.).

Главным праздником в советском государстве эпохи «перестройки» был праздник, посвященный Дню Великой Октябрьской Социалистической революции, который отмечался 7 ноября [1]. Еще при Сталине окончательно оформился и праздничный канон: демонстрация трудящихся, появление вождей на трибуне Мавзолея, и, наконец, военный парад на Красной площади, ради которого специально были реконструированы въезды на главную площадь столицы. Этот канон соблюдался неукоснительно, и даже 7 ноября 1941 г., когда на Москву наступали немцы. Полки, прошедшие по Красной площади, шли прямо на фронт. Парад 1941 г. по силе воздействия на ход событий приравнивается к важнейшей военной операции.

В 1970-х гг. ситуация начала меняться. Пафосный и официозный День Октябрьской революции перестал восприниматься как полноценный праздник, уступив место народным Дню Победы и Новому году. На праздничную демонстрацию уже стали направлять по разнарядке с предприятий. Военный парад тоже стал терять свою притягательную силу — интерес к технике и вооружениям у нового поколения советских людей стремительно падал. Впрочем, население радовалось двум выходным дням (выходным до 1992 г. было и 8 ноября), а потому параллельно с официальным праздничным ритуалом 7 ноября стал оформляться народный ритуал: утреннее семейное застолье и просмотр трансляции парада. Ни к революции, ни к государственному пафосу этот ритуал особого отношения не имел [1].

В Елабуге в эпоху «перестройки» этот праздник традиционно проходил на Площади Ленина. В этот день выступали ансамбли, трудовые отряды, школьные театры. В кинотеатре «Кама» показывался документальный фильм о том, как власть перешла в руки Советов. Как отмечалось раннее, с годами вся помпезность этого события уходила далеко в прошлое, потому этот праздник носил все более домашний характер.

Еще одним любимым праздничным днем был День Международной солидарности трудящихся, проводимый 1 мая [9, л. 28].Жителям города и села предлагалось принять участие во множестве мероприятий. К примеру, в 1985 г. традиционно на Площади Ленина в 10 часов был проведен: детский конкурс « Музыкальный подснежник». Играл духовой оркестр; были организованы игры, конкурсы. В городском парке культуры состоялся концерт группы «Вечер» в 11 часов с игровой программой и танцевальная дискотека в 19 часов. В кинотеатре «Кама» был показан коммерческий фильм «Крепкий орешек» США в 14, 17, 19 часов. В Доме Техники был проведен вечер « Для тех, кому за 30» в 19 часов. В Клубе «КОЛОС» в 20 часов была проведена Танцевальная Дискотека. Советские люди очень любили этот праздник, поэтому и отмечали его с большим размахом.

Навсегда сохранится в череде особо почитаемых праздников День Победы. В честь этого праздника устраивались различные фестивали, где принимали участие вокальные, вокально-инструментальные ансамбли и солисты города Елабуги и района. Распространение билетов было через комитеты ВЛКСМ [9, л. 11]. Распространенным по этому случаю был фестиваль политической песни. На концерт приходили все желающие и взрослые и дети. В честь 40-й годовщины победы в Великой Отечественной войны традиционными стали вечера — встречи с воинами-участниками Великой Отечественной войны [8, л. 24]. По этому случаю концерты ставились не только в домах культуры, но и в школах и во всех учебных заведениях. Устраивались различные конкурсы на лучший рисунок, лучшее сочинение. О проведении праздника сообщалось и в газетах и по местному радио. Этот праздник занимал в жизни людей особое место, так как ассоциировался с несокрушимостью советского государства, советского народа. В педагогическом институте в честь 40-летия Великой Победы был устроен спортивный праздник [7, с. 4]. В начале праздника прошла легкоатлетическая эстафета, в которой участвовали представители разных факультетов. Победили юноши и девушки физмата. Торжественную часть праздника открыл председатель спортивного клуба «Буревестник» Р. Сибгатуллин. Он призывал молодежь заниматься физкультурой и спортом. Лучшие спортсмены и активисты были награждены грамотами и призами. Праздник продолжил конкурс «А ну-ка девушки!». Студентки состязались в беге, прыжке, стрельбе, метании в цель. Победителями стали девушки физмата. Комитет Комсомола ЕПИ наградил их грамотами и призами [7, c. 4].

Говоря о Дне Победы нельзя не упомянуть о Дне Советской милиции [8, Лл. 30—31]. Этот праздник отмечался 10 ноября, и, как правило, очень торжественно. Традиционно, в Елабуге мероприятия, посвященные Дню Советской милиции проводились в Доме Техники. Вся программа вызывала особый интерес, поэтому в ней принимали участие школьники, студенты. К примеру, в программу концерта в 1985 г. были включены музыкальные стихи « Щит и Меч»; песни из к/ф « Белые розы» и «Моя любовь»; русская народная мелодия «Коробейники»; выступление агитбригады «Молодость»; ансамбль бального танца в «Ровестник»; песня «Уголок России». Этот праздник всегда освещался в районной периодической печати. В статьях, посвященных советской милиции перечислялись доблести милиционеров и звучали слова поздравлений и пожеланий. Так, 10 ноября 1987 г. в статье под названием «Рожденная Революцией», описывалось становление советской милиции, ее развитие и ее достижения. Приводились примеры отваги советских милиционеров. К примеру, 24 августа 1978 г. милиционер, участковый инспектор Н.Н. Хузин погиб на своем посту, после вступления в поединок с вооруженным бандитом [6, c. 3]. И таких примеров приводилось немало. Вынесение таких подвигов милиционеров на страницы газеты способствовало поднятию духа советского народа и формированию у советских граждан чувства долга, ответственности, патриотизма.

Также, весьма значимым праздником был День Рождения Ленинского комсомола. Он праздновался 29 октября. У советских людей сложилось твердое убеждение, что если человек не являлся комсомольцем, значит, такой человек не заслуживает уважения и доверия. А праздник этот отмечался дружно. В нем принимали участие певцы, артисты, студенты. Придумывались различные сценарии, песни, номера, концертные программы, танцы. На праздник приглашались все желающие: школьники с родителями, студенты, рабочие, ветераны и пенсионеры. Праздник был показательным и весьма интересным. К примеру, в 1985 г. методический кабинет ГДК «Строитель» организовал сценарий театрализованного концерта и праздничного огонька, посвященного 67-й годовщине Ленинского комсомола «Комсомол — моя судьба» [9, л. 4]. Программу вечера составили песня «Маки»; выступление ансамбля бального танца «Ровесник»; песня «Уголок России». Выступил студенческий строительный отряд ЕГПИ. Прозвучала песня «Земля не спит»; фонограмма песни « Не расстанусь с комсомолом»; мелодия песни «Молодая Гвардия»; песня «Там, вдали за рекой Товарищ»; Яков Федосеевич Жубрицкий рассказал о том, как комсомольцы Елабужского района ковали победу в годы Великой Отечественной войны.

В Советском Союзе почитали В.И. Ленина. Его произведения печатались не только у нас, но и за рубежом. Как писала Новая Кама в апреле 1985 г., по данным ЮНЕСКО, В.И. Ленин — самый читаемый автор на Земле, и его книги занимали первое место по числу переводов на языки народов мира [2, c. 3].

Наряду с другими важными торжествами, популярнейшим был праздник, посвященный Дню Молодежи, празднуемый 8 апреля [9, л. 24]. В этот день организовывался большой праздник с праздничной программой, дискотекой. В фестивале принимали участие солисты, ансамбли, кружки. Сценарии придумывались и ставились по желанию молодежных организаций, таких как: «Строитель», «Молодость», «Ромашки» и др. Здесь у молодых и талантливых людей был шанс проявить себя и стать заметным с перспективой будущего трудоустройства.

Помимо перечисленных праздников отмечались также Проводы в Советскую Армию [8, л. 32]. Праздник традиционно проводился 17 октября в Доме Техники. В этот день звучали напутствия старших товарищей, были выступления коллективов художественной самодеятельности, организован показ документального фильма о родном городе, а также составлялась танцевальная программа. На торжественный вечер приглашались все желающие.

В период «перестройки» в СССР в культурную жизнь населения стали входить и религиозные праздники, в числе которых Науруз, Уроза Гаитт, Корбан байрамы, Праздник Покрова, Сабантуй и др. [9, л. 32].

Проанализируем перечень праздников, проведенным в производственном объединении ЕЛАЗ. В 1991 г. Здесь наметили проведение следующих мероприятий: женский праздник; праздничное торжество «Мир, труд, май»; вечер «Никто не забыт, ничто не забыто», посвящается памяти погибшим в ВОВ; День машиностроителя (праздник на стадионе); праздник микрорайонов (9, 10, 11, 12); Новогодний бал-маскарад; масленица; конкурс «А ну-ка мамочки»; проводы зимы; конкурс частушек; День памяти; День юмора; День международной солидарности трудящихся; День Нептуна; Октябрьский Праздник; Новогодний праздник; весенние забавы; музыкальный подснежник; июньский бал; День занятий; проводы в Армию. Участие рабочих и служащих предприятия было важной составной частью их культурной жизни [10, л. 7].

Некоторые городские массовые праздники проводились на основе заключения социально-творческих заказов на конкурсной основе [10, л. 19]. Это такие праздники, как: масленица; конкурс «А ну-ка мамочки»; — конкурс частушек; — Татарский национальный праздник «Науруз»; — День памяти; — День юмора; — День Победы; — Сабантуй; — День Нептуна; — День Рождения суверенного Татарстана; — Праздник Покрова; — Новогодние елки.

В числе любимых праздников любого народа важное значение имеют праздники, содержащие культурно-национальный аспект. По-особому елабужане отмечали праздник Сабантуй. Этот праздник проводился (и проводится по сей день) в честь окончания осенних полевых работ. Традиционно его проводили 8 июня с раннего утра. Автобусы с надписями «Сабантуй» везли жителей города и района на поляну в Морквашинской роще. Площадь, торговые ряды, трибуны придавали празднику парадный вид. К примеру, 8 июня 1986 г. праздник открыл председатель исполкома Б.Г. Мурашов [4, c. 4]. После его выступления торжественно был поднят флаг «Сабантуй-86». В программу Сабантуя входили конкурсы, где участвовали все желающие. В 1986 г. за достижение наилучших результатов в проведении всего комплекса осенне-весенних полевых работ первое место занял колхоз имени Ленина, награжденный дипломом 1 степени. Также победителей соревнований наградили ценными призами: телевизором, мотоциклом, коврами и др. Были проведены соревнования по бегу в мешках, бум-качалка, бег, прыжки, поднимание штанги, ходьба на ходулях. На протяжении всего праздника на сцене не переставали звучать песни и не прекращался гул болельщиков.

Для елабужских мусульман одним из важнейших праздников являлся (и является до сих пор) праздник — Корбан Байрам. Впервые за время существования Советского Союза в торжественной форме его отметили 23 июня 1991 г. [3, c. 2].Начался этот праздник у дома Техники, а в 7 часов мусульмане послушали молитву в честь этого великого праздника. В этот день мусульмане делали приношения мечети, раздавали милостыню (хаер) бедным и убогим. В пользу мечети было пожертвовано 4 тысячи рублей. После торжественной части мусульмане отправились на святое для них место — кладбище (мират) — почтить память усопших. Также присутствовал элемент жертвоприношения, как правило, в жертву приносили барана и из него в большом котле варили шурпу. Ей угощались все окружающие, при этом, мусульмане всем желали здоровья, счастья, мира.

Одним из самых веселых, ярких, запоминающихся праздников был праздник детства. Традиционно он отмечался 1 июня на Площади Ленина. На этот праздник мальчишек и девчонок сопровождали их родители. Вокруг был слышен гул, песни, детский смех 1 июня 1991 г. С праздником детей поздравила директор Дома Пионеров Н.Ф. Сорокина [5, c. 1]. Ребятишки с удовольствием участвовали в различных играх, конкурсах. Особенно запоминающимся в этот день для детей был конкурс рисунков на асфальте. Дети проявили немалую фантазию и умение импровизировать. Также был и праздничный концерт и шашечно-шахматный турнир и выставки четвероногих друзей, рыбок, птиц, цветов. Была организована и детская ярмарка. Все желающие могли приобрести детские книги и модели машинок, изготовленные школьниками. Кульминационным моментом праздника стал запуск ракеты с «космодрома» — этот сюрприз приготовили ребята со станции Юного техника [5, c. 1].

Таким образом, важнейшей составной частью культурной жизни елабужан были праздники и дни памятных дат. Население города и села активно готовилось к их проведению, придумывая различные программы, конкурсы, призы. К концу «перестройки» стали появляться, точнее, возвращаться религиозные праздники. Проведение государственных праздников и памятных дат помогало местным органам управления еще сильней сплотить народ, а также показать, что правительство делает все во благо народа и во имя народа (к примеру, возвращение национальных праздников).

 

Список литературы:

  1. 7 ноября — День Октябрьской революции 1917 года // [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: http://ria.ru/spravka/20121107/909769974.html.
  2. Издание произведений В.И. Ленина // Новая Кама. — 1985. — 20 апреля. — С. 3.
  3. Корбан байрам // Новая Кама. — 1991. — 26 июня. — С. 2.
  4. Наш веселый Сабантуй // Новая Кама. — 1986. — 11 июня. — С. 4.
  5. Праздник детства // Новая Кама. — 1991. — 4 июня. — С. 1.
  6. Рожденная Революцией // Новая Кама. — 1987. — 10 ноября. — С. 3.
  7. Спортивный праздник // Новая Кама. — 1985. — 8 мая. — 8.05. — С. 4.
  8. Ф. 372. — Оп. 1. – Ед.хр. 72. — 32 л. — Елабужский городской совет народных депутатов. Докладные записки и справки, сводки о культмассовой работе и проверки исполнения за 1985 год.
  9. Ф. 372. — Оп. 1. — Ед.хр. 73. — 53 л. — Елабужский городской совет народных депутатов. Документы (сценарии, программы, афиши) за 1985 год.
  10. Ф. 372. — Оп. 1. — Ед.хр. 176. — 35 л. — Елабужский Городской отдел культуры. План работы на 1991 год.