Статья:

ИСТОРИЯ И ЛЕГЕНДЫ УСАДЬБЫ ШАТОХИНА

Конференция: V Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 2. Краеведение

Выходные данные
Мироненко М.Н. ИСТОРИЯ И ЛЕГЕНДЫ УСАДЬБЫ ШАТОХИНА // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. V междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(5). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/5(5).pdf (дата обращения: 23.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ИСТОРИЯ И ЛЕГЕНДЫ УСАДЬБЫ ШАТОХИНА

Мироненко Марина Николаевна
студент, ГБОУ ВПО Белгородский государственный институт искусств и культуры, г. Белгород
Шулика Мария Владимировна
научный руководитель, научный руководитель, ассистент кафедры теории и истории культуры ГБОУ ВПО Белгородский государственный институт искусств и культуры, г. Белгород

В последнее время все чаще мы обращаемся к своим корням, изучая историю своей малой родины.

В конце XIX — начале XX века на территории Белгородской области было несколько сотен помещичьих усадеб, построенных в разное время и в разных архитектурных стилях.

Большая часть деревянных зданий погибла в пожарах революций и в гражданскую войну, многие из них были разобраны крестьянами.

Хотя разрушения и утраты XX века нанесли усадебной культуре огромный ущерб, многое еще можно восстановить и воссоздать.

Грайворонская земля богата усадебными комплексами: усадьба князей Юсуповых (ныне Ракитянский район), усадьба Хорватов (село Головчина Грайворонского района), усадьба Шатохина (село Дунайка Грайворонского района). Из перечисленных усадебных комплексов — на данный момент сохранилось только две — Юсуповых (сейчас размещается в усадебном доме — школа-интернат) и Шатохиных (здание отдано под многоквартирный дом). От усадебного комплекса Хорватов осталось только Круглое здание и парк с липовыми аллеями. О происхождении Круглого здания краеведы и историки ведут дискуссии до настоящего времени.

Мы же хотим остановиться на истории и легендах усадебного дома помещиков Шатохиных, живших в конце XIX — начале XX века в селе Дунайка Грайворонского уезда. Шатохин А.И. был крупны помещиком, который имел два завода: крахмальный и кирпичный, землю, много волов и коров. У Шатохина было очень много рабочих, с которыми он расплачивался за каждый проработанный у него день. На своих землях он выращивал картофель, служащий сырьем для крахмального завода и зерно. Завод работал в две смены, на нем трудилось 100 человек. Помещики Шатохины были людьми деловыми и прогрессивными. Будучи депутатом Земского собрания, А.И. Шатохин проявил инициативу и построил церковно-приходскую начальную школу. За службу, данную им, государь положил землю пограничную, которую «охранять от супостата и обрабатывать велено было».

Дом помещика находился в центре села в парке, окружённом кирпичным забором с орнаментом. В парке росли дубы, липы, плодовые деревья и кустарники, были проложены аллеи.

Во дворе буквой «Ш» расположены капитальные постройки, в одной из которых располагалась конюшня, в другом помещении — коровник, в третьем — рабочие волы.

В основании буквы «Ш» располагались подсобные службы, а через дорогу — столовая подвалом.

Необходимо отметить, что в селе имелось 4 господских дома. Один из которых был построен из камня (один из первых в уезде). Все остальные дома были деревянными, небольшого размера, снаружи и изнутри обмазанные глиной. Крылись они, в основном, соломой. Дома плохо сохраняли тепло, поэтому зимой снаружи обкладывались соломой. Окна в этих домах были маленькими, с крошечными стеклами, и закрывались они ставнями. Пол в домах был земляной, в более зажиточных домах — деревянный, да и то зачастую только в «чистой» половине дома.

Старожилы села рассказывают много легенд, связанных с усадьбой А.И. Шатохина.

Внучка помещика Шатохина рассказывала легенду о том, что её родственники по материнской линии знали тайну семейного лада и благополучия.

Чтобы в семье не было зла, а было добро и взаимоуважение, необходимо провести такой ритуал: взять злато (деньги), высыпать их в ступу и толочь их деревянным толкачём (заступом). При этом приговаривая три раза: «Зло толчёно удались, а добро в семью явись!»

Еще одна легенда связана с ларцом для денег. В семье помещика Шатохина было правило: никогда не отказывать нищим, просящим милостыню, особенно детям. Однажды в дом постучал слепой старик и попросил хлеба для себя и своего проводника — внука. Жена Алексея Шатохина подала просящим и, достав из шкатулки, где хранились деньги, положила в ладонь старику денежку достоинством в полтину. Слепой старец сказал: «Благодарю вас за милосердие. Да приумножится ваше состояние!» И трижды перекрестился на восток. Нищие ушли. А Шатохины с удивлением отметили, что с этого дня дела в их хозяйстве пошли в гору, и состояние их действительно приумножалось. Мы предлагаем всем проверить силу волшебной шкатулки, опустив в неё по вашему желанию денежку любого достоинства. Вам воздастся вдвойне.

Так как у Шатохиных был кирпичный завод, то существует легенда о Шатохинском кирпиче. Кирпич выпускали прочный и использовали как для продажи так и постройки зданий своего поместья (хозяйственные постройки — скотный двор, склады, столовая), церковь, жилой дом, а также церковно-приходская школа. При постройке жилого дома первый кирпич был отмечен клеймом — печатью ПШ (Пимен Шатохин). Этот кирпич был заложен в святом углу. Перед тем был отслужен молебен на строительство дома, который и сейчас стоит в его усадьбе. Каждый из членов семьи подходил к кирпичу и, перекрестясь, произносил: «Господи, помоги нам кров создать для жизни и благоденствия». Вот этот кирпич перед вами. Он имеет магическую силу. Каждый, кто хочет обзавестись собственным домом, должен положить руку на кирпич и попросить Господа: «Господи, помоги нам кров создать для жизни и благоденствия».

Был на территории усадьбы парк, в котором произрастали многовековые дубы.

Парк был местом прогулок для членов семьи и гостей. Знаменитой была липовая аллея, где прогуливались молодые пары. В конце аллеи стоял вековой дуб, который и сейчас стоит на своём месте. Под его ветвями звучали признания в любви, сюда приходили девушки и юноши загадывать желания. Так было обычаем: если прислонившись к дубу, закроешь глаза и загадаешь желание — оно обязательно исполнится.

Желающие могут проверить силу векового дуба Любви, опустив записку с желанием в мешок и прислонившись к стволу векового великана.

Жители села утверждают, что не только дуб обладает магической силой. Растет еще в бывшем парке и груша. Под её ветвями также звучали признания в любви, в период цветения аромат цветков повышает гормон любви. Как и много лет назад сюда приходят девушки и юноши загадывать желания. Считается, если произнесите желание вполголоса, то оно непременно сбудется.

Последняя легенда, связанная с помещиками Шатохиными и поведанная старожилами — легенда о Шатохинском киселе. Помещики Алексей и Пимен Шатохины имели кроме возделываемых полей и сенокосов, скотного двора, кирпичного завода ещё и крахмально-паточный завод. Крахмал выпускался отличного качества и шёл для продажи по всей стране и на экспорт. Местные щеголихи использовали крахмал для накрахмаливания праздничных платьев и блуз, а шатохинские хозяйки знали толк в приготовлении вкуснейших киселей. Изготовили их великое множество: яблочный, из черешни, из клубники, земляничный, вишнёвый, грушевый, из калины, из ежевики, малиновый, барбарисовый, из дыни, морковный, арбузный, из крыжовника, смородиновый, рябиновый и, конечно — кисель молочный.

Вот такие легенды бытуют в селе Дунайка Грайворонского района Белгородской области, связанные с историей начала ХХ века.