ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ К ЧТЕНИЮ
Конференция: V Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: 7. Психология
V Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ К ЧТЕНИЮ
Книга — многие рассматривают ее как повод поговорить, т. е. она становится предметом обсуждения; другие — как источник знаний; третьи же считают ее инструментом развития цивилизации, а также средством саморазвития; для многих она становится другом и советчиком. Но разумно будет рассматривать ее в совокупности всех этих мнений и понятий. Чтение — как один из важнейших видов речевой деятельности, тесно связано как с произношением, так и с пониманием речи зависит от качества прочтенных книг. Также «чтение» — это способность воспринимать, понимать информацию, записанную (передаваемую) тем или иным способом, воспроизводить техническими устройствами.
Чтение рассматривают как средство изменения кругозора, его расширения; а также средством пополнения «словарного запаса». Также в настоящее время чтение рассматривается как одна из высших интеллектуальных функций, как целенаправленная деятельность, которая может изменять взгляды, углублять понимание, воссоздавать опыт, влиять на поведение, совершенствовать личность.
Чтение является сложным психическим процессом и прежде всего процессом смыслового восприятия письменной речи, ее понимания. Сложность этого процесса обусловлена прежде всего его неоднородностью: с одной стороны, чтение — процесс непосредственного чувственного познания, а с другой, представляет собой опосредствованное отражение действительности. Чтение нельзя рассматривать как простое действие; оно является сложной деятельностью, включающей такие высшие психические функции, как смысловое восприятие и внимание, память и мышление
Чтение рассматривается и как один из видов письменной речи, который представляет собой процесс, во многом противоположный процессу письма. Письмо, как и устное высказывание, особыми средствами превращает свернутую мысль в развернутую речь. Начинается письмо с мотива, заставляющего субъекта формулировать высказывание в письменной речи, продолжается в возникновении общей схемы, плана высказывания, или замысла, который формируется во внутренней речи и еще не имеет выраженного вербального характера. Осуществляя генеративную функцию, внутренняя речь и превращает свернутый замысел в систему письменной речи. В то же время письмо имеет много общего с процессом чтения. Как и письмо, чтение является аналитико-синтетическим процессом, включающим звуковой анализ и синтез элементов речи, хотя этот элемент чтения во многих случаях может устраняться.
Проблема молодежного чтения в наше время актуальна как никогда. И вопрос здесь стоит не столько в количестве молодёжи, которая вообще что-либо читает, сколько в том, что всё-таки читает тот процент юношества, которого это интересует. При том, что в России процент грамотного населения составляет 98 % (к примеру, в западноафриканской республике Нигер он составляет всего 14 %), «грамотное население» страны совершенно не умеет распоряжаться тем, что они являются “homo legens” (людьми читающими). То, что должно использоваться в высших целях, используется в сугубо прагматической деятельности. К примеру, изучить рекламу пластиковых окон из почтового ящика, жадно поглотить очередную порцию информации о «звёздных» скандалах в интернете, ну и, в конце концов, прочитать новое пришедшее сообщение от знакомых. И лишь незначительное количество молодёжи читает книги не по школьной программе или предписанию преподавателя, а потому, что чувствует в этом необходимость.
Благодаря чтению происходит постепенное присоединение личности к прошлому опыту, переосмысление настоящего опыта и развитие способности ориентироваться на будущее.
Образование создало огромное количество людей, способных читать, но неспособных определять, что достойно чтения.
В связи с увеличением развития различных технологий современная молодежь чаще всего обращается к интернет-источникам, где можно в свободном доступе найти информацию, нежели к книгам. Маленький процент читающих книги может дать ответ на вопрос о социокультурном развитии личности, а также развитии личности в целом. Если сравнивать с Советским периодом, то можно сделать следующую аналогию: развитое чтение в тот период, а также жесткая цензура литературы обогащала представления человека больше о таких гранях человеческой натуры как: нравственность, мораль, человечность, честь, достоинство. Также эта цензура была подпиткой интересов читателей к запретным книгам. Люди стремились узнать все самое интересное и закрытое к их доступу. В данный же период времени читателей редко чем можно удивить. Информация находится в открытом доступе семь дней в неделю. Для того чтобы что-либо найти половине населения 3емли не нужно даже из дома выходить. Количество доступных ресурсов дают человеку определенную свободу выбора. А их разновидность — проблему этого самого выбора. Перед человеком стоит задача тщательной фильтрации, а также анализа огромного количества информации.
В ХХI веке, когда избыток информационного мусора даёт о себе знать, мы сталкиваемся с ещё одной глобальной проблемой. Молодёжь, да и более старшие представители общества, совершенно не способны фильтровать поступающую и воспринимаемую информацию, а так, как количество информации с каждым годом растёт, наступает время полной дезодаптации человека в современном обществе. В связи с этим наблюдаются массовые психические расстройства у представителей молодого поколения. Со всех сторон нас окружает информация: билборды, реклама в транспорте (даже в лифте), интернет, журналы, но так как психика молодых людей неустойчива — ответной реакцией организма на перегруженность информационным мусором становиться замкнутость, изоляция, отчуждение, девиантное поведение. Ещё одна проблема — изменение жанровой актуализации чтения. То, что в своё время интересовало юных пионеров, просто не воспринимается современной молодёжью.
Период возросшей индивидуализации также может объяснить снижение интереса к книгам. Происходит кризис чтения из-за отсутствия интереса к науке, ученым и писателям. Сейчас молодежь занимается самопознанием, самоанализом, поиском самоактуализации. Из-за чего особой популярностью пользуются книги, с названиями, отражающими все грани фразы: познай себя. Однако, так было далеко не всегда, ведь всё это является результатом огромного количества перемен в жизни общества, в особенности за последние два десятилетия.
Чтение является одной из главных подсистем духовной культуры российского общества, также оно сохранило свою социальную значимость. Стефан Цвейг писал: «Книга принадлежит к тем изобретениям, которые, как и колесо, никогда не уйдут из человеческой цивилизации».
Чтение является важной частью духовной жизни общества. Вместе с тем, сложившаяся ситуация в молодежном чтении, представляется динамичной и противоречивой. С одной стороны, современной молодежи стал доступен огромный пласт прекрасных книг, которых было лишено молодое поколение еще десять лет назад, а с другой — многие социальные институты, формирующие облик молодого читателя оказались ослабленными и дезорганизованными, важные каналы распространения культуры превратились в трансляторы манипуляторских и низкопробных образцов массовой культуры, рассчитанных на утверждение примитивных инстинктов, социального равнодушия молодого поколения. А именно молодежь, являясь наиболее информационно-активной социальной группой общества, выступая при этом носителем интеллектуального и творческого потенциала, уже сегодня определяет характер и содержание будущего России.
Базовые социально значимые знания накапливаются в письменной культуре. Однако чувствуется неэффективность традиционно сложившейся системы организации и руководства чтением молодежи в современном российском обществе.
М.М. Самохина в своей работе «О реальном месте чтения в жизни современного молодого человека» пишет, что чтение до сих пор занимает огромную часть жизни молодых людей, но тут возникает вопрос: «…а способствует ли оно таким глубинным процессам как самопознание, личностное развитие, формирование мировоззрения? — Это зависит и от самого читателя, и от того, в «правильный» ли момент встретился он с данным текстом. Но, вероятно, в наибольшей степени это зависит от тематики и качества самого текста. Поэтому необходимо обратиться к исследовательским данным о содержании и структуре чтения молодых людей».
Далее представлены основные данные из выпуска № 12 ежегодника «Общественное мнение-2011» полученные «Аналитическим Центром Юрия Левады» («Левада-Центр») на тему книги и чтения в современном обществе в 2011 году.
Таблица 1.
«Как часто вы читаете книги?»
|
2011год |
Ежедневно/почти ежедневно |
10 % |
2—3 раза в неделю |
13 % |
1 раз в неделю |
9 % |
1—3 раза в месяц |
9 % |
Реже чем 1 раз в месяц |
13 % |
Практически никогда/никогда |
45 % |
Таблица 2.
«Покупаете ли Вы книги для себя, семьи? Если да, то как часто?»
|
2011год |
2—3 раза в месяц или чаще |
3 % |
Примерно раз в месяц |
10 % |
Несколько раз в год |
16 % |
Раз в год или реже |
9 % |
Не покупаю |
62 % |
з/о |
0,3 % |
Таблица 3.
«Какие книги чаще всего Вы читаете и покупаете?» (в % ответивших, без учета затруднившихся)
|
2011 год |
Любовные романы |
11 % |
Отечественные детективы |
12 % |
Специальная литература для работы, учебы |
11 % |
Книги для детей, детская литература |
12 % |
В последнее время не читаю и не покупаю книги |
45 % |
85 % опрошенных практически никогда не бывают в библиотеках.
Таблица 4.
Сколько книг имеется в Вашей домашней библиотеке?” (в % ответивших, без учета затруднившихся)
|
2011год |
До 100 книг |
42 % |
100—300 книг |
18 % |
300—500 книг |
6 % |
500—1000 книг |
1 % |
Свыше 1000 книг |
1 % |
Не имею книг дома |
30 % |
Таблица 5.
«Читаете ли Вы, хотя бы иногда, книги или литературные журналы на электронных носителях? Если да, то какие виды электронных носителей Вы для этого используете?»
|
2011 год |
Обычный компьютер/ноутбук |
13 % |
Мобильный телефон |
5 % |
Устройство для чтения электронных книг (е-book) |
2 % |
i-Pod/ i-Pad |
1 % |
КПК |
1 % |
Коммуникатор/смартфон |
1 % |
Цифровой плеер |
1 % |
Не читаю книги/литературные журналы на электронных носителях |
83 % |
Ниже представлены данные нашего исследования на тему «Отношение молодежи к чтению и книге», проведенного в 2013 году. Всего в исследовании приняло участие 40 человек. Для проведения исследования нами была разработана авторская анкета. Полученные результаты представлены ниже.
Таблица 6.
Как часто Вы читаете книги |
раз в неделю |
50,0 % |
раз в месяц |
32,5 % |
|
раз в год |
5,0 % |
|
очень редко или никогда |
12,5 % |
Таблица 7.
Предпочтительный тип книг
|
стандартный |
70 % |
электронные книги |
15 % |
|
аудио-книги |
5 % |
|
не знаю |
5 % |
|
другое |
5 % |
Таблица 8.
Входит ли в список произведений, которые вы читаете профессиональная литература |
да |
32,5 % |
да, но не только |
45,0 % |
|
нет |
22,5 % |
Таблица 9.
Является ли профессиональная литература основной |
да |
40,0 % |
нет |
60,0 % |
Таблица 10.
Читаете ли Вы художественную литературу |
да, только такую |
30,0 % |
иногда |
57,5 % |
|
нет |
12,5 % |
Таблица 11.
Ваше мнение: сохраняется ли значимость книги и чтения в обществе |
да, безусловно |
40,0 % |
да, но снижается |
47,5 % |
|
нет значимости |
5,0 % |
|
з/о |
7,5 % |
Таблица 12.
Ваша позиция по данному тезису: «поддержка семейного чтения, способствующего воспитанию гармоничной, всесторонне развитой личности» |
полностью за |
47,5 % |
не помешало бы |
37,5 % |
|
в нашей семье не практикуется |
12,5 % |
|
безразлично |
2,5 % |
Таблица 13.
Имеется ли у Вас дома библиотека (комната, шкаф с книгами — более 50 экземпляров) |
да |
75,0 % |
нет |
25,0 % |
Таблица 14.
Ваше отношение к домашней библиотеке |
отношусь положительно |
92,5 % |
отношусь отрицательно |
5,0 % |
|
собственное объяснение |
2,5 % |
Таблица 15.
Что Вас может заинтересовать, чтобы в дальнейшем прочитать произведение, книгу и др. |
аннотация |
35,0 % |
мнение друзей |
32,5 % |
|
мнение окружающих |
20,0 % |
|
мнение критиков |
7,5 % |
|
другое |
5,0 % |
В связи с происходящим отдельные люди начинают бить тревогу, только вот не слишком ли поздно? Согласно отчету Российской книжной палаты, выпускаемые тиражи из года в год продолжают падать, более того — этот процесс с ускорением. Падение тиражей в 2012 году по отношению к 2011 году составило 12 %, тогда как годом ранее этот показатель равнялся 6 %. Но судя по всему, меньше россияне читать не стали. Просто они переходят с бумажных носителей на электронные.
Также в конце 2012 года исследовательский компания «Ромир» провела опрос на тему книг и чтения. Авторы исследования попытались найти ответы на следующие вопросы: Сохранила ли прежние позиции Россия, когда-то считавшаяся самой читающей страной в мире? Что и как читают россияне? Насколько подвержены тенденции перехода с бумажных книг на электронные носители? В исследовании приняли участие 1000 человек, в возрасте 18—60 лет, проживающие в городах с населением от 100 тысяч и выше, из 8 федеральных округов России. Выборка репрезентирует взрослое, экономически активное городское население России.
Результаты исследования показали, что только у 1 % опрошенных нет дома библиотеки — то есть нет обычных бумажных книг. А среднестатистическая домашняя библиотека россиян насчитывает порядка 105 книг. На вопрос о том, изменилось ли количество книг в доме за последние пять лет, трое из четырех респондентов (73 %) ответили, что оно осталось неизменным. О сокращении заявили 16 % опрошенных, а об увеличении — 11 %.
В ходе опроса две трети россиян (69 %) признались, что в последние годы стали реже покупать бумажные книги. Четверть респондентов (24 %) продолжают покупать обычные книги с прежней регулярностью, а 7 % стали это делать даже чаще.
Тем участникам опроса, которые заявили о снижении своего интереса к бумажным книгам, был задан вопрос о причинах. И их оказалось три основных: использование электронных книг (65 %), рост цен на издания (27 %) и уменьшение количества времени, уделяемого чтению (28 %).
Исследование показало, что в целом семь из десяти жителей российских городов (70 %) читают электронные книги. Причем половина из них перешла на «электронное чтение» 1—3 года назад и еще почти четверть (23 %) — в течение последнего года.
Наиболее популярными устройствами для «электронного чтения» среди россиян являются домашние компьютеры (42 %), ноутбуки (38 %). Специальными электронными книгами (ридерами) пользуются также 38 % респондентов. На своих смартфонах электронные книги читают 28 % опрошенных, в большей степени это молодые люди до 25 лет. Планшеты в качестве электронных книг используют 21 % респондентов, причем значимую долю среди них занимают россияне 25—34 лет.
Чаще всего книги в электронном виде респонденты бесплатно скачивают в Интернете — так поступают 92 % россиян. В одном случае из трех (36 %) респонденты копируют электронные книги у друзей и знакомых. Покупают электронный контент на специализированных сайтах 15 % россиян.
Еще одной гранью является функция чтения как самопрезентации. В настоящее время это очень развито. Молодежь презентует себя окружающим, за счет прочитанного как в реальности, так и с помощью приписывания себе каких-либо достоинств в виде прочитанных томов Толстого и Гоголя. Однако Интернет-индустрия развита настолько, что все можно проверить. Поэтому чтение входит в моду, как способ «показать свои достоинства».
В связи с актуальностью дано проблемы в стране проводятся различные конференции, съезды, форумы по проблеме чтения, его сохранности и развития, такие как: Всероссийские конференции «Национальная программа поддержки и развития чтения: проблемы и перспективы», Международная научно-практическая конференция «Чтение детей и взрослых: книга и развитие личности», в рамках Санкт-Петербургского книжного салона в целях реализации Программы поддержки и развития чтения в Санкт-Петербурге, Межрайонная централизованная библиотечная система им. М.Ю. Лермонтова (Санкт-Петербург) совместно с Библиотекой-читальней имени И.С. Тургенева (Москва) провели конференцию «Москва — Санкт-Петербург: вместе поддержим книгу и чтение», и др., основная цель которых — обратить внимание на проблемы в области чтения, обобщить положительный опыт работы по продвижению книги и чтения и наметить пути их решения.