Статья:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ АКТИВИЗАЦИИ ПАМЯТИ СВИДЕТЕЛЕЙ И ПОТЕРПЕВШИХ

Конференция: V Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 7. Психология

Выходные данные
Яковлев Н.В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ АКТИВИЗАЦИИ ПАМЯТИ СВИДЕТЕЛЕЙ И ПОТЕРПЕВШИХ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. V междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(5). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/5(5).pdf (дата обращения: 18.06.2018)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ АКТИВИЗАЦИИ ПАМЯТИ СВИДЕТЕЛЕЙ И ПОТЕРПЕВШИХ

Яковлев Никита Витальевич
студент ГБОУ СПО Юридический колледж, г. Москва
Торопыгина Майя Викторовна
научный руководитель, научный руководитель, преподаватель ГБОУ СПО Юридический колледж, г. Москва

Одна из основных задач сотрудников оперативно-следственных органов заключается в их умении работать со свидетелями и потерпевшими.

В процессе получения показаний от субъектов опроса относительно обстоятельств, имеющих отношение к расследуемому событию, далеко не все детали произошедшего точно и четко доносятся до сотрудника, и наиболее частой причиной этого является забывание каких-либо деталей, имеющих важную роль для следствия. При решении данной проблемы, к сожалению, не всегда помогают привычные методы ведения опроса, поскольку опрашиваемое лицо попросту не может вспомнить некоторые обстоятельства. Тогда на помощь могут прийти методы активизации памяти, при помощи которых появляется возможность припоминания деталей события ранее не воспринимаемых или забытых участником.

Прежде чем остановится на методах активизации памяти и их применение на практике, необходимо понять, что представляет собой сама память. Память есть не что иное, как психическая функция человека и вид его умственной деятельности. Иными словами, это способность мозга хранить и воспроизводить информацию. Каждый человек рождается с заложенной возможностью запоминать различные события. Процессы запоминания и забывания очень часто не поддаются нашему контролю. В течение своей жизни мы получаем огромное количество информации. Некоторую мы сохраняем и используем, а какую-то попросту отбрасываем. При том, учеными давно доказан факт, что человек пользуется лишь небольшим процентом возможного потенциала памяти.

Первооткрывателями в сфере изучения памяти как процесса стали древние греки. До нашего времени дошла теория Платона (IV век до н. э.), известная как «гипотеза восковой доски». В ней мыслитель утверждает, что память запечатлевает опыт, так же как воск, на котором отпечатываются те предметы, которые с ним соприкасаются. Эти отпечатки сохраняются до тех пор, пока не исчезают (изнашиваются) со временем, вновь оставляя чистую поверхность. Эта чистая поверхность и рассматривалась Платоном как полное забывание, обратная сторона того же процесса.

Большой вклад в изучение проблемы запоминания внес выдающийся врач Гален, живший во II веке, который рассматривал память и психические процессы как проявление действия «животных» жидкостей. Гален считал, что эти жидкости вырабатываются в мозгу, и соответственно именно там и локализуются.

Эти идеи стали официальной доктриной церкви относительно вопросов памяти, что практически остановило развитие представлений о ней в последующие 1500 лет.

С начала XIX века и по настоящее время происходят значительные изменения в понимании того, что есть память, начиная с исследований Эббингауза, изучавшего проблемы научения и построившего кривые забывания, и заканчивая сложными современными концепциями.

Вызывают интерес исследования, связанные с прямой стимуляцией мозга, которые были начаты хирургом Уайлдером Пенфилдом, установившим, что стимуляция разных областей вызывает различный эффект. Так стимуляция височных долей приводит к возникновению связных и осмысленных воспоминаний. Пенфилд считает, что наш мозг запоминает абсолютно все, на что мы обращаем внимание, и это запоминание постоянно, хотя в обыденной жизни припоминание по каким-то причинам может быть невозможным.

Первые исследования в области психологии свидетельских показаний относятся к началу XIX века. В работах немецких ученых И. Гофбауера «Психология в ее основных применениях к судебной жизни» (1808) и И. Фридрейха «Систематическое руководство по судебной психологии» (1835) была сделана попытка использовать научно обоснованные положения при допросе свидетелей.

А явную озабоченность юристов маленькой надежностью свидетельских показаний вызвали исследования немецкого психолога Вильгельма Штерна, который показал экспериментально, что лишь у 70 % опрашиваемых ответы бывают «в среднем правильными», у 22 % — ложными, а у 8 % — неопределенными. Именно на основании этих данных автор пришел к выводу, согласно которому «забывание есть правило, а воспоминание исключение» [4].

Российские ученые О. Гольдовский, А.В. Завадский, А.И. Елистратов провели опыты, подобные опытам В. Штерна, и получили аналогичные результаты. А.В. Завадский пишет: «…безошибочные показания будут исключением, правилом же должны считаться показания с ошибками…» [5].

Таким образом, с 20-х годов прошлого века психология свидетельских показаний уже стала рассматриваться не только с точки зрения их достоверности, речь уже шла о методах получения максимально правильной информации.

Исследования по психологии свидетельских показаний послужили основой для формулирования методических рекомендаций по активизации процессов памяти у субъектов опроса. В 2002 году Всероссийский научно-исследовательский институт подготовил методические указания по применению психологических методов активизации памяти при раскрытии преступлений. Они предназначены для сотрудников оперативных подразделений УР МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации и призваны помочь им в случаях использования психологических методов активизации памяти при раскрытии преступлений. К основным методам активизации памяти относятся:

  • доверительная беседа;
  • эмпатийное слушание;
  • проективные тесты;
  • разнообразный диагностический инструментарий;
  • сенсомоторный психосинтез;
  • гипнорепродукционный опрос.

Основной целью применения данных методов является необходимость получения уточняющей информации, которую другими способами получить не возможно. В процессе жизнедеятельности человека мозг усваивает огромное количество сенсорной информации осознано или не осознанно, и для ее актуализации необходимо применение методики активизации памяти. Благодаря полученной информации следствие может менять ход дела и приобщать новые доказательства.

На сегодняшний день, существуют методы активации памяти, в которых используются методики наведения гипнотического состояния, являющиеся абсолютно безопасными для допрашиваемых лиц. Данная процедура используется для оказания помощи фигурантам (свидетелям, потерпевшим, обвиняемым и т. д.) по уголовным делам по уточнению и дополнению информации важной для следствия, поскольку по ряду причин некоторые подробности были забыты. Это касается и случаев, когда лицо находилось в стрессовой ситуации или в состоянии алкогольного и наркотического опьянения.

Данный метод активизации памяти — особый вид оперативно-розыскного мероприятия, которое проводится с привлечением специалиста, владеющего профессиональными навыками наведения трансового состояния, и заключается в использовании специальных познаний для активизации репродукционных процессов памяти опрашиваемого лица в целях получения дополнительной информации, представляющей оперативный интерес.

Гипнорепродукционный опрос основан на одном из важнейших свойств центральной нервной системы — закреплять временную последовательность протекающих в ней процессов и сохранять способность к их воспроизведению в дальнейшем. «При страшной сложности работы больших полушарий, по-видимому, имеется такой принцип: все то, что было образовано, не переделывается, но остается в том же виде, а новое лишь наслаивается, это является основным», — писал И.П. Павлов [5].

Практический же выход метод гипнорепродукции получил в судебно-медицинских расследованиях летных происшествий. Например, Е.Н. Крамер (1964) использовал гипноз в тех случаях, когда у лётчика, пережившего авиакатастрофу, развивалась амнезия, и он не мог вспомнить обстоятельства полета. После двенадцати сеансов гипноза летчику удалось последовательно восстановить ход событий в аварийном полете, что послужило доказательством того, что в данном случае амнезия была обусловлена сильным аффективным возбуждением в момент опасности [6].

Положительное влияние гипноза было отмечено так же и при непосредственном его применении для улучшения припоминания в процессе судебного расследования Г.К. Салзбергом. Гипнорепродукция, в описанных им случаях, способствовала снятию эмоциональных блоков, ассоциированных с событиями, вызвавшими амнезию [7].

Таким образом, исследователи пришли к выводу, что специфические виды информации могут быть получены посредством активации в гипнозе относительно самостоятельных видов памяти, важнейшими из которых являются следующие:

  1. Органическая память, содержащая энтграммы трофических и биохимических процессов.
  2. Физиологическая память, хранящая следы функциональных реакций систем организма, как на рабочие, так и на стрессовые и патологические факторы.
  3. Двигательная память — вид физиологической памяти.
  4. Образная и вербальная память как основа автокоммуникации и информационных взаимодействий человека с окружающей действительностью.

Органы следствия ряда стран при расследовании тяжких преступлений, а также при расследовании авиакатастроф, для активизации памяти пострадавших применяют метод следственного гипноза. По данным Департамента полиции Лос-Анджелеса, применение специальных приемов активизации памяти при опросе пострадавших позволяет получить до 75 % новой информации по делу, причем около 16,5 % только в гипнозе [8].

За время, прошедшее с момента создания данного метода, проведено более 400 гипнорепродукционных опросов на базе ГУВД по г. Москве, а также в Московской, Саратовской областях, в городах Воронеже, Смоленске, Липецке, Астрахани, Новосибирске и др.

По опыту американских и израильских криминалистов, предпочтение в использовании гипноза должно отдаваться сложным уголовным делам, таким как убийство, изнасилование, похищение детей и серьезные разбойные нападения.

В подавляющем большинстве случаев гипноз — крайний метод активизации памяти, к которому прибегают, когда все другие источники сведений исчерпаны или их просто не оказывается. Если припоминание затруднено, то субъекта опроса, когда позволяет обстановка, можно доставить на место происшествия, в результате чего иногда происходит дополнительная стимуляция памяти.

При использовании методов активизации памяти всегда учитывается психология потерпевших и свидетелей. Психологические состояния потерпевшего в значительной мере могут определяться его «обвинительной доминантой», отрицательными эмоциями, связанными с понесенным ущербом. Эти конфликтные состояния нередко бывают связаны и с общей конфликтностью личности потерпевшего. А продуктивными бывают результаты гипнорепродукции в том случае, когда потерпевшие или свидетели настроены положительно к сотрудничеству с органами расследования. И это необходимо учитывать в следственной практике.

Исходя из вышесказанного, сегодня актуальность вопросов активизации памяти в практике оперативно-розыскной работы состоит в том, что естественные и особенно патологические дефекты памяти, проявляющихся у субъектов следственных действий, представляют существенную помеху при сборе доказательств по расследуемым делам. Поэтому в системе органов внутренних дел должны проводиться мероприятия, направленные на повышение квалификации следователей и иных специалистов, которые могут оказать помощь при активизации процессов памяти свидетелей и потерпевших, поскольку применение данных методов на практике крайне эффективно сказывается на уровне раскрытия преступлений.

 

Список литературы:

  1. Бехтерева Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. — М.: Медицина, 1971. — 152 с.
  2. Бьюзен Т. Скоростная память. — М.: Эйдос, 1995. — 128 с.
  3. Гридасов А. Вещие доказательства // Русский Newsweek. — 2010. — № 14. — С. 46—49.
  4. Гримак Л.П. Моделирование состояний человека в гипнозе. — М.: Наука, 1978. — 272 с.
  5. Завадский А.В., Елистратов А.И. О влиянии вопросов без внушения на достоверность свидетельского показания. — Казань: Типография императорского университета, 1905. — 36 с.
  6. Каммель Х. О значении гипноза как диагностического метода для дифференцирования функциональных и органических амнезий: Тез. докл. 10-й юбилейной конференции европейских социалистических стран по авиационной медицине. — Вара, — 1969.
  7. Павловские среды. — М.-Л.: АН СССР, 1949. — Т. 1. — 306 с.
  8. Reiser M. Some current issues in investigative hypnosis //International Journal of Investigative Hypnosis. — 1985. — № 33.