Статья:

К ВОПРОСУ О РОЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СОХРАНЕНИИ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Конференция: V Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 8. Физическая культура

Выходные данные
Васильев М.М. К ВОПРОСУ О РОЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СОХРАНЕНИИ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. V междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(5). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/5(5).pdf (дата обращения: 20.08.2018)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

К ВОПРОСУ О РОЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СОХРАНЕНИИ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Васильев Михаил Михайлович
магистрант, Югорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск
Степанова Галина Алексеевна
научный руководитель, научный руководитель, д-р пед. наук, профессор Югорского государственного университета, г. Ханты-Мансийск

Сегодня одним из главных факторов национальной безопасности российского государства является здоровье граждан. Изменения, происходящие в государстве (социально-экономические, политические, демографические), неблагоприятно влияют на состояние жизни общества, тем самым ухудшают условия жизнедеятельности граждан России. Особенно остро на такие изменения реагирует наиболее уязвимая часть населения государства — дети [10].

Согласно данным статистики Минздрава России ежегодно около 20 тысяч детей и юношей в возрасте 10—20 лет умирают от нестабильности и социального неблагополучия, 33 % детей имеют разные заболевания или считаются больными, 53 % — имеют какие-либо отклонения в здоровье и только 14 % детей являются здоровыми. Статистика зафиксировала также факты о том, что приблизительно 20 % детей в возрасте 6—7 лет не имеют готовности к обучающему процессу в школе, у 50 % школьников выявлены негативные изменения в развитии опорно-двигательного аппарата, 70 % детей считаются страдающими на гипокенезию и 30 % — имеют отклонения в дыхательной и сердечно-сосудистой системах [2].

Одним из факторов такого положения является система образования, которая превратилась в разрушительный процесс, отрицательно влияющий на формирование организма и личности каждого ребенка [10].

По результатам современных исследований ПИИ возрастной психологии РАО половина школьников имеют невротические синдромы, 34 % выпускников средних учебных заведений имеют ограничения из-за неудовлетворительного состояния здоровья, у 44 % учеников нарушены функции зрения, за восемь лет обучающего процесса в школе в три раза возрастает количество детей, имеющих проблемы с осанкой [2].

Факты, проанализированные нами, свидетельствуют о причине неблагополучия состояния здоровья у детей — о недооценке важности здорового образа жизни, которое влияет на формирование физического и психического здоровья личности молодого поколения.

Решить вопрос по укреплению и сохранению здоровья нации предоставляется возможность физической культуре, имеющей в своем арсенале ряд правил здорового образа жизни. Раскрывая потенциал физических возможностей человека, физическая культура осуществляет ряд жизненно важных функций: способствует развитию духовно-нравственных качеств личности, помогает успешно пройти период социальной адаптации, формирует адекватную реакцию человека на стрессогенные факторы, развивает потребность вести здоровый образ жизни, сопровождает человека в процессе укрепления и сохранения здоровья [1; 9].

Современные учебные заведения в основном, направляют свою деятельность на формирование знаний об окружающем мире, забывая при этом воспитывать всесторонне развитую личность, которая способна адекватно относиться к своему здоровью. Огромное количество образовательных учреждений не выполняют систематической и целенаправленной работы по вопросам формирования здорового образа жизни детей и молодежи [4].

Исследователи современности (П.А. Виноградов, 1990; О.П. Панфилов, 1995; Н.М. Амосов, 1987; В.И. Жолдак, 1997; Г.К. Зайцев, 1997; Л.Г. Татарникова, 1997 и др.) отмечают факт недостаточного внимания учебно-воспитательных учреждений на развитие мотивации и нравственности у подрастающего поколения по отношению к здоровому способу жизни [1; 9].

Сегодня главным объектом изучения медиков (Б.Н. Чумаков, 1997; М.В. Антропова, 1974; И.И. Брехмап, 1990; Н.Т. Лебедев, 1993; С.В. Попов, 1996; Д.В. Колесов, 1983.), педагогов и психологов (М.Я. Виленский, 1994; Г.П. Богданов, 1990; В.К. Бальсевич,1990; Л.И. Лубышева, 1996; Е.П. Ильин, 1994; Г.А. Степанова и др.) являются технологии по сохранению здоровья людей и проблемы, мешающие осуществить жизненно важную цель человечества. В последние десятилетия среди ученых (Л.Г. Качан, 1998; Г.В. Хлыстова, 1997; М.М. Борисов, 1993; Н.А. Естратова, 1997; В.О. Морозова, 1998; 3.И. Чуканова, 1999 и др.) наиболее актуальными стали вопросы по разработке и апробации программ с основами здорового образа жизни для детей и молодежи [11].

Результатом эволюционного процесса жизнедеятельности человека, его привычек, образа жизни является здоровье. Поэтому образовательная система огромное внимание уделяет вопросам оптимизации условий, способствующих здоровому образу жизни учащихся, изучению сведений о здоровье в целом [9].

На наш взгляд, в первую очередь, для разрешения проблемы оздоровления на занятиях физической культуры следует определить понятие «здоровье» и выяснить значение выделенного феномена для общества.

Согласно определению Б.Н. Чумакова (1997), В.П. Казначеева (1996) здоровье представляет собой процесс сохранения и развития как психических, так и физических качества человека, оптимальной работоспособности, социальной активности [8; 11].

С точки зрения Н.М. Амосова (1987), здоровье человека выступает как важное условие создания и развития общества [1].

А.А. Васильков (1997) зафиксировал, что здоровье человека — это наивысший интегральный показатель функционирования организма в целом, компоненты которого взаимосвязаны, упорядочены и работают над общей идеей: продолжения жизни, самосохранения и активной деятельности [7].

С точки зрения И.И. Брехмана (1990), здоровье людей является для преуспевающего общества, своего рода, визитной карточкой, и определяется как умение в условиях стремительных изменений сохранять устойчивость, соответствующую возрасту [5].

Результаты исследований финского ученого М. Карловена о качественных и количественных характеристиках здоровья указывают, что феномен «здоровье» он определяет как потенциальные возможности состояния организма, резерв которых направлен на изменения в состоянии здоровья [6].

Что касается термина «здоровый образ жизни», то психологи и педагоги, а в частности, М.Я. Виленский характеризует этот феномен как комплекс способов и форм культурной жизни и деятельности личности, который объединяет в себе нормы, ценности, регуляцию, ее результаты, стабилизирующие возможности организма к адаптации, помогающие выполнять биологические, социальные, учебно-трудовые функции [6].

Таким образом, с точки зрения физического воспитания, как структурного компонента физической культуры общества, здоровье — это одна из главных социально необходимых и достижимых целей. Однако проблема теоретического и методического уровней по вопросам формирования здорового образа жизни младших школьников считается недостаточно изученной, поскольку практически отсутствуют исследования, которые раскрывают вопросы личностно-ориентированного подхода, дающего возможность на занятиях физической культуры создать условия опережающего обучения.

 

Список литературы:

  1. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. /Н.М. Амосов. — 3-е изд. доп. и перераб. — М.: Физкультура и спорт, 1987. — 64 c.
  2. Астраханцева Н.Б. Валеологическое образование в «Школе здоровья» Н.В. Астраханцева // Здоровье и образование. Проблемы пед. валеологии. Материалы первой Всероссийской научно-практической конференции 28—30 марта 1995. / Под ред. В.В. Колбанова. — СПб., 1995. С. 17—19.
  3. Баранов А.А. Здоровье школьников: Пути его укрепления. [А.А. Баранов, Н.А. Матвеев], — Изд-во Красноярск, ун-та, 1989 — 184 с.
  4. Богданов Г.П. Школьникам здоровый образ жизни (внеурочные занятия с учащимися по физической культуре) [Г.П. Богданов.] — М.: Физкультура и спорт, 1989. — 192 с.
  5. Брехман И.И. Валеология — наука о здоровье [И.И. Брехмап.] — М: ФиС, 1990. — 208 с.
  6. Виленский М.Я. Социально-психологические детерминанты формирования здорового образа жизни [М.Я. Виленский ] /Теория и практи­ка физической культуры. — 1994, — № 9. — С. 9.
  7. Васильков А.А. Системный подход в решении проблемы «теория здоровья» [А.А. Васильков ] / Теория и практика физической культуры. — 1997. — № 1. — С. 18—20.
  8. Казначеев В.П. Введение в проблему общей валеологии / В.П. Ка­значеев // Валеология. — 1996. — № 4. — С. 70—106 с.
  9. Каргаполов В.П. Физическая культура, здоровье и здоровый образ жизни / В.П. Каргополов, О.В. Ивачева, Л.А. Лобанова и др. — Хабаровск: ХГПУ, 1996. — 116 с.
  10. Степанова Г.А. Профессионально-педагогическая готовность студентов к физической реабилитации детей [Г.А. Степанова] — Сургут: РИО СурГПИ, 2002. — 220 с.
  11. Чуканова 3.И. Формирование здорового образа жизни сельского школьника / педагогический аспект: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / 3.И. Чуканова. — Красноярск, 1999. — 21 с.