Статья:

ПРОБЛЕМА ДЕТСКИХ СТРАХОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ

Конференция: V Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 7. Психология

Выходные данные
Овчинникова К.А. ПРОБЛЕМА ДЕТСКИХ СТРАХОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. V междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(5). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/5(5).pdf (дата обращения: 20.08.2018)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 124 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОБЛЕМА ДЕТСКИХ СТРАХОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ

Овчинникова Ксения Александровна
студент, Владимирский государственный университет, г. Владимир
Онуфриева Вера Васильевна
научный руководитель, научный руководитель, доцент, Владимирский государственный университет, г. Владимир

 

 
 

 

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что проблема страхов с каждым днем все обостряется в связи с масштабными изменениями в общественно-политической и экономической жизни современной России. Ребенку XXI в. приходится бороться с такими страхами, каких не испытывали его сверстники в предыдущие века: их вызывают сюжеты фильмов ужасов, персонажи компьютерных игр, ежедневные сообщения в средствах массовой информации о войнах и террористических актах, катастрофы, многочисленные сцены насилия и убийства в художественных фильмах и др.

Проблему страхов рассматривали такие исследователи как А.И. Захаров, В.С. Мухина, М.В. Осорина, А.М. Прихожан и другие. Они утверждали, что страх может быть вызван любыми факторами, такими как чувство волнения, предчувствие опасности, состояние беспокойства. Зарубежный психолог, З. Фрейд провел различие между боязнью, испугом и страхом [3, с. 127].

Известно, что дети очень боязливы. Самые разнообразные предметы, и притом самые безобидные, возбуждают в них чувство страха.

Существует множество различных предпосылок для развития страхов у детей. Причины возникновения их зачастую спрятаны гораздо глубже, чем кажется, там, где взрослые и не догадываются искать их.

В.С. Мухина, А.М. Прихожан называют основные из них:

·     Первая, — урбанизация внесла свою огромную лепту в учащение случаев возникновения детских страхов [1, с. 266].

·     Вторая, — нехватка общения с взрослыми людьми. Никакие компьютерные игры, телевизор и самые дорогие игрушки не могут заменить ребёнку живого человеческого общения. Отсутствие тесного эмоционального контакта с родителями в половине всех случаев является причиной возникновения детских страхов. Очень часто для полного их устранения достаточно просто проводить с ребёнком больше времени. И не просто находиться рядом, а именно общаться: совершать совместные прогулки, играть, читать.

·     Третья, — Доминантное поведение матери. Если женщина занимает лидирующую роль в семье, позволяет себе агрессивное поведение по отношению к остальным членам семьи.

·     Четвертая, — Ссоры в доме также почти неизбежно приводят к появлению сильных детских страхов. Ребёнок не до конца осознает, что же происходит в его семье, однако то, что что-то не ладно, он прекрасно чувствует. И эти тревоги воплощаются в страхах, хотя истинные причины детских страхов так и остаются непонятным для родителей [7, с. 76].

Развитие младшего школьника зависит от многих факторов: социально-экономических, экологических, культурных, психологических и многих других. Для младшего школьника самое важное это семья. Большое значение имеет «качество» семьи и среда воспитания ребенка. В последнее время проблема возникновения и развития детских страхов в зависимости от стилей родительского воспитания стала актуальной. В большинстве случаев родители не осознают, к чему может привести стиль воспитания, которого они придерживаются [20, с. 130]. Самое главное, что всегда должно присутствовать в общении родителей и ребенка это доверительные отношения. Ребенок должен чувствовать любовь и ласку родителей. Ощущать себя нужным и любимым не за какие-то заслуги, а просто так, за то, что он есть [2, с. 267].

В последние годы специалисты, особенно демографы, все чаще обращают внимание на специфику положения в нашем обществе неполных семей. Они выделяют несколько основных источников формирования таких семей. Первый и наиболее массовый из них связан с распадом семьи вследствие развода супругов, еще один источник пополнения неполных семейвнебрачная рождаемость. Среди проблем неполных семей особенно острой предстает проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей. Сегодня в каждой пятой российской семье с несовершеннолетними детьми отсутствует один из родителей [7, с. 264]. С возрастом количество страхов у детей увеличивается, при этом у детей из неполных семей страхов больше, особенно у мальчиков, живущих с матерями. Это связано с тем, что ребенок не имеет положительного примера родителя того же пола и чувствует себя неуверенно, самооценка у него занижена. Неполная семья также является фактором риска возникновения страхов у ребенка. Особенно сильная тревожность возникает у детей, выросших в атмосфере недоверия, эмоциональной холодности и отчуждения между окружающими. Например, такая ситуация складывается перед разводом, когда родители только формально вместе, а эмоционально они друг другу чужие. Или в неполной семье, где ребенка воспитывают мать и бабушка, которые до сих пор выясняют отношения друг с другом [5, с. 178].

Таким образом: с возрастом количество страхов у детей увеличивается, при этом у детей из неполных семей страхов больше, особенно у мальчиков, живущих с матерями. Это связано с тем, что ребенок не имеет положительного примера родителя того же пола и чувствует себя неуверенно, самооценка у него занижена.

Теоретическая проработка проблемы страхов у детей позволяет предположить, что имеется в содержании и тематике страхов у младших школьников из полных и неполных семьей.

Оценка страхов проводилась у младших школьников двух групп. Первая группа учащиеся, воспитывавшиеся в полных семьях, вторая группа учащиеся из неполных семей. Исследование проводилось в два этапа.

На первом этапе выявлялись страхи младших школьников, для этого применялся опросник диагностики детских страхов А.И. Захарова [4, с. 80]. Полученные результаты  представлены в таблице 1, рис 1, 2.

Для анализа результатов о страхах младших школьников были вычислены средние значения показателя страхов каждой группы. Эти значения представлены в таблице 1.

Проявление страхов у младших школьников по А.И. Захарову в полных и неполных семьях.

                                                            Таблица 1.


Номер вопроса


Полные семьи


Неполные семьи


М (8)


Д(4)


М(5)


Д(7)


Среднее значение


4,4


2,7


3,2


5,3


Общие показатели


6,9


8,5

 

Рисунок 1. Проявление страхов в полных и неполных семьях по А.И. Захарову

 

Рисунок 2. Проявление страхов у младших по А.И. Захарову

 

Исходя таблицы можно утверждать, что общее кол-во страхов у детей из неполноценных семей значительно выше и составляет 8,5 баллов, когда данный показатель у опрошенных из полных семей составляет 6,9 ответа. Младшие школьники из неполных семей, бояться таких явлений как, остаться одному дома, страшных снов и темноты, это возможно связанно с некими воспоминаниями из прошлого, а именно конфликтами между родителями, либо родственниками, что ассоциируется у ребенка с болью, расставаниями, переживаниями.

Это говорит о том, что страхи в неполных семьях более выражены по сравнению с полными семьями.

Установлен довольно высокий процент отрицательного отношения детей к отцу, воспитывающихся только матерью. Это можно объяснить тем, что ребенок либо совсем не знает своего отца, либо остались негативные впечатления отношения отца к ребенку. Высока вероятность того, что мать отзывается негативно об отце. Страх ребенка возрастает по отношению к тому, что отец может обидеть или ударить мать.

По отношению к себе большая часть опрошенных детей в полных и неполных семьях имеют нейтральный или положительный ответ. Разница результатов у полных и неполных семей показателем незначительна.

Второй этап исследования связан с выявлением и уточнением преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.) у младших школьников. Для этого используется методика «Страхи в домиках» М. Панфиловой. А.И. Захарова [6, с. 10]. Анализ ответов школьников выявил следующие показатели (Таблица 2, рис. 3).

Проявление страхов у младших школьников по методике теста «Страхи в домиках» Панфиловой А.И.

                                                             Таблица 2.


№ вопроса


Полные семьи (12)


Неполные семьи (12)


М (8)


Д (4)


М (5)


Д (7)


Среднее значение


4,5


3,1


2,8


5,1


Общие значения


7,6


8,2

 

Рисунок 3. Проявление страхов у младших школьников по Панфиловой А.И.

 

Полученные показатели свидетельствуют о том, что детские страхи в неполных семьях более выражены, чем в полных. Причинами страхов являются такие страхи как, остаться одному дома, страх каких-либо детей, страх сказочных персонажей, олицетворяющих зло. Возможно, на ребенка данной возрастной группы повлиял внешний социальный фактор, формирующий страхи.

Для детей из неполных характерны страхи такие как, остаться одному дома. Вызвано это у ребёнка чувством ненужности, беззащитности, недостаточной любви родителя, который оставил его одного. В таком случае нужно убедить ребенка, что дом — безопасное место, и хотя вам и приходится уходить, вы всё равно очень любите своего мальчика или девочку. Хотя, скорее всего, полностью этот страх исчезнет только при взрослении ребёнка.

Часто встречающимся страхом является боязнь темноты. Бывает, что их провоцируют сами взрослые, выскакивая какие-либо опасения по поводу темноты, или рассказывая, что в темноте летают какие-нибудь приведения. Страх смерти у ребёнка наиболее неблагоприятно сказывается на психике, в меньшей степени присутствует страх каких-либо детей, страх сказочных персонажах, олицетворяющих зло.

Воспитание детей в неполной семье обладает рядом особенностей. Вследствие отсутствия одного из родителей, другому приходиться брать на себя решение всех материальных и бытовых проблем семьи. При этом ему необходимо также восполнять возникший дефицит воспитательного влияния на детей. Совмещения всех этих задач весьма затруднительно. Поэтому большинство неполных семей испытывают материально-бытовые трудности и сталкиваются с педагогическими проблемами. Психологический климат неполной семьи во многом определяется болезненными переживаниями, возникшими вследствиеотсутствия одного из родителей. Более подвержены страхам дети из неполных семей, которые становятся центром забот и тревог родителей.

В ходе проведение исследования было выявлено, что в неполных семьях страхи младших школьников более выражены, чем в семьях, где испытуемые воспитывались и матерью и отцом. Для них характерны страхи одиночества, страх темноты, страх потерять мать, страх находиться в маленьком помещении и др. У ребенка возникают определенные страхи зависящие от психологической обстановки в доме где он проживает, зависящие от социума, школы. Так же не маловажно отношение именно к младшему школьнику, матери или обеих родителей и сверстников.

 

Список литературы:

1.            Давыдов В.В. Психологическое развитие младших школьников. — М., 1990 г. — 358 с.

2.            Джайнот Х.Д. Родители и дети («Некоторые причины страха у детей»). М., 2000. — 354 с.

3.            Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. — СПБ: Издательство «Питер», 2000 — 464 с.

4.            Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. — М.: Педагогика, 1986. 112 с.

5.            Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. — М.: Педагогика, 1988. — 288 с.

6.            Леви В.А. Приручение страха. М.: Метафора, 2006, — 492 с.

7.            Словарь практического психолога./ сост. С.Ю. Головин. — Минск, 1997. — 448 с.