Статья:

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА О СЕБЕ И О ДРУГИХ ЛЮДЯХ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЭТНИЧЕСКОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ

Конференция: VI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 7. Психология

Выходные данные
Галлямова Ч.А. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА О СЕБЕ И О ДРУГИХ ЛЮДЯХ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЭТНИЧЕСКОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. VI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(6). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/6(6).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 62 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА О СЕБЕ И О ДРУГИХ ЛЮДЯХ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЭТНИЧЕСКОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ

Галлямова Чулпан Айратовна
студент 4 курса факультета психологии и педагогики Елабужского института Казанского Федерального Университета, г. Елабуга
Штерц Ольга Михайловна
научный руководитель, научный руководитель, канд. психол. наук, доцент кафедры психологии, Елабужского института Казанского Федерального Университета, г. Елабуга

Россия — многонациональная страна. Здесь живут русские, татары, удмурты, марийцы, башкиры и другие этнические группы. Для гармонического сосуществования необходимо иметь представление о себе, о других людях в зависимости от этнической принадлежности. Вследствие чего осознание самого себя, своей принадлежности к определенной этнической группе позволяет адаптироваться к окружающему миру. Межэтническое общение, взаимодействие и сотрудничество народов происходит в результате раскрытия духовно-нравственного потенциала каждого этноса, обмена опытом социального и культурного творчества, на основе реализации идеалов свободы, справедливости и равенства.

Необходимость исследования представления о себе и о других людях в зависимости от этнической принадлежности заключается в предотвращении межэтнических конфликтов, которые могут возникнуть в результате недопонимания друг друга.

Представление человека о себе включает такое понятие как самосознание, то есть, это осознание человеком своих чувств, мыслей, действий, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. При этом происходит понимание индивида неповторимости своей личности. Я концепция — это меняющаяся система представлений человека о самом себе, в которую входит как осознание особенностей своих интеллектуальных, физических, личностных качеств, так и притязания и входящая в них самооценка, а также может быть избирательное восприятие и интерпретация влияющих на данную личность внешних обстоятельств [1, с. 161].

Этническая толерантность — способность индивида проявлять снисхождение к малознакомому образу жизни представителей других этнических общностей, их поведению, национальным традициям, обычаям, мнениям, чувствам, идеям, верованиям. Она проявляется в поступках, но формируется в сфере сознания и тесно связана с таким социально-психологическим фактором, как этническая идентичность, которая формируется при социализации личности [2, с. 47]. Этническое самосознание, есть чувство принадлежности к определенному этносу, осознание своего отличия и сходства при сравнении с другими этносами, важный признак этнического единства, являющийся отражением в сознании индивидов реально существующих этнических связей и внешне проявляющийся в форме самоназвания. Иными словами, этническое самосознание — это духовное сравнение индивида со своим народом на основе представлений о единстве происхождения, принадлежности исторической судьбы своего народа, своего участия в исторических событиях, в своих оценках прошлого. В становлении этнического самосознания имеется несколько этапов, которые соотносятся с основными периодами психического развития и стадиями развития этнической идентичности. Этническое самосознание сформировывается несколько позднее, чем другие формы самосознания. Выделяются три основных этапа развития этнического самосознания. Первый этап приходится на дошкольный и младший школьный возраст (5—10 лет). Для данного этапа характерны неотчетливое осознание детьми единства с людьми своей национальности, немотивированный выбор своей этнической принадлежности, слабые этнические знания. Здесь семья выполняет значительную роль в передаче этнокультурной информации. Ко второму этапу развития этнического самосознания относится подростковый возраст (11—15 лет) и характеризуется осмысленным отношением к своему этносу. У подростков обнаруживается интерес к истории и культуре своего и других народов. На этом этапе сравнивается представление формирования системы и оценок об этнокультурных и этнопсихологических особенностях своей общности и иноэтнического окружения. К третьему этапу относится период обучения в колледже (16—17 лет). На этом этапе закрепляется осознание своей этнической принадлежности, определяется мотивация выбора своей национальности и формируется этническое мировоззрение личности. Наибольшее воздействие в этом возрасте на формирование этнического самосознания молодых людей оказывает образовательно-воспитательный процесс в колледже, которое целенаправленно воздействует на процесс развития самосознания личности, его этнической направленности. Так же было выделено Б.А. Вяткиным, В.Ю. Хотинцем четвертый этап. К нему относится юношеский, то есть студенческий возраст (18—22 года), который является решающим периодом развития этнического самосознания, его утверждение и закрепления. В период обучения в вузе этническое самосознание молодого человека расширит систему его представлений о мире и укрепит его место в нем [4, с. 344].

С данным понятием тесно связано понятие этнической идентичности — при этом происходит понимание человека своей принадлежности к определенной этнической группе и происходит отделение от других этносов. Представление человека о других людях происходит при помощи идентификации, то есть происходит понимание другого индивида путем отождествления себя с ним [3, с. 38].

Существуют этнические специфические черты психики людей каждой отдельной группы. У этнических представителей татар и русских они отличаются.

Из выше изложенного нами была выдвинута гипотеза о том, что представление человека о себе и о других людях у татар и русских будут отличаться.

Нами было проведено исследование. Были взяты две группы: татары и русские. В каждую группу вошли по 30 человек. В группу входили люди в возрасте от 20 до 25 лет. Нами была взята методика Лири для исследования представлений о себе и о других людях. Были получены следующие результаты: представление о себе у татар и русских имеют одни и те же октанты — это VIII, VII и I октанты. По октанту VIII свойственны следующие психологические черты, как отзывчивость, бескорыстие, жертвенность. По VII октанту: добросердечие, несамостоятельность, чрезмерный конформизм. По I октанту: тенденция к лидерству, властность, деспотизм. Иными словами можно сказать, что люди, приписывают положительные качества в независимости от своей национальности, будь то он татарин или русский.

Татары и русские не приписывают себе отрицательных качеств, это можно судить по итогам полученных данных в ходе проведённого исследования. По мнению представителей татарского этноса им несвойственны такие психологические тенденции, как по VI октанте: доверчивость, послушность, зависимость. По V октанте: уступчивость, кротость, пассивная подчиняемость. По II октанте: уверенность в себе, самоуверенность, самовлюбленность. По мнению представителей русского этноса, им несвойственны следующие психологические черты по отношению к другим людям, такие как по октанту IV: скептицизм, упрямство, негативизм. По II октанту: уверенность в себе, самоуверенность, самовлюбленность. По III октанту: требовательность, непримиримость, жестокость.

Татарам свойственно приписывать другим людям отрицательные черты. В представлении татар о других людях, являются, следующими по I октанту: стремление человека к лидерству, властности, деспотизму. По октанту VII свойственно: добросердечие, несамостоятельность, чрезмерный конформизм. По II октанту: уверенность в себе, самоуверенность, самовлюбленность. Русским же свойственно двоякое представление о других людях, то есть приписывание как отрицательных, так и положительных качеств личности. Русские имеют представление о других людях, следующие по I октанту: стремление человека к лидерству, властности, деспотизму. По VIII октанту свойственно: отзывчивость, бескорыстие, жертвенность. По II октанту уверенность в себе, самоуверенность, самовлюбленность.

Татарам несвойственно думать о других людях, следующее по V октанте: способность человека быть уступчивым, кротким. По IV октанту не свойственно: скептицизм, упрямство, негативизм. По VI октанту: доверчивость, послушность, зависимость. Русским несвойственно думать о других людях, следующие психологические черты, как по V октанту: неспособность человека уступать, быть кротким и несвойственно пассивная подчиняемость. По IV октанту несвойственно: скептицизм, упрямство, негативизм. По III октанту: требовательность, непримиримость, жестокость.

Таким образом, можно сказать, что представление человека о себе у русских и татар будут одинаковыми и положительными, так как они приписывают себе положительные качества. Представление о других людях будут отличаться. Татары приписывают отрицательные психологические качества другим людям, а русские варьируют между положительными и отрицательными качествами личности. В ходе проведенного нами исследования были получены результаты, которые частично доказывают нашу предложенную выше гипотезу, что свидетельствует о различии представлений русских и татар.

 

Список литературы:

  1. Акмеологический словарь / Под общ. ред. А.А. Деркача. — М.: Изд-во РАГС, 2004. — 161 с.
  2. Мацковский М.С. Толерантность как объект социологического исследования // Межкультурный диалог: исследования и практика / Под ред. Г.У. Солдатовой, Т.Ю. Прокофьевой, Т.Л. Лютой. — М.: Центр СМИ МГУ им. М.В. Ломоносова, 2004. — 47 с.
  3. Терзиев Н.В., Идентификация и определение родовой (групповой) принадлежности. — М., 1961. — 38 с.
  4. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. — М.: Прогресс, 1996. — 344 с.