АВТОРСКОЕ ПРАВО
Конференция: VI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: 10. Юриспруденция
VI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
АВТОРСКОЕ ПРАВО
Проведя анализ исторического процесса можно обратить внимание на то, что широко регулируются отношения как в обществе, так и в государстве по вопросу использования авторских произведений. Казалось, не так давно, нематериальный объект был нонсенсом для самозащиты особых прав творца, а на сегодняшний день составляет основу любой современной правовой системы.
Под авторским правом можно понимать часть правопорядка, который направлен на обеспечение защиты прав создателей творческих произведений науки, искусства, литературы на основе интересов общества и личности.
В связи с недавними изменениями Гражданского кодекса Российской Федерации в Федеральном законе от 18 декабря 2006 г. № 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» излагались как классические переходы положений, так и положения, которые подлежали изменениям и дополняющие действующие нормативно-правовые акты. Стоит упомянуть такие нововведения как:
Возможность предъявления требований о публикации решения суда о допущенных нарушениях прав, даже в случае отсутствия вины нарушителя (ст. 1250 ГК РФ);
Возможность ликвидации юридического лица по требованию прокурора при неоднократном или грубом нарушении исключительных прав (ст. 1253 ГК РФ); Так в случае если происходило ужесточение ответственности лица в виде возможной ликвидации по требованию прокурора в судебном порядке неоднократно, либо грубо нарушавшего права, при осуществлении массового использования авторских произведений и других объектов интеллектуальных прав, стоит задуматься о создании новых условий при работе российских пользователей.
Рассматривая ст. 1251 ГРК РФ стоит обратить внимание на то, что ранее была устранена возможность о взыскании компенсации морального вреда не только при нарушении личных неимущественных, но и любых других имущественных правах авторов.
Так в ст. 1251 ГК РФ авторы вправе отстаивать свои права и требовать компенсации морального вреда в случае нарушении их личных неимущественных прав. При нарушении исключительных, либо иных имущественных прав автора, автор не вправе потребовать выплаты данной компенсации. В связи с этим необходимо добавить в ст. 1251 ГК РФ, что «при нарушении имущественных и личных неимущественных прав, защита автора должно осуществляться в виде компенсации морального вреда, публикации решений суда о допущенных нарушениях».
Статьей 1266 ГК РФ предусматривается закрепление за авторами особого «права на неприкосновенность произведений» [4], ввиду которого без письменного согласия автора не допустимо внесение изменений в его произведение, а также сокращение либо дополнения какого-либо текста, включение в данное произведение иллюстраций, предписаний, предисловий, послесловий, и конечно комментарий с различными пояснениями. Следует добавить ранее рассматриваемую защиту репутации автора личного неимущественного права, подлежащего применению только в случаях, когда лицо могло нести ущерб чести и достоинства автора.
Говоря о возможности охраны авторства, имени автора и неприкосновенности произведений после смерти автора (ст. 1267 ГК РФ) любое заинтересованное лицо может создавать предпосылки, по которым предъявляются претензии и возможность инициировать судебное разбирательство [1]. Следует отметить такую фразу данной статьи, как «и другими заинтересованными лицами». Ввиду того, что законодательство подробно данное определение никак не регламентирует, следует исключить из ст. 1267 ГК РФ.
Исключение из авторских прав, которое введено в п. 3 ст. 1274 ГК РФ допускает свободное «создание произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии и карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения и его использование допускается без согласия автора или иного обладателя исключительного права на такое оригинальное произведение без выплаты вознаграждения» [3]. Говоря о данной статье, стоит задуматься о выплате вознаграждения, ведь каждый труд человека должен оплачиваться независимо от того спародированно было его произведение или был взят какой-либо фрагмент из произведения. Также можно говорить о том, что в данной статье следует сделать замену на то, что «выплата вознаграждения, с используемого произведения необходима».
Стоит также отметить в ст. 1240 ГК РФ, которая предусматривает случаи «Использования результатов интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта» [2]. Такими объектами являются: кинофильмы; иные аудиовизуальные произведения; телевизионные передачи; театральные произведения; мультимедийные продукты; различные технологии и другие объекты, которые охраняются использованием различных результатов интеллектуальной деятельности. В данной статье подразумевается создание проектов, из которых следует понимать переход исключительных прав от автора, если иное не предусмотрено соглашением сторон или лицензионным договором вместо договора отчуждения прав предполагается, что данный договор заключатся на весь срок и в отношении всего исключительного права. Помимо этого, следует дополнить «Если сложное произведение нарушает честь и достоинство автора он может запретить использование созданной части сложного объекта».
В ст. 1263 ГК РФ указывается изготовитель аудиовизуального произведения в качестве продюсера — это лицо, которое организовало изготовление данного произведения.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что неопределенность в отношении автора здесь имеет смысл. Ведь «право на неприкосновенность произведения», на практике возможна относительная принадлежность прав. Издательства и заинтересованные лица, которые используют аудиовизуальные произведения, вынуждены довольно не простым образом строить отношения, как с производителем данного аудиовизуального произведения, так и с автором произведения. Причем кинопродюсеры и иные лица, обладающие правами на сложные объекты, могут считать себя вправе без согласия автора осуществлять и разрешать любое использование любых вошедших в такие сложные объекты произведений. В том числе отдельное использование от фильма или иного аудиовизуального произведения, например при выпуске литературной версии кинематографического произведения и т. д. Однако, реализация соответствующего проекта может быть заморожена, если не решены вопросы с авторами соответствующих произведений. В виду которых, наличие у них права на неприкосновенность созданных ими произведений, должно быть. Разрешить данную проблему возможно включив в ст. 1253 ГК РФ следующее положение: «Каждый автор сложного произведения может запретить использование его произведением, если в целом нарушаются честь и достоинство автора».
Список литературы:
- «Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений» (Вместе с «Дополнительным разделом») (Заключена в г. Берне 09.09.1886) (с изм. от 28.09.1979)
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 08.12.2011) // [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: http://www.pravo.gov.ru — 08.12.2011).
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 5, Пленума ВАС РФ № 29 от 26.03.2009 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации».
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2010 № 16 (ред. от 16.09.2010) «О практике применения судами Закона Российской Федерации» // «О средствах массовой информации».