АГРЕССИВНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ КАК СЛЕДСТВИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР И ИХ ПРОЕКЦИЯ НА ВНУТРИСЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Конференция: VI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: 7. Психология
VI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
АГРЕССИВНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ КАК СЛЕДСТВИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР И ИХ ПРОЕКЦИЯ НА ВНУТРИСЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
В век высоких технологий и доступного интернета всё большую актуальность приобретает проблема вытекающих из этих благ цивилизации последствий, среди которых центральное место занимают вопросы возникновения компьютерной зависимости, и как следствие, проявления агрессии. Вместе с тем, в качестве объекта научного исследования данная проблематика сложилась сравнительно недавно.
В психологии существует множество концептуальных подходов, объясняющих природу агрессии как с точки зрения врожденности агрессивных инстинктов (биогенетический подход), так и с позиции её приобретения в процессе социального взаимодействия (социогенетический подход).
З. Фрейд в рамках концепции психоанализа рассматривает агрессивные проявления как результат подавления инстинктивных либидозных стремлений в раннем детстве. Лоренц в русле этологического подхода рассматривает агрессию как следствие борьбы за выживание. Представители необихевиоризма А. Бандура, Л. Берковец, Д. Доллард, Н. Мюллер связывают агрессивное поведение с фрустрацией, которую личность переживает в моменты социального взаимодействия [4]. Д. Кэмпебелл и М. Шериф, которые являются родоначальниками интеракционизма, полагают, что агрессивное поведение является следствием несовпадения мнений людей, разности интересов, несовместимости целей в социальных группах. Опираясь на вышеуказанные положения, часть современных экспертов значительно уменьшает воздействие компьютерных игр с элементами насилия на возникновения детской агрессивности, указывая например на то, что игры с жестокостью, возможно, предпочитают те дети, у которых уже есть склонность к агрессии.
Среди представленных направлений наибольшее распространение получила психологическая теория агрессии, основоположником которой стал К. Мойер. Основывая свою работу на достижениях нейрофизиологии, автор доказывает идею о совокупности внешних и внутренних факторов агрессивного поведения в их единстве: наследственности; активности и состояния определённых участков мозга; сформировавшегося жизненного опыта (особенно негативного) [3].
В отечественной психологии заметный вклад в понимание природы агрессивного поведения подростков внес Г.И. Забрянский, который предложил такое понятие как «социализация на насилие», существенно меняющий стиль поведения, манеру общения подростков в социуме. Применение силы в среде несовершеннолетних становится нормой и престижным средством достижения успеха [1]. Понимаемая подростками свобода включает жестокость и насилие как атрибуты ее реального бытия, кроме того атрибутами социального превосходства является знание в области компьютерных технологий, ориентировка в пространстве интернет-сетей, ну и конечно же, игра в виртуальном мире.
Именно увлечение компьютерными играми в настоящее время становится камнем преткновения детей и родителей. Из-за недостатка времени родители попустительски относятся к возникновению нездорового интереса и привыкания детей к виртуальным играм. И лишь через определённый промежуток времени родители понимают, что сами вовлекли детей в паутину зависимости, и, пытаясь вернуть детей к реальности, получают невиданную агрессию в ответ. Зачастую родители применяют не только словесные формы воздействия, но физическую силу, чтобы «оторвать» своих детей от игр, взамен получая свою порцию физического насилия. В современных СМИ все чаще обсуждаются случаи убийства родителей из-за запрета виртуальных игр, частым также является перенос виртуальной жестокости на сверстников, вплоть до убийства. Следствием зависимости от компьютерных игр является не только агрессия, но и нежелание общаться, отсутствие сострадания, социальная дезадаптация.
Л.А. Волошина, исследовавшая условия семейного воспитания, в которых приобретался первичный опыт агрессивного взаимодействия, в свою очередь переносимый в качестве агрессивных проявлений на окружающих людей, также указывает на то, что в семьях, где все наполнено атмосферой равнодушия, физической жестокости и незаинтересованности жизнью ребенка, ребенок чаще всего «уходит» в виртуальную реальность, где количество агрессивных проявления в час составляет ужасающие цифры: сто двадцать актов физической агрессии (при условии, что игра не отличается особой жестокостью) и пятьдесят восемь актов вербальной агрессии.
Сообществом национальных организаций здравоохранения США проведено исследование, которое подтвердило, что виртуальное насилие напрямую связано с реальным. По мнению ученых (К. Дилл, К. Андерсон) агрессивные проявления и эмоции, возникающие во время компьютерной игры, впоследствии проецируются на взаимоотношения и поведение, которое может стать необоснованно противоправным. Как объясняют сами подростки, у них возникает неконтролируемое чувство ярости и агрессии, ничем не спровоцированное [2]. Исследователи отмечали, что играющие крайне агрессивно реагировали на попытку прервать их игровую деятельность, помимо вербальной агрессии, возникающей всегда, у половины испытуемых диагностировали проявления физической агрессии. Проявление агрессии возникает из-за «шаткого» положения психики подростков. Это положение заключается в неравномерном распределении психологических сил подростков. Когда в реальном мире подростки, часто играющие в игры испытывают депрессивные состояния, одиночество, тревожность, то находят себе занятие, которое доставляет им удовольствие, уходят в комфортный для них виртуальный мир. Как правило, подростки увлекающиеся компьютерными играми чувствуют себя нужными и значимыми там, в виртуальном мире, мире где все проблемы можно решить одним щелчком, в мире, где всё предельно ясно.
Момент конфликта, залпа агрессии приходится на попытки родителей «вырвать» своих детей из игрового пространства. Что происходит с человеком когда он лишается своей комфортной среды? Наступает состояние фрустрации, повышенной тревожности, депрессии. Человек решает такую остро возникающую проблему методом общения, адаптации к новым условиям. Подросток, который привык решать проблемы в виртуальных играх силовыми методами, переносит эти же методы и в реальность, как способ эффективного разрешения своих проблем. Именно здесь и сталкивается подросток с родителем, у ребенка формируется неудовлетворенность общения со взрослым на основании того, что родитель совершает ряд действий, нацеленных на завершение игры, на выход подростка из его уютного виртуального мира. Большинство подростков, увлекающихся компьютерными играми живут предвкушением любимой игры. Основную массу любимых подростками игр, как правило составляют игры агрессивного характера, с высоким содержанием физической агрессии, которую они в свою очередь переносят в реальность.
На основании вышеприведённых данных возникает вопрос: как бороться с агрессивными проявлениями, возникшими вследствие компьютерных игр и проецируемыми на внутрисемейные отношения?
Отечественные исследователи компьютерной игры (И.В. Бурмистров, А.Г. Шмелев, Ю.В. Фомичева) говорили о том, как важно не упустить ребенка в компьютерные сети, анализировали мотивы игры у детей и взрослых, отмечая неоценимую важность своевременного воздействия и коррекции компьютерной зависимости. Исследуя агрессивные проявления подростков в семейных взаимоотношениях, С.А. Шапкин отмечал, что своевременное выявление и коррекция агрессивных проявлений смогли бы сгладить уже имеющиеся углы между ребёнком и родителем, а уровень уже имеющейся агрессии можно существенно снизить, если применить в комплексе психолого-педагогические методы, которые будут направлены на сокращение времени, проведённого за компьютером, и как следствие, снижение уровня агрессии. Также важно отметить значимую роль родителей на этапе формирования чрезмерной увлеченности подростка компьютерной игрой. С.А. Шапкин отмечал, что одним из основных видов коррекционного воздействия нужно считать прежде всего создание гармоничных отношений в семье. Необходимо, чтобы родители также отказались от агрессивных методов воздействия. Следует организовать поиск таких видов деятельности для подростка, увлеченного игрой, которые будут для него полезны в плане формирования отношений и проявления агрессии.
Данные положения послужили основой выполненного нами исследования на базе общеобразовательной школы-интернат № 2 ОАО «РЖД» города Новохопёрска, Воронежской области. В исследовании участвовали 20 учеников 8 класса.
С целью предварительного анализа проблемы и выявления количества времени, которое подростки ежедневно проводят за компьютерными играми, мы провели опрос их родителей. Данный опрос выявил, что 97 % подростков регулярно проводят за компьютером более 5 часов в день, увлекаются компьютерными играми, а также проявляют высокую возбудимость, несдержанность и агрессию. По результатам опроса была определена группа испытуемых — подростков, увлекающихся компьютерными играми.
На констатирующем этапе, для экспериментального выявления уровня агрессивности у подростков был проведён ряд психодиагностических методик: опросник выявления уровня агрессивности (А. Басс, А. Дарке); методики «Агрессивное поведение» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев); «Агрессивность» (тест Розенцвейга); методика «Цветовой тест отношений» (А.М. Эткинд).
Обработка полученных данных показала, что у всех испытуемых (подростков, увлекающихся компьютерными играми) индекс враждебности повышен почти в два раза; индекс агрессивности соответствует норме у 88 %, у 22 % индекс выше, это свидетельствует о высокой степени проявления агрессивности (важно отметить, что именно эти 22 %, в сравнении с остальной массой подростков, больше времени проводят за компьютерными играми); у 67 % подростков диагностируется несдержанность, у остальных 33 % склонность к агрессии невелика. Агрессивными считаются 38 % подростков, прошедших диагностику; склонными к проявлению агрессии считаются 33 % подростков; у 29 % подростков нет проявления агрессии. Отношение к ситуации, при которой родители прерывали процесс игры или принуждали к завершению игры, было крайне негативное у всех испытуемых. Более того, все родители при вербальном опросе отмечали, что их дети вымещают агрессию на различных предметах, а если у них не получается что-либо в игре, если родитель отвлекает или принуждает завершить игру, то в ответ получает массу вербальной агрессии.
Полученные результаты свидетельствуют о необходимости проведения коррекционной работы, направленной на снижение уровня агрессивности, что и стало содержанием формирующего эксперимента. Цель данного этапа нашей работы — обучение подростков приемам общения с родными и сверстниками, развитие их коммуникативной культуры, формирование умения конструктивно действовать в конфликтных ситуациях, постепенное избавление от чрезмерного увлечения компьютерными играми, нормализация взаимоотношений в семье. Для достижения поставленной цели, мы составили и провели серию коррекционных занятий — тренингов, направленных на формирование базовых социальных умений детей с агрессивным поведением посредством методов активного обучения.
Чтобы выявить эффективность проведённой нами коррекционной работы, был реализован контрольный эксперимент по тем же психодиагностическим методикам, что и на констатирующем этапе, вследствие чего были выявлены позитивные изменения.
Анализ данных, полученных при помощи комплекса психодиагностических методик выявил, что после коррекционной работы у подростков индекс враждебности снизился на 10 %; процент проявлений несдержанности снизился до 47 %; количество подростков, считающихся агрессивными, снизилось с 38 % до 25 %.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что проявление агрессии подростками, обусловлено увлечением компьютерными играми, но чтобы снизить уровень агрессии и несдержанности можно использовать методы активного обучения, нацеленные на формирование базовых социальных умений детей с агрессивным поведением, формирование умения конструктивно действовать в конфликтных ситуациях, постепенное избавление от чрезмерного увлечения компьютерными играми, нормализация взаимоотношений в семье.
Список литературы:
- Забрянский Г.И. Социология преступности несовершеннолетних/ И.Г. Забрянский. — Минск, 2001.
- Курт Б. Психология криминального поведения /Б. Курт. — М.:Прайм-Еврознак, 2006.
- Мойер К. Хирургия агрессии / К. Мойер. — Спб., 1973.
- Черников О.А. Теория агрессии в психологии личности / О.А Черников // Личность и деятельность. Тезисы докладов у Всесоюзного съезда психологов СССР. — М., 1977.
- Шапкин С.А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований / С.А. Шапкин. — М.: 1999.