Статья:

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО УБЕЖИЩА

Конференция: VI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 10. Юриспруденция

Выходные данные
Ишалова Ю.А. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО УБЕЖИЩА // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. VI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(6). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/6(6).pdf (дата обращения: 17.11.2018)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО УБЕЖИЩА

Ишалова Юлия Альбертовна
студент Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Елабуга
Жадан Владимир Николаевич
научный руководитель, научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент кафедры частного и публичного права ЕИ К (П)ФУ, г. Елабуга

В древности убежищами являлись такие священные места, которые неприкосновенными для людского суда, такие как храмы, гробницы правителей, доставлявшие гарантированную безопасность всякому преследуемому. Такими могли быть убийцы, преступники или просто неприятели [4]. В настоящее же время политическим убежищем же считается правовой статус, который предоставляется лицу, которое по каким либо причинам преследуется у себя на родине, а также дает право на въезд и пребывание на территории данного государства.

Так, в статье 14 Всеобщей декларации прав человека 1948 года, говорится, что каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем [1].

Конституционное закрепление общепризнанных принципов и норм международного права в качестве составной части правовой системы Российской Федерации потребовали формирования института политического убежища. Так, статья 63 Конституции Российской Федерации (далее — РФ, Россия) гласит: Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права [3].

На сегодняшний день в списке самых привлекательных стран для политэмигрантов Россия стоит на весьма высоком 19-м месте. Но бегут не только в Россию за предоставлением политического убежища, но и из нашей страны за рубеж. Почему же граждане РФ ищут политического убежища в других странах?

По статистике, граждане РФ ищут политического убежища по разным причинам, кто, как правило, либо крупные бизнесмены, которыми заинтересовались правоохранительные органы, либо деятели различных сепаратистских политических и иных организаций, которых у нас в стране считают «террористами». Но чаще всего убегают в другие страны именно по первой причине, чтобы скрыть все накопленные капиталы от российских правоохранительных органов. Так, они якобы скрываются по политическим мотивам, а на самом деле лишь хотят сохранить все свои сбережения и свою неприкосновенность в других странах.

На практике же, получить политическое убежище не так то просто. Вроде бы не надо иметь много денег, так как фактически затрагивается во многом только время, потраченное на открытие визы, так страна, в которую хочет иммигрировать лицо, предоставляет все льготы, в том числе медицинское обслуживание, социальные выплаты, жилье. В таких странах как Канада и Австралия можно даже получить денежное пособие, так называемое Вэлфер — до 5 тысяч долларов [6]. А это, тем не менее, может хватить не только на покупку продуктов, но и на съем жилья. А на самом деле все намного иначе.

Во-первых, для того чтобы получить статус беженца нужно иметь причину преследования. Так, в основе юридической базы лежит понятие получения статуса беженца. Данный термин прописан в Конвенции о статусе беженцев от 1951 года, которая регламентирует понятие «беженец» и обуславливает условия предоставления убежища. Так, беженцем является человек, подвергшийся в стране своего проживания преследованиям, если его жизни, здоровью, свободе угрожает опасность [2].

Во-вторых, нужно иметь средства для существования хотя бы на первое время, так как выплачиваемое пособие предоставляется только спустя три месяца, ну и к тому же нужен будет адвокат для разрешения всех вопросов, не говоря уже о том, что нужно знать как минимум национальный язык и законодательство данной страны. Процесс получения статуса беженца в каждой стране разный и его желательно изучить до того, как попросить о предоставлении убежища.

В общем-то, политэмигрантом может стать любой желающий. Например, если гражданин РФ будет находиться на территории США по туристической или другой визе, или даже нелегально, он сможет легко получить политическое убежище в этой стране, так как возникает лишь единственное затруднение — получить данный статус можно только находясь на территории США. В итоге, собрав все необходимые справки и документы, подтверждающие преследование со стороны государства, которые заверены нотариально, гражданин может их подать в иммиграционную службу данной страны.

Таким образом, политическое убежище предоставляется на неопределенное время, а через год после предоставления убежища и при условии постоянного проживания в США, даже можно подать документы на получение статуса постоянного жителя (permanent resident status), в обиходе это называют «грин-картой».

Также, кандидат может легально находится на территории США до получения самого статуса и даже сможет работать через 180 дней после подачи заявления и получать приличные доходы. Кроме этого, лицо, получившее политическое убежище, наделяется социальными льготами, а также может вызвать к себе супруга и своих детей, не достигших 21 года. Но при всех выше указанных плюсах, есть немаловажный минус этого аспекта. Лица, получившие политическое убежище, не должны возвращаться в страну, где они подвергались преследованиям, а иначе они могут потерять свой статус.

Необходимо отметить, что наиболее либеральным государством является Канада, она в отличии от других государств, лояльнее всего относится к заявителям на получение политического убежища, и в свою очередь проводит активную иммиграционную политику, обозначая ежегодные денежные квоты. Так, в Канаде проводятся различные иммиграционные программы по привлечению заявителей в их страну. Например, программа Бизнес-иммиграция для предпринимателей и инвесторов (Business Class) рассчитана на успешных бизнесменов и инвесторов, которые хотят основать свое дело в Канаде или внести инвестиции в ее экономику, тем самым, способствуя созданию новых рабочих мест и экономическому развитию страны. А на такую иммиграцию по семейному классу как Family Class, могут рассчитывать заявители, имеющие в Канаде близких родственников, способных выступить спонсором для заявителя. В качестве спонсора могут выступать граждане и постоянные жители Канады старше 18 лет, обладающие устойчивым материальным положением, и имеющие возможность материально содержать вызываемого родственника [5].

В современных условиях, как видно, по-разному закрепляется право политического убежища в конституциях государств, а также с точки зрения степени и особенностей раскрытия его содержания. Одни государства лишь прописывают в конституциях возможность предоставления ими политического убежища, а другие просто подчеркивают международно-правовой характер. А в некоторых так называемых социалистических государствах, таких как Куба, Вьтенам, особенностью конституционного закрепления права политического убежища является классовый подход к вопросу о его предоставлении, что противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что в каждой стране свои правила получения политического убежища, и получение данного статуса очень сложный и трудоемкий юридический процесс, который требует не только правовой, но и психологической подготовки.

 

Список литературы:

  1. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Российская газета. — 10 декабря 1998 г.
  2. Конвенция о статусе беженцев (Женева, 28 июля 1951 г.) // Сборник Международных документов. — 1995. — № 2. — С. 22—29.
  3. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. — 2009. — 21 января. — № 7.
  4. Убежища и убежищные города // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. С. 48.
  5. Citizenship and Immigration Canada [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.cic.gc.ca/english/resources/statistics/menu-fact.asp (дата обращения: 09.11.2013).
  6. Wiki Monquebec [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.razgovory.com/wiki/index.php/Вэлфер (дата обращения: 09.11.2013).