Статья:

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО «КОЛЛЕДЖА ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА № 1»

Конференция: VIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 6. Педагогика

Выходные данные
Кадыкова Д.Н. ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО «КОЛЛЕДЖА ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА № 1» // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. VIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(8). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/1(8).pdf (дата обращения: 26.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО «КОЛЛЕДЖА ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА № 1»

Кадыкова Дарья Николаевна
студент 4 курса «Колледжа Олимпийского резерва № 1»,
Бекасова Светлана Николаевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доц., преподаватель «Колледжа Олимпийского резерва № 1», РФ,г. Санкт-Петербург

 

Современное общество характеризуется огромным ростом научной информации, усилением интеграции и одновременно дифференциацией наук. От специалиста в области физической культуры и спорта требуется глубокое усвоение ведущих идей, характеризующих современное состояние различных областей знания.

Быстрое старение и обновление научных знаний в современных условиях ставит проблему формирования у специалистов в области физической культуры и спорта потребностей постоянно пополнять и обновлять знания, повышать свой профессиональный уровень. Профессиональная подготовка специалиста в области физической культуры и спорта должна способствовать формированию потребности самостоятельно перерабатывать и усваивать новую информацию, способствовать формированию ориентации на саморазвитие.

Современный специалист — тренер, учитель физической культуры, должен обладать высоким информационным потенциалом, сформированными информационными потребностями, являющимися важным фактором профессионального и личностного развития. Задача может быть успешно решена, если в колледже будут сформированы информационные потребности студентов на базе их детального изучения.

Анализ литературных источников показал, что информационные потребности специалистов сферы физической культуры и спорта исследовались учеными, но, такая большая группа потребителей информации, как студенты осталась за рамками проведенных исследований. Таким образом, актуальность проблемы обусловлена её недостаточной разработанностью в педагогической теории и практике, а накопленный исследовательский материал определил выбор и формулировку темы исследования.

Цель исследования: Выявить пути повышения информационных потребностей студентов Колледжа как фактора подготовки к непрерывному профессиональному образованию.

Задачи исследования:

  1. Выявить сущность информационных потребностей и особенности информационных потребностей специалистов физической культуры и спорта.
  2. Изучить состояние и особенности информационных потребностей у студентов колледжа.
  3. Разработать и обосновать методику формирования информационных потребностей у студентов колледжа на материале цикла педагогических дисциплин.

Для решения первой задачи исследования — выявление сущности информационных потребностей и особенностей информационных потребностей специалистов физической культуры и спорта — проанализирован значительный объем источников научной литературы.

Изучение научной литературы показало, что информационные потребности студентов колледжа — это субъективная нужда личности в информации по конкретной проблеме, выраженная суммой вопросов (вытекающих из особенностей темы и готовности личности к её познанию), ответ на которые средствами информации дает алгоритм или готовое решение творческой задачи.

Проанализированные работы, посвященные выявлению сущности и изучению информационных потребностей, позволили выделить несколько подходов к определению места информационных потребностей в структуре потребностей личности:

  • информационные потребности как самостоятельно существующие потребности;
  • информационные потребности как познавательные потребности;
  • информационные потребности как система потребностных систем.

Отмечая существование нескольких подходов к определению места информационных потребностей в структуре потребностей личности следует отметить, что весь комплекс потребностей диалектически взаимосвязан и взаимообусловлен; ни одна потребность не может существовать без связи с информационными потребностями, так как нуждается в информации об объекте её удовлетворения (Склянина Л.Н., 2008).

Вторая задача исследования состояла в изучении состояния и особенностей информационных потребностей у студентов колледжа.

В таблице № 1 представлены структурные компоненты информационных потребностей студентов колледжа и их составляющие, установленные на основе изучения литературных источников.

Структуру информационных потребностей студентов колледжа составили информационные запросы по тематическому профилю, информационные запросы по направленности информации, информационные запросы на виды источников информации, информационные запросы на типы источников информации, информационные запросы на каналы получения информации.

Все выделенные компоненты структуры информационных потребностей студентов колледжа находятся во взаимосвязи и обуславливают друг друга.

Результаты исследования позволили проанализировать содержание информационных потребностей студентов колледжа.

Медико-биологическая и спортивно-практическая тематика информационных запросов занимает в структуре информационных потребностей студентов колледжа ведущее положение. Информационные запросы

 

Таблица 1.

 

СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ

ПОТРЕБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА И ИХ СОСТАВЛЯЮЩИЕ

 

 

Структурные компоненты информационных потребностей студентов Колледжа

Содержание структурных компонентов

1.Информационные запросы по тематическому профилю

1.Психолого-педагогическое направление;

2.Медико-биологическое направление;

3.Социально-гуманитарное направление;

4.Спортивно-практическое направление;

5.Теория и методика спорта;

6.Тренажеры и ТСО

2.Информационные запросы по направленности информации

7.Организационно-управленческие;

8.Научно-исследовательские;

9.Воспитательные;

10.Преподавательские;

11.Повышение культурного уровня

3.Информационные запросы на виды источников информации

12.Официальные;

13.Научные;

14.Научно-популярные;

15.Учебные;

16.Справочные;

17.Информационные;

18.Художественные;

19.Рекламные

4.Информационные запросы на типы источников информации

20.Журналы;

21.Книги

5.Информационные запросы на форму получения информации

22.Список книг, поступивших в библиотеку;

23.Подборка литературы по теме;

24.Библиографический указатель по теме;

25.Копии книг;

26.Обзор литературы по теме;

27.Первоисточник

6.Информационные запросы на каналы получения информации

28.Библиотека Колледжа;

29.Другие библиотеки;

30.Кабинеты дисциплин;

31.Личные библиотеки;

32.Студенческие научные конференции;

33.Общение с друзьями;

34.Общение с педагогами;

35.Интернет.

 

по направленности информации отражают предпочтительные функции будущей профессиональной деятельности. Самой важной функцией профессиональной деятельности для студентов является повышение культурного уровня. Необходимыми видами используемых источников информации выступают справочный и информационный. Предпочтительными формами получения информации являются подборка литературы и обзор литературы по теме. Самым популярным каналом получения информации является Интернет.

В контексте исследования большое значение имеет определение уровня сформированности информационных потребностей студентов. Показателями уровня сформированности информационных потребностей студентов Колледжа выделены:

  1. Цели обращения студентов колледжа к научно-педагогической информации.
  2. Осознанность недостаточности объема и качества информации получаемой на лекциях и практических занятиях в колледже.
  3. Интенсивность обращения в библиотеку колледжа.
  4. Количество приобретаемых источников информации в библиотеке колледжа.
  5. Время затрачиваемое студентами на пополнение интеллектуального потенциала.

Анализ полученных результатов исследования позволил сделать выводы о недостаточной сформированности информационных потребностей студентов колледжа.

В ходе исследования разработана типология студентов-потребителей научно-педагогической информации, включающая в себя типы студентов с характерными и достаточно ярко выраженными информационными потребностями, требующими вполне определенной коррекции, опора на которые в условиях учебной работы в колледже будет являться основой формирования информационных потребностей студентов.

Критериальными основаниями типологии выделены цели обращения студентов к научно-педагогической информации и структура информационных интересов студентов.

Цели обращения к педагогической информации выделяются как особый тип целей личности. Цели объективно отражают потребности в пополнении профессиональных знаний, специфику будущей профессиональной дея­тельности, определяют особенности использования источников информации.

Выделено большое разнообразие целей обращения студентов к педагогической информации, диапазон которых ограничивается двумя блоками: утилитарно-практических (общее ознакомление с тематикой курса, получение практических рекомендаций, получение зачёта, экзамена) и профессионально-теоретических целей (осмысление профессиональной деятельности, интерес к новым фактам и теориям обучения, возможность понимания жизненной позиции).

Ведущую роль занимает блок утилитарно-практических целей обращения к источникам научно-педагогической информации. Цели обращения студентов к источникам научно-педагогической информации носят динамический характер, индекс значимости целей изменяется в соответствии с курсом обучения и половой дифференциацией.

Структура информационных интересов студентов выражает наиболее общие показатели обращения студентов к литературе педагогической тематики, свидетельствуя о системе ценностных ориентации личности, демонстрируя из источников информации какой тематики, студенты пополняют свои знания.

В процессе исследования выделена структура доминирующих информационных интересов личности студентов. Интересы к проблемам обучения имеют 10 % студентов, воспитания — 58 % студентов; интересы к проблемам воспитания спортсменов — 14 % студентов; интересы к психолого-педагогическим вопросам — 18 % студентов.

При этом разносторонние интересы имеют — 1 % студентов; односторонние интересы — 86 % студентов; интересы к двум проблемам — 6 % студентов, отсутствие интересов наблюдается у 7 % студентов.

Типологический подход дал возможность разработать содержательные характеристики студентов-потребителей научно-педагогической информации, показал, что на потребление информации оказывают влияние различные факторы.

Исследование выявило, что студенты колледжа имеют различные информационные потребности, обусловленные половой дифференциацией.

Согласно третьей задачи исследования разработана и обоснована методика формирования информационных потребностей у студентов колледжа на материале цикла педагогических дисциплин. Методика включила в себя: определение целей; диагностику исходного уровня информационных потребностей; определение реальных задач; подбор содержания; разработку организационных форм и методов формирования информационных потребностей; разработку форм контроля рубежной и итоговой диагностики; анализ эффективности методики.

В основу методики формирования информационных потребностей студентов колледжа положена концепция содержания образования (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин), принятая в современной педагогике, согласно которой в процессе образования должны закладываться знания, убеждения, опыт деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения.

Экспериментальная работа по формированию информационных потребностей студентов колледжа предполагала проведение двух формирующих экспериментов вследствие учета особенностей формирования информационных потребностей, которые состоят в том, что потребности не формируются моментально, а проходят определенные, взаимосвязанные, непрерывные, постепенно переходящие от одного к другому циклы этапов, требующие соблюдения принципа одновременного формирования всех компонентов структуры информационных потребностей на каждом этапе.

Формирующий эксперимент № 1 проводился на материале предмета «Педагогика» для студентов второго курса и предполагал сформировать осознанные, устойчивые информационные потребности; центр тяжести перенести с утилитарно-практических целей на профессионально-теоретические; выявить пути повышения готовности к развитию информационных потребностей.

Формирующий эксперимент № 2 проводился со студентами третьего курса на практических занятиях по «Педагогике физической культуры» и предполагал решить задачи связанные с расширением диапазона и углублением основных параметров информационных потребностей студентов колледжа. Решение этих задач связано с формированием самостоятельной познавательной деятельности и активизацией информационной активности студентов. Проблема формирования информационных потребностей студентов решалась путем применения системы последовательно усложняющейся самостоятельной работы студентов.

Конечной целью самостоятельной работы являлось решение студентами познавательных задач, при котором самостоятельная познавательная деятельность переходит в информационную, а формируемые информационные потребности становятся показателем профессионального роста будущего специалиста, профессионального и личностного развития.

На основе анализа полученных данных второго этапа эксперимента сделано заключение, что разработанная методика позволила достигнуть существенных результатов в формировании информационных потребностей студентов.

Выводы:

  1. Сущность информационных потребностей понимается как субъективная нужда личности в информации по конкретной проблеме, выраженная суммой вопросов (вытекающих из особенностей темы и готовности личности к её познанию), ответ на которые средствами информации дает алгоритм или готовое решение творческой задачи.
  2. Состояние информационных потребностей студентов Колледжа можно считать недостаточно сформированным, что подтверждается полученными данными по следующим показателям: цели обращения к научно-педагогической информации; осознанность недостаточности объема и качества информации получаемой на лекциях и практических занятиях в колледже; интенсивность обращения в библиотеку; количество приобретаемых источников информации в библиотеке; время, затрачиваемое студентами на пополнение интеллектуального потенциала.
  3. Общие особенности информационных потребностей студентов колледжа выделяются в 3 блока: устойчивость, профессиональная направленность и зависимость от типологических характеристик и половой принадлежности.
  4. По особенностям сформированности информационных потребностей выделены следующие типы потребителей информации: «Идеальный» — 3 % студентов; «Практик-профессионал» — 40 % студентов; «Вынуждаемый» — 37 % студентов; «Пассивный» — 18 % студентов и «Критический» — 2 % студентов.
  5. На основе проведения экспериментальной работы предлагается следующая методика формирования информационных потребностей: определение целей; диагностика исходного уровня информационных потребностей; определение реальных задач; подбор содержания; разработка организационных форм и методов формирования; разработка форм контроля рубежной и итоговой диагностики; анализ эффективности технологии.
  6. Механизм формирования информационных потребностей студентов Колледжа позволяет достичь высокой эффективности, если в его основе заложены: педагогическое руководство; наличие осознанных, устойчивых информационных потребностей и тенденций роста уровней их сформированности; преодоление информационных барьеров.
  7. Обобщение всех измеряемых экспериментальных показателей сформированности информационных потребностей позволяет говорить о положительной динамике основных структурных компонентов и показателей уровня сформированности информационных потребностей. В ходе эксперимента произошла трансформация целей с утилитарно-практических на профессионально-теоретические. Повысились осознанность и удовлетворяемость информационных потребностей студентов колледжа.
  8. Формирование информационных потребностей происходит при соблюдении следующих условий: проектирование информационной среды традиционного образовательного пространства; выделение информационных лидеров; использование активных форм и методов обучения; использование рейтинговой технологии; насыщение информационного потенциала студентов, посредством обращения к системе научно-педагогической информации.

Список литературы:

  1. Склянина Л.Н. Научно–педагогическая информация в системе непрерывного образования / Л.Н. Склянина // Педагогика. — 2008. — № 5. — С. 28—32.