Статья:

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ТРУДОВОЙ И МАТЕРИАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ МОЛОДЁЖИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Конференция: VIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 7. Психология

Выходные данные
Сапрыкина А.П. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ТРУДОВОЙ И МАТЕРИАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ МОЛОДЁЖИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. VIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(8). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/1(8).pdf (дата обращения: 20.08.2018)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 108 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ТРУДОВОЙ И МАТЕРИАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ МОЛОДЁЖИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Сапрыкина Анна Павловна
студент Дальневосточного федерального университета, РФ, г. Владивосток
Крупа Татьяна Альбертовна
научный руководитель, научный руководитель, канд. соц. наук, доц. Дальневосточного федерального университета, РФ, г. Владивосток

Актуальным вопросом в современной психологии является мотивация молодёжи к труду. В любом цивилизованном обществе осознают, что молодёжь является мощным потенциалом для развития государства в будущем. Помимо мотивации на жизнь в достатке и высокооплачиваемую работу, у молодых людей может быть ещё много других целей, которых они хотят достигнуть [3]. В данной статье мы наиболее подробно рассмотрим мотивацию молодёжи к труду и материальную мотивацию.

Данная тема является актуальной, так как любая деятельность человека сопровождается надлежащей мотивацией. Мотивация необходима каждому человеку для того, чтобы получать максимальную отдачу от своего труда.

Целью данной работы является изучение необходимости применения по отношению к работающей молодёжи трудовой и материальной мотивации. Для этого необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие мотивации;

2. Исследовать типы мотивации для разных видов деятельности;

3. Проанализировать источники мотивации на различных уровнях управления;

4. Ознакомиться с принципами применения мотивации.

Мотивация — это побуждение к действию, обусловливающее субъективно-личностную заинтересованность индивида в его свершении. Для каждого отдельного вида деятельности мотивация будет иметь свои особенности. Мотивация индивидуальна для каждого из нас, так же её нужно рассматривать относительно личностных характеристик человека. Мотивация может быть сторонней, то есть исходить от руководителя или государства, а может быть психологической (внутренней).

К примеру, если рассматривать мотивацию к физическому труду, можно выделить несколько причин, которые заставляют людей работать. К ним относятся — заработная плата и физиологическая потребность любого здорового организма в труде. Если деятельность человека сполна оплачивается, то и отдача будет максимальной. На сегодняшний день финансы стали одним из основных мотивов человеческой деятельности. Благодаря посильному труду человек будет морально и физически здоров. Если человек работает и при этом не переутомляется, он будет хорошо себя чувствовать и знать, что вскоре он получит за свой труд материальное вознаграждение.

Другим примером может послужить мотивация к учебной деятельности. В этом случае деньги играют небольшую роль, здесь главным мотивом будет выступать перспективное будущее человека в том случае, если он будет вникать в учебный материал и хорошо учиться. Помимо этого новые знания, которые обретают учащиеся, могут стать хорошей мотивацией, если учёба протекает как интересный процесс.

Из рассмотренных ранее примеров видно, что мотивация для каждого вида деятельности должна быть индивидуальной. Другими словами то, что мотивирует человека к учебной деятельности, не может мотивировать его к физическому труду и наоборот. Тем не менее, есть много схожих мотивационных ситуаций, когда один и тот же фактор может стать определяющим в продуктивной деятельности человека.

Когда человек берётся за то или иное дело он должен быть чем-то мотивирован. Мотивация является залогом успеха, без мотивации не стоит и браться что-либо делать, так как в подавляющем большинстве случаев такие дела обречены на провал.

Государственные и общественные организации должны прилагать максимум усилий для того, чтобы создавать различные программы по содействию развития молодых людей, так как именно современная молодёжь придёт на смену старшему поколению. Молодые люди стараются достичь больших успехов, нежели сумели добиться в своё время их отцы и деды [3]. Государство должно стремиться создавать условия для того, чтобы молодые люди имели возможность двигаться к поставленным целям и достигать высоких результатов.

Естественно, в любом деле не обойтись без хорошей мотивации. Важнейшим фактором успешной жизни молодых людей является хорошая работа с достойным заработком. Соответственно, мотивация является одним из важных факторов при трудоустройстве молодёжи.

Часть молодых людей плохо мотивирована на труд. Результаты социологических опросов говорят о том, что более 60 % выпускников школ считают главным условием своего трудоустройства заработную плату, превышающую средние показатели по стране.

Наиболее высокий уровень мотивации может быть достигнут тогда, когда человек уверен, что благодаря приложенным усилиям он получит ценные блага [4, с. 156]. Та же система работает и в обратном направлении, мотивация человека снижается, если вероятность успеха невелика.

Для занятия любым делом людям нужна хорошая мотивация. В достижении целей, а также в успешном ведении любого бизнеса прекрасно помогает психологическая мотивация. Каждый человек может достичь хороших результатов в любом деле при сильной ориентации на успех. Самовнушение является психологическим процессом и помогает в достижении целей. Каждый из нас может мотивировать себя на успех. Для этого необходимо много думать о конечной цели и при этом искать побудительные мотивы, которые помогали бы в её осуществлении. Необходимо вести активную деятельность по отношению к основной мотивации и составлять более мелкие, второстепенные мотивы. При таком комплексе психологической мотивации цель будет достигнута.

Хочется подчеркнуть, что зачастую заработная плата не является мотивационным фактором, потому что её размер не позволяет получить стандартные для современного мира блага [3]. В настоящее время людей стали больше интересовать деньги, нежели обыкновенные человеческие ценности.

Большинство современных российских работодателей не готовы успешно вести свой бизнес, так как попросту не умеют мотивировать своих сотрудников. Как правило, такие бизнесмены больше заботятся о своём благосостоянии, однако они забывают про своих сотрудников, которые готовы бороться за каждый рубль. Зачастую на эффективность работы предприятия влияет сплочённость коллектива и наличие сильного лидера, но когда лидер думает лишь о своём обогащении, коллектив и предприятие в целом рискует сойти с дистанции и пасть под натиском более сообразительных конкурентов [2].

Мудрые руководители прекрасно осознают, что без должной мотивации и стимулирования персонала деятельность организации будет неэффективной, а возможно, и убыточной. Поэтому такие руководители ищут пути эффективного воздействия на свой персонал. Если персонал будет высоко мотивирован, соответственно прибыль от дела будет только увеличиваться [1, с. 323].

Как же заставить подчинённых работать эффективнее? Во многих ситуациях людей мотивируют к стабильно эффективной работе деньги. В наше время существует много других способов заставить людей продуктивно работать. Чтобы понять психологию персонала, нужно изучить их основные нужды и требования. Организация не может бесконечно повышать уровень заработной платы работников, в таком случае она обанкротится. Таким образом, нужно выявить другие желания персонала. Для начала нужно обеспечить каждого сотрудника всем необходимым для выполнения своих должностных обязанностей. Так же можно обустроить специальную комнату отдыха для персонала, которая будет открываться во время перерыва, так как любой сотрудник нуждается в отдыхе. На следующем этапе следует изучить индивидуальные желания каждого сотрудника. Для особо ценных сотрудников могут быть устроены условия повышенного комфорта на рабочем месте. Но все сотрудники должны находиться приблизительно на равных позициях по отношению к руководителю и вознаграждаться пропорционально своему вкладу в общую работу. Нужно создать для сотрудников условия карьерного роста. Основываясь на этих принципах можно смоделировать хорошую мотивацию своих сотрудников к продуктивной работе в фирме.

Опытные работодатели прекрасно понимают, что найти хорошего молодого специалиста, прекрасно разбирающегося в своей области — это нелёгкая задача на сегодняшний день. Часто обсуждение вопроса о будущей заработной плате такого специалиста превращается в аукцион, потому что специалистам с высоким уровнем подготовки поступает несколько предложений о работе, и они вправе выбирать наиболее подходящие [2]. В большинстве случаев такие люди будут склонны выбрать предложение с наибольшим размером заработной платы. Опытные бизнесмены прекрасно осознают, что денежная мотивация много значит для высококлассного специалиста, за которого борются сразу несколько организаций.

Хороший работодатель, желающий получить сверхприбыль, будет ценить своих сотрудников, и будет прилагать максимум усилий для того, чтобы платить им как можно более высокую заработную плату. Интересы компании будут удовлетворяться только в том случае, если будут удовлетворены интересы её сотрудников. При такой организации труда предприятие достигнет успеха [2].

Трудовое поведение молодёжи не всегда зависит лишь от материальной составляющей, во многом поведение определяют внутренние установки личности — идеалы, интересы, ценности [3].

Работа менеджера в организации заключается в использовании сотрудников для достижения целей организации, поэтому менеджер должен уметь грамотно мотивировать и стимулировать сотрудников к трудовой деятельности [6, с. 429]. На практике это не так-то просто сделать. Наблюдения показывают, что сотрудники с высокой степенью мотивации наиболее продуктивны в работе.

Старая поговорка говорит о том, что можно привести лошадь к воде, но вряд ли вы заставите её пить воду. Она сделает это только в случае жажды. Тот же механизм работает и по отношению к людям. Они будут делать только то, что захотят или то, к чему они мотивированы.

Есть ли мотивация в каждом человеке от рождения? Возможно. Если её нет, то можно её развить. Этот навык очень важен для достижения успеха в любом бизнесе. Есть много вариантов усовершенствования мотивации. Можно использовать такие стратегии мотивации как справедливое отношение к людям, реструктуризация рабочих мест, высокие ожидания, удовлетворение потребностей сотрудников. Таковы основные стратегии стимулирования трудовой деятельности сотрудников [5].

В иерархической структуре жизненных ценностей людей место, которое занимает труд, во многом определяет развитость человеческих потребностей, расширение взаимодействия в социуме, а также мотивацию трудовой занятости, причастность к социально-значимым делам, возможность самовыражения.

Значительная часть современной молодёжи воспринимает наличие работы не как самостоятельную ценность, а скорее как важнейшее условие существования в современном обществе. Другими словами труд, как таковой, перестал являться базовой ценностью, что осложняет продуктивное развитие общества.

 

Список литературы:

  1. Аксененко Ю.Н., Каспарян В.Н., Самыгин С.И., Суханов И.О. Социология и психология управления. Серия «Учебники и учебные пособия». — Ростов н/Д.: Феникс, 2001. — 512 с.
  2. Денежная мотивация —  [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL : http://growlider.ru/2011/11/denezhnaya-motivaciya/ (дата обращения 08.01.2014).
  3. Мотивация молодёжи —  [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL : http://growlider.ru/2011/12/motivaciya-molodezhi/ (дата обращения 08.01.2014).
  4. Островский Э.В. Психология управления. М.: ИНФРА-М, 2008. — 249 с.
  5. Стимулирование и мотивация трудовой деятельности —  [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL : http://growlider.ru/2012/01/stimulirovanie-i-motivaciya-trudovoj-deyatel... (дата обращения 08.01.2014).
  6. Столяренко А.М. Психология менеджмента / А.М. Столяренко, Н.Д. Амаглобели. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 608 с.