Статья:

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ. АВТОПЕРЕВОЗКИ

Конференция: VIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 10. Юриспруденция

Выходные данные
Галеева Р.И. НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ. АВТОПЕРЕВОЗКИ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. VIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(8). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/1(8).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 34 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ. АВТОПЕРЕВОЗКИ

Галеева Резеда Инталовна
студент Ульяновского государственного технического университет, РФ, г. Ульяновск
Чекин Александр Николаевич
научный руководитель, д-р филос. наук Ульяновского государственного технического университета, РФ, г. Ульяновск

 

Аннотация.

В статье указаны основные нормативные документы для международных автоперевозок. Описаны их основные положения.

Ключевые слова: нормативные акты, международные автоперевозки, Транспортный кодекс РФ.

 

Современная экономика не представляется без международных автоперевозок. Они продвигают экономику государства с помощью различных налогов и оборота продукции. Но не нужно забывать, что, как и в любой сфере жизнедеятельности, перевозки имеют и юридическую сторону, начиная от заключения предварительного договора и заканчивая подписью сторон на реальном договоре.

В первую очередь определим, что такое международные перевозки. Международными перевозками принимается перемещение грузов и пассажиров, осуществляемое любым видом транспортного средства в том случае, если перевозка имеет международный характер, т. е. места отправления и назначения находятся на территории разных государств или же перемещение транспорта осуществляется по территории иностранного государства.

Существует ряд нормативных актов, в которых описывается ответственность за нарушение правил международных автоперевозок. Так в России Транспортный Кодекс РФ считается основным документом автомобильных перевозок, который включает в себя Таможенный кодекс РФ, Федеральный закон РФ «О транспортно-экспедиционной деятельности», Гражданский кодекс РФ (часть первая и вторая), Устав автомобильного транспорта РСФСР.

Основным правовым источником регулирующую данную сферу общественных отношений следует считать Конституцию Российской Федерации принятая 12 декабря 1993 г. Она определяет все правовые основы современного Российского государства. Применительно транспортных перевозок следует отнести ст. 8, а также ст. 74, в которой говориться, что на территории РФ не допускается никаких препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, но в п. 2 отмечается, что перемещение товаров и услуг могут ограничиться, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Таможенный кодекс РФ предназначен для регулирования таможенного дела. Он был принят в 2003 году. Данный кодекс уточняет таможенную территорию России, а также отвечает за международное сотрудничество в области таможенного регулирования для гармонизации и унификации законодательства Российской Федерации с нормами международного права и общепринятой международной практикой, где установлен приоритет международных правил над российскими. Кроме этого Таможенный кодекс обеспечивает выполнение международных обязательств Российской Федерации и осуществляет международного сотрудничества в области таможенного дела. Это четко прописано в ст. 403 п. 9. ТК РФ: «таможенные органы обеспечивают выполнение международных обязательств Российской Федерации в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела» [2].

Федеральный закон РФ «О транспортно-экспедиционной деятельности» был принят 11 июня 2003 г. В законе о транспортно-экспедиционной деятельности четко прописаны основные нормы регламентирующие деятельность, т. е. права и обязанности, экспедитора и клиента. Данный закон направлен на определение порядка выполнения «услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов» [4]. Нельзя забывать, что во время транспортно-экспедиционной деятельности груз мог утратить ценность или быть частично поврежден, поэтому в настоящем Федеральном законе ст. 7 посвящена основаниям и размерам ответственности экспедитора перед клиентом за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза.

Что касается Гражданского кодекса РФ, то в первой и второй частях, есть несколько глав посвященных различным видам перевозок. В главе 41 Гражданского кодекса РФ полностью излагается о транспортной экспедиции. В ней, как и в Федеральном законе РФ о транспортно-экспедиционной деятельности говорится, о договорах, формах договора, обязанностях экспедитора и т. д. Эти два нормативных акта дополняют друг друга, что позволяет облегчить отношения между экспедитором и клиентом.

Устав автомобильного транспорта РСФСР еще один нормативный документ в области перевозок. Принятый еще в 8 января 1969 г Советом Министерств РСФСР, отредактирован в 1991 г и изменен в 1995 г.

В основном положении определяется деятельность Устава: он определяет обязанности, права и ответственность автотранспортных организаций, предприятий и других учреждений, находящихся на территории РСФСР, независимо от их ведомственной подчиненности.

Помимо этого в нем говорится о том, что любая организация, связанная с автотранспортом, включая министерства, ведомства, предприятия и т. п. — грузоотправители и грузополучатели обязаны строго соблюдать интересы государства, обеспечивать полное и ритмичное выполнение плана перевозок грузов транспортным средством и соблюдать безопасное движение движения.

К сожалению, на сегодняшнее время данный документ устарел и утратил фактическую силу с принятием Федерального закона от 8.11.2007 № 259-ФЗ. "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта".

Также есть Федеральный Закон «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка из выполнения». Он был принят 2 июля 1998 году. Федеральный закон определяет правовые меры по усилению государственного контроля за соблюдением порядка осуществления международных автомобильных перевозок по территории Российской Федерации автотранспортными средствами, которые включают в себя грузовики и автобусы, принадлежащие как российским, так и иностранным перевозчикам, а также ответственность за нарушение установленного настоящим Федеральным законом порядка и права и ответственность органов и их должностных лиц, уполномоченных проводить контроль за соблюдением порядка осуществления международных автомобильных перевозок.

В данном Законе даны основные понятия, употребляемые в нем. В статьях 3 и 4 уделяется внимание крупногабаритным, тяжеловесным грузам, а также перевозке опасных грузов, отнесенных согласно Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) к грузам повышенной опасности. В 8 статье данного нормативного акта повествуется о выполнении требования установки на транспортных средствах и использования контрольных устройств (тахографов) регистрации режима труда и отдыха водителей транспортных средств. Помимо этого в Федеральном Законе о государственном контроле над осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка из выполнения регламентируется о государственном контроле за соблюдением порядка осуществления международных автомобильных перевозок.

Конвенция о договоре международной дорожной перевозке грузов (КДПГ) представляет нормативный документ международного характера, который «применяется ко всякому договору дорожной перевозки грузов за вознаграждение посредством транспортных средств, когда место погрузки груза и место доставки груза, указанные в контракте, находятся на территории двух различных стран, из которых, по крайней мере, одна является участницей Конвенции. Применение Конвенции не зависит от местожительства и национальности заключающих договор сторон» [6].

В третьей главе говорится о заключении и использовании договора перевозки; документация, которая должна быть при перевозки груза через границу, а также при получении груза, как отправителя, так и получателя. Кроме этого в данной главе расписаны требования к накладным, которые являются одним из важных документов при перевозке груза. Как и в других, выше представленных нормативных документах, в КДПГ повествуется об ответственности перевозчика и рекламации и исках.

Что касается перевозки, производимой последовательно несколькими перевозчиками, то статья 34 гласит: «Если перевозка, условия которой определяются единственным договором, осуществляется несколькими перевозчиками, каждый из них несет ответственность за всю перевозку, причем второй перевозчик, и каждый из следующих перевозчиков становятся в силу принятия ими груза и накладной участниками договора перевозки на указанных в накладной условиях» [6].

Конвенция о договоре международной дорожной перевозке грузов была подписана 19 мая 1956 г в Женеве. В нее вступили более 20 государств мира.

В данной статье был проведен содержательный анализ нормативных актов в сфере международных автоперевозок. Рассмотренные нормативные акты повторяют друг друга в некоторых статья, пункта, это означает, что в условия современной юриспруденции ни одна из этих статей и пунктов не может трактоваться как-то иначе. В настоящее время они используются в Российской Федерации в сфере международных автотранспортных перевозок. С течением времени некоторые главы, статьи и пункты теряют свою актуальность и их либо отменяют, либо изменяют. Поэтому нужно своевременно осведомляться об изменениях нормативных документов (актов).

 

Список литературы:

  1. Конституция Российской Федерации. СПб.: ООО «Полиграфуслуги», 2006. — 48 с.
  2. Конвенция о договоре международной дорожной перевозке грузов (КДПГ). —  [Электронный ресурс]: Справочный материал — Электронный текст, Режим доступа URL: http://www.skipline.net/public/documents/KDPG.pdf
  3. Таможенный кодекс Российской Федерации. — М.: Статут, 2010. — 296 c.
  4. Устав автомобильного транспорта РФ. — [Электронный ресурс]: Справочный материал — Электронный текст, Режим доступа URL: http://logistic-system.ru/ustav-avtomobilnogo-transporta/
  5. Федеральный Закон о транспортно-экспедиционной деятельности. [Электронный ресурс]: Справочный материал — Электронный текст, Режим доступа URL: http://www.pecom.ru/ru/services/docs/fz_2011.pdf
  6. Федеральный Закон о государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка из выполнения. —  [Электронный ресурс]: Справочный материал — Электронный текст, Режим доступа URL: http://mtlk.info/wp-content/uploads/2012/09/FZ-o-gos-kontrole-megdyharodnie-avt-perevozok.pdf