Статья:

ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ДИЗАЙНА И БИЗНЕСА НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВЕКА: КАРЛ МЮЛЛЕР

Конференция: VIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 1. Искусствоведение

Выходные данные
Копылова Е.И. ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ДИЗАЙНА И БИЗНЕСА НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВЕКА: КАРЛ МЮЛЛЕР // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. VIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(8). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/1(8).pdf (дата обращения: 14.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 20 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ДИЗАЙНА И БИЗНЕСА НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВЕКА: КАРЛ МЮЛЛЕР

Копылова Екатерина Ивановна
студент Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета, РФ, г. Нижний Новгород Е-mail: kat-i-ko93@mail.ru
Никольская Светлана Петровна
научный руководитель, Научный руководитель, доц. Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета, РФ, г. Нижний Новгород Е-mail: nsv7@rambler.ru

 

 

 

К началу XXI века дизайн, уже прошедший свою вековую историю, вступил в новую стадию развития.

Ее характерной чертой является использование методов дизайна как стратегического инструмента достижения успеха в бизнесе. «Дизайн вошел в сферу производства как его полноправный элемент, особенно в сегмент, именуемый специалистами как «New Product Development» (разработка новой продукции)» [1]

Одним из ярких примеров вышесказанного является деятельность швейцарского изобретателя, предпринимателя и дизайнера Карла Мюллера (Karl Müller, род. 1952) [5] .

 

 

Рисунок 1. Карл Мюллер (р. 1952), изобретатель MBT

 

Он начал заниматься бизнесом еще во время обучения в Швейцарском технологическом институте в Цюрихе. В 1979 году Карл Мюллер переехал в Республику Корея, где он продолжил обучение, теперь уже языковое, в Сеульском Национальном университете. Несмотря на то, что учебный процесс внезапно закончился через семь месяцев, Карл Мюллер остался в Корее и основал свое первое дело по импорту швейцарских товаров. В течение последующего десятилетия Карл Мюллер создал двенадцать компаний в Корее (импорт швейных машин, кухонной посуды, лыж Rossignol); занимался ресторанным бизнесом (сеть ресторанов «Swiss Chalet») [3].

В конце 1980-х Мюллер вернулся в Швейцарию с женой-кореянкой и детьми. Он поселился с семьей на ферме рядом с Боденским озером, решив отдавать большую часть времени благотворительности (был основан частный не коммерческий жилой центр реабилитации для людей, страдающих наркотический и алкогольной зависимостью. В 2005 году была создана организация, занимающаяся оказанием помощи нуждающимся и обездоленным людям во всем мире — Korea Muller Foundation [7]).

В 1990-х годах Карл Мюллер много путешествовал. Одну из его поездок в Африку можно считать «эпохальной», так как время, проведенное в племени масаи на юге Кении, а также наблюдения за предметной средой представителей этой африканской народности, послужили отправной точкой при разработке новой концепции обуви [10].

В 1996 году, после нескольких лет изучения опыта, полученного в Корее и Африке (Мюллер обнаружил, что прогулки по мягкой почве положительно влияют на состояние опорно-двигательного аппарата человека и снимают боль в спине и суставах), а также в результате тщательных исследований Карл Мюллер запатентовал обувь Masai Barefoot Technology (дословно: «технология босоногих масаев») [5], и она под маркой МВТ появилась на рынке. Центры маркетинга и продаж МВТ расположены в Швейцарии в Рогвиле (кантон Берн). Штаб-квартира производства находится в швейцарском городе Урнеш (кантон Аппенцелль-Ауссерроден). Ныне сеть магазинов МВТ охватывает более двадцати стран мира, в том числе и Россию (в Нижнем Новгороде, Москве, Казани). Филиалы производства находятся Корее, в Китае, Индонезии и Вьетнаме [11].

 

Рисунок 2. Модели трех марок, основанных Карлом Мюллером

в 1990-2000-х годах

 

Главное отличие продукции MBT — полукруглая подошва, которая сразу выделяет ее на фоне другой обуви. Подобная форма подошвы полностью меняет функциональное воздействие обуви, так как при ходьбе стопа человека не фиксируется в определенном положении, а плавно «перекатывается». «Это как если бы мы потеряли контакт с землей, когда первый раз бежим в обуви MBT. Ощущения похожи на балансировку на шаре» [11] .

Основная конструкция подошвы остается неизменной во всех предлагаемых моделях MBT: сверху — устойчивая часть или lasting board; промежуточная подошва — integrated shank — зона балансировки; внизу сердце — упругая пенка masai sensor — внешняя подошва.

 

Рисунок 3. MBT, конструкция подошвы обуви

 

Терапевтические свойства МВТ заключаются в том, что данная обувь может равномерно задействовать мышцы ног и разгрузить позвоночник, что так же возможно при ходьбе босиком по естественно мягким почвам. «Технология босоногих масаев» активно используется не только при лечении заболеваний опорно-двигательной системы, но и для подготовки и реабилитации спортсменов. Кроме того, ее долгосрочное ношение дает такие же результаты, как сенсомоторные тренировки с применением неустойчивых опор [8] .

 

Рисунок 4. MBT, преимущества физиологической обуви

 

«Радикальное уничтожение поддержки приводит к компенсационным движениям, утверждает Карл Мюллер. — На самом деле, наши суставы приспособлены для ходьбы по мягкой почве. Если вы гуляете по песку на пляже, ваши мышцы освобождаются от напряжения» [11] .

Идеальное сочетание инновационности, функциональности и стиля обуви MBT было отмечено престижной премией Red Dot Института Дизайна (Северный Рейн-Вестфалия) — ею была удостоена в 2011 году модель MBT «Ari» (переводится с языка суахили как «дух, характер, воодушевление») [9].

В 2006 году Карл Мюллер основал компанию «kybun» (переводится с корейского как «эмоциональное состояние»). Главной идеей нового проекта стал целостный подход к движению: сейчас «kybun» производит kyBoots обувь, пенки-подушки kySsen, мягкие упругие пенки kyBounder и беговые дорожки kyTrainer , на основе которых проектируются эргономичные стоячие рабочие места [4].

 

Рисунок 5. «Kybun» — развитие новых направлений в продукции

 

Старший сын Карла Мюллера — Карл-младший — занимается продвижением бренда Joya (с 2008 году выпускается оздоровительная обувь под девизом «Самая мягкая обувь в мире»). Этот бренд, как и «kybun» принципиально отличается от MBT. На первый взгляд, внешне нет большой разницы между ними. Однако если суть MBT заключается в идее имитации ходьбы по мягким поверхностям, то в Joya и «kybun» другой подход: мягкая вставка по всей поверхности подошвы способствует циркуляции воздуха внутри ботинка во время движения. Тандем Joya — «kybun» по словам Карла Мюллера, действует по принципу «увеличение прибыли путем деления рынка» [7], но, несмотря на схожесть их политики, в способах и технологии производства продукция этих марок сильно отличается друг от друга.

Процесс создания и разработки нового продукта — то, что в зарубежной практике получило устойчивое название New Product Development (NPD) — в 1990-е годы, период рождения MBT, осуществлялся в условиях насыщенности рынка, высочайшего уровня конкуренции, а также постоянных технологических нововведений, резких изменений потребительской культуры. Карл Мюллер стал одним из тех, кто на практике формировал дизайнерскую модель мышления («Design Thinking»). Этим новым понятием [2] все чаще характеризуют современную дизайнерскую деятельность в ситуации турбулентности и неопределенности, присущих современной глобальной экономике.

Дизайнерская модель мышления в большей степени связана сегодня не с конструкцией и внешним видом отдельной вещи, а с «новыми экологическими и философскими ценностями, видением эволюции цивилизации, а не просто стиля и модных тенденций» [1].

 

Список литературы:
1.    Аронов В.Р. Концепция современного дизайна. — 1990—2010. М., Артпроект, 2011. — С. 190—191.
2.    Храмкова Е.Л. Промышленный дизайн как стратегический инструмент бизнеса //Стратегический менеджмент. — Москва. — 2008 г. — № 4. URL адрес: http://old.innovationstudio.ru/cmt2/lib/file/Disign.pdf
3.    Iris Muhl. MBT — mogul Karl Müller. Der Mann mit dem Goldenen Schuh: сайт. — URL: http://www.jesus.ch/magazin/geld_und_geist/129482-der_mann_mit_dem_goldenen_schuh.html
4.    Karl Müller, entrepreneur and inventor behind kybun // Kybun AG advanced technologies for health and fitness: сайт. — URL: http://www.kybun.com/philosophy/kybun-inventor.html
5.    Karl Müller (Unternehmer) // MarjorieWiki: сайт. — URL: http://marjorie-wiki.de/wiki/Karl_Müller_(Unternehmer)
6.    Karl und Karl Müller. Vater und Sohn Konkurrenten im Schuhgeschäft // Anzeiger Das Ostschweizer Magazin: сайт. — URL: http://www.anzeiger.biz/index.php?article_id=37&id=13454
7.    KM Foundation — Für mehr Freude im Leben// KM Foundation: сайт. — URL: http://www.kmfoundation.net/
8.    Masai Barefoot Technology // Les nouvelles esthetiques. — 2011. — № 3. — P. 2—3
9.    MBT Wins 2011 Red Dot Award for Product Design Published // Footwear today: сайт. – URL: http://www.footweartoday.co.uk/news/archivestory.php/aid/1468/MBT_Wins_2011_Red_Dot_Award_for_Product_Design.html
10.     Swissness — 43 achievements in Swiss design history and 7 formative personalities . — Zurich, Niggli, 2011. — P. 113—114
11.     Von Francis Müller. MBT: Gesunde Füsse schützen // Bilanz Das Schweizer Wirtschaftmagazin: сайт. — URL: http://www.bilanz.ch/unternehmen/mbt-gesunde-fuesse-schuetzen-sich