Статья:

ОСВОЕНИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ И ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ АНГЛИЙСКОЙ РЕЧИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Конференция: X Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 4. Лингвистика

Выходные данные
Прадед Ю.И. ОСВОЕНИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ И ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ АНГЛИЙСКОЙ РЕЧИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. X междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(10). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/3(10).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 14 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСВОЕНИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ И ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ АНГЛИЙСКОЙ РЕЧИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Прадед Юлия Игоревна
студент Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации Южного Федерального университета, РФ, г. Ростов-на-Дону
Яценко Юлия Сергеевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доц. Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации Южного федерального университета, РФ, г. Ростов-на-Дону

 

С каждым годом Интернет все прочнее входит в нашу жизнь. Порой трудно провести день, не проверив электронную почту, не пролистав ленту в социальных сетях, не просмотрев новые видео. Тот факт, что электронные носители вытесняют бумажные, бесспорен. Молодое поколение быстро усваивает и учится использовать новомодные гаджеты.

А что касается изучения иностранных языков? В наше время больше нет необходимости пролистывать несколько словарей в поисках перевода слов и примеров их употребления, ведь достаточно открыть сайт с онлайн переводчиком или воспользоваться электронной программой-словарем [4]

Фонетические лаборатории также заменены компьютером/ планшетом/ iPhone/ iPod и наушниками. Безусловно, Интернет стал незаменимым средством в изучении иностранного языка. Электронные библиотеки, онлайн словари, тематические сайты, подкасты на иностранном языке, общение с носителями языка посредством Skype… Подобные сервисы хороши для среднего и продвинутого уровня владения языком. На начальном этапе хорошим подспорьем окажутся мультфильмы, электронные игры и интерактивные сайты на иностранном языке, предназначенные для детей.

Как будущий преподаватель английского языка, я не могу не задумываться о вопросе выбора информационно-коммуникационных средств в обучении иностранному языку на разных этапах обучения. Сегодня тяжело себе представить подростка-школьника, который бы увлекся иностранным языком за стопкой учебников, запоминал бы слова, прописывая их несколько раз в тетради. Поэтому, современный преподаватель иностранных языков вынужден искать новые пути, которые помогут не только избавиться от зубрежки, но и повысить степень усвоения учебного материала и актуализировать аспект самообучения и самообразования.

Но можно ли с помощью Интернет освоить именно фонетико-фонематическую сторону английской речи? На наш взгляд в современной школе, если это не специализированная гимназия, данному аспекту, фонетике изучаемого языка, уделяется ничтожно малое внимание. В то же время, бытует мнение, что ученик без помощи рядом сидящего преподавателя, который оценивает его артикуляцию и произношение, не может приобрести эталонный, «английский» акцент. В своем исследовании мы опровергаем этот довод, доказывая, что благодаря смешанному обучению (blended learning) и самообучению в сети Интернет c использованием Skype, Yahoo Messenger, аутентичных подкастов и т. п. повышается и уровень мотивации ученика, и степень усвоения произносительных и артикуляционных навыков, и уровень развития фонематического слуха.

«Фонетика и еще раз фонетика. Наука о произношении. Моя профессия и страсть... Ирландца или йоркширца легко узнать по акценту. Но я могу определить место рождения человека с точностью до шести миль, а в Лондоне — двух...» [2] Именно эта цитата профессора Хиггинса вспоминается при слове «фонетика». Действительно, зачастую можно услышать ошибочные доводы о том, что словарный запас — на первом месте, а произношение — позади грамматики. Но, если у изучающего иностранный язык есть цель — приблизиться к идеалу, эталону, носителю языка — то без освоения интонации и изучения фонетики эта цель недостижима!

Какие же факторы влияют на правильное английское произношение?

В первую очередь — это, конечно же, артикуляция: всевозможные мелочи в укладе органов речи (сужение губ, подвижность уздечки, приближение языка к небу и т. п.), формирующиеся с рождения, и на которые носители языка не обращают внимания. Тем же, кто хочет избавиться от акцента, приходится улавливать и копировать в деталях положение органов артикуляционного аппарата.

Какие же упражнения помогут улучшить артикуляцию и сформировать правильное произношение английских звуков? Правильно будет сказать, что существует единственный способ, а именно: наблюдение плюс копирование. Отмечая для себя положение языка и губ при произнесении отдельных слов, звуков, фраз носителей языка необходимо повторять эти движения перед зеркалом, записывать свои упражнения на диктофон или видео и сравнивать.

Далее — работа над интонацией, совокупностью ударения, тона и темпа речи, которая формирует половину акцента. Интонация важна потому, что имеет большое значение для содержания того или иного высказывания. Предложениям и грамматическим конструкциям интонация придаёт определённый смысл, модальное и эмоциональное значение. Одна и та же реплика, сказанная с использованием разных тонов, может восприниматься по-разному: как приказ или вежливая просьба, утверждение или вопрос.

Правильное владение речевой интонацией является признаком фонетической грамотности говорящего. Поэтому, изучающим иностранный язык следует уметь верно передавать мелодику речи и расставлять фразовое ударение.

Зачастую многие сталкиваются с проблемой: «Слова знаю. Текст перевести могу. А услышать слова в потоке речи не получатся. Просто поток звуков». Где подвох? Причина — неразвитый фонематический и фонетический слух, которые вместе составляют речевой слух. Речевой слух — это способность слышать и анализировать звуки в потоке речи. Развитый речевой слух способствует правильному и четкому произнесению звуков; позволяет владеть голосом (говорить громче или тише, ритмично, плавно, ускоряя или замедляя речь), пополнять словарный запас и усваивать грамматический строй языка. Речевой слух является важнейшим стимулом формирования нормированного произношения, без которого невозможно речевое общение.

Кроме речевого слуха выделяют неречевой слух — способность ориентироваться в неречевых звуках, т. е. в музыкальных тонах, шумах, звуках окружающего мира (живой и неживой природы). В свою очередь, речевой и неречевой слух представляют собой две самостоятельные формы работы слуховой системы [1].

Еще одно очень важное качество для изучающего иностранный язык — это слуховое внимание как сосредоточение сознания на звуковом потоке, без которого невозможно слушать и понимать речь.

Таким образом, освоение интонации и артикуляции иностранного языка предполагает, прежде всего, развитие речевого слуха и слухового внимания, и лишь потом, формирование произносительных навыков. Отсюда, изучающему иностранный язык необходимо приложить определенные физические усилия, необходимо как можно больше слушать и слышать аутентичную иностранную речь и повторять, а именно, в точности копировать говорящего, имитируя все нюансы его речи: звуки, высоту тона, тембр, диапазон речи, последовательность тонов и т. д.

Итак, какие же инфокоммуникационные технологии, Интернет-сервисы и ресурсы призваны помочь в овладении английским акцентом и своеобразной интонацией?

Например, программа Phonetics: The sounds of American English на сайте http://www.uiowa.edu/~acadtech/phonetics/english/frameset.html, которая помимо теоретического описания звуков, предлагает визуализацию анимированной головы человека в разрезе, демонстрирующую движения органов речи при произнесении отдельных звуков или даже слов.

В отличие от фотографии, которая существовала на первой стадии развития исследования артикуляции, программа наглядно показывает, где образуется тот или иной звук, выделяя органы речи, задействованные в его воспроизведении. Параллельно диктор произносит изучаемый звук. Все звуки сгруппированы по тем или иным признакам (гласные / согласные, дифтонги / монофтонги, назальные, фрикативные, звонкие, глухие и т. д.).

Многие фонетисты определяют важную роль наглядности, а именно, схематического изображения артикуляционного аппарата человека и наблюдение за лицом говорящего, для облегчения и ускорения овладения звуковым рядом изучаемого языка.

Следующий ресурс (http://www.shiporsheep.com/) основан на тренировке пар похожих звуков; различении слов, близких по звуковому составу; дифференциации слогов и фонем. Едва заметное изменение в произношении и значение слова меняется. Так, например, нередки случаи подмены долгих гласных звуков краткими и звонких согласных глухими у изучающих английский язык. Конечно, «sheep/ship» — это самый известный пример данного явления. На сайте, на каждую подобную пару дается тренировочное упражнение в виде скороговорки. Картинки, сопровождающие слова кажутся детскими, но визуальное сопровождение является важной частью запоминания. Помимо этого, можно прослушать тексты с разными вариантами английского (американского, канадского, австралийского). Большое внимание уделено интонации и ударению.

Прекрасным средством формирования артикуляционных навыков и «шлифовки» произношения являются скороговорки на изучаемом языке, в частности таковые на английском языке мы находим на сайте http://www.download-esl.com/tonguetwisters/easy/easytongue.html. Материалы данного сайта можно регулярно использовать на уроке в классе, на этапе «фонетическая зарядка».

Видео уроки по фонетике английского языка (произношению звуков и интонации), записанные носителями языка, находим на сайтах:

http://english-grammar.biz/english/video-lessons/pronunciation

http://www.youtube.com/user/CambridgeUPELT/search?query=pronunciation

Кроме того, максимально оптимизировать процесс овладения произношением и интонацией изучаемого языка позволит аудитивный материал аутентичных подкастов, радиостанций и виртуальных фонетических лабораторий, который анализирует Яценко Ю.С. в своей статье [3]. Вот лишь некоторые сайты из этого списка:

  1. BBC Radio http://www.bbc.co.uk/radio/
  2. Randall’s ESL cyber listening lab (audio with exercises) http://www.esl-lab.com/
  3. ESL/EFL podcast for intermediate to advanced students http://www.china232.com/
  4. BBC Learning English (authentic conversations) http://www.bbc.co.uk/worldservice/learningenglish/index.shtml
  5. English radio stations for ESL students http://www.zozanga.com/internetstuff/englishradiostations.htm
  6. English TV stations for ESL students http://www.zozanga.com/internetstuff/englishtvchannels.htm

<...>

Уровень развития технологий на современном этапе позволяет скачивать из Интернета видео-/аудио- файлы практически в любое мобильное устройство, iPad, iPhone, iPod, что не привязывает человека к персональному компьютеру, а значит, позволяет овладевать иностранными языками всегда и везде, даже будучи в пути в общественном транспорте.

Итак, работа по формированию и совершенствованию произносительных и ритмико-интонационных навыков должна проводиться на всех этапах обучения иностранному языку.

При обучении иноязычной речи больше внимания следует уделять формированию правильного произношения и усвоению интонационных конструкций.

Безусловно, изучение фонетико-фонематической и интонационной стороны иностранного языка представляет собой долгий и сложный путь, но даже в эту рутинную и монотонную работу можно привнести разнообразие за счет использования Интернет- технологий/ средств / ресурсов, тем самым повысив свою мотивацию к изучению и, как следствие, свой прогресс.

Овладевайте просторами Интернета, изучая иностранный язык с легкостью!

 

Список литературы:

  1. Гуцан А.Я. Развитие фонематических процессов // Логопедический портал: научн. пед. интернет-журнал 03.12.11. URL: http://logoportal.ru/razvitie-fonematicheskih-protsessov/.html (дата обращения 24.02.14).
  2. Шоу Дж. Б. Избранные произведения. Пигмалион.: пер. с англ. П. Мелкова, Н. Рахманова// М.: Изд-во — Панорама, 1993. — 496 с.
  3. Яценко Ю.С. Информационно-коммуникационные технологии в обучении практической фонетике английского языка студентов лингвистических факультетов // Материалы международной научно-практической конференции «Коммуникативная парадигма в гуманитарных науках». — Ростов н / Д: Изд-во РИНЯЗ, 2010.
  4. Яценко Ю.С. Электронный словарь как источник пополнения лексического запаса у изучающих английский язык// Актуальные проблемы современной науки. Научная сессия «ХV Невские чтения»: материалы научных конференций. — СПб.: Изд-во Невского ин-та языка и культуры, № 1(5), 2013.