ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ, РОЖДЕННЫХ ПУТЕМ КЕСАРЕВА СЕЧЕНИЯ
Конференция: X Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: 6. Педагогика
X Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ, РОЖДЕННЫХ ПУТЕМ КЕСАРЕВА СЕЧЕНИЯ
Каждый ребенок неповторим — это всем известная педагогическая аксиома. Сангвиники и меланхолики, «шустрики» и «мямлики». Можно с уверенностью сказать, что любой педагог знает, какие особенности отличают этих детей, как с ними следует строить отношения и что необходимо делать, чтобы раскрыть их способности с наилучшей стороны. Но, как правило, рядом с ними есть другие дети — дети, чья проблема еще не изучена до конца, а иногда просто не видится. А ведь они многим отличаются от других и основное их отличие — это то, что они родились верхним путем, путем кесарева сечения.
Во всем мире ежегодно растет доля кесаревых сечений в общем количестве родов. Первыми в ней идут страны — «лидеры»: Корея, Китай, Иран. В России же количество детей, появляющихся на свет при помощи хирурга, не превышает 15 %. В Иркутской области каждой третьей беременной женщине от общего количества рожавших делают кесарево сечение.
Первое упоминание об успешной операции относится к концу XV в. Удивительно то, что сделал её не виртуозный хирург или исследователь, а отчаявшийся муж — скотник Нурефе, живший в швейцарском кантоне Тургау. Он произвёл кесарево сечение, чтобы спасти жену и оказалось удачно: живы остались и ребенок, и мать.
Кесаревым сечением (лат. caesarea «королевский» и sectio «разрез») называется операция, в ходе которой производится разрез брюшной стенки и стенки матки, и через него извлекается плод. А естественные роды проходят в три этапа: схватки, прохождение по родовым путям и рождение. По теории чешско-американского психолога Станислава Грофа на каждом из этих этапов у ребенка закладываются определенные личностные качества.
На первом этапе (схватки) формируются предпосылки умения ждать, терпеть боль, приспосабливаться к сложившейся ситуации и верить в себя и в свои силы. У детей, которые не проходили через схватки, могут быть сформированы качества, которые будут в дальнейшем мешать во взрослой жизни:
- они боятся перемен. В любой ситуации отмечают только недостатки и всегда волнуются:
- они зачастую накручивают и без того трудные ситуации. Фантазируют, прогнозируют много самых страшных версий, что может произойти, и постепенно начинают верить в то, что они невнимательные и не умеют сконцентрироваться, особенно в непредвиденных ситуациях;
- ребёнок не всегда может сам планировать элементарные дела и придерживаться намеченного плана. Ему необходимо чтобы его контролировали. Он на подсознательном уровне пытается переложить ответственность за возможную неудачу на других
- они эмоционально вспыльчивы, быстро обижаются и долго отходят. Такие дети не всегда признают свои ошибки и с трудом просят прощения
При прохождении по родовым путям (2 этап) ребёнок переживает «состояние вулканического экстаза», когда ему и больно и страшно, но эти страдания обязательно заканчиваются, и потом всё оказывается ещё лучше, чем было раньше. И в этот момент у него закладываются следующие качества:
- тип сексуального темперамента.
- умение владеть собой в стрессовых ситуациях;
- умение бороться и преодолевать трудности;
- целеустремлённость и способность доводить задуманное до конца.
Ребёнок появляется на свет (3 этап). Полученное во время родов первое впечатление сохраняется на всю жизнь. При кесаревом сечении женщина, как правило, находится без сознания. А новорождённому же необходимо убедиться, что «новая жизнь» будет не хуже «прежней». И для этого ему необходимо почувствовать тепло прикосновений ласковых материнских рук, груди, услышать её родной голос. Но ведь после операции младенца обычно сразу уносят от матери! Поэтому у детей, которые сразу после родов не почувствовали материнское тепло и защиту, зачастую складываются напряжённые отношения с родителями. Обычно к отцу они об испытывают более тёплые чувства, чем к матери. Так как отсутствие матери сразу после появления на свет они воспринимают как предательство. В связи с этим у малыша закладывается установка на «завоевание любви». И очень часто в дальнейшем она переходит в желание властвовать над другими. Человеку хочется подчинить себе мир, «который его так плохо встретил», но каких бы результатов человек не достиг, он, как правило, не доволен.
А мамочки, перенесшие операцию, зачастую впадают в послеродовую депрессию и хуже осваиваются с родительскими функциями. Вот как это объясняет психолог Марина Морозова, руководитель центра «Второе рождение»: «В Швейцарии провели эксперимент — обезболили роды оленухе. Она родила здорового оленёнка, после чего встала и ушла, не став его облизывать. Учёные решили повторить опыт и обезболили роды ещё двадцати самкам: все они покинули новорождённых оленят. Оказывается, подавляя родовую боль, исследователи уничтожили чувство, поддерживавшее материнский инстинкт, и естественный ход событий нарушился. То же самое происходит с женщиной. Как часто после обезболивания или оперативного родовспоможения она долгое время не чувствует себя матерью! Начинается депрессия, не хочется подходить к ребёнку, раздражает младенческий плач. Объяснение простое — мать и дитя существуют как одно целое, единая система. Они соединены не только пуповиной, но и бондингом — психологической связью на подсознательном уровне. Наркоз выключает её, а однажды нарушенную, эту связь нелегко восстановить»
В ходе нашего исследования мы провели опрос педагогов, медицинских работников детских садов Братска с целью определить, а знают ли они о том, что есть ли у них в группе дети, рожденные путем кесарева сечения, и если есть, то, осуществляется ли к ним индивидуальный подход в силу их психолого-физиологических особенностей. Среди опрошенных нами воспитателей, к сожалению, не оказалось тех, кто знал бы о наличии в их возрастных группах таких детей, аргументируя это тем, что слишком интимная и недоступная тема для обсуждения ее с родителями. А самое главное, что дети отличаются чем-то от других детей, порой, не знают даже сами родители, которые считают, что операция кесарева сечения это всего лишь легкая и менее болезненная альтернатива болезненным родам. А вместе с тем, если принимать во внимание предположения ученых-психоаналитиков, допускающих наличие явных различий между рожденными кесаревым сечением и естественным путем, то в ближайшем времени общество ожидают серьезные изменения социально-психологического характера.
Какие же особенности ухода за кесарятами и нужен ли им индивидуальный подход? Да, некоторые младенцы длительное время нуждаются в пеленании, с ними рекомендуется позднее начинать гулять, необходимо адаптационное купание, длительное грудное вскармливание. Большинство психологических трудностей кесарят можно успешно преодолеть или хотя бы частично с помощью взрослых скорректировать. Развить качества, которые малыш может не получить, миновав основные этапы родового пути, успешно помогают ролевые игры, в которых взрослые, родители играют роли сильных, а малыш — слабых и беззащитных героев. Ребенку необходимо научиться мобилизоваться в сложных ситуациях и решить самостоятельно возникшую проблему. Также желательно играть в «дочки-матери», когда родители становятся маленькими детьми, а ребёнок, наоборот, папой (или мамой). «Дети» будут баловаться и спорить, а «взрослый» думать, кто прав, кто виноват. И когда в процессе игры малыш научится сосредотачиваться, определять верные решения и побеждать, то он поверит в собственные возможности и в реальной жизни. Из огромного разнообразия развивающих игр следует обратить внимание на конструкторы, с их помощью из одних и тех же деталей можно построить различные сооружения. Необходимо искренне хвалить ребёнка, говорить какой он способный, воспитанный, красивый, и как его любят. Следует повторять слова любви постоянно, а не только после того, как малыш совершил хороший поступок. Даже ругать ребенка желательно очень корректно, чтобы не подорвать веру в родительскую любовь: «Я тебя очень люблю, но ты ведёшь себя плохо». Малышу необходимо чувствовать, что его любят родители просто так, за то, что он есть. При этом очень важно не давать ребенку манипулировать родителями и их любовью. Ведь командуя взрослыми, малыш перестает чувствовать в них опору. А на кого нельзя опереться, тот навряд ли сможет защитить. И от этого страхи ребенка только увеличиваются.
Данное исследование, скорее, ставит вопросы, чем дает ответы. Необходимо привлечь внимание к факту особенностей рождения ребенка. Сохранение и укрепление психофизического здоровья детей — первостепенная задача семьи, современного детского сада и школы. Но вместе с тем, ни один из многочисленных социальных и биологических факторов, от которых оно зависит, взрослые не должны упускать из виду.
Список литературы:
- Карабанова О.А. Игротерапия в коррекции психического развития ребенка. — М: Феникс, 2003. — 192 с.
- Оден М. Кесарево сечение: безопасный выход или угроза будущему?. — 2-ое изд. — М.: Просвещение, 2000. — 342 с.
- Последствия кесарева сечения для ребенка и мамы. 2010 — [Электроный ресурс]. — Режим доступа — URL: http://malutka.net/posledstviya- kesareva-secheniya-dlya rebenka.