ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ СРЕДСТВАМИ КОЛЛЕКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Конференция: X Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: 6. Педагогика
X Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ СРЕДСТВАМИ КОЛЛЕКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Актуальность темы нашей публикации определяется тем, что в условиях интенсивного преобразования общества, в том числе и сферы дополнительного образования, сферы досуга и оздоровления, все большую значимость и актуальность приобретает потребность в формировании здоровых людей, которые могли бы успешно развиваться, адаптироваться в межличностном взаимодействии как в условиях постоянного, так и временного коллектива.
В системе общечеловеческих жизненных ценностей здоровью, являющемуся очень важным достоянием, принадлежит центральное место. С точки зрения истории педагогики и образования, в работах целого ряда ученых: В.М. Бехтерева, П.П. Блонского, Я.А. Коменского, П.Ф. Лесгафта, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского и других уделяется большое внимание вопросам сохранения и укрепления здоровья ребёнка. Подчеркивается необходимость создания условий для воспитания у детей активности и выносливости, формирования здорового образа жизни. Мы убеждены в том, что основы здорового образа жизни человека, ценностное отношение к здоровью необходимо закладывать в детстве, ведь именно дети особенно восприимчивы к воспитательным воздействиям. Воспитательные воздействия, продуктивное взаимодействие необходимо осуществлять систематически, целенаправленно, интересно и, как нам кажется, лучше всего в процессе коллективной творческой деятельности. Это связано с интенсивным социальным развитием психики и её основных подструктур: изменением образа жизни детей, новыми интересами и обязанностями, потребностями в приобретении новых знаний, умений и навыков, в том числе и по здоровьесбережению (Л.И. Божович, В.В. Давыдов, А.А. Люблинская, Д.Б. Эльконин и др.).
Анализ научной и методической литературы показал, что актуальность проблемы сохранения и укрепления здоровья с каждым годом приобретает все большее значение. По мнению таких ученых как М.М. Безруких, П.Л. Дрибинский, В.В. Колбанов, Д.В. Колесов, Я.В. Соколов, состояние здоровья детей продолжает ухудшаться из года в год.
В работах исследователей Ю.Ф. Змановского, Ю.В. Науменко, В.П. Празникова, С.В. Хухлаевой описаны возможные пути совершенствования педагогического процесса в целях сохранения и укрепления здоровья детей и подростков. В настоящее время разработаны здоровьесберегающие и здоровьеразвивающие технологии для воспитательной работы, в том числе и с временным детским коллективом. Их описание мы встречаем в публикациях Г.К. Зайцева, В.П. Бедерхановой, С.А. Шмакова, Ю.Н. Тарана, В.В. Таланова и других. Анализ условий и приемов формирования здорового образа жизни у детей проводится в работах Т.П. Васильевой, И.А. Дидука, Н.К. Ивановой и других.
Однако проблема формирования ценностного отношения к здоровью у детей средствами коллективной творческой деятельности в самых естественных условиях, в условиях детского оздоровительно-образовательного учреждения (далее ДООУ) требует серьёзного изучения на современном этапе.
Во все времена у всех народов мира непреходящей ценностью человека и общества являлось и является здоровье. Еще в древности оно понималось врачами и философами как главное условие свободной деятельности человека, его совершенства [1, с. 29].
В понимании И.С. Кона, ценность есть нравственное значение, достоинство личности (группы лиц, коллектива) и его поступков или нравственные характеристики общественных институтов. Н.Д. Никандров подчеркивает, что воспитание детей должно опираться на систему общепризнанных ценностей. Именно в этом случае будет успешным процесс дальнейшей социализации воспитанников. Ценности, в этом случае, есть основа целей воспитания. В рамках нашего исследования важно положение Е.В. Бондаревской о воспитательных ценностях, как о социально значимых понятиях, в усвоении которых первостепенную роль играют процессы межличностной коммуникации и интеракции между старшими и младшими. Такое понимание воспитательных ценностей способствует активному привлечения к процессу формирования ценностного отношения к здоровью и практикующих педагогов, и начинающих вожатых, аниматоров, и родителей.
Г.М. Коджаспирова определяет ценности как значимые для личности, социальной общности или общества в целом материальные объекты, духовная деятельность человека, а так же ее результаты; принимаемые, одобряемые и разделяемые большинством людей, взгляды и представления о различных понятиях и предметах, об объектах и явлениях окружающего мира [3, с. 163].
На основе изученной литературы, мы можем охарактеризовать ценности как материальные объекты или понятия, важность и необходимость которых понимается должным образом отдельными людьми и обществом в целом и характеризуется желанием сохранить их, и, по возможности, приумножить. Значимость предметов, вещей, явлений, той или иной ценности определяется отношением человека, группы людей или всего общества к этим объектам и явлениям окружающего мира.
Очень важное для нас понятие — ценностные ориентации. Мы согласны с позицией А.В. Кирьяковой в том, что ценностные ориентации — это основной структурный компонент личности, включающий в себя ее различные психологические характеристики. По мнению автора, ценностные ориентации во многом определяют поведение человека в социуме. Значит, отношение к здоровью как к ценности, ориентация на его сохранение будут зависеть от результативности, успеха «здоровьеформирующих» мероприятий, которые будут проводить вожатые в ДООУ.
Понятие «здоровье» не имеет единого четкого определения. Разные ученые в разные времена предлагали свое понимание термина «здоровье». Проанализировав разные толкования этого термина, мы можем сделать вывод: здоровье как ценность определяет возможности, способности, интересы человека.
Здоровье — одна из важных характеристик человека, определяющая его жизнеспособность.
Под здоровьем человека следует понимать совокупность трех составляющих: физического, психического и социального здоровья [2, с. 4].
Мы согласны с определением, которое дает в своем Тезаурусе педагогики детского лагеря, С.И. Панченко «здоровье — совокупность физического, интеллектуального, психологического, социального и экономического благополучия индивида… создание условий для физического, интеллектуального, психологического и социального благополучия подростка в период смены является одной из ведущих целей деятельности вожатого и коллектива детского лагеря» [4, с. 323]. А значит, здоровье ребенка, формирование ценностного отношения к нему у детей в условиях ДООУ, на наш взгляд, очень важная задача, которую в период смены в ДООУ решают вожатые, воспитатели, физруки и весь педагогический коллектив.
ДООУ — это обобщенный термин, характеризующий детский лагерь любого типа. Наиболее популярны и чаще всего встречаются в нашем Липецком регионе загородные оздоровительные лагеря. Задачи и формы работы в них связаны с оздоровлением ребенка, включая мероприятия, при организации и проведении которых часто используются здоровьеразвивающие и здоровьесберегающие технологии: закаливание, купание, спортивные игры, прогулки и походы, коллективная творческая деятельность спортивной и валеологической направленности. Для нас же это Санаторно-оздоровительный комплекс «Прометей» (начальник А.Н. Душкин, зам. начальника по УВР В.В. Таланов) Некоммерческого партнёрства «Новолипецкий медицинский центр» (директор С.В. Гольдин), тот, в котором мы работали в период лета 2013 года.
Система деятельности Санаторно-оздоровительного комплекса «Прометей» (далее СОК «Прометей») уникальна благодаря педагогическому потенциалу лагеря. Она направлена на реализацию определенной программы смены, которая и придает ей уникальный характер. Это позволяет на основе системного подхода выделить основные элементы образовательной (в контексте дополнительного образования) и оздоровительной деятельности лагеря. Одним из важных элементов как образовательной, так и оздоровительной деятельности СОК «Прометей», выступает коллективная творческая деятельность.
Коллективная творческая деятельность (далее КТд) в формировании ценностного отношения к здоровью в условиях ДООУ есть особая организация совместной деятельности вожатых, воспитанников, при которой все члены отряда участвуют в поиске, организации, планировании, реализации целей, анализе и рефлексии знаний о здоровье как ценности в окружающем мире.
В ней ценностное отношение к здоровью является определенной ступенью освоения окружающего мира, ведущей к формированию здорового образа жизни, понятий о здоровье как ценности и валеологической эрудиции воспитанников.
Воспитательно-образовательная среда ДООУ выступает как система факторов, целенаправленно формирующих у ребенка ценностное отношение к здоровью и духовно-нравственные начала: чувство прекрасного, образное видение мира, ощущение сопричастности к всеобщей гармонии окружающего мира, приверженность идеалам добра, справедливости, гуманизма, человеческого взаимопонимания и взаимопомощи.
В нашем исследовании мы рассматриваем коллективную творческую деятельность воспитанников как важнейшее средство формирования ценностного отношения к здоровью.
В процессе работы с временным детским коллективом на базе СОК «Прометей», мы разработали и реализовали, с целью формирования ценностного отношения к здоровью у воспитанников, Проект занятий для тех, кто хочет быть здоровым «Радуга здоровья «ЗДОРОВО!». Семь цветов у радуги, семь занятий мы предложили своим воспитанникам. Каждое занятие представляло собой коллективное творческое дело (далее КТД) валеологической направленности. В первую неделю смены таких КТД было три «Законы и традиции «Прометея»»; «Мое здоровье, будем знакомы!»; «Привычки и здоровье». Во вторую неделю были проведены КТД «Веселые старты»; «Физкультура и спорт: общее и разное». На третьей неделе были проведены КТД «Приятного аппетита!» и «Все, что здорово, для нас — ЗДОРОВО!».
Технология КТд, которой мы пользовались, была разработана нашим научным руководителем и включала элементы алгоритма организации коллективной творческой деятельности (И.П. Иванова) и структуры внеклассного воспитательного мероприятия (В.И. Журавлёва). Технология включает этапы-ступени: эмоциональный настрой на КТД, который мы создавали при помощи музыки, вступительной беседы валеологической тематики, сказки, игры, влияющих на эмоциональный фон коллективной творческой деятельности воспитанников; разбивка коллектива на микрогруппы по временам года, творческим объединениям тезок, цветным жетонам, по желанию, по интересам, пазлам к сюжетной картинке и т. п.; работа микрогрупп по подготовке творческих заданий разных уровней сложности; проверка готовности в микрогруппах; проведение дела; коллективный анализ и определение перспектив; последействие.
В ходе проведенной работы, мы убедились, что КТд — эффективное средство решения многих воспитательных задач, в том числе и формирования у воспитанников ценностного отношения к здоровью. Детей и вожатых радуют коллективные занятия, их совместная деятельность по созданию общего творческого продукта. В анкетах наши респонденты отмечали, что им очень нравится общий результат, который получается в коллективном творческом деле, потому, что он (результат) всегда интереснее по содержанию, вызывает яркие эмоции (восторг, счастье, удивление), чем творческое задание, которое приходится выполнять одному.
Таким образом, мы убедились, что формирование ценностного отношения к здоровью средствами коллективной творческой деятельности в условиях детского оздоровительно-образовательного учреждения вполне возможно. Такая работа интересна нам, взрослым и не оставляет равнодушными наших воспитанников. Результат такой коллективной творческой деятельности лучше запоминается, а закрепленный в сознании ребенка, конечно, ведет к ценностному отношению к своему здоровью.
Список литературы:
- Дрибинский П. Воспитание ценностного отношения к здоровью // Воспитание школьников. — 2008. — № 8. — С. 28—33.
- Использование здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих технологий в учебно-воспитательном процессе вуза: монография / И.Г. Алмазова, В.Ю. Бабайцева, В.В. Горбенко, В.Ф. Горбенко, И.В. Кондакова. — Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2007. — 91 с.
- Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 176 с.
- Панченко С.И. День за днем в жизни вожатого. В помощь всем, кто работает или будет работать с подростками в детском лагере / С.И. Панченко. — СПб.: Издательский дом «Петрополис», 2011. — 360 с.