Статья:

ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Конференция: X Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 7. Психология

Выходные данные
Воложанинова Т.О. ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. X междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(10). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/3(10).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 3 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Воложанинова Татьяна Олеговна
студент 4 курса, психолого-педагогический факультет ЗабГУ, РФ, г. Чита
Сёмина Марина Викторовна
научный руководитель, канд. пед. наук, доц. кафедры психологии образования ЗабГУ, РФ, г. Чита

 

Семейное воспитание в современных условиях остается действенным механизмом социализации детей. Как социальный институт семья осуществляет воспроизводство членов общества и их первичную социализацию. Семья образует первичную окружающую среду для ребенка. Именно семья формирует у ребенка представления о обществах, социальных связях и с момента рождения включает его в них. Она приобщает ребенка к основным общечеловеческим ценностям, моральным и культурным стандартам поведения. Ребенок усваивает систему ценностей, благодаря общению с родителями в первые семь лет его жизни, учатся дети социально одобряемому поведению, приспособлению к окружающим, построению дружеских взаимоотношений, проявлению эмоций и чувств. Семья определяет возможности и ограничения личных отношений ребенка с другими людьми. Удовлетворяя потребности растущего человека, семья, в то же время, регламентирует его поведение в соответствии с требованиями общества, выступая важнейшим посредником в системе «личность — общество». Способность членов семьи принимать ребенка с его уникальными характеристиками, определенным образом влияет на его представление о самом себе [7, с. 68].

С опорой на исследования сотрудников НИИ семьи и воспитания Н.П. Ивановой, И.А. Бобылевой, О.В. Заводилкиной и др. [3], сформулируем функции социализации личности в семье, влияющие, с нашей точки зрения, как на общее развитие личности ребенка, так и на становление его субъектной позиции члена семьи, представителя этноса, гражданина многонациональной страны. Развивая мысль авторов, утверждаем, что семья, выступая в качестве среды развития ребенка младшего школьного возраста, должна быть предсказуемой и безопасной, несущей эмоционально-поддерживающую атмосферу гармоничного взаимодействия с растущим человеком. Е.П. Белинская, У. Бронфенбреннер и др. считают это качество семейной среды особо значимым с точки зрения его регулярности и долговременности действия. Далее, семья выступает мощным агентом социализации, передавая детям социальный опыт общения и поведения в обществе конкретной культуры (исторической и национальной). Так усваиваются категории «можно» и «нельзя», формируется «собственная система жизненных координат» (Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая), позволяющая успешно адаптироваться в разновекторном влиянии внешней относительно семьи социальной среды. В процессе социального научения его субъектами являются, с одной стороны, родители и другие родственники младшего школьника, как правило, обладающие авторитетом и эмоциональной привлекательностью. С другой стороны, — растущий человек, который с поддержкой педагогов начальной школы переходит от пассивного усвоения образцов поведения к критическому восприятию социальной действительности и способности самостоятельно конструировать эмоционально–значимые отношения. В процессе семейной социализации ребенок усваивает сначала наименьшие способы действия, «крайние» смыслы конкретных поступков и их следствий, затем абстрагируется до обобщенных нравственно–этических категорий общения и поведения. В усвоении социального опыта естественен переход ребенка по мере взросления от роли «пассивного получателя» к роли конструирующего мир и себя. Естественным обстоятельством является то, что доминирующая позиция семьи как фактора социализации на последующих этапах онтогенеза (переход к подростковому и юношескому возрасту) начинает ослабевать и замещаться другими институтами социализации. Для нас важно, что первичная социализация, осуществляемая в семье, является своеобразной матрицей для любой вторичной социализации, определяя ее качество [5, с. 33].

Развивающий эффект воздействия семьи на личность обеспечивается выполнением семьей специфических социализирующих функций. В семье происходит полноценное физическое и эмоциональное развитие ребенка, формируется его гендерная принадлежность. Семья во многом определяет умственное развитие ребенка. Это влияние происходит через формирование активного интеллектуального потенциала личности, зарождение стремления к продолжению образования, развитие познавательных интересов к функционированию семьи и способности к самообразованию себя как участника социальных отношений. Семья имеет важное значение в овладении человеком общественными нормами, особенно в развитии навыков ролевого поведения. Предпосылки способности к установлению с другими людьми тесных и долгосрочных эмоционально–нравственных отношений закладываются именно в родительской семье. В семье формируются фундаментальные ценностные ориентации личности, определяющие в дальнейшем жизненный стиль личности, сферу и уровень социальных притязаний, перспективы и способы их реализации. От качества взаимодействия членов семьи зависит характер жизненного опыта детей [4, с. 84].

Семья является открытой, постоянно развивающейся системой, имеющей адаптивные возможности. Если рассматривать семью как один из социальных институтов общества, то каждая из них специализируется на решении определенных проблем. Особую роль в этих процессах играет поиск личностью этнической идентичности. Для человека этническая идентичность означает осознание своей принадлежности к определенной этнической общности. С ее помощью человек объединяется с идеалами и стандартами своего этноса и воспринимает другие народы как похожих и непохожих на свой этнос. В итоге выявляется и осознается уникальность и неповторимость своего этноса, его культуры.

Таким образом, этническая идентичность — это осознание, восприятие, эмоциональное оценивание, переживание своей принадлежности к этнической общности. Если углубиться в смысл этого понятия, то мы можем сказать о том, что термин переживание лучше отражает смысл этого понятия, происходит переживание своего сходства с этническими общностями и отдаленными от них этническими группами, отношениями «Я» и этнической среды, и самоопределение в социальном пространстве многих других этносах [8, с. 34].

Современная среда, в которой развивается ребенок, является часто многонациональной, она может создавать возможности для развития многообразных контактов с иными культурами, знакомит их с особенностями других национальных групп, что в свою очередь требует понимания этнопсихологических сходств и различий, которые закрепляются в стереотипах и этнокультурных представлениях. Современные дети, с одной стороны, окружены большим количеством доступной и противоречивой информацией об представителях других этнических групп. С другой стороны, если говорить о недостаточности или отсутствии знаний о мультикультурной среде, нормах поведения, привычках и традициях в современном обществе, то это требует осмысления у детей и подростков представлений об особенностях разных этносов, сходств и различий между ними. В современном мире, педагогические системы, которые содержат в себе программы приобщения ребенка к фольклору, к этнической культуре, способствует формированию эмоционального отношения к своей этнической группе. Но есть и недостаток этой системы, в них не отражена необходимая совокупность этнодифференцирующих признаков, становящихся доступными ребенку по мере его развития [6, с. 85].

В регионах совместного проживания представителей разных этносов ребенок очень рано усваивает стиль межэтнических отношений; у него формируется глубинная эмоциональная позиция по отношению к своему и другому этносу, проживающему в едином геоисторическом пространстве [4, с. 141]. Первоначально этническая информированность основывается на ясных показателях — внешности, языке, элементах материальной культуры (одежде, еде), обычаях. Постепенно повышается способность ребенка воспринимать, описывать, трактовать этнические признаки. Он включает их в комплекс новые элементы, связанные с общностью предков, сходством исторической судьбы, близостью религии.

В младшем школьном возрасте происходит свойственная этому периоду перестройка отношений ребенка с людьми. Закладывается основная культура личности, ее важной составляющей является любовь к Родине, к своему народу. Познание этнической культурой в начальной школе помогает развитию у детей чувств национальной гордости и национального достоинства, патриотизма, что ведет к формированию этнической идентичности младших школьников. Дети младшего школьного возраста должны знать родной язык, иметь представления о национальной кухне и организации домашнего быта, знать произведения устного народного творчества, народные традиции, обычаи, обряды и праздники [7, с. 83].

В младшем школьном возрасте воспитание в семье должно быть направлено на формирование культуры чувств. Это воспитание благоговения (глубочайшего почтения, уважения) к родителям, старшим людям. Это чувство близко к состоянию страха обидеть, огорчить родных и близких, оно является источником без оценочного отношения к представителям других национальностей, чувств понимания и выражать сострадание к другому [1, с. 78; 2, с. 24].

 

Список литературы:

  1. Возрастная психология: учеб.пособие для студ. высш. учебн. заведений / под ред. В.Е. Клочко. — Москва: Владос — Пресс им. А.С. Грибоедова, 2003. — 264 с.: ил.
  2. Зверева О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание / О.Л. Зверева, А.Н. Ганичева. Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — Москва: Академия, 2002. — 160 с.
  3. Иванова Н.П., Бобылева И.А., Заводилкина О.В. Социализация детей в семье в современных условиях // Семья в России. — 2007. — № 3. — С. 67—72.
  4. Лебедев П.А. Семейное воспитание: Хрестоматия: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / П.А. Лебедев. — Москва: Академия, 2001. — 408 с.
  5. Основы семейного воспитания: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / под ред. В.П. Сергеевой. — Москва: Академия, 2010. — 192 с.
  6. Сёмина М.В. Семья с позиций системно-синергетического подхода //Вестник БГУ, Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2011. — № 6. — С. 30—36.
  7. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: учеб.для вузов / Т.Г. Стефаненко. — Москва: Академический проект, 2006. — 208 с.
  8. Хотинец В.Ю. Психологические и культурные факторы этнического поведения // Психологический журнал. — 2006. — № 3. — т. 26. — С. 33—44.