Статья:

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ СРЕДИ ЛИЦ, БОЛЬНЫХ НАРКОМАНИЕЙ

Конференция: X Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 10. Юриспруденция

Выходные данные
Норбекова Ю.С. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ СРЕДИ ЛИЦ, БОЛЬНЫХ НАРКОМАНИЕЙ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. X междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(10). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/3(10).pdf (дата обращения: 27.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 9 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ СРЕДИ ЛИЦ, БОЛЬНЫХ НАРКОМАНИЕЙ

Норбекова Юлия Сайфуллаевна
студент Института сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ДГТУ, РФ, г. Шахты
Куликова Анна Анатольевна
научный руководитель, старший преподаватель Института сфера обслуживания и предпринимательства (филиал) ДГТУ, РФ, г. Шахты

 

Актуальность данной темы обуславливается тем, что современная ситуация по употреблению наркотиков в Российской Федерации характеризуется расширением масштабов незаконного распространения немедицинского потребления наркотиков. Показатели, характеризующие преступность в целом и наркопреступность в частности, свидетельствуют, что в ее структуре значительное место занимают преступления, совершаемые лицами, больными наркоманией. Более того, отмечается их значительный рост. В 2012 г. 25 772 преступлений было совершено в состоянии наркотического опьянения, прирост к 2011 г. составил 36,4 %. За последние 20 лет в России количество состоящих на учете наркозависимых, вовлеченных в наркопотребление, выросло почти в 10 раз. Остается неутешительным и прогноз наркоситуации. Безусловно, это представляет серьезную угрозу здоровью нации, экономике страны, правопорядку и безопасности государства. Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537, одним из источников угроз национальной безопасности признано распространение наркомании. Это обусловило необходимость разработки и принятия: Концепции государственной антинаркотической политики Российской Федерации, которая была утверждена на заседании Государственного антинаркотического комитета 16 ноября 2009 г.; Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. № 690. В плане реализации указанных директивных документов, определяющих политику в данной сфере на ближайшую перспективу, в последние годы были предприняты определенные меры, направленные на предупреждение преступлений, совершаемых лицами, больными наркоманией. Совершенно новым для отечественного законодательства стало введение в уголовное и уголовно-исполнительное законодательство нормы, предусматривающей отсрочку отбывания наказания больным наркоманией (ст. 821 УК РФ, ст. 1781 УИК РФ). Актуальной остается ликвидация пробелов нормативного правового регулирования антинаркотической деятельности соответствующих субъектов, не реализованы в полном объеме положения антинаркотических конвенций ООН, российское законодательство не полностью приведено в соответствие с принятыми международными обязательствами. Из-за организационно-правовой неурегулированности действующая система учета потребителей наркотиков, основанная на принципах добровольности и анонимности лечения, не отражает реального положения дел. Потери общества от наркомании, преступлений, совершаемых больными ею, объемные негативные социально-экономические последствия несопоставимы с предпринимаемыми сегодня мерами по их предупреждению.

Научная новизна обусловлена в первую очередь тем, что работа является системным исследованием правовых и организационных проблем предупреждения преступлений больных наркоманией, выполненным с учетом современной правовой базы, в том числе соответствующих норм УК РФ, УИК РФ и практики их применения, а также последних достижений уголовно-правовой, уголовно-исполнительной и криминологической теоретической мысли и опыта борьбы с общественно опасными деяниями лиц, больных наркоманией, в ряде зарубежных стран, позволяющим определить пути повышения эффективности этого направления при предупреждении преступлений. Исследование проведено в условиях: 1) новой антинаркотической политики, определенной в директивных документах — Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. (2009), Концепции государственной антинаркотической политики Российской Федерации (2009), Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г. (2010); 2) обновленного уголовного и уголовно-исполнительного законодательства: введение отсрочки отбывания наказаний больным наркоманией — ст. 821 УК РФ, ст. 1781 УИК РФ (2011); изменение ст. 228 УК РФ; введение в УК РФ ст. 2281. Действующее уголовное и уголовно-исполнительное законодательство ввело новые, относительно уголовной ответственности больных наркоманией и исполнения отсрочки отбывания ими наказания, дефиниции: «лечение наркомании», «медико-социальная реабилитация» и «ремиссия» (ст. 821 УК РФ, ст. 1771 УИК РФ). Основными понятиями являются: «предупреждение преступлений», «профилактика преступлений», «пресечение преступлений», «предотвращение преступлений», «борьба с преступностью», «наркомания», «принудительные меры медицинского характера», «обязательное лечение», «больной наркоманией».

Не все понятия имеют одинаковую силу. Одни из них получили юридическое оформление на уровне законов («предупреждение», «профилактика», «наркотические средства», «психотропные вещества», «наркомания»), другие лишь на уровне методических рекомендаций («принудительное лечение», «обязательное лечение»), третьи — в энциклопедических словарях («токсикомания»). Наличие правовой неопределенности в приведенных понятиях обусловлено тем, что они находятся на стыке уголовного, уголовно-исполнительного и медицинского законодательства.

Уяснение сущностной стороны дефиниции «предупреждение преступлений лиц, больных наркоманией» позволяет сформулировать его понятие: «предупреждение преступлений лиц, больных наркоманией, — социально правовой процесс, снижающий, ликвидирующий детерминанты, обусловливающие совершение преступлений лицами, которым поставлен диагноз «больной наркоманией», комплекс государственных и общественных мер, направленных на их искоренение».

Предупреждение преступлений больных наркоманией в зарубежных странах является приоритетной деятельностью в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, способствующего обеспечению национальной безопасности в области повышения качества жизни граждан, отражена в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537. Деятельность транснациональных преступных организаций и группировок, связанная с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, представлена в ней в качестве одного из основных источников угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности. Наркомания названа одной из главных угроз национальной безопасности в сфере здравоохранения и здоровья нации.

Анализ зарубежного законодательства в сфере предупреждения преступлений, совершаемых лицами, больными наркоманией, его сравнение с российской законодательной практикой позволяют сделать вывод о наличии тенденции к его унификации. Одним из последних проявлений этого стало введение в российское уголовное и уголовно-исполнительное законодательство института отсрочки отбывания наказания таким лицам. Однако данная мера в большей степени направлена на предупреждение рецидива преступлений со стороны этих лиц. В зарубежных странах в отношении мер по предупреждению первичной преступности больных наркоманов наблюдаются различные подходы: от крайне либерального в виде лечения в наркологических больницах до применения репрессивно-принудительных мер, например, такой из них как направление на трудовое перевоспитание и реабилитацию в лечебно-трудовые профилактории. В последнем случае в плане имплементации законодательной практики зарубежных стран в российское законодательство заслуживают внимания государства, которые имеют такую практику длительное время, где она достаточно устоялась и занимает свое место в системе мер по предупреждению преступлений со стороны лиц, больных наркоманией. Для больного наркоманией, совершающего преступление, наиболее характерными социально-демографическими и криминологическими признаками являются: молодежный возраст, с увеличением которого снижается желание лечиться от наркомании, наиболее наркозависимы лица в возрасте 25—39 лет; семейное положение; безработные или рабочие; уклонение от лечения наркомании до совершения преступления; большинство из них до совершения не состояли на учете в наркологических учреждениях; совершение преступления, как в состоянии наркотического опьянения, так и при его отсутствии; начало потребления наркотиков в возрасте 19 лет, наиболее интенсивное потребление с 14 лет; отсутствие признания себя больным наркоманией; основной мотив потребления наркотиков — любопытство; основной источник приобретения наркотиков — неизвестные лица или знакомые; основное место потребления наркотиков — своя квартира или квартира знакомых. Приведенные характерные особенности позволяют с определенной степенью вероятности выделить лиц, которые могут стать на преступный путь на почве наркомании. В целом знание таких характеристик поможет определить причины и условия преступлений, совершаемых на этой почве, и разрабатывать более эффективные средства их предупреждения.

Изучение уголовно-правовых и уголовно-исполнительных данных больных наркоманией позволяет выделить их особенности: совершение тяжких и особо тяжких преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков; средний срок назначенного наказания в виде лишения свободы — три года; совершение преступления без соучастия; отбывание наказания в исправительной колонии общего режима; недобросовестное отношение к труду или отказ от него во время отбывания наказания; активное участие в воспитательных мероприятиях; положительная характеристика поведения осужденного; непризнание себя больным наркоманией; нежелание становиться на путь исправления больных наркоманией, употребляющих наркотики во время отбывания наказания. В целях обеспечения эффективности осуществления предупредительной деятельности ее следует максимально дифференцировать. Для этого лиц, в отношении которых должны осуществляться предупредительные мероприятия, необходимо разделить на три группы: 1) не имеющих опыта потребления наркотических средств или употребляющих их нерегулярно; 2) больных наркоманией; 3) прошедших курс лечения от наркомании или токсикомании. Предупреждение преступлений должно идти по двум направлениям: профилактика наркомании, включая лечение и реабилитацию; профилактика правонарушений, совершаемых лицами, больными наркоманией. Изучение содержания норм уголовного и уголовно-исполнительного законодательства привело к выводу о том, что нужно совершенствовать как нормативно-правовое регулирование обязательного лечения от наркомании и отсрочки отбывания наказания осужденным, признанным больным наркоманией, так и его организационное и методическое обеспечение. Должно быть законодательно закреплено, что наркоман, совершивший преступление, — это чаще всего жертва психических и физических расстройств или человек, испытывающий социальные трудности либо нуждающийся в социальной и терапевтической помощи, и надо содействовать ему в освобождении от пристрастия к наркотикам. В рекомендациях по исполнению наказаний в отношении данных осужденных представляется необходимым сделать акцент: на обеспечении гарантий гуманного отношения к ним, исключающего унижение их человеческого достоинства; применение щадящих медицинских средств и методов; предоставление ему права пригласить для участия в работе медицинской комиссии, принимающей решение о назначении обязательного лечения, любого врача-нарколога. В них должна быть отражена не допустимость лишения наркоманов прав и законных интересов лишь на основании признания их таковыми.

Принципиально важным является предложение о введении ответственности (вплоть до уголовной) за необоснованное применение обязательного лечения в отношении заведомо наркологически здорового лица.

На законодательном уровне следует закрепить: а) особенности правового статуса осужденного наркомана; б) права и обязанности медицинских и иных специалистов при оказании наркологической помощи; в) меры обеспечения безопасности при оказании наркологической помощи; г) социальный контроль за больными наркоманией после освобождения от отбывания наказания; д) виды оказания наркологической помощи наркоманам: добровольная, обязательная, принудительная, правовые основания оказания этих видов помощи.

Изучение административного законодательства и практики его реализации свидетельствует о том, что предание забвению принудительного лечения больных наркоманией, совершающих административные правонарушения, предполагает неправомерное поведение указанных лиц, в том числе совершение ими преступлений. Место и значение мер медицинского характера, включая принудительные, обусловливаются тем, что наркоманы, как правило, не могут самостоятельно излечиться от пристрастия к наркотикам. Однако игнорирование проблемы такого лечения наркоманов неизбежно приводит к осложнению криминальной обстановки, так как общеизвестно, что для удовлетворения своих пристрастий наркоман не остановится ни перед чем, вплоть до совершения преступления.

Как показывает многолетний зарубежный и отечественный опыт, повысить эффективность лечения без последующего обеспечения длительной социально-медицинской реабилитационной помощи невозможно. Для решения этой задачи в последние годы во многих регионах страны стали создаваться реабилитационные центры различных форм собственности, применяющие разные подходы к организации реабилитационного процесса, что требует законодательного регулирования деятельности в области социально-медицинской реабилитации больных наркоманией.

Очевидна необходимость разработки Федерального Закона «О социально-медицинской реабилитации лиц, больных наркоманией».

Социально-медицинская реабилитация больных наркоманией является достаточно длительным процессом, где доминируют социальные, психологические, образовательные подходы, и должна осуществляться как в учреждениях, рассчитанных на длительное проживание больных, так и в амбулаторных условиях. Данная реабилитационная помощь может осуществляться учреждениями и физическими лицами (индивидуальными предпринимателями согласно редакции ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»). В свою очередь, учреждения социально-медицинской реабилитации могут быть государственными, муниципальными и частными, без каких-либо ограничений форм собственности.

 

Список литературы:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993). Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2013. 32 с.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации: от 13.06.1996 № 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) // Собрание законодательства РФ. № 25. 17.06.1996. Ст. 2954.
  3. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: от 08.01.1997 № 1-ФЗ (принят ГД РФ 18.12.1996) // Собрание законодательства РФ. № 2. 13.01.1997. Ст. 198.
  4. Федеральный закон Российской Федерации: от 04.05.2011 № 99-ФЗ (принят ГД РФ 22 апреля 2011 года) (ред. от 02.07.2013) «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Российская газета. 06.05.2011. № 97.
  5. http://www.gks.ru/ Федеральная служба государственной статистики.