Статья:

ЭТИКО — ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ КАК ЗАЛОГ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Конференция: X Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 10. Юриспруденция

Выходные данные
Трунова Е.В. ЭТИКО — ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ КАК ЗАЛОГ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. X междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(10). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/3(10).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 31 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ЭТИКО — ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ КАК ЗАЛОГ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Трунова Екатерина Викторовна
студент Института сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ДГТУ, РФ, г. Шахты
Фахрутдинова Алсу Наильевна
научный руководитель, старший преподаватель Института сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ДГТУ, РФ, г. Шахты

 

Испокон веков юристы представляли собой «элитарное сообщество», которое было идеалом чести и достоинства, справедливости и законности. Оно создавало образцы нравственного поведения человека и было воплощением высшей морали. Ведь в деятельности юриста право без нравственности, как и нравственность без права, не могут существовать и развиваться. Это вытекает уже из единства самой общественной жизни. Право и нравственность в их взаимодействии — сила, направляющая и корректирующая человеческие поступки, вносящая порядок во взаимоотношения людей.

К сожалению, сегодня категории морали и нравственности «ушли в прошлое» и многие юристы стали забывать, что значит честь, достоинство, порядочность, уважение к другим людям, вежливость и другие качества, которые характеризуют его как человека и как профессионала в своем деле. Нарушения общественной морали, норм социальной справедливости, представлений о гражданской чести и ответственности представителями юридического сообщества, в том числе их неправомерное и безнравственное поведение, приводят к недоверию со стороны общества к их деятельности и к государству вообще. Но стоит отметить тот факт, что «моральная деградация» охватила не только юридическое сообщество, но и общество, государство в целом.

Таким образом, сегодня назрела острая проблема «возрождения» морали и воспитания общества в духе морально-этических принципов, ведь «этика и есть сердце демократии» поскольку последняя предполагает доверие граждан к ее институтам, которое невозможно без подчинения деятельности этих институтов базовым этическим принципам [4, с. 76].

Очевидно, что для формирования цивилизованного гражданского общества и правового, демократического государства необходимы юридически грамотные специалисты. Ведь построить правовое государство без юристов — это все равно, что построить дом без строителей. В связи с этим «оздоровление» общества необходимо начинать с той самой «элиты», которая своим примером должна показывать, как государство в лице своих органов и должностных лиц относится к людям. На смену хамству, грубости, жажде наживы должны прийти любезность, деликатность, вежливость и тактичность.

Сегодняшняя действительность требует от нас молодого поколения юристов — гармонично развитых личностей, воспитанных в духе морали и права. Необходимы подготовленные, высококвалифицированные профессионалы, обладающие незаурядными способностями выполнять свои обязанности в соответствии со статусом юриста. Нужны юристы, творчески и оригинально мыслящие, понимающие и умеющие проводить в жизнь принцип приоритета общечеловеческих ценностей, включающих в первую очередь права, свободы и интересы человека; юристы, владеющие всей палитрой фундаментальных и специальных знаний, отвечающие всем параметрам модели юриста, приверженные идеям правового государства, готовые смело и решительно бороться за здоровый образ жизни, за справедливость, законность, правопорядок и безопасность граждан в стране. Они должны быть безупречными и в нравственном отношении [1].

Для решения поставленной задачи необходимо выстроить концепцию формирования и воспитания такого поколения юристов. Его нельзя назвать новым и концептуально отличающимся от сегодняшнего юридического сообщества, оно лишь должно впитать в себя все самое лучшее, что было в обществе все предыдущие поколения и наполнить реальным содержанием декларированные в Конституции РФ права человека и соотнести их с той системой благ и с теми процессами, которые протекают в обществе.

Бесспорно, воспитание любого человека начинается с семьи, где родители учат ребенка тому, что значит добро, а что зло, и это правильно, ведь семья — это ячейка общества, из которой вырастает целая страна. Но когда дети подрастают, большую часть времени они проводят в детских садах, школах, на улице, где их воспитывают уже не родители, а педагоги и воспитатели. Исходя из этого воспитание детей в духе взаимосвязи права и морали необходимо начинать с самого раннего возраста. Знания, полученные ребенком, будут накапливаться у него как снежный ком, который он должен будет использовать не только когда вырастет и будет способен руководить своими действиями, но и когда он еще маленьким, не способным осознавать свои поступки будет просто знать, что такое хорошо, а что такое плохо.

Следующим этапом правовоспитательной деятельности должна быть школа, и в этом ключе достаточно интересно рассмотреть Петербургскую модель гражданско-правового образования и воспитания гражданина России, предложенную Н.И. Элиасберг [3].

Особенность предлагаемой системы правового образования школьников в том, что содержательным ядром системы гражданско-правового образования являются учебные курсы этики и права, составляющие этико-правовую вертикаль, образующие подсистему «Этико-правовое образование».

В модели четко просматриваются пять структурных компонентов системы. Первый компонент — цель системы этико-правового образования в современной российской школе — достижение оптимальных результатов в формировании демократической гуманистической правовой культуры личности.

Второй компонент — задачи функционирования создаваемой системы этико-правового образования, определялись на основе структуры правовой культуры личности и критериев ее развития.

Третий компонент модели — «идейные основы». Их составляют три группы гуманистических идей — демократические принципы права, ценности гуманистической этики и опыт гуманной педагогики, ориентированной на уважение к личности, на взращивании в ней человека.

Четвертый компонент модели этико-правового образования состоит из четырех этапов, которые направлены на раскрытие содержания и значения нравственных ценностей и формирование гуманистических нравственных ориентаций школьников, социально-полезных оценок правовых явлений, формирования у них позитивных правовых чувств и установок, а также на становление правовой культуры школьников.

Пятым компонентом, завершающим модель, является прогнозируемый результат, составляющие которого были гипотетически определены исходя из цели, задач и содержания системы этико-правового образования [3].

И последним этапом правового воспитания личности являются высшие учебные заведения, в учебные программы которых для всех специальностей должны быть введены дисциплины по правовому и морально-этическому воспитанию личности.

Особое внимание хотелось уделить обучению студентов по юридической специальности, так как целью образования является воспитание высоконравственного профессионала с высоким уровнем правосознания и правовой культуры. В процессе обучения студенты-юристы тесно работают с нормами права, с особенностями их правоприменения, а этическая сторона деятельности юриста зачастую остается в стороне. В связи с этим, на наш взгляд, по данному вопросу концептуально важно разграничить такие категории, как правовое воспитание и этическое воспитание юриста.

В свою очередь, этическое воспитание юриста необходимо рассматривать в трех аспектах: этика юриста во взаимоотношениях «юрист — клиент», «юрист — юрист», «юрист — общество». Именно совокупность этих компонентов может характеризовать юриста как морально-нравственную личность.

Все три составляющие этики юриста должны базироваться на общих принципах морали и нравственности, а именно юрист должен вежливо и деликатно относиться к чести и достоинству личности, проявлять корректность при общении с гражданами, уважать и соблюдать их права, свободы и законные интересы, то есть юрист должен быть воплощением морали и нравственности.

Отдельно необходимо рассмотреть взаимоотношения «юрист — юрист». Данный аспект непосредственным образом заключается в корпоративной этике юристов, именно этике всего юридического сообщества, а не отдельных профессий, так как цель деятельности всего юридического сообщества едина и направлена она на соблюдение и уважение закона, борьбу с правовым нигилизмом и формирование правового государства. К сожалению, сегодня есть много примеров того, что юристы не просто не уважают деятельность своих коллег, но и всяческим образом пытаются навредить ей и создать определенные трудности, а этого, по нашему мнению, быть не должно. Представители юридического сообщества должны уважительно и честно относиться к своим коллегам, к юридическому сообществу, уважать их профессиональную позицию. В связи с этим достаточно актуальным является вопрос об «экстернализации» [2, с. 372—380] этических норм, в том числе о принятии Кодекса этики юриста, которому должны будут следовать представители всего юридического сообщества.

Третья составляющая «юрист — общество» заключается в умении вести правопросветительскую и правовоспитательную деятельность всеми юристами, имеющими высшее юридическое образование. Распространение юридических знаний, пропаганда права, воспитание надлежащего правосознания и правовой культуры населения, просветительно-разъяснительная работа — обязанность юристов, их надо учить этому еще в стенах вуза. Для достижения этой цели необходимо ввести в учебный процесс в юридических вузах курсы «Методика преподавания права», «Основы правового воспитания», «Методика распространения юридических знаний среди населения», «Методика оказания юридической помощи гражданам», «Социально-правовые основы участия граждан в обеспечении правопорядка» [1].

Таким образом, мы видим, что высшим учебным заведениям в этическом воспитании юриста отведена одна из главных ролей, так как именно на студенческой скамье студенты сталкиваются с различными жизненными ситуациями, которые они уже должны решать на основе знаний о праве и этическом воспитании юриста.

Детские сады, школы, высшие учебные заведения в процессе становления личности являются своеобразными центрами морального контроля, но этическое воспитание юриста не заканчивается окончанием высшего учебного заведения. Несомненно, главным и постоянным контролером нравственности всегда будет общество, но помимо него, на наш взгляд, необходимо создание института, который смог бы реагировать на нарушения норм этики со стороны юристов при исполнении своих профессиональных обязанностей. Конечно, это предложение может вызвать массу споров и противоречий, но, к сожалению, к этому пришло само общество, так как оно не в состоянии самостоятельно реагировать и пресекать вопиющие случаи нарушения норм этики. Эта мера также вызвана тем, что в настоящее время современное общество не сформировало для себя систему ценностей, которая определяла бы вектор развития гражданского общества, и как только она появится и будет беспрекословно исполняться обществом, надобность в такой крайней мере отпадет.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том, что процесс формирования морально-нравственной личности юриста начинается с самого раннего детства и продолжается всю его профессиональную деятельность. Каждому юристу необходимо всегда помнить о том, что он является лицом общества, государства, так как непосредственно юристы работают с нормативно-правовыми актами, которые регламентируют обязанности, права, свободы и законные интересы граждан, и от того, как юристы будут позиционировать себя обществу, будет зависеть развитие гражданского общества России.

 

Список литературы:

  1. Еникеев З.Д. Актуальные проблемы юридического образования и правового воспитания в современной России и других странах СНГ // Евразийский юридический журнал. 2010. № 11.
  2. Кирилл, Митрополит Смоленский и Калининградский. Духовно-нравственные основы современного российского общества // Экономика и общественная среда: неосознанное взаимовлияние. М., 2008.
  3. Элиасберг Н.И. Петербургская модель гражданско-правового образования и воспитание гражданина России // Право в школе. 2004. № 3.
  4. Юревич А.В. Нравственное состояние современного российского общества // Социологические исследования. 2009. № 10.