Статья:

ИМЕННЫЕ ДЕРИВАТЫ ПЕРВОЙ СТУПЕНИ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ГНЕЗДА С ВЕРШИНОЙ «ЛОВИТЬ»

Конференция: XI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 4. Лингвистика

Выходные данные
Сысоева Л.А. ИМЕННЫЕ ДЕРИВАТЫ ПЕРВОЙ СТУПЕНИ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ГНЕЗДА С ВЕРШИНОЙ «ЛОВИТЬ» // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(11). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/4(11).pdf (дата обращения: 17.09.2019)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 143 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ИМЕННЫЕ ДЕРИВАТЫ ПЕРВОЙ СТУПЕНИ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ГНЕЗДА С ВЕРШИНОЙ «ЛОВИТЬ»

Сысоева Людмила Анатольевна
студент 4 курса, факультет документоведения и педагогического образования, ОГУ, РФ, г. Орёл
Мусатов Валерий Николаевич
научный руководитель, канд. филол. наук, доц., почётный работник высшего профессионального образования РФ, ст. науч. сотр. НИИ филологии ОГУ, РФ, г. Орёл

В современном языкознании активно разрабатываются структурно-семантические особенности словообразовательных гнезд. Проблеме описания структуры словообразовательного гнезда посвящены работы Е.А. Земской, Е.Л. Гинзбурга, А.Н. Тихонова, И.А. Ширшова и др. Структура отдельных гнезд исследуется в работах Е.Б. Ворониной, Л.М. Дударовой, Н.Н. Кондратьевой, Т.Н. Ходуновой и др. В работах лингвистов выявляются общие закономерности лексико-семантической соотносительности слов в словообразовательных парах и цепочках слов различных частей речи.

По количеству компонентов словообразовательные гнёзда можно разделить на три типа: нулевые, слаборазвёрнутые и сильноразвёрнутые. Словообразовательное гнездо с исходным словом ловить является сильноразвёрнутым, так как включает в себя 33 производных слова [3, с. 271], в нём представлены как парадигматические, так и синтагматические связи. На парадигматическом уровне гнездо представлено четырьмя парадигмами. Первая парадигма с вершиной ловить имеет 19 производных слов. Вторая парадигма с вершиной выловить имеет 2 производных слова. Вершиной третьей парадигмы является слово уловить, парадигма представлена 2 дериватами. Четвёртая парадигма с вершиной улавливать состоит из 3 производных слов. На синтагматическом уровне словообразовательное гнездо представлено 23 словообразовательными цепочками, из них 12 бинарных и 11 полинарных.

В данной статье описываются именные дериваты первой ступени, образованные суффиксальным способом.

Вершина словообразовательного гнезда представлена глаголом несовершенного вида ловить, имеющим пять значений:

1. Стараться схватить то, что летит, движется. Л. мяч. 2. Охотясь, захватывать как добычу. Л. птиц. Л. рыбу. 3. перен. Искать, стараться найти. Л. жениха. Л. такси. Л. преступника. 4. перен. Стараться не упустить что-л. Л. момент. Л. взгляд. Л. Каждое слово. 5. перен. Внезапно останавливать внимание на чём-либо. Л. кого-либо на лжи. Л. себя на какой-либо мысли. Л. на слове [4, с. 440].

Первая ступень словообразовательного гнезда содержит пять именных дериватов: лов, ловец, ловушка, ловля, ловчий. Среди данных дериватов можно выделить моносемантичные и полисемантичные. К моносемантичным дериватам относятся слова: лов, ловля, ловец.

Лов — действие по глаголу ловить во 2 значении. Подлёдный лов рыбы.

Ловля — действие по глаголу ловить во 2 значении. Ловля рыбы.

Ловец — тот, кто ловит зверя, рыбу и т. п. (по 2 значению глагола ловить). На ловца и зверь бежит (посл.).

Полисемантичными дериватами являются слова: ловушка, ловчий.

Существительное ловушка имеет три значения: 1. Приспособление, предназначенное ловить кого-что-либо (в 1 и 2 значении глагола ловить). Поймать шайбу в ловушку. 2. перен. Опасное место, где можно погибнуть. Минные ловушки. 3. перен. Намеренно созданные условия для захвата кого-либо. Врагу готовится стратегическая ловушка.

Слово ловчий в современном русском языке представлено двумя частями речи: именем прилагательным и именем существительным. Прилагательное ловчий имеет два значения: 1. Приученный ловить зверей, птиц (по 2 значению глагола ловить). Ловчие птицы. 2. Предназначенный ловить зверей (по 2 значению глагола ловить). Ловчая яма. Существительное ловчий также имеет два значения: 1. В старину: старший слуга, в обязанности которого входило ловить зверей, рыбу (по 2 значению глагола ловить). Ловчий боярина. В древней Московской Руси: придворный чин, ведавший княжеской и царской охотой.

Рассмотрим способы словообразования производных слов. При образовании производного слова на стыке производящей основы и словообразовательного аффикса по законам русского языка не все сочетания фонем допустимы. Поэтому происходит взаимоприспособление производящей основы и словообразовательного аффикса, приводящее к различным изменениям производящей основы.

Слово лов образовалось от вершины гнезда ловить с помощью нулевой суффиксации, при этом словообразование сопровождается следующими морфонологическими явлениями: чередованием согласных фонем по мягкости / твёрдости /в’/ — /в/, усечением конечной гласной производящей основы /и/ (лови-ть — лов) и изменением места ударения (лови́ть — ло́в).

Именной дериват ловля образовался от основы инфинитива глагола ловить с помощью прибавления нулевого суффикса. Словообразовательный процесс сопровождается такими морфонологическими явлениями, как усечение конечной гласной производящей основы /и/ (лови-ть — ловля), изменение места ударения (лови́ть — ло́вля) и историческое чередование фонем /в/ — /вл’/. Причина появления данного чередования в современном русском языке объясняется следующим. До середины XI в. в древнерусском языке были только исконно мягкие согласные звуки, унаследованные от общеславянского языка. Губные согласные в древнерусском языке были только твёрдые и полностью смягчились лишь к середине XI в. До XII века согласные звуки и /j’/ отделялись друг от друга редуцированными ъ и ь. Ещё в общеславянский период все сочетания согласных с /j’/ претерпели изменения, которые заключались в следующем: под воздействием /j’/ предшествующие согласные звуки переходили в мягкие, а сам /j’/ исчезал. Сочетания твёрдых губных согласных /б/, /п/, /м/, /в/ и /j’/ давали следующие чередования:

[б]+[j’] — [бл’]: любить — лю[б+j’]у — люблю;

[п]+[j’] — [пл’]: капать — ка[п+j’]а — капля;

[в]+[j’] — [вл’]: ловить — ло[в+j’]а — ловля;

[м]+[j’] — [мл’]: земной — зе[м+j’]а — земля [1, с. 91].

Слово ловушка так же образовалось от основы вершины гнезда ловить путём прибавления суффикса -ушк -. В процессе словообразования можно наблюдать такие морфонологические явления, как усечение конечной гласной производящей основы /и/ (лови-ть — ловушка), изменение места ударения (лови́ть — лову́шка) и чередование согласных фонем /в’/ — /в/. Данное чередование обусловлено типом суффикса. В современном русском языке при словообразовании у производных основ перед одними суффиксами сохраняется конечная фонема основы слова, а перед другими суффиксами происходит чередование конечной согласной основы по твёрдости / мягкости. Такие чередования не происходят у производных слов, образованных при помощи суффиксов, начинающихся на гласные о, у, а, ы. Если же основа оканчивается мягкой согласной фонемой, то происходит менее характерно для современного русского языка чередование мягких согласных с твердыми [2, с. 71].

Производное слово ловец образовано от основы слова ловить с помощью суффикса -ец-, словообразование сопровождается усечением конечной гласной производящей основы /и/ (лови-ть — ловец) и изменением места ударения (лови́ть — лове́ц).

И.А. Ширшовым как для прилагательного, так и для существительного ловчий указывается суффиксальный способ словообразования от глагола ловить (лови-ть → лов-ч-ий) [4, с. 440]. В данном случае процесс словообразования будет сопровождаться усечением конечной гласной производящей основы /и/ (лови-ть — ловчий) и изменением места ударения (лови́ть — ло́вчий).

Но, по нашему мнению, существительное ловчий образовано не от глагола ловить, а от прилагательного ловчий способом субстантивации.

Таким образом, первая ступень словообразовательного гнезда с вершиной ловить содержит пять моносемантичных и полисемантичных именных дериватов. При образовании именных дериватов первой ступени наблюдаются следующие морфонологические явления: усечение конечной гласной производящей основы /и/, чередование согласных фонем /в’/ — /в/ по мягкости-твёрдости, историческое чередование фонем /в/ — /вл’/, а также изменение места ударения. Наиболее часто встречаются такие явления, как усечение производящей основы и изменение места ударения, причём наблюдаются два варианта перехода ударения:

  1. переход ударения с суффикса производящей основы на корневую морфему (например, в производных словах ло́в, ло́вля, ло́вчий);
  2. переход ударения с суффикса производящей основы, который в ходе словообразовательного процесса усекается, на деривационный суффикс (в словах лову́шка, лове́ц).

 

Список литературы:

  1. Мусатов В.Н. Русский язык. Фонетика, фонология, орфоэпия, графика, орфография: учеб. пособие / В.Н. Мусатов. — М.: Флинта: Наука, 2006. — 280 с.
  2. Мусатов В.Н. Словообразовательная полисемия отглагольных суффиксальных существительных в современном русском языке: монография / В.Н. Мусатов. — М.: ФЛИНТА: Наука, 2013. — 448 с.
  3. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка / А.Н. Тихонов. — М., 1978. — 727 с.
  4. Ширшов И.А. Толковый словообразовательный словарь русского языка / И.А. Ширшов. — М., 2004. — 1022 с.