ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Конференция: XI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: 6. Педагогика
XI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В современном отечественном образовании происходят радикальные перемены. Они на первый план выводят проблему преемственности в обучении и воспитании детей на этапе перехода с одной образовательной ступени на другую.
Вопрос преемственности дошкольного и начального общего образования не является новым. Проблема преемственности интересовала педагогов — теоретиков и практиков — всегда. Преемственность является одним из ведущих принципов, на которых базируется система непрерывного образования.
Следует обратить внимание на тот факт на неоднозначность понятия «преемственность». Данное понятие рассматривается в теории педагогики с различных позиций. Так, согласно первой позиции, преемственность следует рассматривать как условия, фактор, требование, принцип процесса обучения. В соответствии с другой позицией, преемственность рассматривается как связь, согласованность, перспективность всех образовательных компонентов: цели, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения.
Целостность развития детской личности, поступательный рост его творческого потенциала возможны лишь при условии обеспечения преемственности дошкольного и начального образования.
Однако, говоря о преемственности дошкольного и начального школьного образования, учитывают и их своеобразие.
Попытаемся выделить основания преемственности, которые позволят обеспечить общую (психологическую) подготовленность дошкольников к освоению программы первой ступени общего образования. Данные основания представляют собой ориентиры образовательного процесса на этапе дошкольного образования, но в это же время они являются и исходными ориентирами начального общего образования.
Такими основаниями являются:
- Развитие у дошкольника любознательности, которая ляжет познавательной активности будущего ученика. Познавательная активность, являясь важнейшим компонентом учебной деятельности, позволит обеспечить интерес к процессу учения, даст возможность развивать произвольность поведения, а также других качеств личности ребёнка.
- Развитие способностей дошкольника как способов самостоятельного решения творческих (умственных, художественных) и других задач. Необходимо развивать такие способности, которые обеспечили бы в будущем успешность учащегося в различных видах деятельности, в частности, в учебной. Формирование способностей может осуществляться в процессе обучения ребёнка пространственному моделированию, составлению планов, схем, а также в процессе использования знаков, символов, предметов-заместителей.
- Формирование творческого воображения. Именно творческое воображение обеспечивает интеллектуальное и личностное развитие ребёнка. Развивать творческое воображение можно в ходе сюжетно-ролевой игры, игры-драматизации, разных видов художественной деятельности, доступного дошкольникам экспериментирования.
- Развитие коммуникативности, то есть умения общаться со взрослыми и сверстниками, что представляется важнейшим условием успешной учебной деятельности, а также ведущим направлением социально-личностного развития ребенка. Для развития коммуникативности необходимо организовывать совместную деятельность детей и взрослых; используя партнёрские способы взаимодействия взрослого с ребенком в качестве примера для взаимодействия между сверстниками. Развитию коммуникативности способствует обучение детей средствам общения, которые позволяют вступать в контакты, разрешать конфликты, строить взаимодействие друг с другом.
Особую актуальность проблема преемственности имеет сегодня, когда приказами Министерства образования и науки Российской Федерации приняты важнейшие документы:
- - Приказ от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям её реализации»;
- Приказ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении ФГОС начального общего образования»;
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об образовании в Российской Федерации», который с изменениями и дополнениями вступил в силу с 1 января 2014 года;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г., согласно которому утверждается государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
В системе дошкольного образования выделяются две группы требований:
- к структуре основной общеобразовательной программы (ООП) дошкольного образования (ДО);
- к условиям реализации ООП ДО.
В системе начального общего образования (НОО) выделяются три группы требований:
- к структуре ООП НОО;
- к условиям реализации ООП НОО;
- к результатам освоения ООП НОО.
Нынешняя реформа в области образования предполагает освоение младшими школьниками следующих основных компетенций:
- в области учения: учащиеся начальной школы должны уметь отыскивать решение проблемных задач, уметь самоорганизация в ходе процесса приобретения знаний;
- в области мышления: важно, чтобы у учащихся было сформировано целостное восприятие явлений и процессов. Они должны уметь пользоваться самостоятельно добытой из различных источников, отобранной и сгруппированной информацией;
- в области деятельности: младшие школьники должны уметь — планировать время для работы, рационально использовать его;
- в области самосовершенствования: учащиеся начальной школы должны уметь адекватно оценивать себя, свои действия, собственный уровень развития. Важно научить детей умение находить нестандартные решения, опираясь при этом на уже усвоенные ранее способы действий;
- в области коммуникации: важно выработать умение эффективно общаться с другими людьми, умение четко формулировать и высказывать собственную точку зрения, участвовать в дискуссии, вести диалог;
- в области сотрудничества: выработать умение действовать в коллективе, умение находить компромисс.
Сегодня необходима ориентация школы не только на усвоение обучающимися определён ной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.
Результативность как самостоятельная задача в системе дошкольного образования не выделяется. Она рассматривается исключительно через понятие «качества», которое и определяет характеристику развития ребёнка.
Если мы обратимся к Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС), то увидим, что там четко определены интегративные качества ребёнка, которые тот может приобрести в результате освоения ООП ДО. Они таковы.
- Соответствие нормам физического развития, овладение основными культурно-гигиеническими навыками. Важно, чтобы у дошкольника были сформированы основные физические качества, а также потребность в двигательной активности. Дошкольник должен уметь самостоятельно выполнять доступные для его возрасту гигиенические процедуры, соблюдать элементарные правила здорового образа жизни.
- Любознательность, активность. Дошкольник должен интересоваться всем новым, неизвестным ему в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своём внутреннем мире). Дошкольник должен задавать вопросы взрослому, стремиться к экспериментированию. Ребенок способен действовать самостоятельно как в повседневной жизни, так и в разных видах детской деятельности. Он должен принимать активное участие в образовательном процессе, быть заинтересованных в собственном успехе.
- Эмоциональная отзывчивость. Дошкольник в условиях успешного развития откликается на эмоции близких ему людей, друзей. Он искренне сопереживает сказочным персонажам. Ребенок должен эмоционально реагировать на произведения изобразительного, музыкального искусства, красоту природы.
- Владение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Дошкольник должен овладеть коммуникативными навыками, которые обеспечат ему успешное общение с ровесниками и взрослыми.
- Способность управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения. Поведение дошкольника должно уже определяется не его сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Дошкольник уже должен уметь элементарно планировать собственные действия, которые направлены на достижение определенной цели. Он осознанно может соблюдать правила поведения на улице, в общественных местах.
- Способность решать личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребёнок может осознанно использовать знания и способы деятельности, которые усвоены самостоятельно, для решения новых задач и проблем, встающих перед ним.
- Сформированность первичных представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Дошкольник должен иметь четкие представления о себе самом, о своей принадлежности к определённому полу; о составе своей семьи, об имеющихся родственных связях и отношениях. Ребенок должен иметь представления об окружающем мире.
- Владение универсальными предпосылками учебной деятельности, среди которых следующие: умениями работать по правилу и по образцу, слушать, понимать и выполнять инструкции взрослого.
- Владение необходимыми умениями и навыками для осуществления различных видов детской деятельности.
Достижение перечисленных выше результатов сможет обеспечить возможность продолжения образования на следующей ступени системы непрерывного образования.
Таким образом, можно говорить о том, что перечисленные выше умения и навыки, усвоенные дошкольниками, способны обеспечить преемственность дошкольного и начального школьного образования.
Наиболее перспективными направлениями работы по решению проблемы преемственности дошкольного образования и начального школьного образования в условиях реализации требований ФГОС являются следующие:
- организация сотрудничества педагогов дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) и учителей начальных классов;
- систематическое рассмотрение проблем преемственности педагогов дошкольного образования и начального школьного образования на курсах повышения квалификации;
- разработка кафедрами дошкольного и предшкольного образования, теории и методики начального образования индивидуальной карты развития ребёнка старшего дошкольного возраста с целью организации преемственности на ступени дошкольного образования и начального школьного образования в соответствии с требованиями ФГОС.
Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребёнка — формирование базовой культуры его личности, что позволит ему успешно овладеть универсальными учебными действиями на первой ступени общего образования.
Задача начального школьного обучения — обеспечить полноценное формирование и развитие способностей ученика, умение самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм её решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат, т. е. научить учиться.
Качественное выполнение обозначенных задач станет залогом успешной адаптации детей младшего школьного возраста в старшей школе.
Список литературы:
- Квитова Л.Ф. Проблема преемственности — это проблема педагогического партнерства и сотрудничества // Начальная школа: Плюс ДО и ПОСЛЕ. — 2007. — № 2.
- Конышева Н.М. Преемственность дошкольного и начального образования в свете проблемы развивающего обучения // Начальная школа. — 2006. — № 8.
- Никифорова Л. Психологическое сопровождение будущего первоклассника // Ребёнок в детском саду — 2013. — № 6.
- Просвиркин В.Н. Технология преемственности образовательного учреждения // Современное дошкольное образование. — 2010. — № 4.