РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ У УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА ЗАНЯТИЯХ КРУЖКА «АНГЛИЙСКИЙ ФОЛЬКЛОР»
Конференция: XI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: 6. Педагогика
XI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ У УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА ЗАНЯТИЯХ КРУЖКА «АНГЛИЙСКИЙ ФОЛЬКЛОР»
Развитие мотивации у школьников к учению и сегодня является одной из актуальных и сложнейших психолого-педагогических проблем, а способность мотивировать учащихся является ключевой составляющей профессиональной компетенции учителя [1].
Этой проблеме посвящено большое количество работ как отечественных, так и зарубежных авторов (П.М. Якобсон, В.К. Вилюнас, А. Маслоу).
Перед теоретиками и практиками стоит задача совершенствования учения школьников, выявления условий повышения качества образования, среди которых выделяют формирование и развитие мотивации учения.
Учебные занятия регламентированы временем, а поэтому внеурочная деятельность, одной из форм которой является кружковая работа, может способствовать повышению мотивации школьников к учебной деятельности.
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем подтвердить влияние занятий кружка «Английский фольклор» на развитие мотивации у младших школьников к изучению иностранного языка.
Научному изучению причин мотивации человека положили начало ещё великие философы древности — Аристотель, Гераклит, Демокрит, Платон, Сократ. Демокрит рассматривал потребность, как основную движущую силу, которая сделала ум человека изощренным, позволила приобрести язык, речь и привычку к труду. Сократ писал, что каждому человеку свойственны потребности, свои мотивы и стремления. Без мотивации человек не смог бы выйти из дикого состояния. Впервые, слово «мотивация» употребил А. Шопенгауэр, затем термин вошел в психологический обиход для объяснения причин поведения человека и животных [4].
В настоящее время мотивация как психологическое явление трактуется по-разному. В одном случае — как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т. е. определяющих поведение, в другом случае — как совокупность мотивов, в третьем — как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность [4].
Мотив — это побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемое либо неосознаваемое им вообще [9].
Отечественные и зарубежные учёные давали различную трактовку этого понятия, значимость его в процессе обучения, развития и воспитания. В системе мотивации младшего школьника большое значение занимает система побуждений, вызывающих активность учащихся и определяющая направленность и характер учебной деятельности.
Педагоги и психологи выделяют разные виды мотивации: устойчивая и неустойчива; осознанная и неосознанная; реальная и мнимая [7]; сознательная и бессознательная; внешняя и внутренняя; познавательная и социальная [8].
В работе «Мотивация учения младших школьников» М.В. Матюхина утверждает, что: «Если проследить общую динамику мотивов от первого до четвертого класса, то можно выявить следующие виды мотивации: внешняя, внутренняя, познавательная и социальная».
Кроме разнообразных видов мотивации педагоги и психологи выделяют различные типы мотиваций.
В.Г. Леонтьев выделяет два типа мотивации: первичную, которая проявляется в форме потребности, и вторичную, которая проявляется в форме мотива.
В психологии выделяют такие типы мотивации: достижения успеха и избегания неудачи. Мотивация достижения успеха заключается в том, что люди, ставят перед собой положительную цель, которая является успехом. Мотивация избегания неудачи, заключает в том, что люди изначально неуверенные в себе, не верят в возможность добиться успеха, они не испытывают удовольствия от своей деятельности [8].
Классификация мотивов зависит от понимания сущности мотива и мотивации. Е.П. Ильин считает, что классификации мотиваций и мотивов могут быть одинаковы. Мотивы классифицируются по видам активности, по структуре, по функциям.
Классификацию мотивов по структуре рассматривал Е.П. Ильин. Он выделяет мотивы первичные и вторичные [3].
Е.И. Головаха дает такую классификацию мотивов: реально действующие не осознаваемые; реально действующие осознаваемые; «понимаемые» [3].
Л.И. Божович классифицировал мотивы таким образом [3]: личностные; общественные; общественно значимые; эгоистические.
Л.С. Выготский выделяет такие мотивы [7]: однозначные и многозначные.
Б.М. Теплов рассматривает далекие и короткие мотивы. Он дает такую трактовку своей классификации: «Человек может побуждаться к деятельности только ближайшими или только дальнейшими задачами» [3].
А.В. Хенниг считал, что мотивация и мотив это синонимичные понятия и поэтому он классифицировал мотивы на семь групп [6]. Это такие группы мотивов: гражданские мотивы; мотив социальной идентификации с родителями; мотив социальной идентификации с учителем; мотив переживания; престижный мотив.
Основываясь на классификации Л.И. Божовича, М.В. Матюхина разделила мотивы на две большие группы [5]: мотивы, заложенные в самой учебной деятельности и связанные с её прямым продуктом; мотивы, связанные с косвенным продуктом учения, его результатом, с тем, что лежит вне самой учебной деятельности.
Итак, «единой и удовлетворяющей всех классификации мотивов нет» [3]. Они могут быть разными в зависимости от целей исследования, но, как считал Е.П. Ильин: «единственное, что можно требовать от всех классификаций — чтобы они не противоречили сущности мотивации и мотивов» [3].
Получение образования является обязательным требованием к любому школьнику, а проблема мотивации обучения является одной из центральных в педагогике и психологии. Под мотивом учебной деятельности понимаются все факторы, которые обусловлены проявлением учебной активности: потребности, цели, установки, чувства долга, интересы [3].
Г. Розенфельд выделил следующие факторы мотивации учения [3]: обучение ради обучения, без удовольствия от деятельности или без интереса к преподаваемому предмету; обучение без личных интересов и выгод; обучение ради успеха или из-за боязни неудач и другие.
Е.П. Ильин пишет, что учащиеся младших классов наиболее высоко оценивают такие мотивы, как «хочу иметь знания, чтобы быть полезным обществу», «хочу быть культурным и развитым», «нравиться узнавать новое», «хочу радостно преодолевать трудности».
Основными факторами, которые влияют на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности являются: содержание учебного материала; организация учебной деятельности; коллективные формы учебной деятельности; оценка учебной деятельности; стиль педагогической деятельности учителя.
Способность мотивировать учащихся проявляется ключевой составляющей профессиональной компетенции учителя. Создание мотивации к изучению иностранного языка (далее ИЯ) и к общению невозможно без создания в классе атмосферы дружелюбия, оптимизма и веры детей в свои способности и возможности. Стимулирование деятельности не должно ограничиваться познавательным методом. Существуют и другие методы, повышающие мотивацию учащихся, призванные сделать образовательный процесс более увлекательным и комфортным для ребенка: система бонусов; поощрительные мероприятия (результатом данного метода является создание ситуации успеха); клуб Пятерок (или «Остров победителей»); церемонии награждения (в конце каждого месяца); система привилегий (учащиеся получают возможности: быть членом жюри в конкурсах, в выборе заданий для выполнения, быть лидером при работе в группе); использование ИКТ [1].
Преемственность учебной и внеклассной деятельности по предмету способствует повышению уровня мотивации школьников.
Внеклассная работа имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Она развивает не только творческую активность, самостоятельность, даёт выход творческой энергии, фантазии и инициативе учеников, но и является логическим продолжением учебной работы.
«Внеклассной работой называются различные воспитательно-образовательные мероприятия, выходящие за рамки обязательных учебных программ и проводимые школой во внеурочное время».
Внеклассная работа — широкое и неоднозначное понятие, которое включает в себя разные, неоднородные по содержанию, назначению, методике проведения, формам и способам руководства занятия.
При организации и проведении внеклассного мероприятия от учителя требуется тонкое и умелое наблюдение и изучение интересов учащихся.
Основными целями внеклассной работы по ИЯ являются: расширение и углубление знаний, умений и навыков в овладении иноязычной коммуникативной деятельности; стимулирование интереса учащихся к изучению предмета; всестороннее развитие личности.
В основе функционирования системы внеклассной работы по любому предмету лежит ряд принципов и частных требований, определяющих содержание, формы, методы, направление педагогического воздействия на личность, характер связи отдельных элементов системы.
Внеклассная работа по ИЯ строится на определенных принципах [10]:
коммуникативной активности учащихся; учета уровня языковой подготовленности учащихся и преемственности внеклассной работы с уроками ИЯ; учета возрастных особенностей учащихся и другие.
Результативность внеклассной работы зависит от учета указанных выше принципов и от соблюдения следующих условий: добровольности участия; сочетание инициативы детей с направляющей ролью учителя; занимательности и новизны содержания, форм и методов работы; четкой организации и тщательной подготовки всех мероприятий; широкого использования методов педагогического стимулирования активности учащихся; гласности и других.
Все вышеназванные принципы и условия дополняют друг друга и в комплексе обеспечивают целенаправленное, последовательное, систематическое и разностороннее влияние на развитие личности.
Важным элементом внеклассной деятельности учащихся являются ее мотивы. Во внеклассной воспитательной работе по ИЯ развиваются как познавательные, так и социальные мотивы учения. Это означает:
<>1.Необходимо организовать внеклассную работу так, чтобы активность учащихся была направлена на работу с «самим изучаемым объектом».
<>2.Центральную роль в совершенствовании социальных мотивов познавательной деятельности играет сама личность учителя, которая должна усиливать внутреннюю мотивацию ребенка, являясь для него примером высокого, профессионального уровня владения своей специальностью.
При организации внеклассной работы по ИЯ учитель должен опираться не только на принципы, но и учитывать условия, от которых зависит эффективность и результативность внеклассной работы. Внеклассная работа имеет различные формы, одной из которых является кружок.
Кружок — традиционная форма объединений детей по интересам, где решаются предметно-практические задачи освоения конкретной деятельности, (изучается один учебный курс, соответствующий требованиям программы) [2].
Кружковая работа — одна из форм дополнительного образования детей, которая осуществляется в процессе внеурочной работы в образовательных учреждениях, а также в учреждениях дополнительного образования.
Цели и задачи кружка — повысить общую языковую культуру учащихся, прививать любовь к изучаемому предмету, вызывать интерес к его изучению. Одним из распространенных видов кружка является кружок английского языка. В зависимости от тематики, кружкам присваиваются более конкретные названия, в данном случае «Английский фольклор».
Содержание кружковой работы зависит от типа кружка, его целей и уровня знаний языка детьми.
Самыми распространенными формами организации кружка являются: игры на ИЯ, викторины, конкурсы, экскурсии, инсценировки.
Термин «фольклор» (англ. folklore) означает в переводе «народная мудрость». Существует фольклор разных групп: локальный, конфессиональный, профессиональный, возрастной.
Английский детский фольклор — уникальное явление в мировой фольклорной культуре. Циклы сказок и песен Матушки Гусыни письменно зафиксированы в культурном обиходе в Европе уже в XVII в. Первоначальное авторство приписывалось простой деревенской женщине, имевшей прозвище Матушка Гусыня, чья фигура до сих пор является загадкой для истории литературы и фольклора во Франции, Германии и Англии.
Большую роль в воспитании и образовании подрастающего поколения играет детский фольклор, с которым учащиеся знакомятся в учебно-воспитательном процессе.
Опытно-экспериментальная работа по данному исследованию началась 30.09.2013 г. в МБОУ СОШ № 1 г. Абакана, экспериментальный класс 4 Б. В этот период была реализована программа кружка «Английский фольклор».
Цель констатирующего этапа: определить уровень развития мотивации учащихся 4 Б класса к изучению ИЯ.
Для реализации цели использовались следующие методики: адаптированная анкета Н.Г. Лускановой «Уровень мотивации учения»; методика «Изучение направленности на приобретение знаний» Е.П. Ильина и Н.А. Курдюковой; методика Л.М. Фридмана «Что нам интересно?»
После обработки данных по 2-м методикам был определён уровень мотивации школьников к изучению ИЯ. 3 ученика имеют высокий уровень мотивации к изучению ИЯ. Им нравится изучать ИЯ, они рассказывают об уроках ИЯ дома, для них главное не оценки по ИЯ, а знания. 3 ребенка имеют средний уровень мотивации. Эти дети не всегда ходят с радостью на ИЯ, их привлекают другие учебные предметы. 9 учащихся имеют низкий уровень мотивации к изучению ИЯ. Такие дети в школе любят только перемены, интереса к ИЯ вообще никакого не проявляется, пассивны на уроках.
Для установления характера учебных интересов и склонностей учеников, использовалась методика «Что нам интересно?», которая позволила выявить предметы интересные учащимся данного класса. Анализ результатов показал, что только 20 % учащихся выделили английский язык как наиболее интересный, а аргументировать свой выбор смог только один ученик.
Полученные результаты показали, что в данном классе требуется работа, направленная на повышение мотивации детей этого класса к изучению ИЯ.
Цель формирующего этапа: повышение уровня развития мотивации учащихся 4 Б класса к изучению ИЯ на занятиях кружка через различные методы мотивации.
В данный период было проведено 15 занятий, на каждом из которых дети знакомились с фольклорным материалом и выполняли различные задания, способствующие развитию их мотивации к изучению ИЯ. Например, при ознакомлении со сказками «Джек-лентяй» и «Джонни-пончик» дети составляли свою финальную часть сказки, подбирали пословицы и разучивали их. Сказку «Рыба и перстень» на занятии дети прочитали только начало, но самостоятельно нашли ее, прочитали и рассказали на следующем занятии.
Дети познакомились и играли в народные английские игры («Ghost», «Witch’s breakfast», «Mummy»), используя некоторые атрибуты. На некоторых занятиях проводились конкурсы чтецов, драматизации частей сказки, конкурс переводчиков, конкурсы на знание пословиц. На последнем занятии проведена игра-путешествие по станциям: песня, рифмовка, пословица, сказка.
Стимулирование деятельности детей на занятиях кружка не ограничивалось познавательным методом. Повышению мотивации учащихся к освоению фольклора на русском и частично на ИЯ способствовали такие методы: система бонусов, поощрительные мероприятия, «Остров победителей», система привилегий. Дважды состоялась церемония награждения. Дети получили награды по разным номинациям: «Лучший знаток сказок», «Лучший знаток пословиц» и др. Кроме этого на занятиях применялась ИКТ, чтобы повысить мотивацию школьников к изучению английского фольклора, где использовались: пазлы для составления героев сказок, ребусы и взболтанные слова, задания на соотнесение героев и названий сказок.
На каждом занятии фотографии самых активных детей, победителей конкурсов помещались на «Остров победителей», который представлен на мультимедийной презентации.
Цель контрольного этапа: определить уровень развития мотивации учащихся 4 Б класса к изучению ИЯ после проведения констатирующего этапа. На контрольном этапе использовались те же диагностические материалы. Анализ эмпирических данных показал, что у учащихся экспериментального класса повысился уровень мотивации.
Повторная диагностика по методике «Что нам интересно?» показала, что у 60 % учащихся интересный предмет — ИЯ, им стало интересно узнавать новое, участвовать в конкурсах и играх на занятиях кружка. 3 ученика отметили в анкетах, что в будущем хотели бы стать переводчиками.
Таким образом, анализ результатов повторного среза позволяет утверждать, что целенаправленная работа на занятиях кружка «Английский фольклор» оказывает положительное влияние на развитие мотивации учащихся 4 класса, если применяется игровая форма работы, система бонусов, система привилегий. Задачи учебного исследования реализованы, выдвинутая гипотеза подтверждена.
Список литературы:
- Верютина А.Б. Методы повышения мотивации обучающихся к изучению иностранного языка [Текст] // Иностранные языки в школе. — 2013. — № 10. — С. 26—29.
- Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / Под ред. О.Е. Лебедева. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 256 с.
- Ильин Е.П. Мотивация [Текст]. — Санкт — Петербург: Питер Пресс, 2001. — 264 с.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы [Текст]. — СПб.: Питер, 2002. — 512 с.
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте [Текст]. — М.: Просвещение, 1983. — 96 с.
- Мухина С.В. Возрастная психология [Текст]. — М.: Академия, 2004. — 452 с.
- Педагогика / Под ред. И.П. Подласый — М.: Просвещение, 1999. — 575 с.
- Психология / Под ред. Р.С. Немова. — М.: ВЛАДОС, 2008. — 687 с.
- Психологический словарь / Под ред. Н.И. Конюхова. — Спб.: Питер пресс, 1996. — 224 с.
- Савина С.Н. Внеклассная работа по иностранному языку в средней школе [Текст]. — М.: Просвещение, 1991. — 160 с.