О МЕХАНИЗМАХ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У УЧАСТНИКОВ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ
Конференция: XI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: 7. Психология
XI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
О МЕХАНИЗМАХ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У УЧАСТНИКОВ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ
Статья посвящена рассмотрению механизмов формирования психологических и психосоматических расстройств у военнослужащих и сотрудников спецподразделений, участвовавших в боевых действиях. Особое внимание уделяется детерминантам и причинам возникновения посттравматического стрессового расстройства. На основе анализа литературы и проведенных исследований в данной области выявлены факторы успешной адаптации к условиям служебно-профессиональной деятельности в экстремальных условиях.
Проблема острых психологических и поведенческих расстройств (их структура, особенности и механизмы формирования), которые возникают у участников боевых действий (БД), относится к числу наиболее актуальных. Социально-экономические реформы последних лет в нашей стране существенно отразились на поведении личности в профессиональной сфере. В зонах межнациональных конфликтов деятельность военнослужащих сопряжена с экстремальными ситуациями и повышенной психологической напряженностью. Основные стрессогенные факторы — это реальная опасность для жизни и здоровья, постоянная готовность к отражению нападения, напряженность и динамичность оперативной обстановки, отсутствие полноценного отдыха, непривычные климатогеографические условия, длительная оторванность от семей.
В исследованиях, проводимых под руководством Д. Магнуссона, обосновывается влияние ситуации как опосредованное через воспринимающее — когнитивные системы индивида [6]. В отечественной психологии мы встречаемся с понятием личностного смысла, введенного А.Н. Леонтьевым, характеризующегося мерой осознанности постановки цели по отношению к мотиву и объективной оценкой жизненного значения для субъекта объективных обстоятельств, которые воздействуют на него [5].
Сторонники теории установки Д.Н. Узнадзе, А.С. Прангишвили полагают, что реакция индивида помимо стимула обусловливается установкой как готовностью к поведению или действию. Установка проявляется не только в тех случаях, которые требуют максимального напряжения организма, но более или менее длительная и ярко выраженная установка возникает при большинстве реакций организма [9].
Как следует из ранее известных нам определений стрессоустойчивости, данное свойство рассматривается с позиций влияния на продуктивность или успешность деятельности, т. е. в основном с функциональных позиций. Более широкую трактовку стрессоустойчивости можно найти в исследованиях К.К. Платонова и В.Л. Марищука, которые вкладывают в это понятие самоконтроль, эмоциональную стабильность, уравновешенность и осуществление сложной или опасной деятельность при сохранении высокой профессиональной работоспособности, несмотря на стрессогенные факторы [7]. Особенно большое значение придается изучению феноменов устойчивости личности в связи с изменением роли и удельным весом информационного фактора.
В исследованиях Варданяна Б.Х. рассматривается концепция о двойственной природе стрессоустойчивости [2]. Эта особенность проявляется: 1) как свойство, влияющее на результат деятельности (успешность — неуспешность); 2) как характеристика, обеспечивающая целостность и постоянство личности как системы. С этих позиций можно рассматривать стрессоустойчивость как показатель деятельностный и личностный. В качестве примера можно привести факты из литературы, свидетельствующие о том, что некоторые лица, проявившие при обследовании очень сильные эмоциональные реакции при эмоциогенных воздействиях, но сохранившие при этом работоспособность и устойчивость психических функций, продуктивность (деятельностный «внешний» показатель стрессоустойчивость), были через несколько лет дисквалифицированы врачебными комиссиями из-за заболеваний неврологического происхождения [3].
«Внутренний» личностный компонент стрессоустойчивости проявляет свою активность при несоответствии внутренних возможностей субъекта требованиям конкретной деятельности. Роль этого компонента заключается в выработке такой системы защиты личности от стресс-факторов, которая обеспечила бы устойчивость человека от развития дистрессового состояния. Изучение внутренних резервов организма и влияния социальной среды, под которой принято понимать комплекс неких условий, внешних сил и стимулов, воздействующих на индивида, а также признание факта существования неразрывной связи между внутренними ресурсами человека и условиями его жизни и профессиональной деятельности — ключ к решению многих проблем личности, связанных с посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР). Следует помнить и о том, что негативные факторы окружающей среды, воздействующие на индивида, следует подвергать анализу в той же мере, что и личностные переменные. Если попытки военнослужащего справиться со стрессовой ситуацией оказываются неэффективными, стресс продолжается и неизбежно приводит к появлению как личностных деформаций, так и органических повреждений, что и становится причиной появления в будущем ПТСР.
Анализ литературы, посвященной динамике психических состояний лиц, принимавших участие в военных конфликтах, показал, что «слом» механизмов психической регуляции происходит в момент непосредственного ведения боевых действий, однако формирование устойчивого негативного психического состояния происходит после прекращения активных БД [11; 12; 14; 15]. Тех, у которых произошли данные изменения, можно отнести к категории «сломавшиеся» (по классификации академика Л.А. Китаева-Смыка) [4].
К важным факторам риска развития ПТСР относятся личностные особенности человека, включающие акцентуацию характера, психологические расстройства личности с преобладанием асоциальных проявлений, характеризующееся пренебрежением к социальным обязательствам, отсутствием сочувствия к окружающим или жестоким безразличием, а также наличием алкогольной или наркотической зависимости. Наличие в анамнезе психических расстройств (генетическая предрасположенность) может увеличивать риск развития ПТСР после травмы; на это также влияет предшествующий травматический опыт, важен и возрастной фактор: преодоление экстремальных ситуаций труднее дается очень молодым и пожилым людям. Риск ПТСР также возрастает в случаях утраты семьи и близкого окружения, изоляции человека на период переживания травмы. Детерминирующим фактором может выступать и физиологическое состояние в ситуации получения травмы, особенно соматическое истощение организма. Такие состояния в условиях «острого» эмоционального стресса характеризуются замедлением мыслительных операций, полным безучастием к окружающему, неадекватностью восприятия окружающей среды, неспособностью самостоятельно принимать решения, нечетком осмыслении происходящих событий.
В условиях локального вооруженного конфликта боевая психологическая травма может в 3—4 раза увеличивать проявления различных форм расстройства сознания и в пределах от 20 до 50 % снижать боеспособность личного состава [8; 15]. Мировая статистика показывает, что каждый пятый участник боевых действий при отсутствии каких-либо физических повреждений страдает нервно-психическими расстройствами [8; 10; 14]. ПТСР приводит к аффективным нарушениям, включающим такие симптомы как тревогу, страх, повышенную раздражительность, суточные колебания настроения (чувство эйфории сменяется растерянностью и пониженным настроением), нарушениям психической активности, характеризующимся повышенной утомляемостью (чувством слабости), снижением интересов, апатией, безразличием, сменой психомоторного возбуждения и психомоторной заторможенности. Другая группа нарушений — поведенческие и двигательные нарушения, которые включают такие симптомы, как повышенную чувствительность к средовым воздействиям, ранимость, элементарные двигательные расстройства (навязчивые движения, заикания, тики и т. п.).
Особое внимание следует обращать на нижеприведенные неблагоприятные проявления:
- необъяснимое упрямство, отсутствие эффекта от переубеждений, или чрезмерно быстрая смена настроения, увлечений, неустойчивое поведение, постоянно повторяющиеся, явно легкомысленные поступки;
- частые ссоры, повышенная конфликтность, немотивируемая грубость, злобность, пререкание или чрезмерная угодливость, податливость;
- истерическое поведение, стремление обратить на себя внимание любым путем, демонстративность, выраженный эгоизм, эгоцентризм или, напротив, самоуничижение, постоянная подавленность, неадекватная пугливость, мысли о самоубийстве;
- явная неадекватность поведения даже во вред себе, необъяснимые поступки, выраженная неупорядоченность, неорганизованность поведения или гипертрофированный педантизм;
- цинизм, развязность, бестактность, бравирование, или гипертрофированная застенчивость, неадекватный страх.
Необходимо отметить, что такие поведенческие отклонения, как плохо управляемое, неадекватное поведение (грубость, неподчинение приказам), искаженные формы самоутверждения, употребление алкоголя и наркотиков могут возникать как средства социально-психологической компенсации и одновременно являются факторами риска.
Различают несколько типов личности, которые в силу изначально присущих им свойств не могут успешно справляться со своими служебными обязанностями в экстремальных ситуациях [12; 16].
К первому из них (тип А) были отнесены те, у кого отмечалось выраженное стремление к лидерству и самоутверждению. Одновременно наблюдается отсутствие выработанной жизненной позиции и устойчивых убеждений. Стремятся реализовать свои честолюбивые цели за счет других, не склонны к анализу своего и чужого поведения.
Ко второму типу (тип Б) относятся те, у которых основной личностной характеристикой является повышенная активность, проявляющаяся во всех сферах жизни. В то же время снижено чувство ответственности, ослаблен самоконтроль, ярко выражено постоянное влечение к переживанию ситуаций с «острыми ощущениями».
К третьему типу (тип В) относятся лица, стремящиеся, прежде всего, выделиться, добиться восхищения, вызвать удивление у окружающих. Такие люди отличаются живостью, артистизмом, хорошей фантазией. В ситуациях стресса такие индивидуумы подвержены панике и невротическим срывам.
В зависимости от сочетания тех или иных личностных проявлений, выделяют следующие варианты поведенческой дезадаптации [14; 15]:
- Тревожно-астенический вариант. Такие лица плохо переносят психические перегрузки, давая реакции ухода от ситуации, с вытеснением негативных моментов внешнего воздействия, избегания трудностей и задач, неосознанно ощущаемых как невыполнимые.
- Ригидно-агрессивный вариант. Выделяют два типа данного варианта. Первый — это активные, целеустремленные, уверенные в себе лица с гипертрофированным чувством собственного достоинства. Второе — лица, характеризующиеся нереализованностью упомянутых тенденций и соответствующей фрустрацией, проявляющейся в системе негатива ко всему происходящему, враждебностью и злобностью к окружающему, ощущением собственной обделенности и неоцененности.
- Истеро-экспрессивный вариант. Основная цель поведения — привлечь внимание окружающих, стремление казаться опытными. В боевой ситуации часто возникают состояния от «боевой экзальтации» до неадекватной ажитированности (возбуждения).
- Псевдоинициативный вариант. Внешне активны, подвижны, деятельны, бодры, оптимистичны, фон настроения приподнятый, однако, за внешней положительной маской чувствуется усиленно подавляемая тревожность и напряженность.
- Социально-девиантный вариант. Активны, решительны, рискованны, смелы, мужественны, бесшабашны. Однако в большинстве случаев обнаруживают склонность к социально-девиантному поведению, сказывающемуся в алкоголизации, излишнем стремлении к применению физической силы в гражданских операциях, в превышении полномочий, неподчинении вышестоящему начальству и т. п.
- Депрессивно-тревожный вариант. На фоне общей усталости, вялости, утраты энергии и активности проявляется сниженный фон настроения с пессимистическими суждениями, периодичной тревогой, беспокойством.
Боевой стресс может влиять на формирование патологическое изменения личности. Принимая во внимание это утверждение, возникает необходимость более детального исследования донозологических психологических расстройств у военнослужащих, включая поведенческие девиации [10; 13].
Индикаторами хороших адаптационных возможностей личности военнослужащего к условиям профессиональной деятельности в экстремальных условиях, высокой стрессовой устойчивости свидетельствует наличие таких черт как активное стремление к успеху, преодоление препятствий в профессиональной деятельности, самостоятельность в принятии решений в пределах должностной компетенции, выраженная мотивация при достижении цели, гибкость волевых усилий в сложных условиях деятельности. Повышение тревожности в таких случаях носит эпизодический характер, не превышает того предела, при котором тревожность становится чертой личности, т. е. фактором, дезорганизующим поведение. Военнослужащих и сотрудников спецподразделений указанной группы отличает настойчивость, рациональность, целенаправленность в действиях, склонность к анализу своих поступков, выраженное умение собирать и классифицировать служебную информацию, склонность к лидерству, социальная и профессиональная обязательность.
Профилактика и лечение ПТСР предполагает: формирование зрелой и адекватной мотивации у участников БД; повышение уровня профессионально-психологических знаний, умений, навыков, связанных с особенностями действий в экстремальных условиях; освоение навыков саморегуляции эмоциональных состояний; информационную подготовку (этнографические особенности региона, причина конфликта, национальный характер и традиции, особенности межнационального общения и т. д.).
Профилактика и лечение ПТСР на современном этапе является важной и актуальной проблемой. Хотя мнения многих исследователей ПТСР о необходимости применения психотерапевтических мероприятий и лекарственной терапии при этой патологии сходятся, однозначной и устоявшейся точки зрения на результаты лечения ПТСР в настоящее время нет. Одни исследователи считают, что ПТСР — расстройство полностью излечимое, другие утверждают, что его симптомы полностью устранить не представляется возможным [1]. Но, учитывая, что ПТСР обычно вызывает нарушения всех важных сфер жизнедеятельности личности, очевидно одно: целесообразно применение психотерапии интегративного характера, затрагивающего несколько уровней: биологический, психологический, социальный.
Разработка проблемы изучения механизмов формирования психологических проблем и психосоматических расстройств у участников боевых действий состоит в детальном определении роли социальных факторов в процессе дезинтеграции психической деятельности и возможности разработки профилактических и лечебных мероприятий, направленных на сохранение психического здоровья и боеспособности военнослужащих и сотрудников спецподразделений.
Список литературы:
- Бундало Н.Л. Лечение хронических невротических и соматоформных расстройств трансактно-тренинговой методикой: Автореф. дис. на соискание уч. степени к.м.н. — Красноярск, 2001 — 18 с.
- Варданян Б.Х. Механизмы регуляции эмоциональной устойчивости // Категории, принципы и методы психологии. Психиче Варданян Б.Х. Механизмы регуляции эмоциональной устойчивости // Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы. — М.: Наука, 1983. — С. 542—543.
- Горбов Ф.Д., Лебедев В.И. Психоневрологические аспекты труда операторов. — М.: Медицина, 1975. — 206 с.
- Китаев-Смык Л.А. Организм и стресс: стресс жизни и стресс смерти [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://modernlib.ru/books/l_a_kitaev-smik/organizm_i_stress_stress_zhizni_i_stress_smerti/read/ (дата обращения: 23.03.2014).
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1977. — Гл. 4.4.
- Магнуссон Д. Психология социальных ситуаций: хрестоматия / Составитель Н.В. Гришина. — СПб., 2001. — С. 153—159; 178—188.
- Марищук В.Л. Напряжённость в полёте / В.Л. Марищук, К.К. Платонов, Е.А. Плетницкий. — М.: Воениздат, 1969. — 78 с.
- Никонов В.П., Козловский И.И., Славнов С.В. Особенности психической адаптации сотрудников МВД России, несущих службу в районах вооруженных конфликтов (Северо-Кавказский регион) // Русский медицинский журнал, 1996. — Т. 4, № 11. — С. 704—710.
- Прангишвили А.С. Исследования по психологии установки. Тбилиси: Мецниереба, 1967. — 340 с.
- Пуховский Н.Н. Психопатологические последствия чрезвычайных ситуаций. М.: Академический проект, 2000. — 286 с.
- Сакерин В.В., Головко Н.В., Певзнер О.Г., Рабочий А.В. К вопросу о посттравматических стрессовых расстройствах у военнослужащих // Социальная и клиническая психиатрия, 1998, — № 4. — С. 115—116.
- Собчик Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ. СПб.: Речь, 2000. — 219 с.
- Сидоров П.И., Лукманов М.Ф. Особенности пограничных психических расстройств у ветеранов войны в Афганистане. // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова, 1997. — № 3. — С. 20—25.
- Тарабрина Н.В. Психологические последствия войны // Психологическое обозрение, 1996 — № 1(2). — С. 26—29.
- Тарабрина Н.В., Лазебная Е.О. Синдром посттравматических стрессовых нарушений: современное состояние и проблемы // Психологический журнал, 1992. — № 2 — С. 14—29.
- Shalom D. Benbenishty R. Solomon Z. Mental health officers' causal explanations of combat stress reaction // J. Trama Stress. 1995. — V. 8. — P. 259—269.