МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ 10—12 ЛЕТ В ТЯЖЕЛОЙ АТЛЕТИКЕ СРЕДСТВАМИ КРОССФИТА
Конференция: XI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: 8. Физическая культура
XI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ 10—12 ЛЕТ В ТЯЖЕЛОЙ АТЛЕТИКЕ СРЕДСТВАМИ КРОССФИТА
Отечественная школа тяжелой атлетики сохраняет высокие позиции на международной арене. Ее характеризует безупречная техническая и физическая подготовленность российских тяжелоатлетов. Поэтому от качества подготовки молодой спортивной смены зависит будущее российской тяжелой атлетики. Следовательно, задача повышения мастерства тяжелоатлетов требует прежде всего улучшение работы с детьми в спортивных школах.
Методика обучения детей 10—12 лет технике классических упражнений в тяжелой атлетике имеет свои особенности в связи с развитием их физических качеств, присущих именно этому возрасту.
Цель исследования. Совершенствование методики обучения детей 10—12 лет для повышения физических качеств.
Задачи исследования:
- Теоретически разработать методику обучения детей 10—12 лет направленную на развитие физических качеств.
- Экспериментально обосновать эффективность методики обучения детей 10—12 лет средствами кроссфита в учебно-тренировочном процессе.
Для решения поставленных задач был проведен педагогический эксперимент. Цель эксперимента заключалась в определении на протяжении одного учебного года показателей физических качеств детей 10—12 лет, занимающихся в группе начальной подготовки в секции тяжелой атлетики. Для осуществления педагогического эксперимента были сформированы две группы контрольная и экспериментальная по 5 человек каждая в возрасте 10—12 лет.
Учебно-тренировочные занятия в контрольной группе проводились в полном соответствии с программой для СДЮСШОР по тяжелой атлетике.
А учебно-тренировочные занятия в экспериментальной группе включали в себя циклические тренировки, построенные на принципах системы Кроссфита.
Кроссфит — это вид фитнеса, в программу которого входят функциональные комплексные упражнения силовой направленностью, выполняющиеся в аэробном режиме в зоне высокой интенсивности продолжительностью не более 20 минут.
Учебно-тренировочные занятия с циклической направленностью с применением комплексных упражнений кроссфита в экспериментальной группе проходили один раз в 10 дней и строились в соответствии с общими закономерностями построения занятий по физическому воспитанию. В начале каждого такого занятия проводилась подготовительная часть продолжительностью 15 минут, в которую входили комплексы специально беговых упражнений и общих развивающих упражнений, которые направлены на подготовку организма к предстающим нагрузкам.
Основная часть тренировочного занятия состояла из комплексов упражнений кроссфита продолжительностью 20 мин. За это время необходимо выполнить как можно больше циклов упражнений. В каждом упражнении 10—15—21 повторов, перерыв между подходами и выполнениями упражнений минимальный. Предложенный набор упражнений фиксировался секундомером, т. е. в учебно-тренировочном процессе применялся соревновательный метод обучения, тем самым мотивировал юных штангистов к регулярному посещению учебно-тренировочных занятий.
В конце учебно-тренировочного занятия (заключительная часть — 10 мин), выполнялись упражнения на гибкость и на расслабление.
Для оценки развития физических качеств были использованы контрольные тесты, позволяющие объективно определить развитие физической подготовленности детей.
Общая физическая подготовленность юных спортсменов оценивалась с помощью следующих тестов:
- бег на 60 метров с высокого старта;
- бег на дистанцию 1000 м;
- прыжок в длину с места толчком двух ног.
Результаты, полученные в ходе исследования, были подвергнуты обработке методами математической статистики. Сравнение результатов исследования между показателями экспериментальной и контрольной групп, расчет достоверности различий проводились по критерию Стьюдента.
Сравнительный анализ результатов прироста показателей общей физической подготовленности детей 10—12 лет между группами после эксперимента (табл. 1) показал, что в тесте бег на 60 метров (определяет быстроту) в контрольной группе после эксперимента средняя величина составила 10,5±0,36 сек., а в экспериментальной группе 8,8±0,56 сек. Результат прироста (уменьшение времени) в контрольной группе составил — 9 %, а в экспериментальной группе — 11 %, t — критерий Стьюдента t=6,1 эти данные говорят о значительном приросте по t-кр. Стьюдента, при p<0,01, что является достоверным. Полученные данные позволяют нам говорить об увеличении результата на 2 % больше в экспериментальной группе. Экспериментальная методика с применением комплексов упражнений кроссфита положительно влияет на развитие физического качество «быстроты» детей 10—12 лет.
В тесте бег на 1000 метров (тест определяет общую выносливость), в контрольной группе после эксперимента средняя величина составила 290,8±33,48 сек., а в экспериментальной группе 228,4±24,55 сек. Результат прироста (уменьшение времени) в контрольной группе — 8 %, а в экспериментальной группе — 22 %, эти данные говорят о значительном приросте по t-кр. Стьюдента, при p<0,01, что является достоверным. Полученные данные позволяют нам говорить о тенденции увеличения результата больше в экспериментальной группе на 14 % от контрольной группы. Такой результат прироста общей выносливости в экспериментальной группе объясняется применением в учебно-тренировочном процессе циклических тренировок, построенных на принципах системы Кроссфита.
Таблица 1.
Сравнительная характеристика результатов прироста показателей общей физической подготовленности детей 10—12 лет в контрольной и экспериментальной группах
Группа |
Статистические показатели |
Контрольные тесты |
||
Бег на 60м. (сек) |
Бег на 1000м. (сек) |
Прыжок в длину с места (см) |
||
КГ |
Х ± σ |
10,5±0,36 |
290,8±33,48 |
158,2±12,88 |
Прирост, % |
-9 |
-8 |
8 |
|
ЭГ |
Х ± σ |
8,8±0,56 |
228,4±24,55 |
194,4±10,30 |
Прирост, % |
-11 |
-22 |
11 |
|
Соотношение прироста экспериментальной от контрольной группы, % |
2 |
14 |
3 |
|
tкр-Стьюдента |
6,1 |
4,2 |
5,0 |
|
Достоверность различий (p) |
p<0,01 |
p<0,01 |
p<0,01 |
В следующем тесте прыжок в длину с места (тест позволяет определить скоростно-силовые способности), в контрольной группе после эксперимента средняя величина составила 158,2±12,88 см, а в экспериментальной группе 194,4±10,30 см. результат прироста в контрольной группе 8 %, а в экспериментальной группе 11 %, эти данные говорят о значительном приросте по t-кр. Стьюдента, при p<0,01, что является достоверным. Это позволяет нам говорить о тенденции увеличения данного показателя на 3 % больше в экспериментальной группе.
Таким образом, полученные нами в процессе педагогического эксперимента данные тестовых упражнений общей физической подготовленности детей 10—12 лет позволили обосновать эффективность применения в тяжелой атлетике методики циклической тренировки, с элементами кроссфита.
Список литературы:
- Дворкин Л.С. Подготовка юного тяжелоатлета.: Учебное пособие. — М.: Советский спорт, 2006, — 396 с.
- Никитушкин В.Г. Теория и методика юношеского спорта: Учебник. / В.Г. Никитушкин // : — М.: Физическая культура, 2010. — 208 с.