Статья:

ЗНАЧЕНИЕ СИМВОЛОВ В МУЛЬТФИЛЬМЕ САЛЬВАДОРА ДАЛИ «DESTINO»

Конференция: XI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 1. Искусствоведение

Выходные данные
Богданова А.В. ЗНАЧЕНИЕ СИМВОЛОВ В МУЛЬТФИЛЬМЕ САЛЬВАДОРА ДАЛИ «DESTINO» // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(11). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/4(11).pdf (дата обращения: 25.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 31 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ЗНАЧЕНИЕ СИМВОЛОВ В МУЛЬТФИЛЬМЕ САЛЬВАДОРА ДАЛИ «DESTINO»

Богданова Александра Вадимовна
студент Ростовского Государственного Строительного Университета, РФ, г. Ростов-на-Дону
Герман Ирина Германовна
научный руководитель, преподаватель МБОУ Гимназии № 12, РФ, г. Ростов-на-Дону

 

Сюрреализм не просто направление в искусстве с задекларированными в журналах принципами, а способ мышления и бытия вообще. Так считал Сальвадор Дали — гений сюрреализма.

Сальвадор Дали (Salvador Felipe Jacinto Dalí i Domènech, Marqués de Púbol) — человек, жизнь и творчество которого спровоцировали в свое время настоящие взрывы восторга и негодования в обществе. Он стал одной из самых одиозных и эксцентричных фигур XX века. Рожденный 11 мая 1904 года, Сальвадор Дали дожил до преклонного возраста, до 85 лет, став современником многих изменений в искусстве и обществе. А часто — и причиной этих изменений.

В своём стремлении разрушить любые стереотипы сюрреалисты опирались на ряд популярных философских теорий. Многое они позаимствовали из учения о бессознательном Зигмунда Фрейда. Именно поэтому в их творчестве особое значение приобрели фантазии, грёзы, сны и, конечно же, символы. На вооружение была взята и теория французского философа Анри Бергсона, в которой особая роль отводилась интуиции, создающей, по их мнению», «сверхреальность». В работах сюрреалистов удивительным образом реальность сочеталась с иррациональным, случайным и фантастичным. Главная идея сюрреализма объяснялась фразой: «Прекрасно, как случайная встреча на анатомическом столе зонтика и швейной машинки» [2, с. 308].

Сальвадор Дали, как и другие сюрреалисты — М. Эрнст, Р. Магритт, И. Танги и др. — развивал свое творческое «Я» с помощью традиционных для сторонников этого течения методов: видоизменение природных явлений, приём «сопоставление несопоставимого», созданный сюрреалистами поэтико-терапевтический или анти-терапевтический метод (своего рода «альтернативный психоанализ», основанный на фрейдерском психоанализе).

Однако Дали воспринял новую философию в ее радикальном проявлении: предложив свой собственный, «параноико-критический» метод в живописи, он вторгся в мир причудливых воспоминаний, кошмарных сновидений, эротических желаний и волшебных фантасмагорий [2, с. 311].

Выполненная в присущей только Дали гротескной манере и пропитанные духом нереальности, картина «Постоянство памяти» (рис. 1) — одна из самых известных в мире. На пустынном фоне располагается странное существо, в очертаниях которого можно рассмотреть одновременно как слизня, так и человека, точнее — его ухмылку. В центре композиции расплавленные циферблаты часов — растёкшееся время, время, потерявшее власть над этим местом. А окружают часы символы вечности бытия — спокойное море, чистое небо и мёртвые каменные горы. Засохшее дерево символизирует тленность человеческой жизни. Время остановилось, а вместе с ним остановились и люди в своей вечной суете (муравьи на крышке часов). Да, человек научился считать время, но так и не научился правильно им распоряжаться.

 

Рисунок 1. Сальвадор Дали «Постоянство памяти»

 

Идеи Дали подчас столь ярко противоречили здравому смыслу, что понять их мало кто мог: он был сторонником «музейной живописи» и одновременно предлагал снести центр Барселоны, чтобы на его руинах выстроить город будущего. Но говорить, что Дали был непоследователен в своих мыслях и действиях — значит лишь подтвердить его «необычность».

Когда на одном временном отрезке пересекаются две гениальные личности, взаимодействие между ними неизбежно. Судьбе было угодно не только поселить Сальвадора Дали и Уолта Диснея в одну эпоху, а и познакомить их. Дисней, признанный гений мультипликации, был так заинтригован творческим гением испанца, что предложил Дали создать мультфильм, который был бы воплощением сюрреализма, — «Destino» [3].

Идея пришлась художнику по душе и в 1945 году он вместе с командой Уолта Диснея начал работу над мультфильмом «Destino» («Дестино»). В результате 8-месячной работы Дали и художника студии Disney Джона Хенча был создан отрывок длительностью 18 секунд и огромное количество рисунков и набросков.

Но в послевоенное время творческие замыслы Сальвадора Дали не осуществились: проект «Destino» был закрыт по указанию владельца студии, Уолта Диснея. Официально озвученная причина — финансовые трудности компании, связанные с тем, что все годы Второй мировой войны мультипликатор выполнял правительственные заказы, которые почти не приносили студии дохода.

Более полувека пролежали материалы для «Destino» «в столе». Мысль завершить начатый Дали проект принадлежит Рею Диснею, племяннику легендарного мультипликатора. Он предложил Бэйкеру Блодуорту стать продюсером картины, а французу Доминику Монфэри — режиссером. В команду художников, состоящую из 25 человек, вошел и Джон Хенч, которому исполнилось к тому времени 95 лет. С его помощью, а также благодаря записям из дневника жены Сальвадора Дали, и стала возможной реализация замыслов гениального сюрреалиста. Премьера «Дестино» состоялась в 2003 году, за год до столетия маэстро.

Мультфильм состоит более чем из полусотни символов. Да и название «Destino» уже само по себе означает «судьба».

В основе мультфильма лежит танец. Подобно музыке с ее ритмической структурой, он выступает как символ миросозидания. Ритмичному движению приписывают императивные функции, действующие в космическом масштабе; оно также подразумевает накопление и концентрацию силы или высвобождение излишней энергии.

Мультфильм напоминает дерево: ствол (музыка и танец героини) — символ; ветви, широкие (пустыня, ночь и день, время, развалины старого города) и тонкие (обелиски, пирамида, тень), тоже символы, покрытые листьями (колибри, одуванчик, бокал с водой, муравьи) — опять символами.

Чтобы понять и разгадать смысл мультфильма, необходимо уделить внимание не только «стволу», но и каждому «листику» этого дерева (таблица 1).

Таблица 1.

Значение и раскрытие символов в мультфильме «Destino»


Символ


Общее значение


Значение в сюрреализме


Пустыня


В христианской и иудейской культуре пустыня имеет большое значение как место Откровения (беседы с Богом). Именно в пустыне обе великие монотеистические религии находят источник своего зарождения. Обозначает также одиночество.


Как рождается сюрреализм? А может как оазис посреди бескрайных песков, так и сюрреализм – в центре уже устоявшегося мира.

Оазис всегда ожидаем путниками и всегда внезапен. Аналогично же и с сюрреализмом: творцам стало мало стандартного искусства, их работы не то, что выходили за рамки, они их уничтожали. Многие ждали перемен в классическом искусстве, и всё же такие коренные изменения стали неожиданными для масс.


Песок


Нестабильность, непостоянство


Изменчивость окружающего мира


Оазис


Плодородие


Приближение к природе


Обелиск:


пирамида


творящая солнечная сила, вечность, путь к Богам, прочность


Сюрреализм вечен, как и памятник (память), приближен к Божественному и космическому


часы


время


статуя девушки


скованная душа


Каменные часы


Символ божественного провидения, которое приводится в движение сокрытыми от нашего взора тайными жестами


Сюрреалисты — творцы, наполнившие свои работы огромным количеством символов и жестов


Яйцо на заднем плане


Новая жизнь


Возрождение


Колибри


любовь к жизни и жизнерадостность, счастье


В каждой работе художник преследовал определённую цель, но когда он работал — испытывал счастье, полное и настоящее


Трещины


Раскол, непрочность


Всё может разрушаться. И главный враг сюрреализма — время, за которое происходит пересмотр ценностей, жизненных приоритетов и способов их выражения.


Космос


от греч. kosmos — «порядок», «упорядоченность»; «строение», «мировой порядок», «мироздание», «мир»; «наряд»; «украшение», «краса»


В сюрреализме, как и в каждом течении искусства, есть свой определенный порядок, который не нарушает органичность законов Вселенной, а наоборот, органично вписывается в процесс мироздания


Девушка становится больше обелиска


Рост внутреннего мира


Стремление к освобождению скрытых в подсознании творческих сил.


Стрелки часов сгорают


Покорение времени, оно больше не властно


В сюрреалистических произведениях время преломляется, сдаваясь на милость творца-художника


Поцелуй статуи


Соединение, передача энергии, любовь, чувства


Сюрреализм — это чувства, и их отражение в материальном мире, основанное на передачи энергии


Луна


владычица женского начала, изобилие, циклическое обновление, возрождение, бессмертие, изменчивость, интуицию и эмоции.


Сюрреалисты опирались на интуицию и чистые эмоции, в каждой работе доказывая, что это течение бессмертно, а если и наступает смерть, то за ней идёт возрождение.


Статуя рассыпается


Кратковременность чувств, хрупкость


Человек — очень хрупкое существо, жизнь которого основана на чувствах и эмоциях, зачастую ложных.


Белые бабочки


Символ трансформации и бессмертия благодаря своему жизненному циклу; символ души


Душа бессмертна, а с помощью творчества она отражается в современной реальности.


Спираль


время, циклические развитие, продолжение, непрерывность, центростремительное и центробежное движение, ритм дыхания или самой жизни — как часть плавной и бесконечной линии

плодовитость, деторождение

жизненная сила (на уровне Космоса микрокосмоса).

вечное изменение;


Всё развивается по спирали, и сюрреализм не исключение. Основанный в 20-х годах, в своих рядах встречал и предателей, и героев, в 39—40х — пережил свой рассвет, к 60 м — замедлился, стабилизировался в развитии


Девушка идёт по спирали


скрытая сила

движение к центру,  просветлению и мудрости;


Движение к просветлению и мудрости


Поднимается вверх по статуи девушки


Путь к цели, к высшему началу


Путь к цели, к высшему началу


Бокал с водой


Очищение (чаша)


Чистота души и разума


Одуванчик


Весна и доброта


Возрождение после смерти (зимы)


Музыканты


Игра чувств, выплеск внутренних эмоций, материализация души


Игра чувств, выплеск внутренних эмоций, материализация души


Потеря платья


беззащитность


Сюрреализм сейчас кажется великим и могучим, но на своей заре это течение долгое время было беззащитно перед общество, которое его не могло принять


Девушка прячется в раковину


Спрятаться, уйти от реальности, от беды


В своих работах сюрреалисты уходили от жестокой реальности, создавая новую сверхреальность, в которой и искали утешения.


Падает с высоты


Чем выше взлетаешь, тем громче падаешь


Чем выше взлетаешь, тем громче падаешь


Её пытаются поймать, но она слетает


Власть над собой, временем и пространством


Как мир меняет художника, так и художник преображает мир вокруг себя, беря власть над пространством и временем


Колокольчик


Безграничная открытость, дающая место для мудрости.


Безграничная открытость, дающая место для мудрости.


Тень


Символ негативного начала, в противоположность положительному солнечному; символизирует душу человека. Попасть в тень другого человека — плохая примета.


Противоречивость: желание скрыться ото всех и, наоборот, открыться для всего мира.

Страх перед своей тёмной половинкой.


Прыжок в песок, в тень (ныряет)


Принять свою тёмную сторону, смериться.

Непорочность, чистота


У каждого человека есть две половины. Иногда мы отдаём власть над собой второй, тёмной, половине. Это может мучить каждого, не только представителя сюрреализма. И единственный способ справиться с ней — это принять, принять и сделать частью себя, смириться. И тогда душа и разум отчистятся, давая пищу для творчества.


Белое платье


Свет


Добро, свет, вечность


озарение


Одуванчик


Весна и доброта


Возрождение после смерти


Из обелиска с часами из груди вылетает настоящая колибри


Символ радости жизни


Возрождение, победа жизни над вечностью и временем.


Темнота


Изменчивость мира, страх


Упадок сил, усталость, ощущение безвыходности, потеря надежды


Часы светятся белым


Свет, выход есть всегда, его нужно увидеть


Безвыходных ситуаций не бывает, выход — это свет, и нужно идти к нему


Стрелки исчезают


Вечность, бесконечность

Бессилие, сдалась

Победа над временем


Сюрреалисты стирают границы времени и пространства, им не нужны рамки и штампы

 


Девушка падает


Часы плавятся и стекают


Захватывают часы девушку


Плен времени


Но убегая от времени, можно попасть в его западню


Девушка пытается вырваться


Борьба со страхом, собой, миром, вселенной


Побеждая свои страхи и противоречия в несовершенном мире, творишь свою Вселенную, свою новую Сверхреальность.


Вырывается, оставляя в плену у времени свою статую


Потеря части себя. Остаётся память, но девушка получает свободу


Сюрреализм — это свобода, свобода от предрассудков, штампов и принципов.


Прилетает колибри


Символ радости жизни


Возвращение к жизни


На запястье помятые часы


Власть над своим временем


Власть над своим временем


Ладонь (рука)


Власть (мирская и духовная), действие, сила, господство, защита и вера в то, что она способна передавать духовную и физическую энергию.


Передача энергии через творчество


Из ладони вылезают муравьи


Трудолюбие. Работа, тяжкий труд, упорство


Из меньшего складывается большее, из малого — великое. Мы едины, но состоит из миллиардов «муравьёв», а Вселенная — из миллиардов миров.


Оказываются на остатках старого разрушенного города


Предрассудки, испытания, проверка чувств


Отход от канонов, непринятие старого, способны разрушить любую стену на своем пути, чтобы добиться своей цели, разгадывая чужие тайны, не раскрывая своих.

способны были разрушить любую стену на своем пути, будь то понятие о красоте, правила поведения, общепринятые истины и аксиомы


Растут стены из песка на их пути


предрассудки


Образуется лабиринт


мир, Вселенная, непостижимость, движение, сложная проблема, заколдованное место. Это символ таинственности, загадочности, имеющий множество различных толкований, часто противоречивых, иногда пугающих.


Она вызывает птиц


Символ духа и души, свободы


Птицы указывают путь


Нахождение пути


Нахождение пути


Арка с дугой


Арка (дуга), в первую очередь, — символ небесного свода, бога Неба. Прохождение через арку означает новое рождение после полного отказа от своей старой природы


Так и сюрреалисты, «отключаясь» от мира, отказывались от своей старой природы, после чего рождались вновь в своих работах.


Голова медузы горгоны


Это наиболее откровенное олицетворение враждебного зла, Великая Мать в ее ужасном аспекте разрушителя, воплощение ужаса. Один взгляд на нее обращал людей в камень, поэтому ее изображение впоследствии стало защитным амулетом.


На самом деле мир сюрреалистов хрупок, пока он держится только на их вере, вопреки укорам непонимающего общества. Но эта хрупкость не заметна простому обывателю, он видит только страшные, сильные и ужасные символы, не вдумываясь и не понимая сакральный смысл и истинное предназначения этих «страшных» знаков.


Яйцо становится безбольным мячом


жизнь умирает, теряя душу


Если потеряешь душу, потеряешь свободу


Две черепахи, идущие на встречу друг другу


сила, терпение, выносливость, постоянство, медлительность, плодородие, долголетие, старческую крепость, мудрость, символ космического порядка.


Космический порядок, мудрость, постоянство и долголетие — всё это тоже нашло отражение в сюрреализме


Между черепахами образуется силуэт колокольчика-девушки


Бессмертность души


Бессмертность души, воскрешение


Теряет голову


Страсть, захват чувствами


Предпочитают разуму - чувства


он же его и отбивает


Жестокость, боль


Но чувства нередко приносят боль


Забивает гол, но сердце девушки погибает


Смерть и победа


Иногда, чтобы победить, надо умереть. И тогда ты перестанешь подчиняться времени, став окончательно свободным


Обелиск и девушка на нём с часами


Возрождение души, реинкарнация


Бессмертность души, воскрешение


В сердце дыра


Боль, одиночество


Боль, одиночество


А в ней арка дугой


Арка (дуга), в первую очередь, — символ небесного свода, бога Неба

 


Прохождение через арку означает новое рождение после полного отказа от своей старой природы. Поддержка Богов


С девушкой-колокольчиком


Безграничная открытость, дающая место для мудрости.


Сюрреалисты открыты всему миру, они делятся мудростью и знаниями, только не все могут принять этот дар


Семена одуванчика вылетают


возрождение


Материальное и духовное возрождение


Танец


космическая созидательная энергия, трансформация пространства во время, ритм вселенной, имитация божественной «игры» творения, поддержание силы, эмоций, активности


космическая созидательная энергия, трансформация пространства во время, ритм вселенной, имитация божественной «игры» творения, поддержание силы, эмоций, активности.


Часы, горящие часы, свеча


Атрибуты отмеренного времени — часы; это символ неуловимости настоящего мгновения.


Пространство раздвигается, время останавливается и открывается мир сюрреализма, созданный из противоречий, из самой непредсказуемой парочки в нашей реальности: из жизни и смерти


Дорога


Образ неумолимого времени, поиск


Даже великое подчиняется неумолимым законам времени. Но в своих работах сюрреалисты пытались убежать и убегали от этих законов.

 

Всё развивается по спирали: история, наука, человек…. Не исключение и сюрреалисты. Их путь — лезвие клинка, их жизнь — вечные волны, налетающие на могучие скалы, их душа — целая Вселенная — неуловимая и самая великая тайна всех времён. И все эти грани колыбелью качает спираль времени, заставляя взлетать к облакам и падать на камни, дотягиваться до звёзд и обнимать холодные горные кряжи, жить и умирать.

Произведение «Destino» — произведение-символ — и есть сюрреализм, создание невозможного, соединение космического и земного, смертного и вечного, крик души и выплёск всех чувств и страстей.

Хаотичность образов порой уступает место их большей продуманности, и сюрреальность становится не просто самоцелью, но обдуманным методом высказывания идей, стремящихся разорвать обыденные представления о мире, жизни и человеке.

Сальвадор Дали похож на рискованный эксперимент, он словно испытывает культурные традиции Европы на прочность, сталкивая между собой и причудливо соединяя несоединимое. Но в результате создания этих чудовищных образных и смысловых амальгам явно распадается сама материя, из которой они состоят. Дали опасен для тихого и уютного устройства человеческих дел, для человеческого «благосостояния» (в широком смысле слова) не потому, что он «реакционер» или «католик», а потому, что он дискредитирует полярные смысл и ценности культуры. Он дискредитирует и религию и безбожие, и нацизм и антифашизм, и поклонение традициям искусства и авангардный бунт против них, и веру в человека и неверие в него.

И поэтому можно утверждать, что сюрреализм, действительно, есть не течение в искусстве, а именно тип мышления, система ментальности, способ взаимодействия с миром и, соответственно, стиль жизни. Сюрреализм стремился по-новому поставить и решить коренные вопросы бытия и экзистенции человека. На меньшее он не соглашался.

 

Список литературы:
1.    Бидерманн Г. Энциклопедия символов — М.: Республика, 1996 — 335 с.
2.    Данилова Г.И. Мировая художественная культура от XVII века до современности, учебник, — М.: Дрофа, 2007 — 400 с.
3.    Дали: ХХ век глазами гения — dali-genius.ru [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://www.dali-genius.ru/Destino.html (дата обращения: 05.04.2014).
4.    Холл Д. Словарь сюжетов и символов в искусстве, перевод с английского А.Е. Майкапара — М.: КРОН-ПРЕСС, 1996.
5.    Энциклопедия символовов — символы и знаки [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://sigils.ru (дата обращения: 05.04.2014).