РЕЧЕВЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ И ИХ СВЯЗЬ С ФИЗИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7—10 лет
Конференция: XI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: 8. Физическая культура
XI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
РЕЧЕВЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ И ИХ СВЯЗЬ С ФИЗИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7—10 лет
Аннотация. В статье рассмотрена и обоснована взаимосвязь между речевыми отклонениями и слабым физическим развитием школьников. Так же проведена коррекционная работа на основе адаптационных физических упражнений, специально подобранных для того или иного речевого дефекта. Данная статья может быть полезна для инструкторов ЛФК. И использоваться на занятиях в школах — интернатах V вида.
В последние годы отмечается значительный рост количества детей с различными трудностями обучения в начальной школе. Количество детей, имеющих различные речевые нарушения, с каждым годом увеличивается. В связи, с чем актуальность решения проблем коррекционно-воспитательной работы с детьми, страдающими речевыми нарушениями, приобретает огромное значение.
Анализ специальной литературы свидетельствует о том, что представления о физическом развитии и физической подготовленности детей с нарушениями речи носят противоречивый характер. Фидирко М.А. (1989) считает, что заикание у детей не вызывает значительных отклонений в их физическом развитии. Авторы работ С.С. Липедевский, В.П. Баранова (1960) на основе клинических исследований заикающихся подростков не установили в их физическом статусе каких-либо отклонений. Однако более, чем у 98 % обследованных ими заикающихся детей были обнаружены нарушения в вегетативной нервной системе. Исследователи отмечают, что значительное отставание детей с нарушением речи в отличие от здоровых сверстников установлено в развитии внешнего дыхания. Низкие показатели амплитуды грудной клетки у заикающихся, по мнению Ю.А. Штана (1982) свидетельствуют о слабости дыхательных мышц.
Материалы и методы обследования.
Научные исследования в 2010—2011 учебном году проводили в ГОУ специальной (коррекционной) школе — интернате № 60 V вида. Обследованы мальчики в количестве 21 человек с 1 по 4 класс, возрастная группа в среднем составила ± 9,5 лет. В двух группах: (КГ) контрольной группы (1) и (ЭК) экспериментальной группы (2) находились дети, имеющие по нескольку диагнозов заболеваний функциональных систем. Школьники контрольной группы занимались физическим воспитанием по программе школы. Дети экспериментальной группы в течение года, дополнительно, два раза в неделю выполняли специализированные физические упражнения по ЛФК.
Рисунок 1. Общие диагнозы обследуемых школьников
Как видно по рис 1, у всех обследуемых школьников имеется различные виды нарушения речи. А так же отслеживаются следующие диагнозы: плоскостопие, нарушение осанки, ослабленная дыхательная система, патология сердечнососудистой системы.
Для оценки уровня пропорциональности и гармоничности развития, метод сигмальных отклонений. (Рост, масса, ОГК — окружность грудной клетки).
Для оценки функциональных показателей организма были проведены следующие методы, частота дыхания в покое (ЧД), проба Штанге (МЗД — максимальная задержка дыхания), измерен пульс в покое (ЧСС — частота сердечных сокращений), а так же измерена (ЖЕЛ — жизненная ёмкость лёгких), экскурсия грудной клетки — ЭГК.
Для определения физической кондиции мышц учащихся. Удержание в статическом состояние, мышц пресса и спины. Проведена оценка гибкости позвоночника, Стрессо-устойчивость сердечно сосудистой системы (С.У.ССС.) на примере прочтение скороговорки.
Таблица 1.
Профилактический комплекс упражнений по ЛФ
п/п № |
На профилактику, развитие чего направлено |
Примерная дозировка |
|
|
|
1 месяц |
|||
1 |
Укрепление связочного аппарата, сил мышц пресса и спины. |
8—15 раз |
Последовательность упражнений следует менять после каждой недели занятий. |
|
2 |
Гибкость и повышение подвижности позвоночника. |
|
В занятия так же были включены различные подвижные игры, с речь-тотивом. |
|
3 |
Мелкой моторики рук. |
|||
4 |
Координация, в пространстве. |
|||
|
2 месяц |
|||
1 |
Гибкость и повышение подвижности позвоночника. |
Не меньше 15 раз |
Последовательность упражнений следует менять после каждой недели занятий. В занятия так же были включены различные подвижные игры, с речь-тотивом. |
|
2 |
Профилактику плоскостопие |
|||
3 |
Формирование правильной осанки.Зеркальные тренировки |
|||
4 |
Укрепление связочного аппарата, сил мышц пресса и спины. |
|||
|
3 месяц |
|||
1 |
Симметричные корректирующие упражнения. |
15—20 раз |
Последовательность упражнений следует менять после каждой недели занятий. В занятия так же были включены различные подвижные игры, с речь-тотивом. |
|
2 |
Развитие общей и мелкой моторики. |
|||
3 |
Дыхательные упражнения по методике Стрельниковой. |
|||
4 |
Укрепление связочного аппарата, сил мышц пресса и спины. |
|||
|
4 месяц |
|||
1 |
Дыхательные упражнения по методике Стрельниковой. |
До 20 раз |
Последовательность упражнений следует менять после каждой недели занятий. В занятия так же были включены различные подвижные игры, с речь-тотивом. |
|
2 |
Гибкость и повышение подвижности позвоночника. |
|||
3 |
Профилактику плоскостопие |
|||
4 |
Симметричные корректирующие упражнения. |
|||
|
5 месяц |
|||
1 |
Гибкость и повышение подвижности позвоночника. |
Не меньше 20 раз |
Последовательность упражнений следует менять после каждой недели занятий. В занятия так же были включены различные подвижные игры, с речь-тотивом. |
|
2 |
Формирование правильной осанки. Зеркальные тренировки. |
|||
3 |
Симметричные корректирующие упражнения. |
|||
4 |
Укрепление связочного аппарата, сил мышц пресса и спины. |
|||
|
6 месяц |
|||
1 |
Формирование правильной осанки. Зеркальные тренировки |
20—25 раз |
Последовательность упражнений следует менять после каждой недели занятий. В занятия так же были включены различные подвижные игры, с речь-тотивом. |
|
2 |
Профилактику плоскостопие |
|||
3 |
Дыхательные упражнения по методике Стрельниковой |
|||
4 |
Укрепление связочного аппарата, сил мышц пресса и спины. |
|||
В таблице 1 представлен график проведения коррекционных занятий с учащимися (ЭК) группы.
Результаты исследования показателей соматического и физического здоровья школьников с нарушением речи после проведения физической реабилитации
Результаты физического развития мальчиков.
Процентное соотношение уровней и гармоничности физического развития, обследованных школьников контрольной (1) и экспериментальной (2) группы до и после коррекции упражнениями ЛФК представлены в таблицы 2.
Таблица 2.
Исходные показатели уровня и пропорциональности физического развития школьников начальных классов
Количество школьников № группы |
Уровни физического развития |
Пропорциональность физического развития |
|||
Высокий |
Средний |
Низкий |
Гармоничный |
Дисгармоничный |
|
До коррекции |
|||||
Группа 1. 10 детей |
1 |
7 |
2 |
6 |
4 |
% |
10 % |
70 % |
20 % |
60 % |
40 % |
Группа 2. 11 детей |
3 |
3 |
5 |
5 |
6 |
% |
30 % |
28 % |
45 % |
46 % |
54 % |
После коррекции |
|||||
Группа 1. 10 детей |
1 |
6 |
3 |
6 |
4 |
% |
10 % |
60 % |
30 % |
60 % |
40 % |
Группа 2. 11 детей |
3 |
6 |
1 |
5 |
6 |
% |
30 % |
60 % |
10 % |
70 % |
30 % |
Среднестатистические показатели кардиореспираторной системы обеих групп (1 и 2) после проведения коррекционных мероприятия.
Таблица 3.
Функциональные показатели кардиореспираторной системы
Группы исследования |
Максимальная задержка дыхания, с |
Частота дыхания, в мин |
ЖЕЛ, л/мин |
Экскурсия грудной клетки, см |
ЧСС, уд/мин |
Норма |
40 |
17 |
2,08 |
4 и выше |
70—115 |
До коррекции |
|||||
1 группа |
23 |
22 |
1,85 |
2,4 |
77 |
2 группа |
24 |
21 |
1,9 |
2,0 |
71 |
После коррекции |
|||||
1 группа |
26 |
23 |
1,79 |
2,5 |
75 |
2 группа |
35 |
19 |
2,3 |
3,5 |
70 |
Таблица 3.15.
Сравнительная характеристика результатов физической кондиции до и после проведения коррекционных мероприятий детей 1 и 2 группы
Группы |
Мышцы пресса |
Мышцы спины |
Гибкость
|
Стресс-устой-чивость ССС |
До коррекции |
||||
Контрольная |
13 |
17 |
-4 |
1,5 |
Экспериментальная |
14 |
17 |
-3 |
1.6 |
После коррекции |
||||
Контрольная |
16 |
22 |
-4 |
1.5 |
Экспериментальная |
19 |
15 |
-1 |
1.1 |
Примечание: мышцы брюшного пресса, выдерживающие напряжения 45 с — высокий показатель; мышцы спины, выдерживающие напряжения 45 с — высокий показатель; показатель гибкости со знаком « +» - хорошо; гибкость со знаком «–» — плохо; стрессустойчивость ССС — 0.9 — 1 — 2 ССС в удовлетворительном состоянии.
Результаты наших исследований показали, что в контрольной группе большая часть детей (70 %) имела средний уровень развития, 20 % низкий, и только 10 % высокий. До проведения физической реабилитации у детей экспериментальной группы, наибольший процент детей (45 %), имел низкий уровень развития, у 28 % детей средний и у 27 % — высокий уровень физического развития.
В обеих группах нами был отмечен большой процент детей развитых диспропорционально: 60 % школьников в 1 группе; 46 % обследованных детей во 2 группе. Явление диспропорции вызвано: или высоким ростом и малой массой тела — это дети астенического типа телосложения; или низким ростом и большой мышечной массой — это дети гиперстенического типа телосложения.
Причинами отсутствия гармоничности физического развития у большого количества детей с патологией речи являются: нарушение внешнего дыхания, отставание в развитии грудной клетки и дыхательных мышц, недоразвитость другой скелетной мускулатуры, снижение двигательной активности.
У детей экспериментальной группы после проведения коррекционных мероприятий процент детей со средним уровнем физического развития вырос с 28 до 60 % в связи с чем, уменьшилось количество детей с низким уровнем физического развития.
У 70 % школьников после коррекции физического развития отмечена выраженная гармония физического развития. Это означает, что рост детей стал соответствовать их массе тела и окружности грудной клетки. Таким образом, в экспериментальной группе увеличилось количество школьников с нормостеническим типом телосложения, что как известно из литературных данных соответствует норме основных функциональных показателей кардиореспираторной системы ребенка.
Наши исследования подтвердили данные литературы в отношение того, что у детей с нарушением речи имеется недостаточность показателей функций дыхательной системы. Все, исследуемые нами показатели (ЧД, МЗД, ЭГК, стресс-устойчивость) до коррекции, проводимой в экспериментальной группе, у обследованных нами детей находились на самом низком уровне. Результаты исследования после коррекционных мероприятий, у детей экспериментальной группы, в отличие от показателей школьников контрольной группы, заметно изменились. Так, максимальная задержка дыхания у детей 2 группы возросла с 23 до 35 с, не достигнув нормы (40 с); высокая частота дыхания (23,3 в мин) снизилась до 18,5 раз в мин (при норме 17); приблизилась к показателям нормы ЖЕЛ; и ЧСС.
Показатели физического здоровья школьников контрольной группы оставались на прежнем уровне. После проведения коррекционных мероприятий у детей экспериментальной группы сила мышц брюшного пресса недостоверно возросла, но оставалась в пределах средних значений. Мышцы спины стали удерживать отрыв ног от пола на нужном расстоянии (15 см). Положительный показатель гибкости отмечен у 3-_х школьников, что составило 28 %. У остальных детей это физическое качество оставалось отрицательным. Стресс — устойчивость к необычным факторам внешней среды по ЧСС уд/мин увеличилась до стандартной величины и составила в среднем 1,8 у. е.
При индивидуальном исследовании показателей, отражающих функциональные возможности внешнего дыхания, наблюдалась большая вариативность, что свидетельствовало о неоднородности по функциональному уровню дыхательной системы детей с тяжелыми нарушениями речи. В каждой обследуемой группе встречались школьники с различным уровнем развития изучаемых показателей, однако у основной массы учащихся с нарушениями речи выявлен низкий уровень развития дыхательной системы в отличие от детей младших классов массовых школ.
При проведении функциональных проб отмечались случае, когда дети после словесного объяснения задания показа не мог его выполнять. Например, дети испытывали затруднения при выполнении форсированного вдоха и выдоха в момент определения ЖЕЛ, задержке дыхания на вдохе и выдохе. Это объясняется снижением способности к произвольному управлению дыханием, вызванное влиянием основной патологии.
Знания недостатков в развитии системы дыхания у детей с различными патологиями и использование их в процессе адаптивного физического воспитания могут способствовать сокращению сроков логопедической работы и повышению ее общей эффективности.
Выводы.
1. Изучена и проанализирована специальная литература по избранной теме выпускной квалификационной работе.
2. Больше 50 % младших школьников, с нарушениями речи имели низкий уровень, и дисгармоничность физического развития за счет большой массы тела, что соответствовало гиперстеническому типу телосложения. Для другой части детей был характерен высокий уровень развития и дисгармоничность в результате малой массой тела и астенического типа телосложения.
3. Коррекционные мероприятия, проводимые в течение учебного года в экспериментальной группе, способствовали увеличению количества детей со средним уровнем, гармоничности физического развития и нормостеническому типу телосложения.
4. Низкие функциональные возможности дыхательной системы детей с нарушениями речи под влиянием физической реабилитации стали близкими к показателям нормы детей массовых школ.
5. Низкие показатели физических способностей у обследованных детей после проведения коррекционных мероприятий изменились: сила мышц брюшного пресса увеличилась в пределах средних значений, мышцы спины так же увеличились, но не достигли средних показателей, и только двигательное качество гибкость сохранилась на низком уровне.
6. Установленная нами сниженная способность к произвольному управлению дыханием у школьников с нарушениями речи вызвано влиянием основной патологии.
Список литературы:
1. Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи детей. — СПб.: Речь, 1993.
2. Евсеева С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры: Учебник. В 2 т. Т. 1. Введение в специальность. История и общая характеристика адаптивной физической культуры / Под общей ред. проф. Евсеева. С.П. — М.: Советский спорт, 2002.
3. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. — М.: Просвещение, 1990.
4. Климова Е.В., Гребенникова И.Н. Особенности занятий по физической культуре с детьми, имеющими нарушения осанки и дефекты речи // Адаптивная физическая культура. — 2009. — № 2 (38).
5. Шапкова Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры. Под общей ред. проф. Шапкова Л.В. М.: Советский спорт, 2007. Раздел 6.