Статья:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕПКИ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Конференция: XII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 1. Искусствоведение

Выходные данные
Бакиева К.У., Нехорошева Н.А. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕПКИ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(12). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/5(12).pdf (дата обращения: 19.08.2019)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕПКИ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Бакиева Камилла Ураловна
студент группы НО-12 факультета ПиП СФ «БашГУ»
Нехорошева Наталья Алексеевна
студент группы НО-12 факультета ПиП СФ «БашГУ»
Жданова Лилия Ульфатовна
научный руководитель, старший преподаватель Стерлитамакского филиала «СФ БашГУ»

 

Лепка — это такой вид изобразительного искусства, в процессе чего создаются объемные скульптурные изделия из мягких материалов. Лепка широко используется на занятиях с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, а так же и на кружковых занятиях, т. к. она формирует умственные способности детей, творческого отношения к окружающему миру, расширяет их кругозор.

Освоение простейших приемов работы с глиной или пластилином, таких как раскатывание, сплющивание, вытягивание с младшего возраста способствует развитию у детей художественного вкуса, индивидуальности, интуиции, организованности, дисциплинированности и аккуратности. На таких занятиях учитель знакомит детей с историей возникновения художественного народного керамического промысла, показывая приемы лепки, знакомит с разнообразными стилями глиняных игрушек, благодаря чему у детей растет интерес к лепке. На занятиях обязательно надо учитывать возрастные особенности детей, так как каждый ребенок индивидуален, раскрывается в творчестве по-своему.

Актуальность данной темы заключается в том, что выполнение трехмерных объемных изображений предметов является эффективным средством познания объемно-пространственных свойств действительности, помогая школьникам познать объекты в реальной полноте их формы.

Лепить можно из глины, из теста, пластилина, снега и других мягких материалов. В ходе работы нельзя эти материалы заменять их друг другом, а использовать именно тот, который отвечает поставленной цели и задач данного занятия, так как каждый из перечисленных материалов имеет свои особенности. Рассмотрим их подробнее.

Глина — природный материал, ее применяли еще в древности для изготовления разных предметов обихода: посуда, игрушки и т. д. Пластилин — искусственный материал, для лепки и моделирования.

Более опытные учителя предпочитают лепку из глины, так как глина лучше поддается обработке, чем пластилин, потому, что пластилин надо разогревать в руках, с течением времени теряет форму и не годится для обжига.

Но на школьных занятиях по лепке в основном используется пластилин, так как работа с пластилином не требует как с глиной зачистку и обжиг изделия, поэтому занятия, где используется глина лучше проводить на занятиях кружка. Какой бы материал не применялся бы на занятиях, хоть пластилин, хоть глина, приемы и методы лепки одинаковы, поэтому рассмотрим работу с пластилином.

По своему содержанию различают следующие виды лепки: предметную, сюжетную, декоративную, комплексную.

Самым простым видом для детей является предметная лепка, где они лепят отдельные изображения, выполняют конструкции предметов, в результате чего, как исследователи подчеркивают, что в результате обучения детей можно подвести к правильному изображению человека и животного сначала конструктивным, а затем пластическим способом (барышня, ежик).

Сюжеты, сюжетные композиции, в которых есть связь между отдельными образами, такими как, по смыслу, размещению, по пропорциям, по движению, создаются детьми на занятиях сюжетной лепке. Такие работы рождаются не на одном уроке, так как работы объемные и требуют больше времени. Также много времени требует декоративная лепка, где создаются декоративные и декорированные изделия: вазы, маски, панно, лепные орнаменты, изделия по мотивам мелкой декоративной пластики народных умельцев.

Основными способами лепки являются — конструктивный (образ создается из отдельных частей), скульптурный (лепкаиз целого куска, процесс работы идёт от общего к частному), комбинированный (объединяет два способа: конструктивный и скульптурный.).

Раскатывание, скатывание, сплющивание, сгибание, вытягивание, вдавливание, оттягивание, скручивание, прищипывание, защипывание (края), отгибание краев являются основными приемами образования различных форм. Среди дополнительных приемов можно выделить: вырезание, выдавливание, отпечатывание, просекание, насечка, надрез (разрез), строгание. Детали можно соединить такими приемами как прижатие, примазывание, вдавливание, насадка на каркас, соединение с помощью жгута, врезание, а отделки форм — заглаживание, декорирование: различными приспособлениями и инструментами, пластилином и другими материалами, приёмы передачи фактуры [2].

При работе конструктивным и комбинированным способом важно знать понятия базовых элементов, которые являются основой будущих образов — это шарик (шар) и валик (цилиндр). Из шарика и валика можно получить дополнительные часто используемые элементы, такие, как капелька, лепешка, жгут. Создавая новые образы, используя эти формы у детей развивается воображение, фантазия, творческое мышление.

Если рассмотреть лепку с технической стороны, то можно выделить следующие виды техники: пластилиновая живопись, процарапывание, лепка из колец, лепка из пластин, лепка на форме, отпечатывание.

С помощью техники пластилиновая живопись создаются картины разного характера: декоративные, реалистические, плоские, рельефные. При такой технике применяется работа пластилиновым мазком, налипание отдельных разноцветных кусочков, смешивание и вливание цветов. Детям младшего школьного возраста очень понравится техника применения пластилина в качестве красок, т. к. она уже знакома с детского сада.

Рассмотрим некоторые фрагменты занятий по лепке:

  1. Для создания фона будущей картины детям предложить сильно размять пластилин и намазать на картон. Затем налипая различные готовые элементы создаем задуманный рисунок. Такая работа создается по слоям и необходима при изучении природы, рисунки получаются объемными и рельефными.
  2. Сначала на картоне дети отмечают границы (контур) создаваемого рисунка. Внутрь контура заполняются пластилином выбранного цвета, а цветом фона — снаружи. Чтобы границы были правильными и аккуратными нужна точность в работе. В таком стили работают при изучении рисования пятнами силуэтного изображения, портрета, пейзажа.
  3. При комбинированном варианте объединяются первый и второй вариант. В этом случае за основу картин можно взять картон, оргстекло, ДВП. Задания могут быть очень разнообразными такими же, как при выполнении рисунков обычными красками, если научить детей расширять цветовую палитру пластилина. Только размеры пластилиновых картин будут значительно меньше, поскольку для детских рук исполнение их весьма трудоемко [2].

Смешивать пластилин можно двумя способами:

  1. Полное смешивание — когда смешивается пластилин разного цвета до образования разводов и пятен.
  2. Неполное смешивание — когда получается новый цвет или оттенок [1].

Знакомить детей с получением новых оттенков можно двумя путями: на примере смешивания красок, как на приобретенном опыте или экспериментально смешивая краски, прийти к выводу, что подобное можно проделать и с пластилином. Затем следует детям объяснить, как лучше смешивать цвета, т. е. самое главное — не надо смешивать одновременно много цветов, а в остальном, знать, что смешивая даже два цвета, но в разных количествах, можно получать огромное количество оттенков.

Исходя из выше изложенного, опираясь на мнение специалистов и исследователей можно сделать вывод, что лепка из глины и пластилина направляет детей младшего школьного возраста на раскрытие их творческих способностей как самостоятельно, так и под руководством учителя.

Детям, особенно младшего школьного возраста нравятся занятия по лепке, так как материал пластичен, придавая разную форму, дети реализуют свои фантазии. Лепка один из видов изобразительной деятельности и она несёт большие возможности для развития личности ребёнка. При этом перед учителем стоит задача знать и грамотно использовать эти возможности, построить учебный процесс с учётом возрастных, индивидуальных особенностей детей.

Изучение особенностей и техники лепки из глины и пластилина с учащимися младших классов так же помогает развивать у детей мелкую моторику, художественный вкус, индивидуальность, интуицию, воспитывает организованность, аккуратность, дисциплинированность, умению планировать творческий процесс, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика.

 

Список литературы:

  1. Казакова И.С. Учимся рисовать и лепить животных / И.С. Казакова — М.: Чистые пруды, 2006. — 32 с.
  2. Сокольникова Н.М.. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Н.М. Сокольникова. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 368 с, ил.