Статья:

ВОДНЫЕ СООРУЖЕНИЯ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ЛАНДШАФТНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ

Конференция: XII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 1. Искусствоведение

Выходные данные
Козикова Д.А. ВОДНЫЕ СООРУЖЕНИЯ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ЛАНДШАФТНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(12). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/5(12).pdf (дата обращения: 26.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ВОДНЫЕ СООРУЖЕНИЯ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ЛАНДШАФТНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ

Козикова Дарья Александровна
студент 3 курса Смоленского государственного университета, РФ, г. Смоленск
Дрягина Вера Борисовна
научный руководитель, канд. пед. наук, доц. Смоленского государственного университета, РФ, г. Смоленск

 

Вода является неотъемлемой частью природного ландшафта и играет важную роль в формировании садово-парковой среды. Вода в ландшафте может находиться в различных формах и состояниях. При водном благоустройстве садов, парков, мест отдыха используются разнообразные водные сооружения.

Водные сооружения по пространственным характеристикам делят на водоемы, водотоки и декоративные водные устройства (Г.А Потаев). Водоемами называются статичные водные объекты различной формы с неподвижной водой или замедленным стоком вод. К ним относятся: водохранилища, озера, пруды, бассейны. Водотоками являются водные устройства с постоянным или временным движением воды в русле, такие как источники, ручьи, каналы, протоки. К декоративным водным устройствам относятся декоративные источники и водоемы, фонтаны и водопады [1, с. 264].

Первые рукотворные водные сооружения появились еще в древности и имели утилитарное значение. Впервые сады с устроенными водоемами появились в Древнем Египте. Египтяне использовали сады для выращивания фруктов, а водоемы — для разведения рыбы и водоплавающих птиц. Позже, в эпоху Нового царства, стали появляться величественные культовые сооружения с пышными садами и водоемами, которые использовались как декоративный и символический элемент композиции. Первые документальные упоминания о садах в Египте относятся к IV—III тысячелетию до нашей эры. В больших садах водоемов могло быть несколько. В них запускали рыбу и птиц, высаживали лотос и кувшинку. Основное развитие ландшафтное планирование и садоводство получило при правлении Рамсеса III (1198—1166 годы до н. э.), при котором было заложено более 500 садов. Планировка садов была геометрической, а пруды — лаконично прямоугольной формы, иногда в виде буквы «Т» [3, с. 19]. Также египтяне первыми продумали и создали техническую систему каналов, благодаря которым огромные сады фараонов и знати орошались водами Нила. Так, например, плотина Кошиш имела длину 450 метров и высоту 15 метров, и служила для отвода вод Нила от территории столицы Мемфис. В 2300 году до нашей эры египтяне построили целое водохранилище Мёрис недалеко от Каира, которому Геродотом было присвоено звание чуда света. Малые же сады снабжались водой из колодцев, которые представляли собой уравновешенную перекладину, действующую как рычаг для поднятия воды.

В конце II тысячелетия до нашей эры, когда государство Древнего Египта миновало время своего наивысшего расцвета, начала формироваться иранская цивилизация. До наших дней дошли сведения о самом известном саде Ирана — Чар Баг. Он был разделен на 4 части прямыми каналами, что помогало экономно использовать воду. Также, согласно исламскому учению, такое деление символизировало 4 реки, вытекающие из единого источника в разных направлениях. На тот период сад Чар Баг стал эталоном для композиции садов близлежащих государств [4].

В странах Востока вода всегда имела необычайную ценность. Она символизировала жизнь, богатство, душу. Роскошные бассейны и фонтаны не только спасали от жары, но и олицетворяли власть и состоятельность. Бассейны имели правильную прямоугольную или восьмигранную форму и располагались на пересечении дорожек или в центре сада. Стенки и дно водных сооружений облицовывали плиткой или мозаикой небесно-голубого цвета, что делало воду синей, создавало ощущение глубины. Садовые каналы наполнялись водой из рек, а иногда применялась талая вода с гор.

В Древней Греции существовали священные рощи с алтарями, где эллины поклонялись богам. Позже они превратились в сады при храмах. Также греки сооружали нимфеи — сады, где центром композиции был водоем или водопад с алтарем для приношения жертв нимфам. Публичные сады, украшенные фонтанами, гротами и скульптурой, были неотъемлемой частью городов и поселений.

В ранний период архитектура Римской империи была подвержена восточным тенденциям того времени. Особняки и виллы часто имели просторные внутренние дворы с фруктовыми деревьями, высаженными вокруг бассейна. Но бассейны к тому времени уже украшались бронзовыми и каменными скульптурами, которые часто становились элементами фонтанов. Как пример может выступать найденная археологами в Помпеях скульптура бронзового сатира, льющего воду в бассейн. В римских двориках можно было заметить маленький водоем — имплювий, который наполнялся дождевой водой, стекавшей с кровли. Вода из имплювия скапливалась в специальном резервуаре под полом дома для использования в хозяйстве.

В эпоху Ренессанса, XIV—XV века, произошел расцвет всех видов искусства, и садового в том числе. Строились большие усадьбы с живописными парками для прогулок и отдыха. В Италии впервые появились сады с террасным расположением на склонах холмов. Естественный рельеф позволял отводить воду горных рек и украшать парки ручьями, водопадами, каскадами и фонтанами.

В XVI веке Франция задавала моду во многих видах искусства, и особенно в парковом. При Людовике XIV возник основной композиционный признак французского регулярного парка — строго симметричное расположение всех элементов композиции относительно продольной оси — главной аллеи. Использовались исключительно плоские водоемы, композиционно связанные с цветниками и украшенные стрижеными деревьями в кадках. Главным центром пространства парка был дворец в стиле барокко. Позднее подобного типа парки появились в Австрии, Португалии, Англии и России.

Но со временем в Англии французские парки сменились пейзажными, которые часто так и называли — английскими. Здесь нашли своих сторонников идеи исключительно естественной планировки. Для пейзажного парка характерна открытость, слияние с внешним пространством и натуральность. В композиции ландшафта часто использовали естественные водные объекты — реки и озера.

В XVIII веке с развитием торговли и путешествий европейцы открывают самобытную и удивительную красоту садов Китая и Японии, искусство которых развивалось по своему особому пути. В Китае вода с одной стороны символизировала зеркало мира, воплощение покоя, а с другой — вечное движение, постоянные перемены. Также вода была символом богатства и считалась проводником энергии «ци». Китайцы делали свои искусственные водоемы — пруды и озера, строго подражая природе и придавая им естественную и изящную форму. Водоемы не имели высоких берегов и облицовки, отделяющих водную гладь от мира людей. Считалось, что водные устройства должны иметь красивые очертания. Японские сады в отличии от китайских, которые создавались для жизни в них, предназначались исключительно для созерцания. Особенностью этих садов были искусственные водоемы с островами и пруды с пересекающими их дорожками из больших плоских камней.

Водные объекты часто встречаются и в современных садово-парковых композициях. В наше время водоемы используются и в утилитарных, и в декоративных целях. К утилитарным видам водных устройств, которые являются наиболее применяемыми, относятся каналы, рыбные пруды, колодцы и бассейны. В качестве декоративных устройств используют водопады, каскады, фонтаны и декоративные водоемы.

При проектировании декоративных водных сооружений необходимо учитывать свойства и пластику воды. Таким образом, можно получить определенную площадь водной поверхности, ее цвет, состояние. Важными свойствами являются статичность, динамичность, отражательная способность воды, ее физическое состояние [2, с. 17].

Также вода оказывает на человека психологическое влияние. Например, статичность воды вызывает у человека чувство покоя, умиротворения, меланхолии. Это свойство воды применимо к таким видам водных устройств как озеро, пруд, бассейн и медленно текущая река. При этом форма берегов может резко меняться, а статичность воды, подвигающая человека к созерцанию, останется неизменной.

Динамичное состояние воды, напротив, создает ощущение энергичности, высокой эмоциональности. Это состояние воды характерно для быстро текущих рек, каскадов, фонтанов, водопадов. При проектировании водных сооружений с таким свойством воды необходимо продумать уклон дна и характер краев, через которые вода переливается при движении. Если края ровные, то это создает эффект экрана, тонкой пленки из ниспадающей воды, а если края зубчатые, то просматривается определенный рисунок струй. Также необходимо учитывать поверхность русла, по которому движется водный поток. Если оно шероховатое и неровное, то водная поверхность будет разрушаться, а вода будет шуметь.

Звучание воды также вызывает у человека определенный эмоциональный настрой. Оно может, как успокаивать, так и создавать чувство тревоги, в зависимости от диапазона звучания.

При решении композиции сада необходимо учитывать и отражательную способность воды. Часто это свойство применяют при проектировании ровных водоемов. Важно, чтобы отражение предметов было полным, без обрезания и с отражением неба. Это создаст ощущение легкости и объема.

Важную роль в психологическом восприятии воды играет освещение. Определенное освещение дает целый спектр возможностей, как «оживить» воду: под влиянием света она может мерцать, давать яркие блики, переливаться, отражать свет, являть собой тяжелую темную массу. Особенный эффект создается, если вода находится в движении. Подсвечивание водопадов, каскадов, фонтанов дает возможность создавать множество разнообразных сценариев освещения.

Фонтаны и питьевые фонтанчики, которые могут быть выполнены в виде малых архитектурных форм, необычайно важны для ландшафтной архитектуры городов и населенных пунктов. Благодаря водяным струям фонтанов, которым можно задавать разную высоту и направление движения воды, создаются удивительные композиции.

Таким образом, основными качествами воды являются статичность, динамичность, освещение и отражательная способность, которые применимы ко многим видам водных сооружений. Любое водное устройство может стать прекрасным украшением сада или парка. Правильное использование декоративных и эстетических свойств воды дает возможность создания самых разнообразных водных сооружений, и придает необычайную выразительность всей садово-парковой композиции.

 

Список литературы:

  1. Архитектурно-ландшафтный дизайн: теория и практика: учеб. пособие / под общ. ред. Г.А. Потаева. М.: Форум; Инфра — М, 2013 — 320 с.
  2. Гидротехнические мелиорации объектов ландшафтного строительства: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Е.Д. Сабо, В.С. Теодоронский, А.А. Золотаревский. М.: Академия, 2008 — 336 с.
  3. Дормидонтова В.В. История садово-парковых стилей: учеб. пособие для вузов. М.: Архитектура — С, 2004 — 208 с.
  4. История возникновения и развития искусственных водоемов в садах. — URL: http://divnsad.ru/LAND/BODA/Historia_voda.html (дата обращения 24.03.2014).