Статья:

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ВДЦ «ОРЛЁНОК», КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

Конференция: XII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 3. Культурология

Выходные данные
Костенко Т.Л. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ВДЦ «ОРЛЁНОК», КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(12). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/5(12).pdf (дата обращения: 26.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ВДЦ «ОРЛЁНОК», КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

Костенко Татьяна Леонидовна
студентка 2 курса магистратуры, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Краснодарский государственный университет культуры и искусств» РФ, г. Краснодар
Денисов Николай Григорьевич
научный руководитель, д-р филос. наук, проф., КГУКИ, РФ, г. Краснодар

 

Воспитательные системы, реализуемые в конкретном обществе, задаются социетальной системой, интегрированной на ценностях коммунитарности или субсидиарности [8, с. 9—10]. При этом под субсидиарностью понимается доминирование индивидуальных, личностных ценностей над общественными, а под коммунитарностью, напротив, доминирование коллективных, надличностных ценностей.

Воспитательные системы, посредством которых проходит процесс социализации молодёжи в России, построены на базовых ценностях, присущих коммунитарной социетальности (коллективизм, эгалитаризм и порядок). Завершённым и ярким проявлением этого подхода в социализации выступает орлятская модель формирования личности. Модель социализации — это система формирования личности, основанная на взаимодействии определённых ценностей, педагогических технологий и знаково-контекстной среды. В «Орлёнке» была создана уникальная модель социализации, в которой ценности коммунитарности формировались посредством педагогической технологии коммунарства, «преломлённой» в условиях временного детского коллектива, а созданное самобытное социокультурное пространство лагеря (законы, традиции, ритуалы, символика, песенная культура и пр.) также в значительной степени влияет на формирование подрастающего поколения.

Преимущественно орлятскую модель социализации создавали яркие, необычные люди — по большей части молодёжь, ведь наряду с опытными, известными педагогами воспитательную систему «Орлёнка» создавали вожатые. И здесь нельзя не отметить тот факт, что первыми вожатыми «Орлёнка» были не профессиональные педагоги, а студенты Московского физико-технического института [2, с. 4]. Во многом такой подбор вожатых объяснялся тем, что в вожатской работе наличие собственно педагогических знаний не имело первостепенного значения, гораздо важнее было умение работать с напарником, нахождение общих позиций с ним по отношению к детям, терпимость и поддержка [9, с. 26]. По сути дела, это был своеобразный мировоззренческий «бунт» молодёжи против тоталитарной системы, царившей тогда в стране и проникавшей, в том числе, в педагогику и в воспитание подрастающего поколения. С точки зрения О.С. Газмана — одного из создателей орлятской педагогики, вожатые и руководители «Орлёнка» создавали воспитательную систему лагеря через преодоление формализма, погони за количеством массовых мероприятий в ущерб внимания к каждому подростку, и им удалось поставить на службу развития личности массовые, коллективные и индивидуальные формы воспитания, а также создать живую, творческую атмосферу в лагере [3, с. 3]. А. Серебров, в прошлом — вожатый «Орлёнка» начала 60-х годов, обозначил сущность орлятской педагогики таким образом: «…Вспоминая былое, понимаю: мы жили по законам общечеловеческого гуманизма, до которого страна еще должна было дозреть и дорасти» [1, с. 262]. Таким образом, в целом, как отмечают некоторые учёные, «Орлёнок» на заре 60-х гг. был «всероссийским полигоном, генератором, носителем опережающих демократических моделей и идей» [3, с. 7]. Таким образом, на начальном этапе в «Орлёнке» была сформирована уникальная модель социализации, аксиологическое основание которой составляла привнесённая в коммунитарную идеологию инновация, направленная на развитие свободной, мыслящей, открытой, демократически настроенной личности в рамках традиционной ценности порядка.

Ценности «Орлёнка» не изменились со временем. Суть их остается незыблемой: к людям надо относиться по-доброму, лагерь надо беречь, как собственный дом, даже если ты приехал на неделю; человек проявляется не только в добрых словах, но и в добрых поступках и т. д. И все это — при любой идеологии. При любой идеологии честь и достоинство человека — его верши­на. «Орлятская» педагогика и направлена на то, чтобы поддержать в маленьком человеке эти общечеловеческие ценности. Безусловно, время и сиюминутные идо­лы влияют, дискриминируют всечеловеческую значимость этих ценностей. Но «Орлёнок» лучшими своими представителями и лучшими своими делами старается принимать удары времени достойно. Ценности «Орлёнка» находят свое отражение и в элементах знаково-контекстного пространства Центра.

В целом можно говорить о том, что педагогическая система «Орлёнка» базируется на ценностях коммунитарной социетальной системы, к которым можно отнести коллективизм, эгалитаризм, порядок [6].

Педагогическая культура «Орлёнка» — это особая философия, основанная на гуманистических ценностях, определяющих личностный смысл бытии человека в мире. В эту систему ценностей входят, по определению К. Роджерса, убеждения в личном достоинстве каждого человека, в его способности к свободному выбору, самосовершенствованию, ответственности за свои поступки, творческому и радостному познанию себя и мира [7].

Педагогическая субкультура включает специфические, характерные только для педагогической среды ценностные установки, формирующие способы профессиональной деятельности и общения и определяющие принципы бытования профессионального педагогического сообщества в определенных социокультурных условиях.

Основным ядром орлятской педагогики является коммунарская методика, автором которой является И.П. Иванов. «Корни» коммунарства уходят в дореволюционную русскую и советскую педагогику: это и «общинножитие», «детское сообщество» С.Т. Шацкого, и опыт А.С. Макаренко, и тимуровское движение, пионерское, скаутское, движение организаторов клубов и площадок начала прошлого века и пр. На формирование орлятской педагогики повлияла также демократизация общества в конце 50 — начале 60-х годов XX века. Так, по мнению Л.С. Ждановой [5, с. 4], именно эти факторы стимулировали советскую педагогическую мысль в сторону гуманизации отношений в детском коллективе, и именно тогда появился спрос на свободную, мыслящую, открытую, демократически настроенную личность. Ответом на такой запрос было появление коммунарского движения, зародившегося в Ленинграде в конце 50-х годов (Коммуна юных фрунзенцев). Распространению коммунарской методики в значительной степени способствовал педагогический коллектив Всероссийского лагеря «Орлёнок» под руководством О.С. Газмана и А.Ф. Дебольской при участии членов КЮФа — Л. Балашковой, В. Малова, И. Леоновой. В «Орлёнке» коммунарская методика была трансформирована с учётом законов формирования и развития временного детского коллектива. Стоит также отметить, что «Орлёнок» с первых дней своего существования вбирал в себя опыт многих других воспитательных коллективов из Москвы, Волгограда, Челябинска, Петрозаводска, Липецка, опыт педагогов пионерского лагеря им. К. Заслонова из Новосибирска [2, с. 4].

Что касается знаково-контекстного пространства Центра, или его социокультурной среды, то можно обозначить его следующие ключевые особенности: сборный, кратковременный, многонациональный коллектив (как детский, так и, зачастую, взрослый), сотрудничество как принцип коллективной жизнедеятельности всех субъектов педагогического процесса в Центре, сочетание устоявшихся законов и традиций и вариативных педагогических технологий, открытая педагогическая система.

Можно выделить следующие основные составляющие знаково-контекстного пространства центра: форма одежды сотрудников, архитектура, дендропарк, традиции, законы, ритуалы, легенды, девизы, символика.

В «Орлёнке» принято, что педагоги лагеря носят специальную одежду — форму. У педагогов парадная форма — это брюки и жилетка цвета морской волны, брюки чёрного цвета и голландка, или белая рубашка с гюйсом (д / л «Штормовой» лагеря с морской тематикой).

Архитектурный замысел «Орлёнка» достоин восхищения и высокой оценки. Проектировал лагерь Ленинградский зональный институт экспериментального проектирования. Главный конструктор проекта — Исаак Зиновьевич Кауфман (проект получил Гран-при на международной выставке в Варшаве «Кубок Диогена», Гран-при на международной выставке в Монреале «ЭКСПO-67» за лучшее архитектурно-планировочное решение по классу детского воспитательно-оздоровительного лагеря стационарного типа).

Белоснежные корпуса с комфортными (по меркам 60-х годов) помещениями органично и бережно вписывались в ландшафт, удивительный по красоте и разнообразию. Авторы проявили новаторство в главном: здания расположены на достаточном расстоянии друг от друга (кроме близнецов «Стремительного» и «Звёздного»), что позволило передать ощущение свободы, вольного пространства, в котором ребёнку легко дышится, и он мог психологически отдохнуть от скученности хрущевских застроек того времени.

Основные составляющие пространства в центре «Орлёнка» — стадион, зимние лагеря, Дворец культуры и спорта, приемный корпус, Дом вожатых, в отдалении — школа, лечебный корпус, Дом авиации и космонавтики — как нельзя лучше подчеркнули и реализовали главную философию архитектурного проекта: здания не должны конкурировать с прекрасной природой, заглушать, затмевать её, они должны плавно и без ущерба вписаться в пейзаж, дополнить его.

Новое время диктует и новые архитектурные замыслы: проводятся восстановление, реставрация и обновление старых зданий, строительство новых жилых комплексов для детей.

Природа «Орлёнка» — экзотические растения дендропарка, цветение которых не прекращается круглый год (зимой цветут юкка, магония билля, миндаль и магнолия звездчатая, ранней весной — магнолия суланже, в апреле поражает воображение буйство цветения деревьев и кустарников: бульденежа, спиреи, форсайтии, церциса канадского, дейции шероховатой; самое величественное вечнозеленое растение дендропарка — магнолия крупноцветковая — цветет с июня до августа, а нежная и изысканная ленкоранская альбиция — с июля; осенью неожиданно расцветает лагерстремия, а в декабре — лох колючий, абелия же, начиная цвести в июне, продолжает цвести до декабря). Удивительные растения леса расцветают уже в январе (морозник кавказский, цикломен косский, фиалка, кандык кавказский) и многие из них находятся в Красной книге России.

В «Орлёнке» рождались, приходили и уходили традиции и законы, а некоторые закрепились в лагере прочно, сложились в стройную педагогическую систему. Если законы помогают обезопасить жизнь, то традиции помогают ее разнообразить, сделать увлекательной и полезной. Традиция (лат. traditio — передача) — элементы социального и культурного поведения, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени. Можно обозначить следующие традиции «Орлёнка».

Главной и первой следует назвать традицию доброго отношения к людям, так как на ней замыкаются все традиции и законы «Орлёнка». Вообще смысл педагогики — это растить лидеров, активистов, говорить о формировании у ребят активной гражданской позиции, которая побуждает человека преобразовывать мир в лучшую сторону — но все это невозможно сделать без любви к человеку, без доброго отношения к нему. Формула этой традиции кратка — «нести радость людям», а реализовать ее можно множеством добрых дел и поступков.

Близка к ней и традиция доброго отношения к песне. Эта традиция заключается в бережном, трепетном отношении к песне.

Традиция вечернего «огонька» с целым комплексом составных компонентов (вечерняя речевка, «орлятский» круг, характер «огонька») тоже способствует решению главной педагогической задачи — воспитанию гражданских качеств личности.

Главный смысл этой традиции — в обращении к личности подростка, осмыслении его позиции, места в коллективе, в самооценке дел, поступков своих, а также товарищей, отряда в целом.

Традицию «орлятского» круга и вечерней речёвки обычно выделяют отдельно, но они являются составными частями вечернего «огонька», т. е. позицию и смысл «орлятско­го» круга вожатые объясняют на первом вечернем «огоньке». Позже, в течение смены, в итоговый период смены ребята становятся в «орлятские» круги, но принципиально значение «орлятский» круг имеет именно на вечернем «огоньке». Именно «огонек» ук­репляет традицию «орлятского круга», при­дает ему высокое нравственное значение.

Традиция «орлятской» чести — это осмыс­ление своей нравственной позиции за пределами лагеря. В «Орлёнке» ребенок учится дружбе, ответственности, осмыслению своего места, роли в обществе. И очень важно, чтобы для ребенка «Орлёнок» не стал игрой в предлагаемых обстоятельствах, т. е. поиграл в «Орлёнке» в доброе отношение к людям, к песне — и достаточно. Это должно утвердиться в нём, стать нравственной опорой в жизни. И этому должна помочь традиция «орлятской» чести. Формально она выражается во вручении ребятам «орлятских» значков, в специальной работе вожатого по разъяснению статуса «орлятского» значка, в целенаправленной пропаганде звания «орлёнок», которое приобретается вместе с «орлятским» значком.

Если законы помогают обезопасить жизнь, то традиции помогают ее разнообразить, сделать увлекательной и полезной. Традиция (лат. traditio — передача) — элементы социального и культурного поведения, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени.

Но есть еще одна традиция, которая помогает сохранять законы и традиции Центра. Это традиция вожатского отряда. Именно вожатский отряд — носитель всего лучшего, что родилось и закрепилось в лагере. Именно вожатский отряд представляет ребятам законы и традиции Центра, закрепляет их в сознании детей образом своей жизни в лагере, неукоснительным исполнением законов и бережным отношением к традициям.

Законы «Орлёнка» также можно отнести к базовым элементам педагогики Центра, о чем свидетельствуют их длительное существование, передача из поколения в поколение, добровольность исполнения всеми субъектами педагогического процесса. Отличие законов от традиций лишь в том, что законы принимаются с ребятами как неукоснительный свод правил, норм жизни в Центре. Отряд принимает их в начале смены сразу и должен жить по ним, т. е. здесь существует некоторый элемент принудительности. Это равносильно предъявлению требований. Традиции более гибки. Нельзя обязать человека быть хорошим, а обязать не рвать зелень можно, т. е. к «орлятским» традициям ребёнок приходит постепенно, последовательно, целым рядом открытий для себя в поведении взрослых, в общей атмосфере лагеря, во взаимодействии с товарищами, вожатыми. Можно обозначить следующие законы «Орлёнка».

Закон ноль-ноль. Он гласит: каждое дело надо начинать и заканчивать в намеченный срок. Ни когда не заставляй себя ждать. Этот закон требует точности не только во времени, но и в словах, обещаниях, делах. Тем самым вы бережёте свое время и время окружающих людей.

Закон территории. Взрослые несут ответственность за здоровье и безопасность каждого приехавшего ребенка. Вот почему выход за территорию лагеря без вожатого этот закон запрещает. По закону территории нельзя мешать другим отрядам, которые заняты своими делами, ни шумом, ни разговорами. Закон территории гласит о том, что никто из детей без ведома вожатого не вправе покидать территорию лагеря, т. к. ответственность за жизнь и здоровье детей несёт вожатый.

Закон зелени. Он призывает беречь деревья, кустарники, цветы и даже траву в «Орлёнке». Ведь Центр — прекрасный дендропарк, во многом созданный человеческими руками. Закон зелени означает, что нельзя уничтожать зеленые насаждения, наносить им вред, поскольку живописная растительность лагеря поддерживается трудом многих людей.

Закон поднятой руки. Разговоры, обсуждения, споры — важная часть «орлятской» жизни. Ты встал перед всеми, поднял руку, обращенную ладонью к товарищам, — значит, ты просишь тебя выслушать. И все стихают, предоставляя тебе слово. Закон поднятой руки говорит о том, что, если человек поднял вверх правую руку, он хочет сказать что-то важное и необходимо его выслушать.

Закон моря не разрешает купаться и находиться на море без вожатого, так как это опасно для жизни ребёнка. Даже в самое ласковое море никто не должен заходить один. Просто заходить, не то, что купаться. И все понимают, почему, поскольку знают, каким коварным бывает море. Так что вы­полняют этот строгий закон все.

Ритуалы играют значительную роль в жизни детского Центра. Условно их можно разделить на две группы. Официальные ритуалы: все действия, сопровождающие линейки, — выход детей, вынос знамени, подъем Государственного флага, передача знамени вожатской знамённой группой детской, почетный проход знамени или флага через весь лагерь. Официальные ритуалы совершались и совершаются по неукоснительному сценарию, обязательному для всех.

Легенды — душа «Орлёнка». В них сохраняется эмоциональный, чувственный взгляд на «Орлёнок». Легенда — неотъемлемая часть духовной и культурной жизни «Орлёнка». «Орлятские» легенды сочинялись самими «орлятами» — взрослыми и детьми, создавая особый возвышенный мир представлений об истории создания «Орлёнка», о природе, о каких-то событиях, о законах и традициях.

Девиз — это словосочетание или короткое предложение, содержащее главную идею чего-либо. Так, традиции «Орлёнка» выражены в девизах: «Каждое дело делать творчески — иначе зачем?», «Товарищ, живи для улыбки товарища!» Девизы в «Орлёнке» любят, почитают, бе­регут. Например, много лет передаются из поколения в поколение девизы вожатских отрядов. Иногда ребята придумывают девизы для своей смены, для отрядного дела, для одного дня. Девиз помогает в работе, он делает жизнь отряда более яркой, целеустремленной. В девизе — цель, образ жизни, настроение.

Подводя итог, можно обозначить следующее. Воспитательные системы, посредством которых проходит процесс социализации молодёжи в России, построены на базовых ценностях, присущих коммунитарной социетальности (коллективизм, эгалитаризм и порядок). К таким системам, безусловно, можно отнести орлятскую модель формирования личности, сущность которой составляют ценности коммунитарности, педагогическая технология коммунарства, «преломлённая» в условиях временного детского коллектива, а также самобытное социокультурное пространство лагеря. Орлятская модель социализации значительно влияет на ценностные ориентиры современных подростков, обогащая их, выстраивая в позитивном русле.

Во Всероссийском детском центре «Орлёнок» сосредоточен многолетний опыт образовательно-оздоровительной работы, направленной на создание необходимых условий и предпосылок для развития здорового, интеллектуального и культурного поколение детей, нацеленного на совершенствование и преобразования Российского государства и общества.

Миссия ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок» — это максимальное удовлетворение потребностей подростков-лидеров в предоставлении образовательных, воспитательных и оздоровительных услуг в рамках реализации государственной молодежной политики с целью формирования всесторонне развитой личности.

Орлятская модель социализации влияет на ценностные ориентиры современных подростков, обогащая их, выстраивая в позитивном русле.

 

Список литературы:

  1. Газман О.С. Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогики к педагогике свободы. — М., 2002. — С. 262.
  2. Газман О.С., Матвеев В.Ф. Педагогика в пионерском лагере: из опыта работы Всероссийского пионерского лагеря «Орлёнок». — М., 1982. — С. 4.
  3. Газман О.С., Матвеев В.Ф. Указ. Соч. С. 3.
  4. Газман О.С., Матвеев В.Ф. Указ. Соч. С. 7.
  5. Жданова Л.С. Педагогическая система «Орлёнка» // Орлёнок приглашает к сотрудничеству…: сб. науч.-метод. матер. Вып. 1. / под общ. ред. С.И. Панченко. — ВДЦ «Орлёнок», 1999. — С. 4.
  6. Кирдина С.Г. Институциональные матрицы: макросоциологическая объяснительная гипотеза // Социологические исследования. — 2001. — № 2.
  7. Педагогика «Орлёнка» в терминах и понятиях: учеб. пособие-словарь / под общ. ред. А.В. Джеуса. — М., 2005.
  8. Федотова Ю.А. Модель культурной социализации активной личности: факторы формирования и вектор трансформации (на примере ВДЦ «Орлёнок»): автореф. канд. социол. наук. — Ростов-на-Дону, 2004. — С. 9—10.
  9. Фролова Т. Творческий опыт ребенка и взрослого // Народное образование. — 1999. — № 5. — С. 26.