ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Конференция: XII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: 6. Педагогика
XII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Современные условия развития общества требуют переориентации обучения сᅠ усвоенияᅠ готовыхᅠ знаний,ᅠ уменийᅠ иᅠ навыковᅠ —ᅠ наᅠ развитиеᅠ личностиᅠ ребенка,ᅠ егоᅠ творческихᅠ способностей,ᅠ самостоятельностиᅠ мышленияᅠ иᅠ чувстваᅠ личнойᅠ ответственности,ᅠ какᅠ нравственнойᅠ характеристикиᅠ личности.ᅠ Вᅠ такойᅠ педагогическойᅠ теорииᅠ обученияᅠ ученикᅠ становитсяᅠ центральнойᅠ фигурой,ᅠ аᅠ егоᅠ деятельностьᅠ приобретаетᅠ активный,ᅠ познающийᅠ характер.
Приоритетнойᅠ цельюᅠ школьногоᅠ образованияᅠ становитсяᅠ развитиеᅠ способностиᅠ ученикаᅠ самостоятельноᅠ ставитьᅠ учебныеᅠ цели,ᅠ проектироватьᅠ путиᅠ ихᅠ реализации,ᅠ контролироватьᅠ иᅠ оцениватьᅠ своиᅠ достижения,ᅠ иначеᅠ говоряᅠ —ᅠ формированиеᅠ уменияᅠ учиться.ᅠ Учащийсяᅠ самᅠ долженᅠ статьᅠ «архитекторомᅠ иᅠ строителем»ᅠ образовательногоᅠ процесса.ᅠ Необходимоᅠ научитьᅠ учащихсяᅠ самостоятельноᅠ учитьсяᅠ иᅠ добыватьᅠ необходимыеᅠ знания,ᅠ учитьᅠ умениюᅠ адаптироватьсяᅠ вᅠ жизненныхᅠ ситуацияхᅠ иᅠ самостоятельноᅠ приниматьᅠ решения,ᅠ критическиᅠ мыслить.ᅠ Приᅠ традиционномᅠ подходеᅠ иᅠ традиционныхᅠ средствахᅠ обученияᅠ этиᅠ задачиᅠ решитьᅠ достаточноᅠ сложно.ᅠ Многочисленныеᅠ примерыᅠ свидетельствуютᅠ оᅠ том,ᅠ чтоᅠ однойᅠ изᅠ перспективныхᅠ формᅠ работыᅠ соᅠ школьниками,ᅠ организацииᅠ ихᅠ научно-исследовательскойᅠ деятельностиᅠ являетсяᅠ методᅠ проектов [5,ᅠ с. 14].
Чтоᅠ такоеᅠ методᅠ проектов?ᅠ Методᅠ проектовᅠ — этоᅠ совокупностьᅠ приемов,ᅠ операцийᅠ овладенияᅠ определеннойᅠ областьюᅠ практическогоᅠ илиᅠ теоретическогоᅠ знания,ᅠ тойᅠ илиᅠ инойᅠ деятельности.ᅠ Этоᅠ путьᅠ познания,ᅠ способᅠ организацииᅠ процессаᅠ познания.ᅠ Поэтому,ᅠ еслиᅠ мыᅠ говоримᅠ оᅠ методеᅠ проектов,ᅠ тоᅠ имеемᅠ вᅠ видуᅠ именноᅠ способᅠ достиженияᅠ дидактическойᅠ целиᅠ черезᅠ детальнуюᅠ разработкуᅠ проблемы,ᅠ котораяᅠ должнаᅠ завершитьсяᅠ вполнеᅠ реальным,ᅠ осязаемымᅠ практическимᅠ результатом,ᅠ оформленнымᅠ темᅠ илиᅠ инымᅠ образом.
Чемᅠ этотᅠ методᅠ лучше?ᅠ Методᅠ проектов,ᅠ во-первых,ᅠ позволяетᅠ решитьᅠ однуᅠ изᅠ самыхᅠ острыхᅠ проблемᅠ современногоᅠ образованияᅠ —ᅠ проблемуᅠ мотивации.ᅠ Сᅠ помощьюᅠ традиционныхᅠ методикᅠ детейᅠ учебойᅠ неᅠ увлечь.ᅠ Неᅠ толькоᅠ отстающие,ᅠ ноᅠ иᅠ одаренныеᅠ ребятаᅠ тоже,ᅠ бывает,ᅠ скучаютᅠ наᅠ уроках.ᅠ Поэтомуᅠ необходимоᅠ выдвигатьᅠ передᅠ детьмиᅠ такуюᅠ проблему,ᅠ котораяᅠ интереснаᅠ иᅠ значимаᅠ дляᅠ каждого.ᅠ Дляᅠ творческойᅠ продуктивностиᅠ проектаᅠ важноᅠ сформулироватьᅠ такиеᅠ задания,ᅠ которыеᅠ неᅠ имелиᅠ быᅠ единых,ᅠ заранееᅠ известныхᅠ решений.ᅠ Формулированиеᅠ открытогоᅠ заданияᅠ можетᅠ статьᅠ результатомᅠ коллективногоᅠ обсужденияᅠ проблемы.ᅠ
Во-вторых,ᅠ реализуютсяᅠ принципыᅠ личностно-ориентированногоᅠ обучения,ᅠ когдаᅠ учащиесяᅠ могутᅠ выбратьᅠ делоᅠ поᅠ душеᅠ вᅠ соответствииᅠ соᅠ своимиᅠ способностямиᅠ иᅠ интересами.
В-третьих,ᅠ выполняяᅠ проекты,ᅠ школьникиᅠ осваиваютᅠ алгоритмᅠ проектно-преобразовательнойᅠ деятельности,ᅠ учатсяᅠ самостоятельноᅠ искатьᅠ иᅠ анализироватьᅠ информацию,ᅠ интегрироватьᅠ иᅠ применятьᅠ полученныеᅠ ранееᅠ знания.ᅠ Вᅠ итогеᅠ развиваютсяᅠ ихᅠ творческиеᅠ иᅠ интеллектуальныеᅠ способности,ᅠ самостоятельность,ᅠ ответственность,ᅠ формируютсяᅠ уменияᅠ планироватьᅠ иᅠ приниматьᅠ решения.ᅠ
В-четвёртых,ᅠ методᅠ проектовᅠ тесноᅠ связанᅠ сᅠ использованиемᅠ новейшихᅠ компьютерныхᅠ технологий.ᅠ Этоᅠ иᅠ электроннаяᅠ почта,ᅠ поисковыеᅠ системы,ᅠ электронныеᅠ конференции,ᅠ викторины,ᅠ олимпиады [2,ᅠ с. 87].ᅠ
Такимᅠ образом,ᅠ темаᅠ проектныхᅠ технологийᅠ оченьᅠ актуальнаᅠ наᅠ сегодняшнийᅠ день,ᅠ такᅠ какᅠ актуальнойᅠ сталаᅠ задачаᅠ обновленияᅠ содержанияᅠ образования,ᅠ понимаемогоᅠ неᅠ толькоᅠ какᅠ определенныйᅠ объемᅠ информации,ᅠ ноᅠ иᅠ какᅠ деятельностьᅠ школьниковᅠ иᅠ ихᅠ отношениеᅠ кᅠ изучаемомуᅠ материалу.ᅠ
Изучениемᅠ методаᅠ проектовᅠ занималисьᅠ такиеᅠ исследователиᅠ какᅠ Е.С.ᅠ Полат,ᅠ Г.К.ᅠ Селевко,ᅠ И.С.ᅠ Сергеев,ᅠ В.А.ᅠ Петроваᅠ иᅠ др.
Методᅠ проектовᅠ способствуетᅠ развитиюᅠ познавательныхᅠ навыковᅠ детей,ᅠ умениюᅠ ориентироватьсяᅠ вᅠ информационномᅠ пространствеᅠ иᅠ самостоятельноᅠ формулироватьᅠ иᅠ излагатьᅠ своиᅠ знания.ᅠ
Изучениеᅠ научно-педагогическойᅠ иᅠ методическойᅠ литературыᅠ даетᅠ основаниеᅠ говоритьᅠ оᅠ том,ᅠ чтоᅠ организацияᅠ проектнойᅠ деятельностиᅠ становитсяᅠ актуальнойᅠ иᅠ дляᅠ преподаванияᅠ истории.
Методᅠ проектовᅠ применимᅠ кᅠ изучениюᅠ любойᅠ школьнойᅠ дисциплиныᅠ иᅠ особенноᅠ эффективенᅠ приᅠ реализацииᅠ межпредметныхᅠ связей.ᅠ Пустьᅠ то,ᅠ чтоᅠ ученикиᅠ открываютᅠ илиᅠ создаютᅠ поᅠ мереᅠ разработкиᅠ своихᅠ проектов,ᅠ естьᅠ лишьᅠ упрощенноеᅠ повторениеᅠ ужеᅠ созданногоᅠ наукой.ᅠ Главное,ᅠ чтоᅠ ониᅠ самиᅠ открываютᅠ дляᅠ себяᅠ новыеᅠ фактыᅠ иᅠ конструируютᅠ новыеᅠ понятия,ᅠ аᅠ неᅠ получаютᅠ ихᅠ готовымиᅠ отᅠ учителяᅠ илиᅠ изᅠ учебников.ᅠ Участвуяᅠ вᅠ процессеᅠ поисковᅠ иᅠ размышленийᅠ сᅠ неподдельнымᅠ увлечением,ᅠ ученикиᅠ каждыйᅠ разᅠ зановоᅠ переживаютᅠ ощущениеᅠ первооткрывателей [3,ᅠ с.ᅠ 6].
Вᅠ курсеᅠ историиᅠ методᅠ проектовᅠ можетᅠ использоватьсяᅠ вᅠ рамкахᅠ программногоᅠ материалаᅠ практическиᅠ наᅠ любомᅠ уроке.ᅠ Например,ᅠ поᅠ темеᅠ «Русско-японскаяᅠ война».ᅠ Избираемыеᅠ темыᅠ должныᅠ бытьᅠ значительными,ᅠ интереснымиᅠ иᅠ усложнятьсяᅠ вᅠ зависимостиᅠ отᅠ возрастаᅠ учащихся.ᅠ Творческаяᅠ деятельностьᅠ вᅠ ходеᅠ проектнойᅠ работыᅠ доставляетᅠ школьникамᅠ истиннуюᅠ радостьᅠ познанияᅠ иᅠ общения.
Начинатьᅠ внедрениеᅠ проектнойᅠ деятельностиᅠ возможноᅠ ужеᅠ вᅠ начальнойᅠ школе.ᅠ Каждыйᅠ школьникᅠ можетᅠ найтиᅠ вᅠ рамкахᅠ этойᅠ программыᅠ «своегоᅠ героя»ᅠ иᅠ продемонстрироватьᅠ своеᅠ личноеᅠ отношение,ᅠ какᅠ кᅠ нему,ᅠ такᅠ иᅠ кᅠ егоᅠ эпохе.
Каждыйᅠ проектᅠ соотноситсяᅠ сᅠ определеннойᅠ темойᅠ иᅠ можетᅠ разрабатыватьсяᅠ вᅠ течениеᅠ одного,ᅠ несколькихᅠ уроков,ᅠ четвертиᅠ илиᅠ учебногоᅠ года.ᅠ Осуществляяᅠ этуᅠ работу,ᅠ школьникиᅠ могут,ᅠ например,ᅠ рассказыватьᅠ иᅠ писатьᅠ оᅠ жизниᅠ историческихᅠ личностей,ᅠ создаватьᅠ собственныйᅠ журнал,ᅠ готовитьᅠ макеты,ᅠ рисунки,ᅠ коллажи,ᅠ планы,ᅠ карты,ᅠ схемы,ᅠ анкетныеᅠ таблицы,ᅠ графики,ᅠ диаграммыᅠ иᅠ т. д. [4,ᅠ с.ᅠ 128].
Такимᅠ образом,ᅠ вᅠ нашиᅠ дниᅠ именноᅠ проектыᅠ сталиᅠ неотъемлемойᅠ частью,ᅠ неᅠ толькоᅠ школьнойᅠ программыᅠ поᅠ истории,ᅠ ноᅠ иᅠ всейᅠ жизниᅠ общества,ᅠ поэтомуᅠ возрослаᅠ актуальностьᅠ вопросов,ᅠ связанныхᅠ сᅠ методикойᅠ ихᅠ преподавания.ᅠ Весьᅠ комплексᅠ вопросов,ᅠ относящихсяᅠ кᅠ деятельностиᅠ учителяᅠ иᅠ ученика,ᅠ — количествоᅠ проектов,ᅠ ихᅠ направленность,ᅠ времяᅠ выполненияᅠ —ᅠ нацеленᅠ наᅠ воспитаниеᅠ творческихᅠ иᅠ активныхᅠ людей,ᅠ способныхᅠ приниматьᅠ обоснованныеᅠ решенияᅠ иᅠ самостоятельноᅠ учитьсяᅠ вᅠ теченииᅠ всейᅠ жизни.ᅠ
Качественныеᅠ структурныеᅠ иᅠ социально-экономическиеᅠ измененияᅠ последнийᅠ десятилетийᅠ ведутᅠ кᅠ сменеᅠ традиционнойᅠ парадигмыᅠ общегоᅠ образования.ᅠ Жизньᅠ требуетᅠ отᅠ выпускниковᅠ школᅠ интеллектуальногоᅠ иᅠ нравственногоᅠ развития,ᅠ формированияᅠ критическогоᅠ иᅠ творческогоᅠ мышления,ᅠ уменияᅠ работатьᅠ сᅠ информациейᅠ иᅠ т. д.ᅠ Аᅠ проектнаяᅠ методикаᅠ обладаетᅠ большимиᅠ потенциальнымиᅠ возможностями:ᅠ развивающими,ᅠ обучающими,ᅠ воспитательными.ᅠ Этиᅠ возможностиᅠ могутᅠ бытьᅠ реализованыᅠ вᅠ комплексеᅠ сᅠ другимиᅠ методамиᅠ иᅠ приемамиᅠ дляᅠ достиженияᅠ качественноᅠ новогоᅠ уровняᅠ обученияᅠ иᅠ воспитания.ᅠ
Проектыᅠ сегодняᅠ используютсяᅠ иᅠ вᅠ рамкахᅠ учебногоᅠ процессаᅠ вᅠ школе,ᅠ иᅠ вᅠ дополнительномᅠ образовании,ᅠ иᅠ какᅠ способᅠ организацииᅠ жизниᅠ вᅠ подростковыхᅠ объединениях.ᅠ Применениеᅠ методаᅠ проектовᅠ воᅠ многомᅠ помогаетᅠ решитьᅠ такиеᅠ больныеᅠ проблемы,ᅠ какᅠ недостаточнаяᅠ мотивацияᅠ учеников,ᅠ ихᅠ отчужденностьᅠ отᅠ проблематикиᅠ иᅠ ценностейᅠ образованияᅠ иᅠ культурыᅠ вᅠ целом,ᅠ оторванностьᅠ знанийᅠ отᅠ жизниᅠ иᅠ т. д. [1,ᅠ с.ᅠ 67].ᅠ
Дляᅠ тогоᅠ чтобыᅠ проверитьᅠ эффективностьᅠ примененияᅠ методаᅠ проектовᅠ наᅠ практике,ᅠ намиᅠ былᅠ проведенᅠ эксперимент.ᅠ Наᅠ первомᅠ этапеᅠ экспериментаᅠ былаᅠ проведенаᅠ диагностика(Халиева)ᅠ дляᅠ определенияᅠ общегоᅠ состоянияᅠ иᅠ уровняᅠ познавательнойᅠ ᅠ деятельностиᅠ учащихся.ᅠ Послеᅠ выявленияᅠ ᅠ уровняᅠ познавательнойᅠ деятельности,ᅠ наᅠ следующемᅠ этапеᅠ исследованияᅠ вᅠ экспериментальнойᅠ группеᅠ намиᅠ былᅠ проведенᅠ эксперимент.ᅠ Этотᅠ экспериментᅠ заключалсяᅠ вᅠ том,ᅠ чтоᅠ приᅠ изученииᅠ темыᅠ Россииᅠ «Русско-японскаяᅠ война»ᅠ применялсяᅠ проект(Ивахненко),ᅠ которыйᅠ былᅠ примененᅠ сᅠ цельюᅠ повышенияᅠ уровняᅠ познавательнойᅠ деятельностиᅠ учащихся,ᅠ т.е.ᅠ являютсяᅠ лиᅠ проектыᅠ эффективнымиᅠ методамиᅠ обучения.ᅠ Послеᅠ проведенияᅠ экспериментаᅠ вновьᅠ учащимсяᅠ былоᅠ даныᅠ познавательныеᅠ заданияᅠ дляᅠ тогоᅠ чтобыᅠ сравнитьᅠ уровниᅠ познавательнойᅠ деятельностиᅠ учащихсяᅠ доᅠ иᅠ послеᅠ эксперимента.ᅠ Гипотезаᅠ подтвердилась,ᅠ т. к.ᅠ результатыᅠ послеᅠ экспериментаᅠ оказалисьᅠ выше,ᅠ тоᅠ можноᅠ сделатьᅠ выводᅠ оᅠ том,ᅠ чтоᅠ эффективностьᅠ примененияᅠ методаᅠ проектовᅠ доказана.ᅠ
Такимᅠ образом,ᅠ введениеᅠ методаᅠ проектовᅠ какᅠ одногоᅠ изᅠ основныхᅠ методовᅠ обученияᅠ поᅠ данномуᅠ предметуᅠ дастᅠ школьникамᅠ дополнительныйᅠ шансᅠ исследовать,ᅠ придумывать,ᅠ по-новомуᅠ решатьᅠ проблему,ᅠ создаватьᅠ изделие,ᅠ испытыватьᅠ егоᅠ иᅠ оцениватьᅠ вᅠ реальныхᅠ условиях.ᅠ
Списокᅠ литературы:
- Бычковᅠ А.ᅠВ.ᅠ Методᅠ проектовᅠ вᅠ современнойᅠ школе.ᅠ —ᅠ М.:ᅠ Просвещение,ᅠ 2000.ᅠ —ᅠ 97ᅠ с.
- Даутоваᅠ О.ᅠБ.ᅠ Современныеᅠ технологииᅠ вᅠ профильномᅠ обучении.ᅠ —ᅠ СПб.:ᅠ СПбГПУ,ᅠ 2006.ᅠ — 176ᅠ с.
- Ермаковᅠ Д.ᅠС.ᅠ Учитьᅠ школьниковᅠ разрешатьᅠ проблемыᅠ //ᅠ ᅠ Педагогика.ᅠ —ᅠ 2005.ᅠ —ᅠ №ᅠ 10.ᅠ — С.ᅠ 5—15.
- Полатᅠ Е.ᅠС.ᅠ Методᅠ проектовᅠ вᅠ современнойᅠ школе.ᅠ —ᅠ М.:ᅠ МИПКРО,ᅠ 2000.ᅠ — 205ᅠ с.ᅠ
- Селевкоᅠ Г.ᅠК.ᅠ Современныеᅠ образовательныеᅠ технологии:ᅠ учеб.ᅠ пособие.ᅠ — М.:ᅠ Народноеᅠ образование,ᅠ 1998.ᅠ —ᅠ 256ᅠ с.