ФУНКЦИИ МНОГОТОЧИЯ В СТИХОТВОРНЫХ ТЕКСТАХ ВИТЫ САВИЦКОЙ
Конференция: XII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: 9. Филология
XII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
ФУНКЦИИ МНОГОТОЧИЯ В СТИХОТВОРНЫХ ТЕКСТАХ ВИТЫ САВИЦКОЙ
Как известно, знаки препинания предназначены для выделения синтаксической и смысловой организации письменного высказывания, поэтому в текстах различных по стилю, жанру, тематической направленности наличие знаков препинания является обязательным условием. Использование знаков препинания на письме регулируется правилами пунктуации, однако субъект речи может применять знаки не в соответствии с общепринятыми правилами или отдать предпочтение какому-либо знаку, достаточно часто используя его при создании текстов. В этом случае мы имеем дело с так называемой авторской пунктуацией.
Яркий пример использования авторских знаков препинания являют собой поэтические тексты молодой российской поэтессы Виталины Савицкой, в произведениях которой из всех известных знаков препинания в большинстве случаев встречается многоточие.
Цель данной работы — рассмотреть особенности использования многоточия в произведениях Виты Савицкой. В статье приводятся тексты стихотворений Виты Савицкой, которые обнародованы автором на национальном сервере современной поэзии — Стихи.ру [3].
Как известно, многоточие представляет собой «знак препинания в виде трех рядом поставленных точек, употребляющийся для обозначения прерванности речи или смыслового подчеркивания следующего за ним (многоточием) текста; ряд точек, обозначающий пропуск в тексте» [1].
Анализ произведений свидетельствует о том, что многоточие в произведениях Виты Савицкой выполняет две основные функции, которые нами условно были обозначены функцией замещения и функцией выделения. Рассмотрим их подробнее.
- Функция замещения. Под функцией замещения мы будем понимать использование одного пунктуационного знака вместо другого знака, а также использование пунктуационного знака вместо определенного блока информации.
- Во-первых, как показало исследование, в произведениях Виты Савицкой многоточие используется в подавляющем большинстве случаев (71 %) как единственный пунктуационный знак, замещающий собой другие пунктуационные знаки: точку, запятую, точку с запятой, двоеточие и т. д. И только в 29 % автором используются другие знаки препинания: тире, запятая, вопросительный и восклицательный знаки и т. д.
Например, в стихотворении «Наконец-то…госпожа Метелица!..» многоточие используется вместо запятых при обращении, при противопоставлении перед но, при подчинительной конструкции, при сочинительной связи, т. е. замещает собой другие знаки препинания. Ср.:
«Наконец-то....госпожа Метелица!..
Питер от дождей насквозь промок...
Но упорно продолжал надеяться...
Что заглянешь в гости на денёк...
Или даже...на неделю целую...
Почему бы так не помечтать...
И засыпешь снегом...полной мерою...
И поставишь светлую печать...».
- Во-вторых, усекая синтаксические конструкции и находясь в постпозиции, многоточие замещает собой информацию о внетекстовой действительности равную как одной языковой единице, так целому тексту, то есть многоточие используется как прием умолчания, недоговоренности, недосказанности. Ср.:
«Каждый падал в любовь...кто-то кстати...а кто-то некстати...
Кто-то очень серьёзно...а кто-то, шутя, между дел...
Кто-то в утренней дымке...а кто-то на сочном закате...
Кто когда — каждый падал...и так... как хотел...как умел...»
В приведенном отрывке мы можем наблюдать прием умолчания как в препозиции, так и в постпозиции. Как известно, местоимение каждый, имеет значение «всякий, любой человек», автор дополняет его неопределенным местоимением кто-то, создавая общенно-личную направленность высказывания и подчеркивая, что каждый хоть раз испытал чувство любви. Но у каждого человека чувство любви имеет свои особенности. И многоточие, например, после слов «так... как хотел...как умел...» или «кто-то кстати...а кто-то некстати...» замещает фрагмент действительности, дополняющий предшествующий отрезок текста и сопоставимый как с опытом автора, так и с опытом читателя. С помощью многоточия она умалчивает, недоговаривает, делает паузу, чтобы каждый человек в отдельности представлял для себя ту ситуацию, в которой он когда-то был и Вита предоставляет возможность читателю самому домыслить и додумать. Неопределенная, недосказанная информация допускает несколько вариантов осмысления, при котором читатель как бы включается в сотворчество с автором.
- Функция выделения. Под функцией выделения мы будем понимать выделение автором при помощи какого-нибудь знака определенного смысла языковой единицы. Как показали наблюдения, многоточие может выполнять функцию выделения, находясь как в препозиции, так и в постпозиции к объекту выделения. В произведениях Виты Савицкой многоточие в функции выделения используется в нескольких случаях.
- Во-первых, многоточие оформляет важные для раскрытия смысла произведения.
«И чёрной зависти оскал...
Под маскою смирения...
И грязных слов девятый вал...
Девятый ...до забвения...»
В приведенном отрывке из стихотворения «Не покусись!» многоточие, находясь в постпозиции, выделяет слова оскал и смирение и сосредотачивает внимание на их семантике. В словарях существительное оскал имеет значение «приоткрытый рот, пасть с приподнятыми губами, за которыми виднеются зубы, а также манера оскаливать зубы» и в сознании носителей языка ассоциируется с действиями животного, являя собой пример агрессии, злобы. Здесь и далее значения слов дается по «Словарю русского языка: в 4 т.» 1981—1988 [2]. А лексема смирение, напротив, толкуется как «отсутствие гордости, высокомерия», «кротость, покорность». Обладая противоположными значениями, данные лексемы вступают в антонимические отношения, уточняя и усиливая семантику понятий «чёрная зависть» и «маска».
В этом же четверостишье, находясь в препозиции и постпозиции, многоточие выделяет словосочетание девятый вал, числительное девятый и предложно-падежную форму до забвения. Как известно, понятие девятый вал обозначает высокую волну в море, океане, которая поднимается во время сильного шторма. В переносном значении девятый вал обозначает очень большое количество чего-либо, самую высокую степень. В данном примере словосочетание девятый вал указывает на большой объем «грязных слов», но и этого показалось автору недостаточно. Савицкая повтором девятый ещё раз уделяет внимание большому объему «грязных слов», несущих высокую степень негатива, в состоянии которого человек забывает сам себя «до забвения», то есть забывает контролировать свои эмоции, свои действия. Таким образом, в приведенном примере многоточия помогают выделить языковые единицы, последовательно нагнетающие, наращивающие смысловую значимость определяемого ими понятия.
- Во-вторых, многоточие выражает различного рода эмоции и эмоциональные состояния говорящего (возмущение, досада, гнев, удивление, взволнованность и т. д.). Рассмотрим стихотворение, посвященное событиям происходящим на Украине. В качестве заголовка автор использовал слова, которые пред казнью сказал Жорж Жак Дантон: «Революция пожирает своих детей». Ср.:
«Она сожрёт...не нынче, так потом...
Своих детей и их друзей...в придачу...
Привыкшим к крови ненасытным ртом...
Так было и не может быть иначе...
Нет у неё «любимчиков» и нет...
Ни одного...кого бы пожалела...
И каждый приготовлен на «обед»...
Сначала душу съест, а после тело...
Заставит ради «блага» убивать...
И будешь убивать, ведь «блага» ради...
Такая вот ...здесь многоточье ... «мать»...
Не скажет: я — сыта...довольно...хватит...»
В рассматриваемом стихотворении представлены лексические единицы, несущие негативную семантику, ядром которых можно считать переходные глаголы сожрет и убивать, объединённые значением «истребить, уничтожить». Объектами, на которые направлено действие данных глаголов, являются люди, которые участвуют в революции, поддерживают, «её порождение». Идея пожирания своих детей ключевая в структуре образа революции, отсылая нас к образу Кроноса, создает образ безжалостного, бездушного, ненасытного чудовища, образ, усиленный семантикой слов входящих в выражения: «привыкшим к крови ненасытным ртом...», «каждый приготовлен на «обед»...», «душу съест, а после тело...».
Используемые в данном стихотворении слова с негативной семантикой передают отношении автора к предмету описания и создают эмоциональный фон возмущения, негодования и гнева, который обрамляют многоточия, передавая напряжение, когда от возмущения, отчаяния человеку трудно подобрать слова, выразить свою мысль. В последних строчках поэтесса, желая употребить ненормативное выражение, сдерживает себя, используя самоцензуру, значимость которой подчеркивается употреблением слова многоточие, семантика которого усиливается использованием пунктуационного знака многоточие в пре- и постпозиции.
- В-третьих, многоточием выделяются значимые, с точки зрения автора, смысловые ударения при декламации стихотворения. Другими словами предлагается авторское представление о том, как должно звучать его произведение.
Таким образом, многогранность функций многоточия в произведениях Виты Савицкой можно рассматривать как доминирующую особенность идиостиля поэта.
Список литературы:
- Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. — М.: Едиториал УРСС, 2004. — 576 с.
- Словарь русского языка: в 4 т. / АН СССР, Ин-т рус. яз. — М., 1981—1988 (МАС).
- Вита Савицкая / Стихи. ру — национальный сервер современной поэзии — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.stihi.ru/avtor/vitavita (дата обращения 05.04.2014).