ИСТОРИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА И РАЗВИТИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ СТАНЦИИ ХОРОЛЬСК И ОДНОИМЕННОГО С НЕЙ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ
Конференция: XII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: 2. Краеведение
XII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
ИСТОРИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА И РАЗВИТИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ СТАНЦИИ ХОРОЛЬСК И ОДНОИМЕННОГО С НЕЙ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ
Я родился и вырос в пристанционном посёлке Хорольск расположенном вокруг железнодорожной станции. Здесь жили и работали мои прадеды, мои деды, мои родители, мои многочисленные родственники, мои земляки. Это моя малая родина. О ней почти нет сведений не в районном музее, ни в архивах станции. Поэтому я и решил изучить историю строительства и развития станции, и одноименного с ней поселка.
Узнать прошлое, осмыслить настоящее, заглянуть в ближайшее будущее. Успеть это сделать, пока еще не утрачены скупые исторические факты, пока еще живы свидетели и участники исторических событий.
«С целью освоения природных богатств края, его заселения, развития народного хозяйства и укрепления обороны дальневосточных границ, Советское правительство поставило задачу Дальжелдорстрою и управлению Уссурийской железной дороги приступить к постройке и ввести в эксплуатацию железнодорожную ветку Манзовка (ныне Сибирцево) — Турий Рог протяженностью 120 километров» [3, с. 26].
Строительство началось одновременно на всём протяжении дороги в 1928 году. В 1931 году дорога была построена и введена в эксплуатацию.
«История железнодорожной станции Хорольск начинается с ввода её в эксплуатацию в 1931 году» [4, с. 237].
Она расположена между 41 и 43 километром железнодорожной ветки Манзовка (Сибирцево) — Турий Рог.
Станция имела 10 основных путей, деревянный железнодорожный мост через овраг. Три основных железнодорожных переезда. Здание железнодорожного вокзала было деревянным. Вблизи вокзала, на территории станции размещались подсобные помещения склады и т. д.
Рисунок 1. Реконструкция Железнодорожной станции Хорольск 30—60х годов
К 1936—1939 годам вокруг железнодорожной станции разместили различные предприятия, к которым проложили подъездные пути. Для разворота паровозов применялся поворотный круг. В районе станции размещались казармы для проживания железнодорожников. Западнее казарм стоял дом начальника станции.
«С 1931 года по 1944 год доставка грузов осуществлялась паровозами серии «О». Затем эти маломощные паровозы, заменены паровозами серии «Е». С 1970 года доставка грузов стала осуществляться тепловозами» [2, с. 40].
«Угроза войны со стороны Японии потребовала от Советского правительства организации оборонного строительства вдоль государственной границы, для непосредственной защиты и обороны. В 1941 году вокруг станции Хорольск были установлены проволочные заграждения, выкопаны противотанковые рвы, построены железобетонные доты. Часть этих сооружений сохранилась до настоящего времени» [1, с. 168].
С 1991 года в связи с распадом СССР, резко сокращается количество грузооборота. С 1993 года сокращается штатный состав станции. Демонтируется часть путей, сносятся все казармы. Сокращаются пассажирские перевозки, а затем прекращаются совсем. Станция Хорольск переходит на приём и отправку грузовых поездов, ряд путей используется для хранения вагонов резерва.
В 1931 году, с вводом в строй железнодорожной ветки Сибирцево — Турий Рог и завершением строительства железнодорожной станции Хорольск, началась история возникновения и развития населённого пункта вокруг неё. В 1940 году начинается массовое индивидуальное строительство жилья, оно продолжается вплоть до 1987 года. К 1987 году формируется окончательный облик населённого пункта Железнодорожная станция Хорольск имеющая 247 жилых домов в которых проживало 852 человека из них 255 детей, начальную школу, детсад, медпункт, магазин.
С 1991 года населённый пункт приходит в упадок. На 1 января 2014 года в поселке насчитывается: 127 домов в которых проживает 375 жителей, два частных магазина, медпункт, топливный склад, Заготзерно.
Население, по сравнению с 1987 годом уменьшилось на 477 человек, исчезло 120 жилых домов.
За долгие годы существования железнодорожной станции Хорольск на её территории работало много людей. Одними из них были мои прадеды.
Прадед по отцовской линии Иваненко Дмитрий Матвеевич с 1937 по 1954 года работал начальником караула по охране железнодорожных мостов.
Прадед по материнской линии Рубаненко Николай Андреевич с 1947 года до выхода на пенсию, работал в составе путевой бригады, около 40 лет.
Моя бабушка по материнской линии Шваюн Вера Николаевна с 1976 года по 2002 года, работала на станции старшим приёмосдатчиком груза и багажа.
В разные годы начальниками станции Хорольск были: Даниленко А.П., Ретьев И.Г., и другие. Сейчас на три станции: Камень-Рыболов, Хорольск, Лучки — один начальник Шевченко О.Ю. Коллектив станции состоит из 5 сотрудников.
Одно из крупнейших изобретений человечества в транспорте — железная дорога. Нынешняя железная дорога — достаточно сложное инженерно-техническое сооружение. Исследуя историю строительства и развития железнодорожной станции Хорольск и одноименного с ней поселения, я пришёл к следующим выводам.
Строительство и развитие железнодорожной станции неразрывно связано с освоением природных богатств края, его заселением, развитием народного хозяйства и укреплением обороны наших Дальневосточных границ.
Железнодорожная станция Хорольск, как и другие станции, являлась центром вокруг которого формировались промышленные и перерабатывающие предприятия. Возникаю, строятся и развиваются новые населенные пункты. Она становится центром культурно-просветительного, медицинского, торгово-бытового, транспортного обеспечения жителей поселка и сел района.
Девяностые годы XX века не обошли стороной железнодорожную станцию и поселок.
Резко сокращается грузооборот, прекратились пассажирские перевозки, сокращен штатный состав, демонтируется часть путей, сносятся казармы.
Военные и оборонные объекты заброшены, превращены в руины и развалины.
Поселок так же приходит в упадок. Ликвидируется начальная школа, детские садики, почта, клуб, баня, уличное освящение. Проезжая часть улиц не ремонтируется. Из-за отсутствия работы многие жители продают дома под дачи, другие просто бросают и уезжают. Улицы превратились в отдельные хутора с разбросанными группами жилых домов, в которых проживают старики пенсионеры. Но у станции Хорольск есть шанс на «вторую жизнь».
В перспективе планируется железнодорожный переход из КНР в районе станции Турий Рог, тогда возможен перевод всей ветки Сибирцево — Турий Рог на электротягу, строительство вторых путей, реконструкция полотна.
Разведданные запасы угля в районе сел: Жариково, Камень-Рыболов, Новодевица, Хорольск, возможно приведут к возникновению добывающих предприятий и возрождению станций и поселения Хорольск.
Возможно перспектива возрождения космодрома и аэродрома.
Многие поколения людей за 80 лет истории железнодорожной станции Хорольск и одноименного с ней поселения, в том числе мои предки и родственники, отдали годы жизни, труда и героизма, творя и созидая саму эту историю, историю района, края, страны.
Будем надеяться, что громадные перемены, которые грядут в крае в связи со строительством газо- и нефтепровода, дальнейшим развитием отношений нашего края с Китаем, вдохнут новую жизнь в железнодорожную станцию Хорольск. Верю, оживёт она! Пройдут по её путям электропоезда, перевозя пассажиров, туристов и грузы. Будущее покажет.
Список литературы:
1. Бакланов П.Я. География Приморского края. — В.: «Уссури», 1997. — 287 с.
2. Буркова В.Ф., Зуева В.Ф. Дальневосточная магистраль России. — Х.: 1997. — 352 с.
3. Дальневосточная магистраль к 40-летию Великого Октября. — Х.: 1957. — 450 с.
4. Фисенко Н.И. Уссурийское отделение. — Х.: 1997. — 70 с.