Статья:

НАРОДНО-ХОРОВОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО В ПРАКТИКЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Конференция: XII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 3. Культурология

Выходные данные
Башкирова Д.Г. НАРОДНО-ХОРОВОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО В ПРАКТИКЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(12). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/5(12).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 8 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

НАРОДНО-ХОРОВОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО В ПРАКТИКЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Башкирова Джанетта Геннадьевна
студент ОГОБУ ВПО «Смоленский государственный институт искусств» РФ, г. Смоленск
Дорогонько Зоя Васильевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доц. ОГОБУ ВПО «Смоленский государственный институт искусств», РФ, г. Смоленск

Тема выступления «Народно-хоровое исполнительство в практике культурно-досугового учреждения» выбрана мною неслучайно, так как она мне близка и связана с моей непосредственной работой с хором.

Актуальность исследования состоит в том, что одной из наиболее актуальных проблем, стоящих перед культурно-досуговыми учреждениями является проблема организации творческих народно-хоровых коллективов, в частности народно-хорового исполнительства.

Народно-хоровое исполнительство в культурно-досуговых учреждениях, является сферой социализации и дает возможность человеку реализовать естественные потребности как в певческой деятельности, в развитии творческого потенциала, так и в восстановлении психофизических сил, общении друг с другом и дополнительном образовании.

Все это обусловливает пристальное внимание руководителей народно-хорового коллектива к проблеме организации свободного времени населения, поиска новых форм, технологий и методов планирования их досуговой творческой деятельности.

Проблемам методического обеспечения культурно-досуговой деятельности, повышения эффективности народно-хорового исполнительства в культурно-досуговых учреждения посвящены труды авторов: М.А. Ариарского, С.А. Белякова, М.Н. Вечера, Е.А. Владимирова, Д.М. Генкина и др. В последние годы данной теме уделяли внимание А.Д. Жарков и В.М. Чижиков, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников и др. и оказали определенное влияние на решение проблемы. Их работы содержат фундаментальные теоретические основы организации досуга с использованием народно-хорового исполнительства в культурно-досуговом учреждении.

В этих работах рассматривается история, теория и методика досуга, раскрываются организационно-методические основы деятельности учреждений культуры, технология создания культурно-досуговых программ, специфические особенности выразительных средств, проблемы методического обеспечения культурно-досуговой деятельности. Однако в трудах этих ученых не выявлены особенности и специфика народно-хорового исполнительства в практике культурно-досуговых учреждений. Эти работы не в достаточной мере раскрывают практику использования народно-хорового исполнительства самодеятельных хоровых коллективов в культурно-досуговых учреждениях.

Поэтому представленные научные труды известных ученых и авторов не могут быть в чистом виде применены для решения проблемы организации народно-хорового творчества в культурно-досуговых учреждениях. В значительной части эти исследования охватывают только историю, теорию, методику культурно-досуговой деятельности, музыкальное оформление досуга, не учитывая практику народно-хорового исполнительства в культурно-досуговом учреждении.

Самодеятельные хоровые коллективы — это специфическая форма деятельности людей, которая сочетает в себе массовое культурное движение и обязательно искусство. Эти две стороны художественной самодеятельности — общественная и эстетическая составляют ее сущность и находятся в тесной взаимосвязи.

Основная задача хоровой самодеятельности заключается в эстетическом воспитании людей, удовлетворении их духовных потребностей. Благодаря хоровой самодеятельности певцы-любители знакомятся с сокровищами фольклора, наследием национальной и мировой музыкальной классики. Хоровая самодеятельность подготавливает грамотных слушателей музыки, воспитывает художественную требовательность, вкус, и таким образом играет важную роль в эстетическом формировании личности. Особую роль хоровая самодеятельность играет там, где отсутствуют профессиональные коллективы, самодеятельные хоры в этом случае являются единственными источниками музыкально-песенной культуры и реализуют важные культурно-просветительские задачи.

Культурно-досуговая деятельность — это один из важнейших средств реализации сил человека социально-культурной среды, которая окружает его. В культурно-досуговой деятельности присутствуют преобразование, познание и оценка.

Наиболее характерной специфической чертой самодеятельного хорового искусства является его демократичность и доступность. Другая важная особенность хоровой самодеятельности — добровольность, которая выражается в особых взаимоотношениях участников любительского хора, где ведущими являются нравственно-этические проблемы. Значимой специфической чертой хорового любительства выступает также учебно-воспитательный процесс, который строится с учетом интересов и потребностей участников.

Специфика народно-хорового исполнительства:

·     Опора на местную певческую традицию — двухрегистровое звучание, октавное удвоение основной мелодии, опора на обиходный звукоряд, песенные строфы отделены одна от другой.

·     Импровизация исполнения — певцы допускают во время пения мелодические подголоски, импровизируют.

·     Натуральная манера звукообразования — звук открытый светлый, женская группа голосов поет в низком регистре, а мужская наоборот.

·     Использование примарного (натурального) регистрового звучания голосов — количественное преобладание женских голосов над мужскими, выполнение ими основной вокальной нагрузки, пение без дирижера.

·     Репертуар — народные, обрядовые песни, частушки, произведения самодеятельных композиторов.

Таблица 1.

Основные художественно-исполнительские направления


Народный хор


·      специфический характер певческого звука;

·      наличие ведущего певца при отсутствии дирижера;

·      хоровая фактура;

·      строят свою работу на основе местных или областных певческих традиций;

·      разнообразный состав и манера исполнения.


Академический хор


·      опора на традиции многовековой хоровой культуры;

·      академическая вокальная манера — округленный, ровный на протяжении всего диапазона, прикрытый звук.

·      Академическому хоровому коллективу характерно:

·      академический хор строго разделен на партии;

·      точное исполнение партитуры произведения;

·      количественный и качественный баланс голосов в партии;

·      пение с дирижёром, роль которого в процессе исполнения значительна.


Ансамбль песни и танца


·      исполнительский коллектив объединяет вокальное и хореографическое искусство;

·      состав мужской хор, группа солистов, оркестровая и танцевальная группы;

·      оркестровая группа состоит из людей, не принимающих участия в пении;

·      хор поет в академической манере.


Театрализованное хоровое исполнительство


·     направление находит своё выражение в исполнении произведений, которые сопровождаются сценическим действием;

·     кроме овладения вокально-хоровой техникой и выучивания партий наизусть, такие певцы должны уметь двигаться на сцене в костюмах.

 

Занятия в хоре оказывают положительное воздействие:

    улучшение общего состояния здоровья;

    укрепление, а в некоторых случаях восстановление памяти;

    повышение производительности труда на производстве (относится и к представителям умственного и физического труда);

    снижение социальной напряженности, как в коллективе, так и в обществе в целом;

    повышение самооценки, развитие нацеленности на результат;

    поддержание культурных традиций;

    улучшение семейных взаимоотношений, в том числе отношений с детьми.

Важно подчеркнуть, что художественная самодеятельность выполняет множество разнообразных функций.

Таблица 2.

Функции хорового коллектива


Коммуникативная


общение людей друг с другом


Воспитательная


любовь к хоровому искусству, интеллигентность и духовную культуру, активность, толерантность, ответственность, физическое и психическое здоровье.


Познавательная


интерес к музыкальному исполнению.


Художественно-эстетическая


формирование отношения к искусству как средству межличностного и межкультурного общения на основе взаимопонимания, общение с музыкой и корректировку действий при осуществлении совместной деятельности участников хорового коллектива.


Функция отдыха и развлечения


организация культурного досуга, приобщение народно-хоровому творчеству.

 

Многообразие функций свидетельствует о разностороннем характере хоровой самодеятельности и большом диапазоне воспитательных средств, которыми они располагают. В этой связи мне хотелось бы отметить активный характер деятельности участников хоровых самодеятельных коллективов культурно-досуговых учреждений Духовщинского района. Это районный Дом культуры, сельский Дом культуры с. Пречистое и детский хоровой коллектив Дома культуры «Энергетик», п. Озерный. Эти коллективы известны не только в Духовщинском районе, они являются участниками многих областных, всероссийских, международных конкурсов и фестивалей хоровых самодеятельных коллективов, таких как:

·     Международный фестиваль «Соловьева переправа», посвященный 200-летию Отечественной войны 1812 года;

·     Всероссийский фестиваль-конкурс «Наш дом — Россия»;

·     Областной фестиваль-конкурс «Радуга талантов»;

·     Фестиваль творческих коллективов «Возьмемся за руки, друзья»;

·     Районный конкурс «Музыка сквозь века...»

В Районном Доме культуры г. Духовщина имеются три самодеятельных творческих народно-хоровых коллектива. Это «Кривичи», руководитель Занегин Михаил Николаевич; «Горница», руководитель Галактионова Зинаида Ильинична; Хор ветеранов, руководитель Фомин Владимир Иванович, объединивший ветеранов войны и труда, желающих свое творчество представлять населению. В их репертуаре имеются не только песни народов нашей страны, но и песенные произведения, с давних лет знакомые и дорогие их сердцу, того незабываемого сурового военного времени.

 

Рисунок 1. Народно-хоровой коллектив «Горница»

 

Рисунок 2. Народно-хоровой коллектив «Кривичи»

 

Дом культуры «Энергетик» п. Озерный — Детский хоровой коллектив «Карусель», руководитель Ботвинникова Оксана Владимировна, выпускница СГИИ. В него входят дети 6—15 лет. Представляет свое творчество на всех массовых праздничных гуляниях: «Проводы зимы», «Троица», «День поселка», «День молодежи», «День Победы» и др. Публика с теплотой и любовью встречает детский хор «Карусель», по окончании выступления вознаграждает продолжительными звонкими аплодисментами.

 

Рисунок 3. Детский хоровой коллектив «Карусель»

 

Большая часть участников хора — это учащиеся Озерненской Детской школы искусств Хорового отделения, руководителем младшей группы хорового коллектива я являюсь. Детям доставляет огромное удовольствие принимать участие в смотрах и конкурсах пока еще местного значения.

 

Рисунок 4. Младшая группа хорового коллектива Озерненской Детской школы искусств

 

Не могу не отметить директора Озерненского Дома культуры Бабтенкова Александра выпускника Смоленского государственного института искусств.

Особенно хочется сказать об участниках хорового исполнительства сельского культурно-досугового учреждения с. Пречистое, художественный руководитель самодеятельного хорового коллектива «Беседа» Максурова Елена Алексеевна, Смирнова Наталья, участница хорового коллектива, студентка Смоленского государственного института искусств.

 

Рисунок 5. Народно-хоровой коллектив «Беседа»

 

Важным событием в творческой жизни самодеятельных хоровых коллективов и ансамблей стал областной конкурс «Поет село родное». В ходе подготовки к участию в конкурсе коллективы повысили свой исполнительский уровень, показали зрителям лучшие произведения из своего репертуара.

Всегда встает вопрос. Что привлекает заниматься народно-хоровым пением? На мой взгляд — реализация своих певческих возможностей, а так же приобщение к культурным традициям; организация досуга, гармоничное развитие личности и эстетических вкусов.

Сегодня культурно-досуговая сфера предоставляет личности иные возможности для культурного досуга. Основные отличия — это высокий уровень культурно-технической оснащенности, используются современные культурно-досуговые технологии, формы и методы, эстетически насыщенное пространство и высокий художественный уровень культурно-досугового процесса. Использование народно-хорового исполнительства в культурно-досуговых учреждениях имеет двоякое значение для человека: первое — участники хоровых коллективов проявляют себя в творчестве, самореализуются, получают положительные эмоции в результате своих выступлений и творческого общения, увеличивают свой музыкально-эстетический потенциал, расширяют кругозор; второе значение заключается в том, что посетители культурно-досугового учреждения, слушая выступления народно-хоровых коллективов, приобщаются к истокам культуры, обычаям, обрядам, традициям прошлого нашей Родины, исторически сложившего, но на какой-то период времени забытого, проявляют желание сами принимать участие в различных театрализованных представлениях, массовых гуляниях с участием народно-самодеятельного хора, вступая в их ряды, получают эстетическое наслаждение, с удовольствием воспринимая народно-хоровое пение, колорит народных костюмов с орнаментом, присущим определенному региону, сочетая свой отдых после рабочего дня с познанием народно-хорового искусства в разных его проявлениях, включая и в театрализованную деятельность народно-хорового коллектива.

Таким образом, народное хоровое исполнительство в практике культурно-досугового учреждения — это один из видов музыкального искусства, самый массовый и доступный, способствующий развитию, личности, сохранению народных традиций и обрядов. Хоровое искусство в культурно-досуговом учреждении становится многофункциональным ресурсом, оказывающим положительное влияние на культурные, социальные, психологические, художественно-эстетические, коммуникативные аспекты общественной жизни.

 

Список литературы:
1.    Жарков А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности. — И: Дом МГУКИ, 2007. — С. 480.
2.    Клюско Е.М. Культурно-досуговая деятельность населения России (май 1945—1985 гг.): Теоретико-методологический и исторический аспекты: Учебное пособие. — 2-е изд. — М.: МГУКИ, 1999. — 132 с.
3.    Суртаев В.Я. Социально-педагогические особенности молодежного досуга. — Ростов-на-Дону, 1997. — С. 31.
4.    Учебное пособие: Самодеятельные хоровые коллективы, как вид музыкального искусства и часть духовной культуры общества под научной редакцией академика РАЕН А.Д. Жаркова и профессора В.М. Чижикова «Культурно-досуговая деятельность» — 344 c.