ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗЛИЧИЙ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТОВ МЕХАНИЧЕСКОГО, ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО И ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТОВ
Конференция: XII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: 7. Психология
XII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗЛИЧИЙ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТОВ МЕХАНИЧЕСКОГО, ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО И ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТОВ
Как известно, ценностно-смысловая сфера личности включает в себя два основных компонента — ценностные ориентации и систему личностных смыслов. Последняя включает в себя как отдельные категории жизненных смыслов [4], так и смысложизненные ориентации личности [5].
Д.А. Леонтьев выделяет два основных подхода к понятию «смысл»: одно представляет смысл как интегральное образование (смысл как задача, интерпретация жизни и др.), другое — как производный структурный элемент сознания [9, с. 18]. В целом, личностный смысл принято определять как «индивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность, осознаваемое как «значение-для-меня» усваиваемых субъектом безличных знаний о мире» [8, с. 192].
Смысложизненные ориентации человека — цели в жизни, насыщенность жизни и удовлетворенность самореализацией — являются составляющими смысла жизни личности, изучение которых позволяет сделать выводы о временной локализации ведущих смысловых ориентиров и об уровне осмысленности жизни личности.
Что касается понятия «ценностные ориентации», в литературе так же наблюдается плюрализм подходов к его определению. Наше исследование базируется на интерпретации ценностей М. Рокичем как «устойчивого убеждения в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования» [9, с. 7].
В этой связи становится очевидной тесная связь ценностно-смысловой сферы с убеждениями личности, которые с позиций когнитивно-поведенческой психотерапии призваны структурировать опыт и помогать ориентироваться в мире, выступая ведущим средством адаптации [1, с. 25].
Убеждения — это формируемое на основе ценностных ориентаций, средство категоризации объектов и явлений окружающего мира, которое представляет собой систему постоянно хранимых в памяти знаний, представлений и идеалов, всегда выражающихся в поведении личности, так как существует потребность реализации этих знаний, представлений и идеалов, которая запускает соответствующие мотивы [2, с. 97]. Убеждения тесно взаимосвязаны с ценностно-смысловой сферой личности. И.М. Дзялошинским [11] они рассматриваются как разновидность, тип смысловых элементов внутреннего мира личности и структурообразующие элементы мировоззрения. Однако убеждения могут быть как функциональными, так и дисфункциональными, препятствующими гармоничному развитию личности, ее экзистенциальному и профессиональному самоопределению, которое особо актуально для современных студентов.
В условиях современной реальности человек подвергается воздействию множества стрессоров, возникает необходимость адаптироваться к потоку информации и быстро изменяющейся среде. Одной из таких, требующих быстрой адаптации ситуаций, является процесс профессионального самоопределения.
Представления современной молодежи о профессиях и рынке труда в большинстве своем оторваны от действительности, процесс принятия решения о выборе профессии часто бывает продиктован приоритетом статусных смыслов, слабым знанием своих способностей и возможностей. В результате, как учащиеся общеобразовательных школ, так и студенты либо принимают не до конца осознанное решение относительно профессионального выбора, либо находятся в состоянии неопределенности. Все это в определенной мере может препятствовать успешному профессиональному самоопределению.
Для наиболее эффективного профессионального обучения и адаптации к профессиональной деятельности человеку необходимо личностное развитие, т. е. в основе профессионального самоопределения лежит личностное самоопределение, придающее жизни смысл.
Таким образом, в ходе теоретического исследования была сформирована гипотеза о том, что показатели ценностно-смысловой сферы студентов гуманитарных и технических факультетов вероятно различаются.
Предметом нашего исследования выступили различия показателей ценностно-смысловой сферы студентов гуманитарных и технических факультетов. Ведущей целью исследования рассматривается изучение различий показателей системы жизненных смыслов, ценностных ориентаций, целей и насыщенности жизни, удовлетворенности самореализацией, а также различий в выраженности дисфункциональных убеждений.
Эмпирическим объектом выступили студенты 3-5 курсов психологического, экономического и механического факультетов. Исследование проводилось на базе Южного федерального университета при участии студентов Южно-Российского государственного политехнического университета (НПИ) имени М.И. Платова. Возраст респондентов: от 19 до 23 лет.
Для измерения заявленных показателей респондентам были предложены следующие тесты-опросники:
1) «Шкала базисных убеждений» — М.А. Падун, А.В. Котельникова [7],
2) Тест смысложизненные ориентации — Д.А. Леонтьев [5].
3) Методика изучения ценностных ориентации — М. Рокич [10].
4) Методика исследования системы жизненных смыслов — В.Ю. Котляков [4].
Полученные данные были подвергнуты статическому анализу. Гипотеза проверялась с помощью непараметрического H критерия Краскела-Уоллиса. Для этих целей применялся пакет статистических программ «STATISTICA Trial 12» фирмы «StatSoft».
Результаты осуществленного нами исследования свидетельствуют о том, что существуют различия в уровне значимости таких жизненных смыслов, как гедонистические, коммуникативные, семейные и смыслы самореализации (рисунок 1). Для студентов психологической специальности большую значимость, в сравнении с другими группами, имеют гедонистические и смыслы самореализации, в то время как коммуникативные и семейные смыслы — меньшую. При этом обратная картина наблюдается у студентов технической специальности, в то время как у экономистов в сравнении с другими группами значения средние.
Рисунок 1. Различия в уровни значимости категорий системы жизненных смыслов студентов разных специальностей
На наш взгляд, это может объясняться различиями в коммуникативной насыщенности указанных профессиональных сфер, к тому же, психологическое образование как никакое другое стимулирует к развитию и самореализации [6, с. 13].
Результаты исследования различий ценностных ориентаций показывают, что относительно терминальных ценностей отмечается одинаково высокий уровень значимости познания, продуктивной жизни и творчества для студентов-психологов и экономистов, а студенты технической специальности придают высокую значимость здоровью.
Рисунок 2. Различия уровня значимости терминальных ценностей студентов разных специальностей
Возможно, это связано с тем, что содержание учебного процесса гуманитарных специальностей прямо декларирует перечисленные ценности, в то время как студенты технических специальностей гораздо чаще вынуждены принимать во внимание технику безопасности, что вводит в фокус сознания проблемы физической сохранности и здоровья.
В отношении инструментальных ценностей обнаружены следующие различия (рисунок 3): исполнительность, твердая воля и аккуратность в большей степени значимы для студентов технической специальности, вероятно, в силу необходимости взаимодействия с деталями и точными механизмами.
Диаграмма 3. Различия уровня значимости инструментальных ценностей студентов разных специальностей
У психологов и экономистов отмечается более высокий уровень значимости ответственности и широты взглядов, при этом первым также довольно значимой представляется исполнительность, а последним — аккуратность. На наш взгляд, это может объясняться этическими принципами психологического консультирования, которые студент-психолог, так или иначе, принимает в ходе профессионального обучения, специфика которого у экономистов также может детерминировать высокую значимость перечисленных ценностей, в силу необходимости мыслить глобально при изучении таких базовых дисциплин, как макроэкономика. Значимость аккуратности и ответственности может быть связана с неизбежностью анализа финансовой отчетности и работы с документами.
Также нами были обнаружены межгрупповые различия смысложизненнных ориентаций (рисунок 4).
Рисунок 4. Различия уровня выраженности смысложизненных ориентаций (4а) и дисфункциональных убеждений (4б)
У студентов-психологов отмечена высокая выраженность показателей по шкалам «Цели в жизни» и «Локус контроля — Я». Они же, но в меньшей степени выражены и у студентов технической специальности. У последних к тому же отмечается довольно высокая выраженность дисфункциональных убеждений о доброжелательности внешнего мира. Можно объяснить это тем, что планирование будущего более вероятно и активнее реализуется при функциональных убеждениях об окружающей среде. У студентов-экономистов наблюдается низкая выраженность этих показателей в сочетании с высокой выраженностью дисфункциональных убеждений о доброжелательности внешнего мира. Вероятно, находясь под влиянием последних, студенты-экономисты склонны полагать, что выстраивания долгосрочной перспективы в недоброжелательной изменчивой среде не имеет смысла.
Таким образом, результаты проведенного нами исследования свидетельствуют о частичном подтверждении исходной гипотезы, то есть о наличии значимых различий некоторых показателей ценностно-смысловой сферы студентов гуманитарных и технических факультетов.
Полученные данные планируется использовать для подготовки рекомендаций к личностно-ориентированной программе профессионального самоопределения.
Список литературы:
1. Абакумова И.В. Содержание учебного процесса как источник смыслообразования учащихся. // Материалы третьего Всероссийского съезда психологов (25—28 июня 2003 года). Ежегодник Российского психологического общества. Изд-во СпбГУ, 2003 г., т. 1, С. 6—8.
2. Гомонова Е.Н. Теоретический анализ основных подходов к пониманию феномена убеждений личности / Е.Н. Гомонова, Е.Г. Денисова, Е.В. Прокопьева. — Сборник материалов международной научно-практической конференции «Современные проблемы и перспективы развития педагогики психологии». — Махачкала: ООО «Апробация», 2013 — С. 91—97.
3. Когнитивная терапия депрессии / А. Бек [и др.] — СПб.: Изд-во Питер, 2003. — 304 с.
4. Котляков В.Ю. Методика исследования системы жизненных смыслов / В.Ю. Котляков // Вестник КемГУ 2013 № 2 (54) Т. 1. С. 148—153.
5. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2-е изд. — М.: Смысл, 2000. — 18 с.
6. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во УРАО, 2000. — 128 с.
7. Падун М.А. Методика исследования базисных убеждений личности / М.А. Падун, А.В. Котельникова // Психологический журнал. — 2008. — Т. 29, № 4. — С. 98—106.
8. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — 2-е изд., — М., 1990. — 494 с.
9. Серый А.В., Яницкий М.С. / Ценностно-смысловая сфера личности / Учебное пособие. — Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999 — 92 с.
10. Сборник психологических тестов. Часть I: Пособие / Сост. Е.Е. Миронова — Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2005. — 156 с.
11. Дзялошинский И.М. Российский журналист в посттоталитарном обществе — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.dzyalosh.ru/01-comm/books/russ-jornal/4-4.html (дата обращения 17.04.2014).