ПРИЧИНЫ ОТКАЗА РФ ОТ ВВЕДЕНИЯ ИНСТИТУТА ЮВЕНАЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ
Конференция: XII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: 10. Юриспруденция
XII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
ПРИЧИНЫ ОТКАЗА РФ ОТ ВВЕДЕНИЯ ИНСТИТУТА ЮВЕНАЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ
Институт ювенальной юстиции приобрел широкое распространение в странах Западной Европы и США, в связи с чем, Россия оказалась перед очень сложным и противоречивым вопросом: необходимо ли создание специализированной судебной системы для несовершеннолетних в Российской Федерации? Данная проблема вызвала у меня научный интерес, поэтому рассмотрим положительные и отрицательные аспекты данной судебной системы.
Изначально ювенальная юстиция зародилась в июле 1899 года в Чикаго в качестве необходимости нового подхода для рассмотрения дел несовершеннолетних. Благодаря созданию в США ювенального суда и появилось новое для 19 века понятие «несовершеннолетний преступник» — именно оно и стало субъектом судебной системы для несовершеннолетних. По истечению некоторого времени данная судебная система получила свое распространение в Великобритании и Франции, затем и в других европейских странах. Однако в Российской империи американская новелла также получила некое отражение: был создан первый детский суд, который просуществовал всего 8 лет, а затем был упразднен и не приобрел своего распространения в будущем. Начиная с начала 20 века, российский народ скептически относился к созданию ювенальной юстиции в своем государстве. На формирование данной точки зрения повлияли различные основательные факты и причины.
В РФ политика внедрения института ювенальной юстиции проводилась вплоть до 2010 года. Сущность данной специализированной судебно-правовой системы должны были составить как государственные, так и негосударственные структуры, занимающиеся вопросами несовершеннолетней преступности, контроля за исправительно-реабилитационной деятельностью соответствующих органов и социальной защитой прав и свобод несовершеннолетних. Но в России практически все население активно выступило против введения ювенальной юстиции в судебную систему РФ. Народ получил поддержку в лице президента РФ — Владимира Владимировича Путина. Именно в силу этих причин проект ФКЗ № 38948-3 «О внесении дополнений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе РФ» (в части создания ювенальных судов) был отклонен во втором чтении в Государственной Думе.
Крайне негативное отношение российского общества к созданию в судебной системе РФ такого звена, как ювенальная юстиция, базируется на несоответствии ее принципов основам уникального менталитета, истинной народной культуры, старинным традициям и обычаям, духовной сплоченности и непоколебимой веры русского народа. Правовое равенство родителей и детей в России неизбежно приведет ее к разрушению и деградации не только основного социального института — семьи, но и всего общества и государства, а также отдельной личности. Активное внедрение ювенальной юстиции породит колоссальный рост преступности среди несовершеннолетних слоев населения, разрушение семейного правопорядка и семейных ценностей, широкую агитацию среди молодежи порочного и безнравственного образа жизни, демонстрации и протесты в сторону Правительства РФ от лица родителей, массовое лишение родительских прав, а, следовательно, массовое сиротство и суициды в результате сильного удара по несформированной детской психике, а также самоубийства среди самих родителей.
При введении специализированного суда для несовершеннолетних в России, необходимо учитывать, что широкий перечень полномочий в области семейного устройства, методов воспитания детей, способов поддержания дисциплины, образовательного процесса каждого ребенка будет передан в руки социальных работников ювенальной юстиции. Если ювенальные структуры посчитают поведение родителей слишком жестоким и агрессивным по отношению к их ребенку или получат какую-либо жалобу со стороны несовершеннолетнего, или найдут иную абсурдную причину лишения родительских прав, то они имеют полное право в соответствии с законодательством сделать это, а ребенка предоставить органам опеки и попечительства. Кроме того, трактовка и указания родителям в области воспитания их ребенка, его образования, культурного, духовного, морально-этического развития, физической активности, медицинского здоровья, условий проживания, взаимоотношений с семьей или какими-либо социальными группами и слоями является нормальным способом вмешательства социальных служб в институт семьи. При установлении ювенальной юстиции постепенно должна развиваться тенденция о том, что главным рычагом в воспитании детей являются такие социальные представители как работники ювенальной юстиции, психологи, учителя, врачи, но только не родители. Родительское воздействие на их ребенка является лишь второстепенным и незначительным. А данное положение дел в стране никак не соответствует социально-политическим взглядам современного российского общества и государства.
Еще одним очень важным аспектом в вопросе о ювенальной юстиции является неопределенная трактовка терминов и выражений в ювенальном законодательстве. Существование следующего терминологического оборота: «ребенок в опасной ситуации» вызывает целое множество споров и дискуссий, в связи с тем, что данная формулировка может быть использована практически во всех ситуациях, связанных с несовершеннолетними в Российской Федерации. А в результате подобных выражений ювенальная юстиция сможет сделать немалое количество детей и несовершеннолетних сиротами, лишенными родительского внимания, любви и заботы. Использование в правовой системе достаточно субъективных, неоднозначных и двусмысленных выражений и формулировок, которые часто встречаются в разных нормативно-правовых актах российского законодательства, может неизбежно сместить право РФ на низшую ступень развития, так как понятия подобного рода не могут получать своего распространения в современных правовых системах, они являются характерными лишь для средневековых государств, находящихся в процессе формирования будущей политико-правовой системы. Для законодательной власти РФ самым главным принципом является единообразие и однозначность в понимании какого-либо закона, подзаконного акта и любого другого нормативно-правового акта, - данная тенденция является характерной чертой российского законодательства.
Следующей причиной отрицательного отношения народа и государства России к специализированной судебной системе для несовершеннолетних выступает злоупотребление властью органов ювенальной юстиции. С установлением ювенальной системы ее чиновникам и работникам предоставляется широкий спектр полномочий и возможностей в сфере злоупотребления своими функциями. Например, в случае лишения родителей их прав на ребенка на них возлагается обязанность выплачивать определенную, установленную сумму денежных средств для несовершеннолетнего. На данный момент эта сумма приблизительно составляет двадцать тысяч рублей в месяц. А в связи с несовершенством любой судебной системы разбирательство по поводу нелегального лишения родительских прав может длиться месяцами или даже годами. Поэтому в течении срока рассмотрения данного дела родители ребенка обязаны выплачивать ему указанную денежную сумму, которая со временем вырастет до довольно крупного размера. В случае неспособности родителей ежемесячной выплаты органы ювенальной юстиции смогут на вполне законных основаниях изымать ценные предметы их собственности и недвижимости. Такое положение дел влечет за собой анархию, безработицу, бедность, высоких уровень преступности и социальную деградацию общества.
Очень важным фактом несостоятельности ювенального института является отрицательный опыт в зарубежных странах. Например, во Франции уровень несовершеннолетней преступности возрос в несколько раз, поскольку мягкие условия ювенального правосудия порождают в детях чувство безнаказанности и бесстрашия: подростки занимаются воровством и грабительством, поджогом школ, больниц, магазинов, полицейских участков, убийствами и изнасилованиями. Во Франции почти каждый второй лишен своих родительских прав в силу каких-либо ложных причин и мотивов, но, по мнению ювенальной юстиции, данное изъятие детей является законным и легальным. Еще одним печальным примером может послужить сложившаяся ситуация в Финляндии. В данной стране органы ювенальной юстиции представляют собой мощный механизм порождения фашизма и уничтожения семьи как главного социального института общества. Кроме того, специализированная судебная система для несовершеннолетних выступила в качестве главной движущей силы в руках атеистов против устоев христианской церкви и морально-нравственных ценностей верующих [2, с. 75].
В силу всех вышеуказанных причин я могу отметить, что российский народ начал бороться против веяния США и Западной Европы в виде учреждения ювенальной юстиции в России. С конца 2009 года начались массовые протесты, демонстрации, выступления и пикеты, направленные против внедрения ювенального института в судебную систему РФ. Начали образовываться региональные общественные комитеты, посвященные правам родителей, защите традиционных семейных устоев, нравственных и этических соображений.
Данную проблему не оставил без своего внимания и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. На открытии XIV Всемирного русского народного собора в своей речи он высказался о ювенальной юстиции и отметил, что никакие органы не имеют права устанавливать родителям, как воспитывать их ребенка и какими методами, какое образование следует ему дать, какое мировоззрение необходимо сформировывать у несовершеннолетнего, какому образу жизни он должен придерживаться. Эта выдающаяся личность подчеркнула важность широкого обсуждения и массовой дискуссии вопроса, касающегося ювенальной юстиции, среди всех социальных слоев российского общества.
Итак, подводя итог поставленному вопросу, мне бы хотелось сделать следующее умозаключение: применение в Российской Федерации ювенальной юстиции обязательно приведет к растлению детей и несовершеннолетних, формированию малолетней преступности, разрушению семейных устоев и традиций, духовной стабильности русского народа, морально-нравственных принципов, повышению уровня самоубийств, бедности и безработицы, поскольку родители фактически утратят былое влияние и воздействие на детей, ввиду ювенального контроля и защиты на ними [1, с. 42]. Дети смогут самостоятельно принимать решения в несоответствующем возрасте, в момент частичной и неполной дееспособности, шантажировать родителей обращением в суд и лишением родительских прав — данное положение вещей подтверждается отрицательным опытом в странах Западной Европы. Также сегодняшнее представление об органах ювенальной юстиции сводится к исключительной гуманизации наказаний, применяемых к несовершеннолетним, которое влечет за собой безнаказанность преступников и формирование у детей чувства вседозволенности и безответственности.
Кроме того, специализированный суд для несовершеннолетних в условиях современной Российской Федерации выступает не в качестве института, а в качестве определенной идеологии, которая направлена на разрушение семьи и ее основных социальных функций, установление более глобальных властных структур в области общественного устройства, пропаганду и распространение таких аморальных аспектов, как внесемейное, внеродительское воспитание детей, установление антисемейного мировоззрения. Ювенальная юстиция способна окончательно разрушить институт семьи и брака, сформировать безнравственное будущее поколение и породить настоящую анархию в стране. Поэтому необходимо вытеснять и уничтожать любые зачатки и предпосылки ювенального законодательства в российском государстве, не копировать иностранную модель правосудия, которая не может сочетаться с менталитетом и духовностью народа России, а может привести только к плачевным результатам. Российская Федерация должна отказаться от всех зарубежных принципов и начать формировать и образовывать собственные, строить совершенно новую правовую конструкцию с учетом специфики и особенностей всего населения и государственности.
Список литературы:
- Арутюнян А.А. Медиация в уголовном процессе: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012.
- Тимошина Е.М. О ювенальных судах в России // Вопросы ювенальной юстиции. 2012. № 4.