АДМИНИСТРАТИВНО-ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РФ
Конференция: XII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: 10. Юриспруденция
XII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РФ
В любом обществе любых периодов исторического развития положению детей всегда уделялось особое внимание. А по мере развития системы юридических познаний различные аспекты жизнедеятельности несовершеннолетних поэтапно оформлялись в достаточно объемную и комплексную категорию — правовой статус (положение) несовершеннолетних. Совершенно справедливо, что всестороннее развитие детей, защита и обеспечение их прав, свобод и интересов находятся в сфере повышенного внимания государства и социума. При этом не менее справедливым является то, что не только несовершеннолетние нуждаются в охране и защите, к сожалению, в настоящее время все более частыми становятся случаи, когда государство и социум в целом, а также отдельные индивиды нуждаются в защите от самих несовершеннолетних. Их поведение, характеризующееся отклонением от принятых нравственных, а в некоторых случаях и правовых норм и квалифицируемое как девиантное, может ставить под угрозу не только духовную и физическую целостность самих подростков (например, аутоагрессивные (суицидальные и самоповреждающие) поступки), но и безопасность окружающих людей и социально значимых объектов материального мира (антидисциплинарные, антисоциальные, делинквентные противоправные и т. п. поступки).
Негативные проявления в поведении несовершеннолетних могут быть обусловлены самыми разнообразными причинами, например, такими как: вовлеченность в противоправные образования или группы с ярко выраженной подростковой субкультурой; реакции на трудные обстоятельства жизни; стремление к независимости и др., что приводит к социальной отчужденности молодежи. И любые из названных аспектов девиантного поведения являются предпосылками, причинами и условиями для нарушения правовых установлений, т. е. для совершения правонарушений, посягающих на ценностные основы социума.
Административно-предупредительные меры (принудительные меры административного предупреждения), как составная часть административного принуждения, не раз становились предметом специального исследования ученых, осуществляющих свою научную деятельность в сфере административного права [6, с. 14].
Особое внимание здесь, на наш взгляд, следует уделить мерам, применяемым в отношении несовершеннолетних, ведь это наиболее уязвимая часть нашего общества, каждое действие с которой законодателю следует обдумывать в тщательнее в разы.
В отношении лиц, не достигших 18 лет, то есть несовершеннолетних, принудительные меры административного предупреждения можно подразделить на общие и специальные. Общие меры — это те, которые применяются к различным категориям субъектов, в том числе и к несовершеннолетним. Специальные — это меры, которые применяются исключительно по отношению к лицам несовершеннолетним (помещение в центр временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей (ЦВИМП), специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа).
К отличительным чертам общих административно-принудительных мер можно отнести следующие:
- основанием их применения является либо «наступление особых установленных законодательством условий, как связанных, так и не связанных с действием человека» [5, с. 65], либо совершение противоправного деяния лицом, к которому они применяются;
- их применение направлено на выявление и устранение нарушений норм права, регламентирующих общественные отношения в сфере безопасности, предупреждение правонарушений, обеспечение безопасности личности, общественной безопасности, а также направлено на минимизацию вреда, который может быть причинен в результате противоправных действий человека, действия факторов природного или техногенного характера;
- они представляют собой либо конкретные правоохранительные акты, предусмотренные диспозициями правовых норм, которые обеспечивают соблюдение установленных запретов или ограничений, либо юрисдикционные правоприменительные акты, обеспечивающие реализацию санкций правовых норм, предусмотренных административным законодательством и не относящихся к числу административных наказаний.
Так, к общим административно-предупредительным мерам, применяемым к несовершеннолетним наряду с остальными лицами, можно, например, отнести такие предусмотренные Федеральным законом «О полиции» меры принуждения, как:
- оцепление (блокирование) участков местности (ст. 16);
- проверка документов, удостоверяющих личность граждан (п. 2 ч. 1 ст. 13);
- личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, а также досмотр их транспортных средств при наличии данных о том, что эти граждане имеют при себе запрещенные законом предметы;
- досмотр пассажиров, их ручной клади и багажа на железнодорожном, водном или воздушном транспорте, метрополитене в целях изъятия вещей и предметов, запрещенных для перевозки транспортными средствами (п. 16 ч. 1 ст. 13);
- личный досмотр граждан, находящихся при них вещей при проходе на территории сооружений, на участки местности либо в общественные места, где проводятся публичные и массовые мероприятия (п. 18 ч. 1 ст. 13) и ряд других.
К специальным административно-предупредительным мерам принуждения, применяемым только к несовершеннолетним, на наш взгляд, можно отнести предусмотренное п. 1 ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» полномочие должностных лиц подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел «доставлять в подразделения органов внутренних дел несовершеннолетних, совершивших антиобщественные действия, а также безнадзорных и беспризорных».
Применение данной меры принуждения необходимо для того, чтобы:
- выяснить обстоятельства, являющиеся основанием для проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетнего;
- вести учет правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних лиц, их совершивших, родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию детей и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними.
Перечисленные цели свидетельствуют о том, что данный вид доставления носит четко выраженный превентивный, а не юрисдикционный характер и осуществляется еще на ранних стадиях девиантного поведения, чтобы применить меры убеждения, способные препятствовать развитию такового в более опасные формы. Ограничение прав несовершеннолетнего в данном случае оправдано недопущением большего вреда общественным отношениям, который может быть причинен без применения принуждения.
В литературе, посвященной предупреждению правонарушений несовершеннолетних, к числу принудительных мер административного предупреждения относят и другие меры воздействия. По мнению В.И. Попова, в целях предупреждения употребления несовершеннолетними алкогольных напитков, наркотических и иных одурманивающих веществ к ним в качестве мер административного предупреждения применяются «меры в основном учетно-регистрационного и профилактического характера», в т. ч. «дактилоскопирование лиц, состоящих на учете в ОВД»; «видео- и фотосъемка подучетных несовершеннолетних» [4, с. 131].
Само отнесение перечисленных мер к числу принудительных является спорным, поскольку их применением обеспечивается прежде всего сбор информации о несовершеннолетнем, а не принуждение его к исполнению возложенных юридических обязанностей.
В литературе справедливо указывается на недопустимость необоснованного расширения группы принудительных мер административного предупреждения, поскольку это приводит к искусственному увеличению границ правового принуждения в целом [2, с. 36].
В диссертационном исследовании А.А. Лапшина указывается на то, что «постановка несовершеннолетних на учет в органе внутренних дел» является основанием для установления за ними «специального административного надзора» и проведения индивидуальной профилактической работы. При этом «функцию специального надзора» он относит к числу «общих мер административного пресечения», а «специальный административный надзор» рассматривает как «предупредительную принудительную меру» [3, с. 51], ссылаясь при этом на литературу 70-х и 80-х гг. 20 столетия. Отметим, что действующее законодательство Российской Федерации такой меры воздействия, как «специальный административный надзор», в отношении несовершеннолетних не предусматривает.
К специальным административно-предупредительным мерам, т. е. применяемым только в отношении несовершеннолетних, можно отнести также «помещение несовершеннолетних с девиантным (общественно опасным) поведением в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа» [1, с. 214—215] (глава III Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ).
Отнесение данной меры к числу мер административного принуждения является вполне обоснованным. Несмотря на то, что она применяется в связи с девиантным поведением, содержащим признаки уголовно наказуемого деяния, эта мера предусмотрена административно-правовым нормативным актом (федеральным законом), определяющим основы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в т. ч. устанавливающим меры профилактики правонарушений несовершеннолетних. Главное назначение данной меры — оказать воспитательное воздействие на несовершеннолетнего, исключить нахождение его в обстановке, представляющей опасность для жизни или здоровья несовершеннолетнего либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию.
Таким образом, к несовершеннолетним применяются принудительные меры административного предупреждения как общего характера, так и специальные, применяемые только в отношении несовершеннолетних, к числу которых следует отнести: 1) доставление должностными лицами подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел в подразделения органов внутренних дел несовершеннолетних, совершивших антиобщественные действия, а также безнадзорных и беспризорных; 2) помещение несовершеннолетних с девиантным (общественно опасным) поведением в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.
Список литературы:
- Административно-процессуальное право: Курс лекций. М.: ДКО МВД России, 2009.
- Бахрах Д.Н. Советское законодательство об административной ответственности: Учебное пособие. Пермь, 1969. С. 36.
- Лапшин А.А. Правовое регулирование деятельности подразделений милиции по предупреждению и пресечению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2011.
- Попов В.И. Правовое и организационное обеспечение деятельности органов внутренних дел по профилактике правонарушений несовершеннолетних: Дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2010.
- Попов Л.Л. Организационно-воспитательные и административно-правовые средства охраны общественного порядка в деятельности советской милиции. М., 1968.
- Рябов Ю.С. Административно-предупредительные меры по советскому праву: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М.: Высшая школа МВД СССР, 1973.