КАМЕНИСТЫЕ САДЫ КАК ЭЛЕМЕНТ ЛАНДШАФТНОГО ДИЗАЙНА
Конференция: XII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: 1. Искусствоведение
XII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
КАМЕНИСТЫЕ САДЫ КАК ЭЛЕМЕНТ ЛАНДШАФТНОГО ДИЗАЙНА
Каменистый сад всегда являлся одним из самых красивых элементов участка. Сочетание растений и камня создает дикую природу в саду, олицетворяет естественный горный ландшафт.
«Каменистый сад — элемент современного садового дизайна, сложная художественная композиция, имитирующая фрагмент горного ландшафта» [5].
Из Юго-Восточной Азии каменистые сады пришли в Европу. Именно в восточной философии относятся к саду, как к живому существу, у которого есть душа. Для восточных садов характерна гармония на участке и такое сочетание всех элементов, при котором они визуально воспринимаются как единое целое.
В XV—XVI вв. правители европейских государств отправляли огромное количество различных экспедиций по всему миру, которые преследовали разные цели. Почти с каждой экспедицией отправлялись ботаники или биологи для изучения заморской флоры и фауны. Неизвестные растения пытались доставить в Европу живыми. Вследствие таких экспедиций создавались различные коллекции растений, в том числе и произрастающих в горных местностях. Ученые очень много работали и пытались повторить условия содержания, которые были бы похожи на природные условия тех мест обитания, откуда растения были привезены. Для каждой группы растений подбирался состав почвенных смесей, их местоположение в саду, воссоздавались в миниатюре горные ландшафты.
Европейцы начали создавать каменистые сады в конце XVIII века. Широкое распространение каменистых садов в Европе началось с середины XIX века и в XX веке они стали основными элементами садов в пейзажном стиле [1].
В начале XIX века в Англии возникли первые каменистые сады. Покоренные красотой и изяществом горной растительности Швейцарии и других горных европейских стран, которую невозможно было встретить у себя на родине, англичане захотели привезти образцы растений в Англию. Так как знаний по агротехнике выращивания альпийских и других горных растений было крайне мало, их выращивали, исходя из требований местной растительности, что зачастую вело к болезням и даже гибели альпийских растений. Только в 1870 году Уильямс Робинзон в своей книге «Английские растения для английских садов» предпринял попытку создать некое руководство по выращиванию «альпийцев». Лишь к началу XX века были накоплены значительные знания в области ухода и выращивания горных растений. Тем не менее на протяжении еще долгого времени каменистые сады продолжали оставаться трудной задачей для их создателей [3].
В современном ландшафтном дизайне каменистый сад занимает одно из ведущих мест. По назначению каменистые сады можно разделить на коллекционные и декоративные. Коллекционные каменистые сады создаются прежде всего для размещения коллекций горных растений и для воссоздания участков горной местности различных типов. Такие сады можно встретить в ботанических садах (Минский ботанический сад) и в садах профессионалов. На практике чаще встречаются декоративные каменистые сады. Они являются художественным образом горной местности, декоративным элементом. Это может быть: альпинарий; рокарий; каменистая горка; миниатюрный сад; скальный сад; террасированный склон; горная долина; лесной овраг, ложбина; ущелье; болотце. Для их создания используются не только горные растения, но и любые другие по форме похожие на горные: почвопокровники, карликовые виды древесных растений и др.
Наблюдения показывают, что многие каменистые композиции, созданные в Смоленске, лишь отдаленно напоминают настоящие каменистые сады. Причина тому — отсутствие системы четких правил, которых должен придерживаться дизайнер.
Анализируя различные источники, были определены некоторые из этих правил.
- Камни — основной материал для любого каменистого сада. При их подборе нужно помнить, что альпинарии, рокарии — элементы садов природного стиля, поэтому камни должны выглядеть естественно и максимально приближены к дикой природе. Специалисты советуют использовать «старые», поросшие мхом камни [3].
Существуют различные породы камней, которые могут использоваться при создании каменистых садов, каждый из которых обладает своими индивидуальными особенностями, достоинствами и недостатками. Гранит является очень плотным, тяжелым, медленно стареющим мелкозернистым по структуре камнем. Песчаник богат оттенками окраски от серой и кремовой до коричневой и красной, отличается мягкой сглаженностью линий формы. Не так долговечен, как гранит, но в целом стареет и выветривается медленно. Имеет крупнозернистую структуру. Известняк не очень долговечен, быстро выветривается и размывается осадками, благодаря чему скоро приобретает сглаженную форму, без острых углов.
Хорошим выбором для создания такого сада станет известняк - мягкий и пористый камень, пропускающий влагу, так что растения смогут расположиться прямо на камнях.
Основные требования к камням для каменистых садов [2]:
- однородность: не рекомендуется использовать камни разных пород — они вносят эклектику и каменистый сад становится похож на мозаику;
- прочность: камни должны выдерживать случайные удары садовыми инструментами и хорошо держать грунт в подпорных стенках и в основаниях горок;
- химическая неагрессивность: некоторые минералы и осадочные породы губительны для растений.
Имеет значение размер и форма камней. Интересно смотрятся в каменистом саду крупные камни неправильной формы, но без маленьких камней тоже не обойтись.
- Растения в каменистых садах служат фоном каменистой конструкции и должны передавать ни с чем не сравнимую атмосферу высокогорий. Это могут быть почвопокровные многолетники, низкорослые деревья и кустарники (лиственные и хвойные), травы, папоротники, луковичные, злаки. Цветы для альпийской горки представлены очень многими видами: алиссум, мускари (мышиный гиацинт), крокусы, камнеломка, иберис, фиалка, флокс, тимьян (чабрец) и др.
Специалисты рекомендуют при выборе растений [2]:
- обратить внимание на сроки их цветения, окраску цветков и листьев, потребность в площади питания, чтобы исключить при разрастании растений их смыкание и вытеснение друг друга.
- растения выбирать, учитывая их будущее местоположение. Например, на северной стороне альпийской горки лучше сажать хосты, примулы, барвинки, папоротники. Солнце, полутень выдерживают такие цветы, как флокс, мускари, пролеска, крокус, арабис, алиссум, очиток и др. Хорошее освещение требуют: адонис, молодило, декоративные луки и тюльпаны, ирисы, тимьян, спирея японская, луизеания и др. Цветы для рокария подбирают из луковичных, многолетников, почвопокровных.
- хвойные растения для каменистых садов нужно выбирать из карликовых видов можжевельников, сосен, елей, туй, кипарисовиков. Можно посадить и карликовые лиственные (лапчатку, барбарис).
Ярким примером каменистого сада может служить сад пятнадцати камней Реандзи в японском городе Киото. Этот необыкновенный сад был создан в 1488 году и предполагается, что его архитектором был знаменитый японский мастер Соами, прославившийся многими дзен — садами. Сад Реандзи — символичный. При помощи камня различных размеров и формы, гравия, мха был создан красивый пейзаж. Считается, что белый гравий символизирует море, камни — это острова, а мох вокруг них — леса. Впрочем, каждый из посетителей сада, возможно, увидит в этом саду что — то свое.
Сад пятнадцати камней — сооружение и простое, и сложное одновременно. Простое — потому, что в его внешнем облике нет ничего особенного: небольшая площадка 30х 10 метров во внутреннем дворе храма, засыпана белым гравием, и на нем разложены пятнадцать камней неправильной формы, вокруг которых растет мох. С первого взгляда сад ассоциируется с островами на водной глади. Эффект усиливают ровные полоски, оставленные на гравии граблями садовника. С юга и запада Сад камней обнесен невысокой стеной. С другой стороны — ступенчатая крытая платформа, с которой и нужно смотреть на сад. Однако, внешняя простота обманчива — с какой бы точки ни посмотреть на камни, никогда не увидишь все пятнадцать камней вместе. Всегда один камень будет скрыт. Такая композиция камней не случайна. По буддистской философии увидеть все камни сразу может лишь тот, кто достиг духовного просветления.
В саду камней разложены и большие глыбы и небольшие камешки. Они расположены группами: пять, два, три, два и три. Гравий формирует концентрические круги вокруг камней [4].
Так, на примере японского каменистого сада мы видим, что использование минимальных элементов, только камня, позволяет создавать интересные, по эстетическим качествам и глубоким по философскому осмыслению, сады.
Для того, чтобы создать хороший каменистый сад, нужно обратиться к природе, к ее естественности. При создании сада необходимо понять закономерности образования горных ландшафтов и повторить их. Создание каменистого сада помогает лучше понять природу и разобраться в собственной душе.
Список литературы:
- Анна Березко. Каменистые сады. Рубрика: полезная информация — [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://www.greeninfo.ru/landscape (дата обращения 12.04.2014).
- Каменистые сады — [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL:http//www.pro-landshaft.ru/element/detali (дата обращения 12.04.2014).
- Каменистый сад — [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL:http://www.vashsad.ua/landscape-design (дата обращения 12.04.2014).
- Тайна сада камней Реандзи. Рубрика — Япония — [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL:http://www.abroadmag.ru/blog/Japan (дата обращения 12.04.2014).
- Юрий Марковский. Каменистый сад — [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL:http://sad-sevzap.ru/kamenistyi-sad (дата обращения 12.04.2014).