Статья:

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ В ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ ЧЕЛОВЕКА

Конференция: XII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 7. Психология

Выходные данные
Куди И.А., Яловенко Р.В. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ В ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ ЧЕЛОВЕКА // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(12). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/5(12).pdf (дата обращения: 05.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 311 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ В ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ ЧЕЛОВЕКА

Куди Ирина Алексеевна
студент гр. МП-13-Д2 Волгодонского инженерно-технического института-филиала Национального исследовательского ядерного университета МИФИ, РФ, г. Волгодонск
Яловенко Роман Владимирович
студент гр. МП-13-Д2 Волгодонского инженерно-технического института-филиала Национального исследовательского ядерного университета МИФИ, РФ, г. Волгодонск
Василенко Надежда Петровна
научный руководитель, канд. пед. наук, доц. начальник учебно-методического управления Волгодонского инженерно-технического института-филиала Национального исследовательского ядерного университета МИФИ, РФ, г. Волгодонск

В статье рассматривается применение математического аппарата в психологии, которое легло в основу такой науки как психогеометрия. Приводятся примеры психологического тестирования студентов направления «менеджмент» с использованием геометрических фигур.

Любой человек, какую бы социальную нишу он не занимал и чем бы по жизни не занимался, способен назвать большинство геометрических фигур. Математика с давних пор была фундаментальной наукой для других дисциплин. Недаром древние греки говорили, что математика — ключ к другим наукам. Так или иначе, на неё опираются все выработанные человечеством знания. И хотя сама математика оперирует абстрактными решениями и взаимосвязями, стоит ей вступить во взаимодействие с какой-то дисциплиной, она воплощается во вполне конкретные понятия. Стоит только присмотреться, и мы увидим, что всё окружающее состоит из математических вычислений и геометрических форм [1].

Область нашего исследования — применение математического аппарата в психологии, которое легло в основу такой науки как психогеометрия.

Психогеометрия — уникальная практическая система анализа личности, которая позволяет:

·     мгновенно определить форму или тип личности интересующего Вас человека, Вашу собственную форму или тип личности;

·     дать подробную характеристику личных качеств и особенностей поведения любого человека на обыденном, понятном каждому языке;

·     составить сценарий поведения для каждой формы личности в типичных ситуациях.

Психогеометрия — система анализа личности, которая была разработана в США. Её автор — доктор психологии Сьюзен Деллингер (Susan Dellinger) (см.рис.1), которая много лет проработала с персоналом и свой опыт обобщила в психогеометрии. Теперь этой системой пользуется почти каждый работник кадровой службы не только США, но и России.

 

Рисунок 1. Автор психогеометрии

 

Авторы статьи обучаются по направлению «менеджмент», в этой связи данная методика и вызвала повышенный интерес, так как она позволяет определить: «к какому типу личности относится человек, какие качества ему присущи, предугадать, какие действия он будет предпринимать в сложившейся ситуации» [2].

Результаты нашего исследования относятся и к математике, так как в ее основе лежит восприятие человеком геометрических фигур, и к психологии, так как интерпретация результатов имеет психологическую основу.

В исследовании принимали участие 54 студента 1 курса направления «менеджмент». Для проведения исследования мы отобрали методики, выявляющие наиболее значимые личностные характеристики для будущих управленцев. В определении личностных характеристик наших студентов мы использовали три психогеометрических теста: «Фундамент вашей личности», «Рисунок человека из геометрических фигур» и тест «Геометрические фигуры».

Результатом проведения психогеометрического теста «Фундамент вашей личности» (рис. 2) стали 54 рисунка, которые мы проанализировали со следующих позиций: 1) какие фигуры использовались; 2) какого цвета использовались фигуры (рис. 3).

 

Рисунок 2. Психогеометрический тест «Фундамент Вашей личности

 

Рисунок 3. Рисунки студентов по тесту «Фундамент Вашей личности

 

На рисунке видно, что одни студенты использовали только белые фигуры всех типов, другие — частично, для украшений добавляли немного черных фигур и третьи — использовали преимущественно черные.

Сведенные в таблицу данные, где первое число — количество студентов, второе — проценты (40—72 %), позволили сделать вывод, что наши студенты в большинстве использовали белые фигуры и в рисунке человека, и дома, и животного (рис. 4).

 

Рисунок 4. Рисунки студентов по тесту «Фундамент Вашей личности»

 

Анализ рисунков человека с позиции психогеометрии, позволил нам выделить характеристики личности наших студентов через предпочтения выбранных фигур черного или белого цвета (рис. 5).

 

Рисунок 5. Рисунки ЧЕЛОВЕКА по тесту «Фундамент Вашей личности

 

Составляя характеристику группы студентов направления «менеджмент», можно сделать вывод, что у 65 % студентов доминируют принципиальность, твердость, умение настоять на своем (прямоугольник белый), а у 12 % — упрямство, твердолобость, неспособность к компромиссу (черный) и лишь у 13 % наблюдается сочетание и тех и других характеристик, но они не проявляются в доменанте.

Остальные фигуры тоже представлены двумя крайностями — позитивом и негативом (рис. 4):

- у 34 % овал белый, что представляет собой творческое начало человека, гибкость мышления, умение найти выход из любой ситуации, у 10 % черный овал — это беспринципность, бесхребетность, безволие и непоследовательность в мыслях и действиях;

·     у 23 % студентов квадрат белый, что несет в себе большой интеллектуальный потенциал, это сила разума, эрудиция, склонность к анализу, а черный квадрат (2 %) — это самокопание, мнительность, эгоцентризм (зацикленность человека на собственной персоне);

·     у 81% студентов в рисунке белый круг является символом любви, приветливости, взаимопонимания между людьми, извечного стремления человека к гармонии, черный круг (12%) — это гипертрофированная любовь, подминающая под себя все вокруг, наполненная ревностью и ненавистью;

·     у 72 % студентов в рисунке ЧЕЛОВЕК треугольник (физическая сторона любви, сексуальность, чувственность) белый, что говорит об их мужественности / женственности, черный треугольник у 23 % показывает неуемную тягу их к сексу, для него физическая любовь — нечто низменное, оторванное от любви духовной и душевной.

Аналогичный анализ мы провели и по рисункам ЖИВОТНОЕ и ДОМ. Характеристики через предпочтения выбранных фигур и черного или белого цвета по данным рисункам в процентном отношении и графически представлены на рисунках 4 и 6.

 

Рисунок 6. Рисунки ЖИВОТНОГО и ДОМА по тесту «Фундамент Вашей личности»

 

Следующий тест «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур» в большей степени характеризует наших студентов как будущих управленцев. По инструкции студентам предлагалось нарисовать фигуру человека, состоящую из 10 элементов, среди которых могут быть круги, треугольники, квадраты, они могли уменьшать или увеличивать размер фигур, накладывать их друг на друга, важно, чтобы все эти 3 элемента присутствовали в изображении человека, а сумма всех использованных элементов была равна 10. Далее просчитывалось количество использованных в рисунке квадратов, треугольников и кругов, получившийся результат записывали в виде трехзначного числа, где: сотни обозначают количество треугольников, десятки — кругов, единицы — квадратов. Именно эти трехзначные цифры и составили формулу рисунка, по которой и происходило определение психотипа личности студента.

В процессе обработки данных были получены результаты, представленные на рис. 7:

 

Рисунок 7. Рисунки и их интерпритация по тесту «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур

 

В качестве третьего теста, иллюстрирующего значимость нашего исследования, мы использовали тест «Геометрические фигуры» (рис. 8.)

Интерпретацию данного теста студенты проводили сами по характеристикам, соотнесенным с каждой фигурой [3].

 

Рисунок 8. Инструкция к тесту «Геометрические фигуры»

 

Таким образом, по итогам проведенного исследования, мы можем сделать следующие выводы:

1)  математические фигуры являются интересным инструментарием для определения личностных характеристик человека;

2)  психометрия позволяет выделить индивидуальные характеристики личности с высокой точностью;

3)  занимательный характер такой диагностики будет интересен студентам для самодиагностики и определения направлений работы над собой, что особо актуально для будущих менеджеров.

 

Список литературы:
1.    Роль математики в жизни человека. URL:http://egeurok.ru/load/interesnaja_ matematika_stati/92-1-0-1406.
2.    Психогеометрия — анализ личности по системе Сьюзен Деллингер. URL: http://www.znai.su/statya/psihogeometrija-analiz-lichnosti-po-sisteme-sjuzen-dellinger.
3.    Психогеометрический тест. URL:http://www.soulfit.ru/psihogeometricheskij.