Статья:

АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ И ПЕРСПЕКТИВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМ ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТООБОРОТА СУДЕБНЫМИ ОРГАНАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Конференция: XII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 10. Юриспруденция

Выходные данные
Кудряшова М.Н. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ И ПЕРСПЕКТИВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМ ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТООБОРОТА СУДЕБНЫМИ ОРГАНАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(12). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/5(12).pdf (дата обращения: 29.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 15 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ И ПЕРСПЕКТИВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМ ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТООБОРОТА СУДЕБНЫМИ ОРГАНАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кудряшова Мария Николаевна
студент Ульяновского государственного университета, РФ, г. Ульяновск
Гавриленко Ольга Леонидовна
научный руководитель, доц. Ульяновского государственного университета, РФ, г. Ульяновск
 

В настоящее время трудно переоценить значение тщательно продуманного и отлаженного документооборота в деятельности судебного органа. Сегодня документы являются важнейшим средством коммуникации суда, причем как внутренней — между подразделениями и должностными лицами учреждения, так и внешней — с другими учреждениями и гражданами РФ.

Судебные органы являются носителями особой ветви власти, обеспечивающей господство права в нашей стране — судебной. Поэтому можно с уверенностью говорить о том, что от того, насколько эффективно организована работа с документами в судах, зависит не только успешное функционирование судебной системы, но и благополучие общества в целом.

В рамках данной проблематики интересен тот информационно-технологический прорыв, который произошел в организационном обеспечении судов нашей страны за последнее время. Данное явление было связано с массовой автоматизацией судопроизводства на базе компьютерного оборудования, а также с разработкой и введением в эксплуатацию Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие», которая позволила поднять всю работу судов на качественно новый уровень.

ГАС «Правосудие» стала воплощением идеи электронного управления и электронного документооборота в системе судов общей юрисдикции. Она направлена на обеспечение прозрачности, открытости и доступности правосудия. Показательным аспектом автоматизации является следующее: согласно отчетным данным Судебного департамента при Верховном Суде РФ, в настоящее время не осталось ни одного суда общей юрисдикции, не имеющего средств автоматизации судопроизводства на базе компьютерного оборудования [2].

Стоит отметить то, что хотя в последние годы колоссальное количество судебных органов нашей страны начало вести электронный документооборот, полного отказа от бумажного делопроизводства не произошло. Поэтому систему информационного обеспечения большинства судов можно назвать смешанной. В связи с этим, на данном этапе судебным органам важно обеспечить правильное сочетание бумажного и электронного документооборота в своей деятельности и объединить их в единый эффективный процесс. Такая необходимость привела к массовому внедрению СЭД в судах.

Одна из важнейших проблем, связанных с использованием электронного документооборота в России, заключается в отсутствии каких-либо общенациональных рекомендаций, способствующих эффективному внедрению электронного документооборота в организациях. Законодательно-нормативная база в этой области пока недостаточно разработана. Она есть, но является далеко не эффективной в виду того фактора, что зачастую разрабатывается на основе зарубежного законодательства, без учета специфики нашей страны. По этой причине организациям сложно использовать возможности закупаемых систем в полной мере, приходится тратить немалые средства и силы на их доработку. Однако, то, чего достигла Россия в этой области на данный момент — это уже большой рывок вперед. Даже если возникает серьезная потребность в использовании информационных технологий, то они, как показывает опыт, используются достаточно эффективно вне зависимости от неидеальной законодательно-нормативной базы [10].

Среди основных преимуществ внедрения СЭД в судах можно назвать, прежде всего, сокращение временных и материальных издержек в судопроизводстве, повышение качества судебных актов.

Следующий положительный фактор - это возможность современных СЭД отслеживать действия каждого лица, имеющего доступ к судебным делам. Маршрутизация прохождения документов и их жизненные циклы обеспечивают выполнение юридических процедур, которые определяют, кто из участников процесса судопроизводства имеет доступ к определенному типу информации.

Такие же правила позволяют уничтожать документы — эта возможность является одним из важнейших компонентов системы управления записями об уголовных делах и судимостях. Сами стороны, занятые в процессе судопроизводства — прокуратура, адвокаты, судебные исполнители, судьи и секретари суда, работники системы наказаний, могут отслеживать, собирать и сохранять необходимую информацию, связанную с рассмотрением судебного дела. Документы сканируются и хранятся в электронном виде [4].

При разработке, выборе и внедрении СЭД в деятельность судебных органов необходимо учитывать специфику работы с документами в судах. Для этого обратим внимание на следующие важные особенности:

·     Высокий уровень требований к работе с документами, так как большую часть документооборота суда представляет информация повышенного значения — связанная с правоохранительной деятельностью государства [9];

·     Конфиденциальность. Наличие данных, составляющих государственную тайну, а также строжайшая регламентация работы с документами, включающими подобные сведения. Отдельное ведение закрытого и открытого документооборота с целью обеспечения безопасности.

·     Динамичность. Активный внешний документооборот, что является следствием того, что судебные органы взаимодействуют с другими органами и гражданами, отвечают на их запросы и принимают обращения.

·     Типовидовое разнообразие. Циркулирование самых разнообразных документов, среди которых можно перечислить: исковые заявления; апелляционные, кассационные, надзорные жалобы (в зависимости от компетенции суда); заявления и жалобы по поводу действия (бездействия) судей, работников аппарата суда; решения, определения и постановления суда; протоколы заседаний суда; копии процессуальных актов; организационно-распорядительные документы в виде приказов, распоряжений, инструкций, положений, планов, отчетов и т. д.

·     Высокий объем документооборота, что связано с большим количеством документируемых действий, многочисленностью адресатов, разнообразием документов суда.

·     Широкое использование информационных технологий, что связано с переходом к электронному документообороту.

Последнему, в некоторой мере, способствовала нашумевшая федеральная целевая программа «Электронная Россия», рассчитанная на период с 2002 по 2010 год и имевшая целью кардинальное ускорение процессов информационного обмена в обществе, в том числе между органами власти и гражданами.

Заметим, что в настоящее время распространению идеологии электронного документооборота среди судебных органов страны и активному внедрению средств автоматизации в их деятельность способствует федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России на 2013—2020 годы». Согласно концепции программы, одним из важнейших направлений развития является создание электронного архива для хранения электронных документов с целью перехода на принудительное исполнение в электронном виде [1].

Обратим внимание на то, что судебные органы, являясь сложными учреждениями, составляют достаточно разветвленную, многоуровневую судебную систему. В настоящее время, в зависимости от предметной компетенции, выделяют три ветви судебной власти: суды общей юрисдикции, арбитражные суды, конституционные суды. Только Дисциплинарное судебное присутствие, относящиеся к числу федеральных судов РФ, не входит ни в одну из этих ветвей судебной власти.

В Концепции федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013—2020 годы» направления и мероприятия по информатизации прописаны отдельно для каждой ветви - с учетом их специфики и состояния в этой области на данный момент.

Как мы отметили выше, работа с документами в судебных органах отличается рядом особенностей, но, несмотря на это, на современном информационном рынке имеется ряд СЭД, способных удовлетворить требования судов.

Судебные органы по-разному подошли к внедрению и использованию СЭД. Часть из них выбрала универсальные программные продукты, такие, как «ДЕЛО» (производитель «Электронные офисные системы»). Другие предпочли те, что разработаны специально для судов — с учетом особенностей документооборота в них. Популярными являются «Судопроизводство», «Астрея», «Правосудие-2003», «Судебно-арбитражное делопроизводство», «Мировые судьи», «Правосудие». Третьи разрабатывают собственные программные продукты.

В результате изучения данных, представленных разработчиками программных продуктах о своих клиентах, а также информации, размещенной на официальных сайтах судебных органов, нами была выявлена общая картина использования СЭД судебными органами. Разнообразие программных продуктов, применяемых судами, представлено в рисунке 1.

 

Рисунок 1. Использование СЭД судебными органами РФ

 

Продукты СЭД востребованы современными судебными органами страны. Это подтверждают данные, представленные самими разработчиками на своих официальных сайтах.

Среди пользователей СЭД «ДЕЛО» присутствуют более 2000 судебных органов различных уровней и компетенции [11].

АИС «Судопроизводство» в настоящее время эксплуатируется в 59 арбитражных судах Российской Федерации, а «Судебно-арбитражное делопроизводство» — в 53 [3; 5].

Пользователями ПК «Астрея» являются более четырех сотен мировых судей в различных субъектах РФ. А ПК «Мировые судьи» используется на 992 участках мировых судей [6; 7].

Среди пользователей «Правосудие» выделяют 38 судов областного уровня, 443 суда районного уровня и 91 военный суд [8].

Что касается АИС «Правосудие 2003», то его используют во всех районных и областных судах, так как она входит в одну из подсистем ГАС «Правосудие».

Невозможно не заметить, что в состав потребительской группы многих из этих разработок входят судебные органы определенной предметной компетенции, и зачастую их названия говорят сами за себя. Так, системы «Астрея» и «Мировые судьи» используются на участках мировых судей, системы «Судебно-арбитражное делопроизводство» и «Судопроизводство» — в арбитражных судах; системы «Правосудие 2003» и «Правосудие» — во многих судах общей юрисдикции

Итак, кратко обозначим основные перспективы использования электронного документооборота судебными органами Российской Федерации.

Начнем с того, что полный отказ судов от бумажных документов произойдет нескоро. Это связано со спецификой документов, имеющихся в судах, ненадежностью и недолговечностью современных электронных носителей, неспособностью государства тратить многомиллионные средства на решение этих проблем и, как уже было отмечено, отсутствием развитой законодательно-нормативной базы в этой области.

Что касается развития рынка программных продуктов для судебных органов, то здесь, на наш взгляд, возможны два пути.

Первый — это появление новых СЭД, разработанных с учетом особенностей деятельности конкретных судов; совершенствование уже имеющихся СЭД в результате необходимости в поддержании конкурентоспособности.

Второй — это создание единой СЭД для использования судебными органами, что может стать полезным с точки зрения информационного обмена между судами. Но, заметим, эта идея унификации и единообразия трудновыполнима, так как придется учитывать специфику каждого конкретного суда. А она имеется — в виду разветвленности современной судебной системы.

В заключение хочется отметить следующее. Хотя в настоящее время перед судебной системой РФ имеются разнообразные перспективы в плане электронного документооборота, и судам есть к чему стремиться, на данный момент уже проделана огромная работа в этой области, связанная с огромными материальными вложениями и усилиями со стороны власти.

 

Список литературы:
1.    Концепция федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013—2020 годы» (утверждена распоряжением Правительства российской Федерации от 20 сентября 2012 г. № 1735-р).
2.    Отчетность Судебного департамента [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.cdep.ru/index.php?id=49&item=1574 (дата обращения: 15.04.2014).
3.    ПК «Судебно-арбитражное делопроизводство». Общие сведения. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:  http://sad.croc.ru/obsh.htm. (дата обращения: 20.04.2014).
4.    Подолина О. Системы электронного документооборота для государственных органов власти // Финансовая газета. Региональный выпуск. — 2007. — № 4.
5.    Пользователи АИС «Судопроизводство» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://arbitr.kodeks.ru/manage/site (дата обращения: 20.04.2014).
6.    Программный комплекс по обеспечению деятельности мировых судей «Астрея». [Электронный ресурс]. — Режим доступа:  http://agora-soft.ru/peacedemo.php. (дата обращения: 20.04.2014).
7.    Суды, использующие ПК «Мировые судьи» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://court.croc.ru. (дата обращения: 22.04.2014).
8.    Суды, эксплуатирующие АИС «Правосудие» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://court.croc.ru (дата обращения: 22.06.2013).
9.    СЭД: все ли они могут?. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.cnews.ru. (дата обращения: 20.06.2013).
10.    Храмцовская Н.А. СЭД в России: первые плоды «ползучей революции» [Электронный ресурс] // ECM-Journal: сайт. — URL: http://ecm-journal.ru (дата обращения: 20.08.2007).
11.    Электронные офисные системы. Клиенты. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.eos.ru. (дата обращения: 22.04.2014).