Статья:

ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Конференция: XIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 1. Искусствоведение

Выходные данные
Брызгалова А.В., Нехорошева Н.А. ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(13). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/6(13).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Брызгалова Анастасия Вячеславовна
студент Стерлитамакского филиала «Башкирский государственный университет», РФ, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак
Нехорошева Наталья Алексеевна
студент Стерлитамакского филиала «Башкирский государственный университет», РФ, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак
Жданова Лилия Ульфатовна
научный руководитель, старший преподаватель, Стерлитамакского филиала «Башкирский государственный университет», РФ, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак

 

Ценность человека определяется его творческой деятельностью, т. к. в нашем современном обществе нужны люди творческие, креативные, именно такие люди способны нестандартно найти решение любой проблемы. Поэтому задача развития творческих способностей, творческого мышления у детей актуальна.

Подходы к решению проблемы развития творческих способностей неоднозначны, потому, что у психологов и дидактов есть разные мнении, как о природе способностей, так и о самом понятии «творчеств» применительно к развитию ученика.

Понятие «способность» включает три признака: 1) индивидуально-психологические особенности; 2) индивидуальные особенности, которые имеют отношение к успешному выполнению какой-либо деятельности; 3) способности, не сводящиеся выработанным у данного человека знаниям, навыкам или умениям. Если рассмотреть творческие способности, то по Б.М. Теплову творческие способности — это качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность успеха в деятельности. А Немов Р.С. под творческими способностями подразумевает такие способности, которые определяют «создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, словом — индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности» [2, с. 27]. Исходя из этого, можно сделать вывод, что творческие способности тесно связаны с понятием «творчество», «творческая деятельность». Творческая деятельность - это деятельность человека, в результате которой создается что-то новое.

Проявление творческих способностей детей можно увидеть в первую очередь в их изобразительной деятельности: у некоторых больше развиты живописные способности, некоторые более способны к построению композиции, а некоторые склонны к абстракции, о чем более подробно можно узнать из трудов И.А. Ветлугиной, Б.М. Неменского, Н. М. Сокольниковой и Е. А. Флериной. Психологи считают, что возраст 5—8 лет является самым благоприятным периодом для развития творческих способностей, т. к. в этом возрасте дети особенно любознательны. А так же из их трудов можно сделать вывод, что занятия по изобразительному искусству в младших классах, особенно с первоклассниками эффективны в развитии творческих способностей тогда, когда на уроках применяются игровые технологии. Во время игры первоклассники проявляют большую познавательную активность и заинтересованность, более крепко запоминают учебный материал.

Г.К. Селевко концепцию игровых технологий основывает на следующих положениях: психологический механизм игровой деятельности определяется потребностями личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации [4]. Л.С. Выготский говорил об игре как средстве усвоения социальных установок. «Игра — это иллюзорная реализация нереализуемых интересов» — говорил А.Н. Леонтьев. С.Л. Рубинштейн считал игру школой жизни и практикой развития детей. Он так же подчеркивает, что в игру могут подключаться люди любого возраста. Но игры разные для различных возрастов. Детские игры они в основном сюжетно-ролевые, а у взрослых — игры, отражающие общественное поведение и отношение между людьми.

Пред учителем изобразительного искусства стоит основная задача — это привитие любви и интереса к искусству, процессу творческого созидания, что является эффективным средством развития творческих способностей обучающихся.

Игровая форма занятий означает, что на уроке применяются игровые приемы и ситуации, которые являются одним из средств побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Основными направлениями таких занятий являются: постановка учебной цели перед учащимися в форме игровой задачи; правила игры подчиняют учебную деятельность; учебный материал становится средством игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом [1].

Игровая технология — это целостное образование, охватывающая некоторую часть учебного процесса, объединенная общим содержанием, сюжетом, персонажем. В игровую технологию должны включаться последовательно такие игры и упражнения, с помощью которых дети учатся выделять основные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр, которые развивают умение обобщать предметы по признакам; группы игр, обучающие детей отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающие самообладание, быстроту реакции, смекалку и др. При этом сюжет игры должен развиваться параллельно с темой урока. Только в этом случае, игра поможет активизировать учебный процесс, осваивать учебные элементы [5].

Игры на уроках помогают учащимся полностью раскрыться, он не будет скован в выражении собственного мнения, и даже сможет открыть не проявлявшиеся до этого момента способности. Именно уроки изобразительного, где учитель умело, использует игровые технологии искусства, дают большие возможности в развитии творческих способностей детей, они могут проявиться наиболее ярким образом.

Необходимо отметить, что для первоклассников изобразительная деятельность не является абсолютно новым, так как уже с 2—3-х лет дети начинают рисовать при поддержке и помощи взрослых; сохраняют потребность и интерес к рисованию до 10—12 лет.

Важно отметить, что умение рисовать, возможность реализовать себя и достижение позитивного результата являются главными источниками мотивации к изобразительной деятельности младших школьников. Некоторые педагоги убеждены в том, что творческие способности даны от природы лишь немногим, и поэтому предлагают, что достаточно познакомить детей с различными образцами искусства, и обучать простейшим навыкам обращения рисования, нежели чем творить. Но большинство педагогов считают, что хотя в школьной программе отводится мало часов на уроки изобразительного искусства, но можно научить учащихся и рисовать, и любить искусство, и глубоко воспринимать и ценить выдающиеся произведения культуры.

В настоящее время разработано большое число образовательных программ обучения изобразительному искусству для общеобразовательной школы. У большинства педагогов наиболее признанными являются программы Б.Н. Неменского, В.С. Кузина, Т.Я. Шпикаловой [3].

Другой действующей программой обучения изобразительному искусству является программа под авторством Кузина В.С., Шорохова Е.В., Кубышкиной Э.И., и др. Основные задачи данной программы: дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка; формировать навыки рисования с натуры, по памяти, по представлению; ознакомить с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации; развивать у детей изобразительных способностей, эстетического восприятия, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного; воспитать интерес и любовь к искусству.

Главной целью в преподавании изобразительному искусству является развитие у учащихся интереса к внутреннему состоянию человека, умения осознавать свои внутренние переживания. Способы художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — для детей начальных классов понятными, интересными и доступными видами художественной деятельности: изображения, украшения, постройки. При этом необходимо, что три вида художественной деятельности в игровой форме как «Братья — Мастера Изображения, Украшения, Постройки» должны присутствовать все годы обучения изобразительному искусству.

Изучив основные направления, цели и формы образовательных программ по изобразительному искусству в начальной школе, можно сделать вывод, что использование игровых технологий прослеживается только в программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Неменского Б.М. А программа «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства» Шпикаловой Т.Я. и «Изобразительное искусство» Кузина В.С. предполагают только введение в урок игровых элементов таких, в виде интеллектуальных игр, викторин.

Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что игровые технологии на уроках изобразительного искусства являются одним из эффективных методов, приемов и средств развития творческих способностей детей, т. к. использование игровых технологий создает внешние и внутренние условия, способствующие развитию творческих способностей у младших школьников.

 

Список литературы:

  1. Кульневич С.В. Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок [Текст] / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. — М.: ТЦ «Учитель», 2001. — С. 34—37.
  2. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.: Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика [Текст] / Р.С. Немов. — М.: Владос, 1997. — 547 с.
  3. Программно-методические материалы: Изобразительное искусство. Начальная школа / сост. В.С. Кузин, Е.О. Яременко. — М.: Дрофа, 2001. — 224 с.
  4. Психологический словарь [Текст] / Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др.; Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР. — М.: Педагогика, 1983. — 148 с.
  5. Ступеньки творчества, или развивающие игры [Текст] / Под ред. И.Е. Авериной. — 3-е изд., доп. — М.: Просвещение, 1990. — 160 с.