Статья:

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ТЕЛЕВИДЕНИЯ НА СОЗНАНИЕ МОЛОДЁЖИ

Конференция: XIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 3. Культурология

Выходные данные
Зорин В.О., Киселёва Т.Е. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ТЕЛЕВИДЕНИЯ НА СОЗНАНИЕ МОЛОДЁЖИ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(13). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/6(13).pdf (дата обращения: 23.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 154 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ТЕЛЕВИДЕНИЯ НА СОЗНАНИЕ МОЛОДЁЖИ

Зорин Владислав Олегович
студент СибГИУ, РФ, г. Новокузнецк
Киселёва Татьяна Евгеньевна
студент СибГИУ, РФ, г. Новокузнецк
Быкасова Лариса Валентиновна
научный руководитель, доц., СибГИУ, РФ, г. Новокузнецк

 

Средства массовой информации, в частности телевидение, сегодня с полной уверенностью можно назвать одним из способов воздействия массовой культуры на сознание человека. В особенности, на молодёжь, так как сознание молодых людей находится в стадии формирования и легко поддаётся различным влияниям, как позитивным, так и негативным.

Телевидение, дающее возможность «приходить в каждый дом», — это один из механизмов системы социальных связей, с помощью которого осуществляется реклама товаров, агитация в политические партии и общественно-политические движения, прокат продуктов кинематографа и т. п. Просмотр телевизионных программ или рекламных роликов оставляет отпечаток в сознании и оказывает воздействие на развитие личности молодого человека и, как следствие, на его социальное становление. Наличие видеоряда, который создаёт эффект присутствия, и лёгкость восприятия информации, которыми обладают электронные СМИ, дают возможность наиболее эффективно воздействовать на сознание и поведение молодёжи.

Несомненно, телевидение способствует интенсификации информационных процессов. Но увеличение скорости передачи и объёмов информации приводит к информационным перегрузкам, что затрудняет или замедляет мыслительный процесс.

Молодёжь является одним из скрытых ресурсов, который имеется в каждом обществе, и от мобилизации её зависит жизнеспособность социума [1]. Ввиду этого все более или менее крупные корпорации и политические лидеры пытаются привлечь в свои ряды молодых людей, чьи духовные резервы приводят к новым стартовым возможностям. Телевидение является практически идеальным для этого средством. Так, во время выборов, политики с экранов телевизоров рассказывают о том, какие перспективы ждут молодое поколение в сферах образования, спорта, жилищно-бытовых вопросов и других проблемах, являющихся первоочередными для данной социальной группы. Молодые люди, прельщённые обещаниями, отдают предпочтение на выборах определенному кандидату, тем самым решая каким дальше путём будет развиваться общество. То есть воздействие рекламы формирует субъективное мнение о каком-либо объекте.

Телевизионные программы, содержащие в себе элементы насилия и обличающие аморальное поведение и пороки, наиболее популярны в рейтинге и вызывают эмоциональный резонанс. Они могут привести к девиантному поведению и укреплению насильственных тенденций, имеющихся у небольшой части зрителей, следствием чего может стать социальная дезадаптация данных индивидов. На экране часто демонстрируется образ сверхчеловека, обладающего бесконечной силой и могуществом, с каждым показом этот образ идеализируется. Эта идея избранничества откладывается в сознании молодых людей и подростков, и они стараются повторить поведение и действия «героя». Так, некоторые преступления совершаются по аналогии с увиденными на экране. Уровень преступности в различных странах возрастал с распространением телевидения. Показательным примером является ситуация, сложившаяся в США в 1957—1973 гг., и в Южной Африке в 1975 г., когда количество преступлений возросло в два раза [2]. Также просмотр подобных программ притупляет чувства сострадания, люди становятся невосприимчивыми и равнодушными к происходящей на улицах жестокости.

В новостях ежедневно сообщается о разного рода катастрофах: взрывы, теракты, убийства, несчастные случаи. Отрицательные эмоции, которые входят с помощью СМИ в каждый дом, накапливаются и вызывают у людей состояние тревоги, снижение настроения, депрессию, нервный срыв и психосоматические расстройства. Это было подтверждено разработкой Германского совета по печати «Принципов публицистики», в которых делается акцент на том, что зачастую освещение несчастных случаев и катастроф переходит грани дозволенного и оскорбляет чувства пострадавших и их близких, они повторно становятся жертвами трагических событий.

Ни для кого не секрет, что телевидение вызывает в той или иной степени невротическую зависимость. Если ещё в 2000 году досугом молодёжи являлся активный отдых, посещение культурных, спортивных и образовательных учреждений, то в 2014 году большинство молодых представителей нашего социума предпочитают провести вечер за просмотром телепередач или фильмов. Альтернативой этому может быть общение с друзьями, причем не виртуальное посредством эсэмэсок или сообщений в социальных сетях, а реальное. Опыт показывает, что молодые люди смотрят ТВ с целью эмоциональной разрядки и получения информации. Но информация, получаемая зрителями с телеэкранов, не способствует социализации. Она формирует представления о справедливом идеальном обществе, способах сделать свою жизнь идеальной и задаёт систему образов поведения. Возникает иллюзия идеальной жизни.

В наше время молодёжь нравственно дезориентирована. Она не имеет чётких моральных установок, жизненных принципов и духовных ценностей. Главную роль в этом духовном растлении можно смело отдать СМИ. По телевизору пропагандируют западный образ мышления и устанавливают рамки «красивой» жизни. Молодые люди стремятся к экранному образу жизни, увиденному ими в западном кино, имеющем больший рейтинг, нежели отечественное, копируют поведение своих кумиров. Это приводит к проблемам становления личности и социализации, так как выдуманные идеалы далеко не всегда соответствуют реальности, и, имея подобную систему ценностей и поведения, адаптация в социуме становится затруднительной. Другими словами, молодой человек или подросток рискует оказаться потерянным в жизни, что может привести к деформации личности. Телепрограммы не имеют своей целью воспитание у молодёжи чувств патриотизма, альтруизма и ответственности. Напротив, они зачастую приводят к развитию инфантилизма и к убеждению, что идеальный человек — эгоист, стремящийся лишь к личному материальному благополучию. Чувства коллективности и сострадания, являющиеся врожденными у русского народа, теперь отвергаются молодым поколением. И данный образ жизни, распространяясь, обретает статус нормы. Влияя, таким образом, на каждого человека в отдельности, в итоге мы получаем десоциализированное общество, не имеющее нравственных ценностей, являющихся фундаментом духовного и культурного развития.

В ленте западных фильмов, имеющей такое направление как «молодёжные комедии», показываются элементы порнографии и употребление героями алкоголя и наркотиков — пропаганда нездорового образа жизни. Нецензурная речь, которая также широко распространена в подобных кинокартинах, «подхватывается» юными зрителями, чей уровень культуры значительно снижается впоследствии. Подростки пытаются устраивать вечеринки, подобные увиденным в кино, употребляя алкоголь, табачную продукцию и наркотики. Постепенно это переходит в привычку, зависимость, далее — в рост явления наркомании и алкоголизма. Ещё один негативный эффект.

Новости, реалити-шоу, передачи различных направлений, реклама и сериалы имеют высокий процент в формировании мировоззрения у молодёжи. В этих программах можно узреть попытки манипуляций: так, в комедийных сериалах в фоновом режиме время от времени раздаётся смех. Можно сказать, что телевизионные магнаты пытаются заставить зрителя совершить действие, в данном случае — рассмеяться. Но все эти программы являются продуктами западной киноиндустрии. Отечественный кинематограф не пользуется такой популярностью и вообще очень слабо задевает интересы современной молодёжи, несмотря на то, что он воспроизводит ценности российского общества. Это способствует снижению уровня патриотизма. Ещё одна большая проблема состоит в том, что молодые люди не осознают того, что на их сознание оказывается воздействие. Они попросту не замечают, как копируют навязанные им с помощью ТВ системы поведения и образы мышления. А это значит, что противостоять манипуляциям практически невозможно.

Сознание молодого человека или подростка наиболее восприимчиво к негативной информации. Это объясняется тем, что механизмы защиты ещё не сформированы. Так, после просмотра новостей создаётся впечатление, что страна находится в состоянии упадка, формируется негативное отношение к власти и к обществу. Это так же снижает уровень патриотизма, что в свою очередь ведёт к тому, что молодые россияне перестают интересоваться историей своего государства и событиями, происходящими в настоящее время. Следствие этого — упадок уровня культуры в обществе.

Существенные последствия имеет и то, что научно-популярных и образовательных передач на телевидении намного меньше, чем развлекательных, и рейтинг их сравнительно ниже. У молодых людей и подростков возникает мнение, что образование не является важной составляющей их личности. Не серьёзное отношение к получению образования и развитию своего интеллекта ведёт к снижению общего уровня образованности населения, а при отсутствии диплома об образовании — к проблемам трудоустройства.

Также остро стоит вопрос о достоверности и объективности поступающей из СМК информации. Не обладая возможностью лично и напрямую узнать факты о происходящих в мире событиях, основной объём информации мы получаем с телевидения. Но тогда возникает вопрос, соответствует ли эта информация действительности. Ведь далеко не все знают о том, кто владеет телевизионными каналами и в чьих интересах обрабатывается и формируется информация, которую мы будем получать. События освещаются в выгодном для владельцев телевидения свете и таким образом, чтобы получить необходимую им реакцию общества. То есть имеет место быть возможность манипуляции сознанием индивидов. В этом случае молодые люди должны уметь критично оценивать телевидение и продукт, который оно производит.

Телевидение сегодня — это бизнес, главной целью которого является извлечение прибыли любыми способами и методами. На некоторых каналах можно увидеть передачи, в которых зрителям за выигрыш предлагается угадать слово или мелодию. Это развивает жажду наживы, лёгких денег. Возникает иллюзия, что достаточно сделать звонок и сказать верное слово для того, чтобы улучшить своё материальное благополучие. После одного везения появляется азарт. Человек пробует удачу снова и снова. У тех индивидов, чья психика менее устойчива, может возникнуть желание испытать свою везучесть в игорных автоматах, клубах и казино. Следствие этого — рост уровня преступности. Программы, несущие негатив, транслируются круглосуточно. ТВ не помогает человеку развить лучшие свои стороны и качества, а притупляет их. Так, на телеканале «Рен ТВ» идёт показ передач, в которых рассказывается о высших силах, потусторонних мирах и инопланетных разумах, которые сопровождают человека на протяжении его жизни и управляют его судьбой. Человек начинает задумываться, а затем и верить в то, что он не является полноправным хозяином своей жизни. Своеобразная «промывка» мозгов. Ведь гораздо легче манипулировать людьми, когда они считают, что их жизнь предопределена свыше и они уже не могут с этим ничего поделать. Ещё один умный и, нельзя отрицать, что интересный ход со стороны собственников телевизионных каналов.

Конечно нельзя не сказать и о положительном эффекте телевидения. Это важнейшее средство массовой коммуникации, позволяющее в любой момент времени и в любой уголок страны донести новости до всех жителей. Интеллектуальные передачи и культурные телеканалы способствуют развитию мышления, лучших качеств личности, повышают уровень образованности у молодого поколения и населения в целом. СМИ обеспечивают взаимное информирование властей и населения, а также снимают социальную напряжённость.

Существуют способы противостояния негативному воздействию. Необходимо на законодательном уровне рассмотреть минимальный процент показа научно-популярных, воспитательных и культурных передач и учебно-просветительских и спортивных каналов. Ужесточить меры наказания для телеканалов, нарушающих ст. 4 действующего Закона о СМИ, в которой говорится о запрете распространения передач, пропагандирующих насилие, агрессию и порнографию. Также не малую роль имеет такое направление в педагогике, как медиаобразование, изучающее массовые коммуникации. Это позволит подготовить молодых людей и подростков к жизни в современном информационном обществе, научит объективно воспринимать поступающую из СМИ информацию.

Подводя итог, можно утверждать, что телевидение, как элемент СМИ, оказывает колоссальное влияние на формирование личностных качеств молодежи. Для стабильного развития социума необходимо воспитывать в молодом поколении чувство патриотизма, альтруизма, соучастия в созидательной деятельности. Вместо этого телепрограммы пропагандируют западный образ жизни и западную систему ценностей, что приводит к дезориентации и разрушению традиционных ценностей российского общества и серьёзно подрывает его развитие. И эту проблему необходимо решать, привлекая СМИ, демонстрирующих примеры нравственного и физически здорового образа жизни соотечественников.

 

Список литературы:

  1. Мангейм К. Диагноз нашего времени [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://krotov.info/libr_min/13_m/an/heim3.html.
  2. Майерс Д. Изучаем социальную психологию [Электронный ресур] Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/meirs/22.php.