Статья:

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Конференция: XIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 3. Культурология

Выходные данные
Шубина А.С. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(13). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/6(13).pdf (дата обращения: 23.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 114 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Шубина Анна Сергеевна
студент Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, РФ, г. Брянск
Мороз Ирина Анатольевна
научный руководитель, преподаватель Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, РФ, г. Брянск

 

Изменения в современном мировом развитии настолько глубоки и значительны, что требуют комплексного анализа всех факторов, оказывающих влияние на исторический процесс. Пристального внимания заслуживает человеческое общение как явление, пронизывающее все стороны жизни общества. Оно является точкой пересечения сложных проблем современного мира. Его социальное содержание, направленность включенных в него людей существенным образом влияют на развитие общества и гуманизацию общественных отношений. Вне контактов с другими людьми человек не может представить себе жизни в обществе. Общение необходимо каждому, как воздух, которого не замечают, когда он есть.

Культура общения, всё, что связано с понятием «культура» сегодня чрезвычайно актуально. Духовное возрождение общества не может идти вне активной борьбы за культуру. Недаром Д.С. Лихачёв говорит, что за культуру нам ещё предстоят сражения, и прежде всего, каждому с самим собой [4, с. 254].

Целью статьи является исследование актуальных вопросов, связанных с проблемами становления и развития культуры человеческого общения, а также их важность и необходимость в современном обществе.

Главной характеристикой общения как деятельности является то, что через него человек строит свои отношения с другими людьми. Наверное, не надо тратить много слов на доказательство положения: чем бы ни был занят человек, какой бы профессией он ни обладал, он должен знать и понимать людей и их особенности, а на основе этого уметь с ними общаться.

Вся жизнь человека проходит в общении. Человек — существо социальное. Человеком (в духовном смысле) он становится, только приобретая навыки общения с другими людьми. Посредством общения происходит накопление человеком знаний о мире, осуществляется передача опыта от поколения к поколению, люди координируют свои действия относительно друг друга, тем самым объединяясь в единое целое — социум.

В процессе общения достигается взаимопонимание, слаженность, растёт способность прогнозировать поведение друг друга в тех или иных обстоятельствах или, наоборот возникают конфликты и моральные противоречия. Общение как процесс непосредственного установления межиндивидуальных связей и взаимодействий людей определяется системой конкретных общественных отношений. Оно, указывает Б.Г. Ананьев, всегда соответствует определённым, исторически сложившимся и социально необходимым формам коммуникаций [1, с. 114].

Отсутствие культуры общения разъединило людей, лишило их доброты, внесло в мировую культуру семена отчуждения, несогласия и национальной обособленности, привело человечество и мировую культуру к самоуничтожению. Это разъединение сказалось в отношениях между национальными культурами, между научной и гуманитарной интеллигенцией, между людьми разных профессий и различных взглядов на мир. Человеческие отношения приобрели рационалистический, «коммерческий» характер. У современного человека, занятого зарабатыванием денег, часто не хватает времени для общения с самыми близкими людьми, а, если общение и происходит, то бывает формальным, кратковременным, не несущим полезной информации.

Не секрет, что люди общаются друг с другом с какой-либо целью. Основная цель общения — это обмен информацией. Как от других (получение информации) так и к другим (передача информации). Очевидно, не всякие способы общения ведут к достижению этих целей. Например, Вам сложно будет получить информацию от человека, если Вы начнёте своё общение с оскорблений. Поскольку люди общаются достаточно давно, с тех пор, как стали разумными, то они обнаружили методом проб и ошибок, что различные способы общения можно ранжировать по степени их эффективности для достижения поставленных целей. Обнаруженное знание об эффективности разных способов ведения общения изучается, оформляется и закрепляется. Так рождается культура общения.

«…Смысл нашей жизни — счастье человеческого общения… — писал В. Сухомлинский. — Не в том счастье, чтоб замкнуться от людей, а в том, чтобы высшей нашей потребностью… была потребность в человеке» [5, с. 86].

Ценности культуры являются предметом общения, они имеют значение для многих людей, смысл жизни которых состоит в их самоутверждении в другом человеке.

Дефицит общения вызван многими причинами, начиная от дефицита культуры в личностных отношениях людей (стало даже бытовать выражение: встретимся по телефону) и кончая жизнью общества в целом. Западные социологи сообщают, что в американских семьях, где оба супруга работают, муж и жена успевают в течение дня побеседовать друг с другом не более четырёх минут. А на разговоры детей с родителями в таких семьях остаётся лишь тридцать секунд. Французский кинорежиссёр Ж.-Л. Годар говорил: «Люди перестали общаться, попросту интересоваться друг другом. Мне кажется, что сегодня люди более разобщены, чем несколько столетий назад. Мы сейчас ещё меньше знаем друг о друге, чем в средневековье» [2, с. 78].

Нужно научиться говорить без слов-паразитов, изучать и запоминать вежливые слова. Учиться правильно общаться можно и на ошибках других людей, чтобы самому их не допускать. Научиться применять жесты и мимику, не ущемляющие достоинства человека, чтобы они не были вульгарными. Умению общаться, развивать культуру общения нам приходится порой учиться всю жизнь.

Общение как способ творчества общественного человека связано с внешне наблюдаемой «обработкой людей людьми» и с внутренней работой человека над собой, которая представляет собой самообщение. Отсюда общение можно назвать в широком смысле культурой. Общение есть культура общества и культура личности.

Нехватка культуры человеческих отношений стала острейшей социальной проблемой, усиливает социальное одиночество. Одна из самых болезненных и драматических ситуаций в современном мире складывается, когда человек сиротеет, впадает в одиночество. В большую социальную проблему вырастает забота об одиноких людях. Это ставит перед обществом волнующий и принципиальный вопрос бескорыстного общения и гуманизации нашей жизни.

Культуре поведения, как и вообще культуре, надо настойчиво учить и столь же настойчиво учиться, не забывая о самосовершенствовании. Нельзя не прислушаться к В.П. Зинченко: «Культура непосредственна, искренна и скромна, а бескультурье расчётливо, притворно и нагло. Причина этого состоит в том, что культура первична, непреходяща, вечна, а бескультурье подражательно, преходяще, временно. Но ему при всём своём беспамятстве, больше, чем культуре, хочется в вечность» [3, с. 79].

Важнейшая заповедь человеческих взаимоотношений выражена в принципе: «во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте вы с ними». Эту заповедь Заратустра внушал огнепоклонникам в Персии три тысячи лет назад. Конфуций проповедовал её в Китае двадцать четыре столетия назад. Будда проповедовал её на берегах священного Ганга за пятьсот лет до рождения Христа. Иисус провозгласил эту заповедь среди каменистых холмов Иудеи двадцать столетий назад.

Культура проявляется в человеке через его действия и отношение к другим. Какой невосполнимый ущерб нанесли людям разобщённость, неоткровенность, внутренняя замкнутость! Один из семантических смыслов слова «культура» связан со словом «почтение». Но как зримо исчезло из жизни почтительное отношение друг к другу! А ведь в человеческом общении важны ещё и вежливость, терпимость, отсутствие капризности, раздражительности.

Дать правила на все случаи жизни невозможно, а практика общения показывает, что в реальной действительности человек не всегда поступает согласно предписаниям. Поэтому встаёт вопрос, почему люди вступают в контакты с другими так, а не иначе; почему избираемые ими способы общения не всегда соответствуют уровню развития общества и тому типу культуры, которая их взрастила.

Ответить на эти и подобные вопросы можно только с помощью философского знания. Поэтому издавна считалось, что культуре общения, или «искусству жизни» в обществе, может научить лишь философия, в которой, как полагал Цицерон, теория и практика слиты воедино. Философия никогда не давала свода правил поведения в обществе. Она формулировала лишь общие принципы культуры общения. Например, Демокрит считал, что «искусство жизни» состоит в умении хорошо мыслить, хорошо говорить и хорошо поступать.

Культура человеческих отношений расширяет и углубляет пространство жизни. Это общечеловеческий закон объективного характера, который направляет человека на то, чтобы строить своё духовное общение и интеллектуальные связи, формировать свой идейный уровень на такой высоте, чтобы его интересы были гармонично связаны с интересами других людей в рамках духовного и нравственного единения, обретения прочных связей и отношений. Низкая культура общения сказывается в неуважении людей друг к другу, в неумении ценить чужую мысль, а не только свои знания и свои идеи. Часто проявляются неуважение и зависть к интеллектуальному развитию, таланту, знаниям и опыту человека.

Запущенность и отсталость культуры общения привели к драматической ситуации, когда люди вообще разучились ценить и уважать иную личность. Истинная нравственность возможна только в культуре, полностью отрицающей агрессивность и насилие.

Низкий уровень культуры общения проявляется в неумении дискутировать, аргументировано спорить, доказывать свои взгляды, а не навязывать их, духовно угнетая оппонентов. Терпимость к другому мнению — такова норма жизни: научиться преодолевать непререкаемость своего «я», уметь спокойно выслушивать и понимать (даже не принимая!) различные суждения, достойно участвовать в спорах, уважать полемику, привыкать к ней. Дискуссии, диспуты, споры только тогда плодотворны, когда носят достойный, интеллигентный характер, когда участники владеют культурой полемики и творческие дискуссии не превращаются в политическую истерию. Естественно, этому необходимо учиться. В обществе еще не создалась та необходимая моральная атмосфера, когда дискуссия становится обычным, естественным, необходимым делом. Порою возникает огорчительное чувство, когда на глазах люди теряют свое человеческое лицо. Чтобы понять оппонента, следует его не только внимательно выслушать, но и быть способным воспринимать и усиливать его аргументы. Мы же часто утрачиваем чувство уважения к слову, относимся к нему слишком легкомысленно.

Взаимосвязь культуры и общения просматривается довольно отчетливо. Культура — условие и результат общения людей. Условие — потому что, не имея определенных знаний, люди не способны общаться друг с другом. Именно культура дает и средства общения — прежде всего, языки. Результат — так как только благодаря общению люди могут создавать, сохранять и развивать культуру. Культура — это поле человеческого общения. Она есть то, что связывает, объединяет людей.

Безусловно, интересным является исследование форм и способов коммуникации. Но поскольку сформулированный вопрос не является объектом данного исследования, то актуальным, на наш взгляд, является выделение роли средств массовой информации в общении современных людей. Никто не будет отрицать, что роль радио и телевидения в конце XX века значительно увеличилась, а начало XXI века связано с развитием компьютерных сетей. С одной стороны, можно выделить положительные стороны развития общения с помощью компьютера, так как у любого человека появилась возможность очень быстро контактировать с любым источником информации. Это заметно сокращает время при ожидании ответа на свой вопрос: месяцы ожидания при переписке в XIX веке сменились временем, когда в течение нескольких минут человек поучает интересующую его информацию. Тем более, он получает доступ к информации, не отправляясь в далекое путешествие.

С другой стороны, развитие средств массовой информации хотя и увеличивает количество контактов для общения с другими людьми, но очень часто такие контакты бывают односторонними, например, когда человек видит и слышит множество собеседников по телевизору. Подобное общение имеет опосредованный односторонний характер, человек в них пассивен, а его возможности обменяться с собеседниками своими мыслями весьма ограничены. Такое одностороннее общение нередко лишь способствует развитию чувства одиночества. Поэтому можно сформулировать парадокс современной культуры — огромная масса контактов и вместе с тем дефицит общения.

Многих волнует вопрос: почему происходит деформация культуры общения? Где истоки и корни этого явления? По нашему мнению, это связано с жизнью общества, с теми негативными явлениями, которые имели в нём место и лишали людей человечности, сочувствия, сострадания. Культура призвана вырабатывать «кислород человечности». На неё возложено «производство человечности», способной наводить мосты через пропасти враждебного отчуждения. Ярким примером проявления высокого человеческого духа могут служить события в блокадном Ленинграде. В то трагическое время многие стали писать стихи, люди потянулись к книге, стали вести дневники. Таков был результат высокого человеческого напряжения и социального оптимизма.

Человеку следует задуматься, остановиться и оглянуться на пройденный путь. Слишком многие и думают, и говорят торопливо: нас захлёстывает суета, проявляются неведомые ранее обманчивые представления, искажающие ценности жизни. Вовремя остановиться, оглядеться. Это полезно для того, чтобы понять утраченные ценности. Излишняя поспешность, необдуманность действий и решений, особенно в сфере духовной, — опасны большими издержками. Человек часто растрачивает себя на тысячу мнимых дел, обедняя свою жизнь. Поэтому, несмотря на все особенности нынешнего насыщенного стремительного века, по-прежнему главной ценностью современного человека остается ценность человеческого общения.

 

Список литературы:

  1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб.: Наука, 2001. 272 с. (Серия «Мастера психологии»).
  2. Годар Ж.-Л. Человек и мир культуры / Отв. ред. А.И. Арнольдов. М.: Юнити, 1992. 62 с.
  3. Зинченко В.П. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994. 304 с.
  4. Лихачев Д.С. Русская культура. М.: Искусство, 2000. 440 с.
  5. Сухомлинский В.А. Человек и мир культуры. Введение в культурологию / Отв. ред. А.И. Арнольдов. М.: Просвещение, 1992. 113 с.