Статья:

ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК ФОРМА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО КУРСУ «МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»

Конференция: XIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 6. Педагогика

Выходные данные
Овчинникова В.В., Яровая О.И. ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК ФОРМА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО КУРСУ «МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ» // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(13). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/6(13).pdf (дата обращения: 03.08.2020)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 90 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК ФОРМА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО КУРСУ «МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»

Овчинникова Виктория Валерьевна
студент 3 курса, факультета Педагогики и психологии (дошкольной) ЕГУ им. И.А. Бунина, РФ, г. Елец
Яровая Ольга Ивановна
студент 3 курса, факультета Педагогики и психологии (дошкольной) ЕГУ им. И.А. Бунина, РФ, г. Елец
Бакаева Ольга Николаевна
научный руководитель, преподаватель, канд. пед. наук, доц. ЕГУ им. И.А. Бунина, РФ, г. Елец

 

«Методология и методика психолого-педагогических исследований» — составная часть философии, психологии и педагогики. Подготовка бакалавриантов, изучающих данный курс в вузе, характеризуется формированием общекультурных и профессиональных компетенций. Считаем, что это возможно только в том случае если педагог в процессе преподавания «Методологии и методики психолого-педагогических исследований» использует интерактивные методы обучения, в частности деловую игру. Как вид деятельности и форма обучения она представляет интерес для многих исследователей (Р. Акофф, К.Ч. Абт, А.А. Вербицкий, Г. Дюпюи, В.М. Ефимов, И.С. Ладенко, И.Н. Сыроежин, В.А. Сластенин, А.А. Тюков, Г.П. Щедровицкий и др.). По своей сути деловая игра — это методически отработанная процедура организации познавательной деятельности будущих бакалавров в форме игры, позволяющая поставить их в условную ситуацию, задаваемую имитационной моделью обучения, и требующая выполнения игровых действий. И в тоже время, обучающиеся остаются в режиме учебного процесса, выполняют реальные действия, т. е. анализируют, отбирают данные, формулируют цель, ставят и решают задачи и при этом находятся в активном взаимодействии с другими членами группы — партнерами по игре. Главным достоинством такой формы обучения является то, что все эти действия подчинены логике совместной игры на основе имитационной модели образовательной среды и логике деятельности. При этом активность в деловой игре исходит не от преподавателя, который выступает в роли координатора и арбитра, а от партнеров по игре. Чем меньше педагог вмешивается в игровой процесс, тем больше в нем признаков самоорганизации и саморегуляции, а, следовательно, тем выше его педагогическая ценность. Деловая игра является основным инструментом коллективного анализа, требующего от всех ее участников проявления совместных усилий, речевого оформления их мыслей и обмена информацией. Помимо этого она сочетает в себе признаки учебной и профессиональной деятельности, т. е. мотивация, интерес и эмоциональный статус участников игры определяется широкими возможностями для формулирования цели, общения на проблемно представленном материале и тем самым развития профессионального творческого мышления. В процессе игры действия игроков приобретают смысл поступков формирующих социальные и профессиональные черты характера. Таким образом, деловая игра позволяет смоделировать более адекватные по сравнению с традиционными формами обучения условия для личностного роста профессионала, способствуя развитию у обучаемых речевых навыков и умений, мировоззренческих позиций, необходимых им для дальнейшей практической деятельности.

Приведем пример конспекта практического занятия — деловой игры в форме судебного заседания на тему: «Наблюдение и эксперимент как основные методы психолого-педагогического исследования», разработанный Овчинниковой Викторией и Яровой Ольгой.

Цель деловой игры: формирование у бакалавриантов профессиональной компетентности в области применения основных методов научного исследования.

Участники игры: секретарь, судья, участники процесса (профессор Лабораторный Н.П., использующий только эксперимент и профессор Любопытный А.П., использующий на практике наблюдение), свидетели, независимый эксперт.

Ход игры:

Секретарь: Прошу всех встать, суд идет!

Судья: Прошу садиться. Судебное заседание объявляется открытым. Слушается дело об основных методах исследования наблюдении и эксперименте, в процессе которого будут рассмотрены позиции сторон, все ли явились на судебное заседание?

Секретарь: Да, Ваша честь. Все вызванные лица явились и находятся в зале суда.

Судья: Устанавливаются данные об участниках процесса. Профессор Любопытный Александр Петрович, Вы используете в своей деятельности только наблюдение как основной метод исследования?

Профессор Любопытный: Да, Ваша честь.

Судья: Профессор Лабораторный Николай Павлович, Вы использующий только эксперимент в качестве основного исследовательского метода?

Профессор Лабораторный: Да, ваша честь.

Судья: Прошу установить права и обязанности обеих сторон.

Секретарь: Лица, участвующие в деле, имеют права: предоставлять суду неопровержимые доказательства; знакомиться с материалами дела; задавать вопросы другим лицам, участвующим в процессе; давать объяснения суду; приводить свои доводы; возражать против доводов других лиц.

Судья: Суд переходит к рассмотрению дела. Слово предоставляется профессору Лабораторному Н.П. Николай Петрович поясните суду, что такое эксперимент, дайте ему характеристику как основному психолого-педагогическому методу.

Пр. Лабораторный: Уважаемый суд! Эксперимент — это основной метод исследования. В своих исследованиях чаще всего использую эксперимент, так как считаю что это самый объективный способ изучения любой проблемы, как нельзя лучше помогает увидеть все тонкости изучаемого явления и влияющие на него факторы. (Дает определение эксперимента). В нем всегда создается некая искусственно ситуация, выделяются причины изучаемых явлений, строго контролируются и оцениваются следствия этих причин. Выясняются связи между исследуемыми явлениями. Не будем забывать, что эксперимент используется во многих науках, поэтому я считаю, что он полностью доказал свою эффективность и универсальность для общественных наук.

Судья: Что вы понимаете под организацией эксперимента и, какова его процедура?

Пр. Лабораторный: Чтобы не быть голословным, наглядно продемонстрирую процедуру эксперимента. Внимание на экран. (Демонстрируется фрагмент сюжета представленного на сайте http://www.youtube.com/watch?v=CY1u8Pc43IM). Мы видим, что для эксперимента были созданы специальные условия, организованно место, разъяснены правила и исследователь предпринял меры для того чтобы, дети вели себя как можно естественнее и проявили важную для исследователя стратегию поведения. Но это лишь модель эксперимента для понимания основных черт, существует различный способ организации в зависимости от вида эксперимента. Напомню, что положительным моментом эксперимента является то, что исследователь сам вызывает желаемое явление и провоцирует причины, влияющие на него.

Судья: Исследователь, создавая условия эксперимента, может изменять их по своему усмотрению и не сообщать об истинной цели? Соблюдаются ли при этом права участников эксперимента?

Пр. Лабораторный: Нет, исследователь изменяет условия не по своему желанию, а в соответствии с целью эксперимента, задача экспериментального варьирования условий при эксперименте состоит в том, чтобы выяснить единственно верные причинно-следственные связи, и исключить влияние других факторов, для чистоты выводов. Что касается участников эксперимента, они могут в любой момент отказаться от участия в нем, тем более, исследователь несет ответственность за этическую и тактическую составляющие эксперимента.

Судья: Можете садиться.

Пр. Лабораторный: Спасибо, Ваша честь.

Судья: Слово предоставляется профессору Любопытному А.П.

Пр. Любопытный: Спасибо, ваша честь. Я, как и мой коллега, для начала разъясню, что собой представляет наблюдение. (Дает определение наблюдения). Хочу заметить, что наблюдение, несмотря, на то, что выступает, как самостоятельный метод, может сочетаться с другими методами исследования и лежать в основе любого эксперимента. Я, как ученый, постоянно пользующийся наблюдением, могу сказать, что это самый распространенный, проверенный и необходимый метод. У меня также имеются вещественные доказательства.

Судья: Секретарь, прошу показать вещественные доказательства. (Демонстрируется фрагмент видеоматериала представленного на сайте http://www.youtube.com/watch?v=_t4bsHPVztE).

Пр. Любопытный: Мы с вами увидели, что данный метод прост в использовании и очень удобен, так как не создается никаких специальных условий, более того, исследователь не вмешивается в процесс наблюдения и может непосредственно изучать необходимое явление, не стесняя в действиях наблюдаемых. Также прошу суд учесть, что это древнейший метод, сохранивший свою значимость и на сегодняшний день.

Судья: Чем наблюдение отличается от обычного созерцания действительности?

Пр. Любопытный: Наблюдение всегда проводится по определенному плану и имеет определенную цель. Оно оснащено предметными средствами для осуществления процесса и фиксации результатов. Кроме того наблюдение может осуществляться в различных условиях, использоваться с определенной целью (например, для выявления характерных признаков явления, поведения детей во время игры и т д.), что позволяет исследователю изучить особенности развития детей, их личностные качества и т д.

Судья: Какие существуют способы фиксация наблюдения, ведь надеяться только на свою память исследователь не может?

Пр. Любопытный: Да, ваша честь. Способов фиксации наблюдения, как и других методов исследования, много. Самым распространенным является протокольная запись, где фиксируется все, что увидел исследователь. Также возможно использование записывающей аппаратуры (видеокамера, фотоаппарат, диктофон). При длительном (лонгитюдном) наблюдении исследователь ведет дневник. Примером дневниковых записей служат работы В. Мухиной и Н. Менчинской. У опытных исследователей вырабатывается наблюдательность, и они легко выделяет нужные ему факты, отбрасывая детали и малозначительную информацию.

Судья: Спасибо. Переходим к опросу свидетелей. Слово предоставляется первому свидетелю. Вы выступаете в защиту эксперимента?

Свидетель 1: Да, Ваша честь. Хочу представить суду требования к эксперименту (Рассказывает).

Судья: Эксперимент не такой уж идеальный метод и с его помощью не всегда можно получить достоверные результаты?

Свидетель 1: С этой целью эксперимент повторяется несколько раз, к тому же существуют требования репрезентативности и статистической значимости, при соблюдении которых погрешности сводятся к минимуму.

Судья: Спасибо. Слово предоставляется следующему свидетелю.

Свидетель 2: Да, Ваша честь. Я представлю информацию о классификации эксперимента. (Рассказывает о видах эксперимента).

Пр. Любопытный: Прошу суд заметить, что наблюдение и естественный эксперимент имеют общие черты, несмотря на то, что мой оппонент заявляет об уникальности своего метода.

Судья: Суд учтёт Ваше замечание. Скажите свидетель, какой вид эксперимента, по Вашему мнению, является самым распространенным в научных исследованиях?

Свидетель 2: По-моему, это педагогический эксперимент, поскольку он лежит в основе любого психолого-педагогического исследования.

Судья: Спасибо, следующий свидетель, даст характеристику педагогическому эксперименту.

Свидетель 3: Да, Ваша честь. Я дам характеристику комплексности педагогического эксперимента. (Рассказывает).

Судья: Поясните суду, педагогический эксперимент включает в себя целый комплекс взаимосвязанных методов? И какие методы применяются на разных этапах педагогического эксперимента?

Свидетель: Да, Ваша честь. Применение методов зависит от цели исследования, если она диагностическая, то применяются исследовательские методы, если обучающая, то возникает необходимость в использовании методов обучения и т. д. На констатирующем и контрольном этапах исследования организуется и наблюдение. Но не стоит забывать, что педагогический эксперимент — это комплексный метод, на котором строится большинство психолого-педагогических исследований, и для достоверности фактов и полноты информации важно как можно лучше изучить проблему, поэтому имеют место применение разных групп методов.

Судья: Спасибо. Приглашаются свидетели со стороны наблюдения.

Свидетель 4: Я хотел бы рассказать о видах наблюдения. (Рассказывает).

Пр. Лабораторный: Мой свидетель доказал важность эксперимента и его роли в психолого-педагогических исследованиях. А как обстоит дело с наблюдением?

Свидетель 4: Наблюдение важнейший метод исследованяи особенностей развития детей дошкольного возраста. Маленький ребенок не может быть участником экспериментов, не в состоянии дать словесный отчет о своих действиях, мыслях, эмоциях и поступках. Наблюдение может выступать как самостоятельный метод и может сочетаться с другими, например, в методике Таблицы развития А. Гезелла, методике Э. Фрухта, методике наблюдения за «трудным» поведением Д. Лешли и др. Таким образом, метод наблюдения не менее важен, чем эксперимент. Он служит отправной точкой во многих исследованиях.

Судья: Спасибо. Слово предоставляется следующему свидетелю.

Свидетель 5: Ваша честь, я расскажу о требованиях к наблюдению. (Рассказывает).

Судья: Спасибо. Мы выслушали всех свидетелей. Есть дополнения или замечания? Если нет, то переходим к прениям сторон. Профессор Лабораторный, в чем вы обвиняете наблюдение?

Пр. Лабораторный: Уважаемый суд! Прошу заметить, что недостатком наблюдения является его субъективность, так как нам известно, что в психологии и педагогике существуют такие феноменах как «эффект ореола», «эффект контрастных представлений», «эффекты первичности и новизны». Вместе с этим, пассивную роль наблюдателя, которую оппонент представляет как достоинство, является еще и недостатком, так как невозможно в точности утверждать взаимосвязь между причинами и явлениями. Также невозможно наблюдать одно и то же явление в одинаковых условиях, и невозможно повторить его. В свете всего этого, хочу представить доказательство, чтобы убедить суд. Внимание на экран. (Демонстрируется видеофрагмент «Оптические иллюзии» представленного на сайте http://www.ideafixa.com/wp-content/uploads/2012/08/I-08.jpg, http://fotogaleri.ntvmsnbc.com/Assets/PhotoGallery/Pictures/0000091906.jpg).

Каждый человек видит здесь разный сюжет, что подтверждает субъективность восприятия, которое может сильно повлиять на выводы, тем более, что существует многозначность связей одного и того же явления с психическими реакциями наблюдаемого.

Судья: Пр. Любопытный, Вы согласны с заявленными обвинениями?

Пр. Любопытный: Уважаемый суд, некоторые доводы моего оппонента обоснованы, однако, нужно следовать плану наблюдения, правильно организовывать наблюдения и соблюдать требования, не будем забывать, что наблюдение должен вести опытный исследователь, обладающий знаниями и умениями в этой области, ведь он не просто фиксирует, но и анализирует информацию, уточняет ее.

Судья: В чём Вы обвиняете эксперимент?

Пр. Любопытный: Уважаемый суд! В первую очередь хочу обратить внимание на то, что наблюдение проводится в естественных условиях, которые помогают точнее отследить действия личности, так как она ведет себя непринужденно. Что касается эксперимента, могу сказать, что, в присутствии экспериментатора поведение ребенка меняется и, в следствие чего, получаем недостоверные результаты. К тому же, процесс создания специальных условий достаточно трудоемкий. Не будем забывать, что эксперимент своим вмешательством в процесс может оставить неизгладимый след в действиях и поступках испытуемых. Результат некоторых экспериментов предсказуем, а порой даже жесток, что нарушает принцип гуманности. В подтверждение своих слов хочу предоставить доказательство. (Демонстрируется видеофрагмент о стэнфордском тюремном эксперименте, представленном на сайте http://www.youtube.com/watch?v=2Zb-SlFTXJE). Данный материал, подтверждает факт сложной организации процесса, а иногда и опасности эксперимента.

Судья: Пр. Лабораторный, Вы согласны с обвинением?

Пр. Лабораторный: Нет, Ваша честь. Не стоит возводить в правило единичный случай, существует определённые этические требования, которым нужно следовать.

Судья: У вас все? (Да). Слово предоставляется независимому эксперту Рассудилову Илье Васильевичу, прошу Вас дать показания, которые помогут суду определиться с вердиктом. Вы выслушали все доводы сторон и доказательства по делу. Прошу ответить вас на вопросы: Можно ли считать наблюдение или эксперимент одним единственно верным методом исследования? Можно ли их использовать изолированно друг от друга?

Рассудилов: Уважаемый суд! Проанализировав все вышесказанное, имея богатый опыт использования этих методов, могу сказать, что и наблюдение и эксперимент могут использоваться для реализации своей цели, но что особенно важно комплексное их применение даст наибольший эффект. В частности, на констатирующем и контрольном этапах педагогического эксперимента применяются различные группы исследовательских методов (основные и вспомогательные). К тому же, можно снизить недостатки этих методов, если соблюдать справедливые требования, которые были нам представлены. В частности, могу заметить, что наблюдение незаменимо на начальном этапе исследования, а эксперимент является важнейшим фактором в доказательстве гипотезы исследования. К тому же нам уже доказали, что оба метода являются незаменимыми в психолого-педагогических исследованиях.

Судья: У вас все? (Да). Судебное заседание объявляется закрытым.

Секретарь: Прошу всех встать. Провозглашается вердикт.

Судья: Изучив материалы дела, выслушав доводы сторон, рассмотрев доказательства, учитывая мнения независимого эксперта, опираясь на психолого-педагогическую литературу и опыт предыдущих поколений, суд постановил: примирить стороны, обратить внимание на то, что для получения достоверных результатов исследования необходимо использовать оба метода во взаимосвязи и взаимодополнении, что позволит скрыть их недостатки и значительно повысить эффективность эмпирических материалов. Прошу садиться. Сторонам решение понятно? (Да, да). Дело считать закрытым.

Секретарь: Прошу всех встать. Судебное заседание объявляется закрытым.

 

Список литературы:

  1. Бакаева О.Н. Практические и семинарские занятия по курсу «Методология и методика психолого-педагогических исследований: учебно-методическое пособие. Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2006. — 93 с.
  2. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие. М.: Академия, 2006. — 208 с.
  3. Никандров В.В. Наблюдение и эксперимент в психологии: учеб. пособие. СПб: «Речь», 2003. — 78 с.